СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задания по теме "Безударные гласные в корне слова" 5 класс УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовойнцовой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены:

- алгоритм  применения правила и  набор компетентностно-ориентированных заданий по теме "Безударные гласные в корне слова"

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания по теме "Безударные гласные в корне слова" 5 класс УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовойнцовой»

Лукина Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ «Верхнегородковская СОШ»

п. Комарихинский, г. Чусового,

Пермского края

Алгоритм применения правила для урока обобщения по правописанию + система обобщающих упражнений

(Учебник Русский язык в 2-х частях Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение - 2015 г.)

Тема «Правописание гласных в корне слова» 5 класс.

П равописание гласных в корне



Проверяемые Чередующиеся Непроверяемые

Тема «Безударные гласные в корне» предполагает изучение трех видов орфограмм: гласные, проверяемые ударением, гласные, не проверяемые ударением, и чередующиеся гласные и требует особого внимания на любом уровне обучения: знакомство с темой в начальной школе, более полное изучение в 5 классе, закрепление и повторение в среднем звене и в старших классах.



Алгоритм проверки безударных гласных в корне слова

  1. О тносится ли корень к чередующимся?

Да Нет

С мотри таблицы 2. Есть ли проверочное слово?

Да Нет

Поставь под ударение Проверь по словарю +

запомни


Правописание гласных в чередующихся корнях

Тип орфограммы

Правило

Пример

- раст(-раш)/ -рос

А- перер ст, ш;

О- в остальных случаях;

Исключения ростовщик, росток, отрасль,

Растение-наращение-заросли

- кас / -кос

Если за корнем стоит суффикс -а

Касаться - коснуться

-лаг / - лож

А-перед г, о- перед ж

Слагаемой - сложение

-бир /-бер

-мир /-мер

-пир /-пер

-дир /-дер

-тир /-тер

-блист /-блест

-стил /-стел

И- если суффикс а

Е – в остальных случаях.

Убирать - уберет

Умирать – умереть

Упираться - отпереть

Отдирать – отдерет

Натирать – натереть

Блистать – блеснуть

Настилать -настелить


На уроках по повторению / обобщению безударных гласных в корне компетентностно - ориентированные задания (КОЗы) могут быть направлены на отработку следующих умений:

-определять причины различия безударных гласных;

-применять разные способы проверки проверяемых гласных;

-находить среди предложенных правильно подобранные проверочные слова;

-составлять алгоритм проверки гласных и обосновывать свой ответ;

-уметь классифицировать корни с безударной гласной; анализировать языковой материал и систематизировать его.



Задание 1. Лингвистические задачи

1.1. Разговор на перемене:

Маша: «Нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной – и всё».

«Нет, Маша, не всё так просто. Если будешь пользоваться этим способом проверки, можешь допустить много ошибок».

Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики, и , распределяя примеры.

Пр..токол, укр..тить, ст..рожка, ум..рать, р..внение, к..т..лог, к..сить, к..сание, пр..оритет, пром..кашка, к..согор, к..нкурент

Безударные гласные



? ? ?

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3.

4. 4. 4.

1.2. Разговор на перемене двух учениц.

– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!

– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.

– Поможешь мне?

Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».

Алгоритм:

  1. Выделяем корень.

  2. ?

  3. ?

  4. Вставляем букву.

Прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу,заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, , обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю зам..реть от восторга, зам..рать от счастья.

Задание 2

Проверка умения различать группы корней с чередованием гласной.

Прибегните к классификации корней в данных словах и «решите» пропорции, выполнив задание по аналогии.

  1. р..сли предл..гать 2) изл..гать р..сток

_____ = _________ ________ = ________

р..стение ? изл..жить ?

Задание 3

Найдите четвёртое лишнее. Объясните своё решение.

1.Росистый, вырос, заросли, отрасль.

2.Коснулся, касается, косичка, прикосновение.

4.Прим..рять, ум..рать, ум..реть, зам..рло..

5.Ложка, проложить, наложение, предложение

Задание 4

Существует несколько способов проверки безударных гласных в корне слова. Проанализируйте слова и сгруппируйте их по способам проверки. Выпишите из них те, которые можно проверить подбором формы слова, подбором однокоренного слова:

Постройте ответ в виде устного рассуждения.

Прим..рять врагов, исп..лнял сам, к..лол дрова, н..сить воду, ст..рал бельё, перехв..тить взгляд, напугать д..тей, красивыми цв..тами, д..лекая родина,

Задание 5

Соотнесите слова с пропущенными гласными в корне с проверочными.

1 Хв..стливый

А хвост

Б хвастаться

2 к..менистый

А камень

Б ком

3 м..ролюбивый

А мера

Б мир

4 укр..шать

А крошечный

Б красящий

В кросс

Г прекрасный

Д кроткий

5 кр..евой

А край

Б кройка

6 м..нер

А мина

Б мена

7 изв..те

А вена

Б безвинный

8 пок…зание

А козы

Б рассказ

В показывать

Запиши ответ в таблицу

1

2

3

4

5

6

7

8










Задание 6 «Коллекция ошибок»

Обычно детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова. Внимание в этом случае акцентируется на конкретном месте в слове. Интересен обратный вариант, когда пропусков нет, но допущены ошибки, которые нужно исправить.

1.Одуванчик залатой

Постарел и стал сидой.

А как только посидел,

Вместе с ветром улител.

2.Милкий дождик в день туманный

Называют измарозь,

Снежный иней из тумана

Рассыпает измарось.

Докажи, что в транскрипции [пъс'ид'эл] «скрыто» два слова. Выпишите их.

Какое из них использовано в первом тексте? Что изменится, если одно слово употребить вместо другого? Сделай вывод. В каких словах не должно быть допущено ошибок? Почему?

Задание 7. Лингвистическое исследование (разрешение проблемной ситуации). Задание повышенной сложности.

Вспомните все виды безударных гласных в корне слова. В данных предложениях глаголы стирала и стирал отнесено к разным орфограммам. Объясни почему? Какое исследование можно провести, чтобы объяснить выбор орфограммы? Проведите его, используя необходимые справочные пособия, словари, включая электронные. Запишите алгоритм исследования. Свой вывод оформите в виде лингвистического сочинения.

Мама стирала белье.

Ученик стирал резинкой линию в тетради.

Задание 8

Цель: учащийся должен продемонстрировать следующие умения:

-классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; корни с непроверяемой гласной; корни с чередующейся гласной);

-выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря);

-аргументировать свой выбор.

Восстановите схему и запишите пропущенную часть. Распределите слова по графам таблицы. Объясните, почему в первом столбике должны быть записаны пары слов, а во втором и третьем отдельные слова. Дополните каждую графу тремя примерами.



Гласные

Непроверяемые безударные гласные корня


Леса' - ле'с

горизонт

собирать

Д..лекий, пом..риться, к..нфета, соб…решься, л..ловый, м..гучий, расст..лает, в..ртикаль, заж..гают, вб..гают. з…лотистый.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!