Лукина Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
п. Комарихинский, г. Чусового,
Пермского края
Алгоритм применения правила для урока обобщения по правописанию + система обобщающих упражнений
(Учебник Русский язык в 2-х частях Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение - 2015 г.)
Тема «Правописание гласных в корне слова» 5 класс.
П равописание гласных в корне
Проверяемые Чередующиеся Непроверяемые
Тема «Безударные гласные в корне» предполагает изучение трех видов орфограмм: гласные, проверяемые ударением, гласные, не проверяемые ударением, и чередующиеся гласные и требует особого внимания на любом уровне обучения: знакомство с темой в начальной школе, более полное изучение в 5 классе, закрепление и повторение в среднем звене и в старших классах.
Алгоритм проверки безударных гласных в корне слова
О тносится ли корень к чередующимся?
Да Нет
С мотри таблицы 2. Есть ли проверочное слово?
Да Нет
Поставь под ударение Проверь по словарю +
запомни
Правописание гласных в чередующихся корнях
Тип орфограммы | Правило | Пример |
- раст(-раш)/ -рос | А- перер ст, ш; О- в остальных случаях; Исключения ростовщик, росток, отрасль, | Растение-наращение-заросли |
- кас / -кос | Если за корнем стоит суффикс -а | Касаться - коснуться |
-лаг / - лож | А-перед г, о- перед ж | Слагаемой - сложение |
-бир /-бер -мир /-мер -пир /-пер -дир /-дер -тир /-тер -блист /-блест -стил /-стел | И- если суффикс а Е – в остальных случаях. | Убирать - уберет Умирать – умереть Упираться - отпереть Отдирать – отдерет Натирать – натереть Блистать – блеснуть Настилать -настелить |
На уроках по повторению / обобщению безударных гласных в корне компетентностно - ориентированные задания (КОЗы) могут быть направлены на отработку следующих умений:
-определять причины различия безударных гласных;
-применять разные способы проверки проверяемых гласных;
-находить среди предложенных правильно подобранные проверочные слова;
-составлять алгоритм проверки гласных и обосновывать свой ответ;
-уметь классифицировать корни с безударной гласной; анализировать языковой материал и систематизировать его.
Задание 1. Лингвистические задачи
1.1. Разговор на перемене:
Маша: «Нет ничего проще, чем проверить гласную в корне. Подбирай проверочное слово с ударной гласной – и всё».
«Нет, Маша, не всё так просто. Если будешь пользоваться этим способом проверки, можешь допустить много ошибок».
Кто прав? Сформулируйте причины различия безударных гласных в корне. Оформите результаты в виде таблицы, озаглавив столбики, и , распределяя примеры.
Пр..токол, укр..тить, ст..рожка, ум..рать, р..внение, к..т..лог, к..сить, к..сание, пр..оритет, пром..кашка, к..согор, к..нкурент
Безударные гласные
? ? ?
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
4. 4. 4.
1.2. Разговор на перемене двух учениц.
– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!
– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.
– Поможешь мне?
Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Алгоритм:
Выделяем корень.
?
?
Вставляем букву.
Прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу,заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, , обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю зам..реть от восторга, зам..рать от счастья.
Задание 2
Проверка умения различать группы корней с чередованием гласной.
Прибегните к классификации корней в данных словах и «решите» пропорции, выполнив задание по аналогии.
р..сли предл..гать 2) изл..гать р..сток
_____ = _________ ________ = ________
р..стение ? изл..жить ?
Задание 3
Найдите четвёртое лишнее. Объясните своё решение.
1.Росистый, вырос, заросли, отрасль.
2.Коснулся, касается, косичка, прикосновение.
4.Прим..рять, ум..рать, ум..реть, зам..рло..
5.Ложка, проложить, наложение, предложение
Задание 4
Существует несколько способов проверки безударных гласных в корне слова. Проанализируйте слова и сгруппируйте их по способам проверки. Выпишите из них те, которые можно проверить подбором формы слова, подбором однокоренного слова:
Постройте ответ в виде устного рассуждения.
Прим..рять врагов, исп..лнял сам, к..лол дрова, н..сить воду, ст..рал бельё, перехв..тить взгляд, напугать д..тей, красивыми цв..тами, д..лекая родина,
Задание 5
Соотнесите слова с пропущенными гласными в корне с проверочными.
1 Хв..стливый | А хвост Б хвастаться |
2 к..менистый | А камень Б ком |
3 м..ролюбивый | А мера Б мир |
4 укр..шать | А крошечный Б красящий В кросс Г прекрасный Д кроткий |
5 кр..евой | А край Б кройка |
6 м..нер | А мина Б мена |
7 изв..те | А вена Б безвинный |
8 пок…зание | А козы Б рассказ В показывать |
Запиши ответ в таблицу
Задание 6 «Коллекция ошибок»
Обычно детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова. Внимание в этом случае акцентируется на конкретном месте в слове. Интересен обратный вариант, когда пропусков нет, но допущены ошибки, которые нужно исправить.
1.Одуванчик залатой
Постарел и стал сидой.
А как только посидел,
Вместе с ветром улител.
2.Милкий дождик в день туманный
Называют измарозь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измарось.
Докажи, что в транскрипции [пъс'ид'эл] «скрыто» два слова. Выпишите их.
Какое из них использовано в первом тексте? Что изменится, если одно слово употребить вместо другого? Сделай вывод. В каких словах не должно быть допущено ошибок? Почему?
Задание 7. Лингвистическое исследование (разрешение проблемной ситуации). Задание повышенной сложности.
Вспомните все виды безударных гласных в корне слова. В данных предложениях глаголы стирала и стирал отнесено к разным орфограммам. Объясни почему? Какое исследование можно провести, чтобы объяснить выбор орфограммы? Проведите его, используя необходимые справочные пособия, словари, включая электронные. Запишите алгоритм исследования. Свой вывод оформите в виде лингвистического сочинения.
Мама стирала белье.
Ученик стирал резинкой линию в тетради.
Задание 8
Цель: учащийся должен продемонстрировать следующие умения:
-классифицировать корни с безударной гласной (корни с гласной, проверяемой ударением; корни с непроверяемой гласной; корни с чередующейся гласной);
-выбирать гласную (с помощью подбора проверочного слова, нужного правила или орфографического словаря);
-аргументировать свой выбор.
Восстановите схему и запишите пропущенную часть. Распределите слова по графам таблицы. Объясните, почему в первом столбике должны быть записаны пары слов, а во втором и третьем отдельные слова. Дополните каждую графу тремя примерами.
Гласные |
| Непроверяемые безударные гласные корня | |
Леса' - ле'с | горизонт | собирать |
Д..лекий, пом..риться, к..нфета, соб…решься, л..ловый, м..гучий, расст..лает, в..ртикаль, заж..гают, вб..гают. з…лотистый.