КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
COMPETENCE APPROACH AND ITS ROLE IN MODERN HIGHER EDUCATION
Абдалиева Перисат Кошоевна / Abdalieva Perisat Koshoevna
преподаватель математики и информатики,кафедра информатики и математики, факультет журналистики и информационных систем, БГУ им. К.Карасаева г.Бишкек
teacher of mathematics and computer science,
Department of Informatics and Mathematics, Faculty of Journalism and Information Systems, BSU K. Karasaev, Bishkek
Аннотация: в статье рассматривается теория компетентностного подхода, являющегося методологической основой реализации государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Центральное место в статье занимает понятие «компетентностный подход», внедрение которого в образование способствует повышению качества подготовки профессиональных специалистов. Проведен анализ понятий «компетенция» и «компетентность» и их соотношения. Раскрывается смысл понятия «содержание образования».
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентности, компетенции, метакачества.
Abstract: the article considers the theory of competency-based approach, which is the methodological basis for the implementation of state educational standards of higher professional education. The central place in the article is occupied by the concept of “competency-based approach”, the introduction of which in education helps to improve the quality of training of professional specialists. The analysis of the concepts of "competence" and "competence" and their relationship. The meaning of the concept “content of education” is revealed.
Key words: competency-based approach, competencies, competences, meta-quality.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт.
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.[1]
Понятие «компетентностный подход» получило распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации высшего образования. А к вопросам теории компетентностного подхода особенно возрос интерес в период перехода к реализации государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования.
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [2].
По мнению О. Е. Лебедева, компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [3].
Первоначально, когда в начале 80-х годов прошлого века в педагогике зародилась идея компетентностного подхода, речь шла не о подходе, а о компетентности, профессиональной компетентности, профессиональных компетенциях личности как цели и результате образования. О. А. Игумнов отмечает, что компетентность в самом широком смысле в то время понималась как «углубленное знание предмета или освоенное умение» [4].
Неоднозначной проблемой в современном образовании остается проблема компетентностного подхода. Это подтверждается активностью, с которой преподавательское сообщество обсуждает данный феномен на порталах и форумах высшего образования, на страницах педагогических журналов, об этом говорят результаты практических конференций разного уровня.
Очевидно, что сегодня высшая школа должна обеспечить страну специалистами, умеющими мыслить критически, являющимися хорошо информированными и глубоко мотивированными гражданами, готовыми взять на себя ответственность, способными к анализу общественной проблематики, к решению проблем, стоящих перед обществом.
Компетентностный подход обуславливает ориентирование высшего образования на развитие личностных и профессиональных качеств выпускника, с помощь которых он может реализовать себя в непрерывно развивающейся действительности.
Новая парадигма образования на первый план выводит не оценку усвоенных знаний и умений, а степень сформированности профессиональных и общекультурных компетенций, реализуя это посредством решения ситуационных учебных заданий. Между тем, как отмечается в коллективной работе «Сущность и содержание компетентностного подхода», сфера проблематизации образования с формирования конкретного человека переходит к способам организации образовательных систем [5].
Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
Компетенции сформированные способности.
Психофизиологические способности. (свойство личности)
Само установки, мотивация и другие формируемые свойства личности
Знание, умение, навыки (результаты обучения)
Выполнение учебных заданий, профессиональная деятельность и другие наблюдаемые проявления полученной подготовки.
Рассматривая сущность компетентностного подхода, необходимо остановиться на понятии «компетентность». В отечественной традиции, - отмечает М.И. Гаврилова, - наиболее приближенными к рассматриваемому понятию являются термины «трудовой (кадровый) потенциал», «квалификационный потенциал» [6]. Что верно, когда речь идет об управлении.
Области образования в большей степени соответствуют определения А.В. Хуторского («компетентный человек - это человек, обладающий соответствующими знаниями в определенной области, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [7]) и И.А. Зимней («опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, интеллектуально и личностно обусловленный, основывающийся на знаниях» [8]).
Компетентностью, таким образом, является интегративное качество личности, проявляемое в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
С конца 80-х годов XX века такими исследователями, как Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), Спенсер Л. и Спенсер С. (США), В. Вестер (Голландия), А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман и др., анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей.
Анализ работ, в которых исследуется проблема компетентстного подхода, позволяет выделить три принципа, лежащих в его основе:
- гуманное отношение к личности;
- образование должно основываться на базовых знаниях и соответствующих умениях, на способах обучения, навыках;
- содержание образования должны составлять важные и необходимые (не второстепенные!) знания. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки.
Каковы же причины и факторы, побуждающие к переходу от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетентностному?
Вектором экономического развития XXI века является «дематериализация» труда и «интеллектуализация машин». При этом «квалификация» как явление и категория не вытесняется, но становится неадекватной мерой при прогнозировании результатов высшего образования.
Существовавшая до сих пор система образования сложилась в эпоху нового времени. Она основана на передаче знания о чем-то, то есть это знание всегда содержательно.
Новая европейская культура является культурой отраслевой, рациональной (каждое знание, каждая деятельность делятся на последовательность операций), монологичной (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристской (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все существует для чего-то). В данной логике квалификация, как результат профессиональной подготовки, подразумевает наличие у выпускника определенных профессиональных умений и навыков.
Однако, работодателям интересна не квалификация, связанная по их представлению с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность, являющаяся соединением навыков, свойственных каждому индивиду - сочетание квалификации с инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия, адекватным социальным поведением, способностью работать в группе.
Для современного производства более адекватным становится понятие компетентности. Очевидно, что новый тип экономики обусловливает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. Это системные требования, позволяющие в дальнейшем успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах.
Таким образом, очевиден общесистемный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к ориентации на вооружение личности способностью и готовностью к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов на фоне возрастающей личностной автономии.
Само жизнетворчество личности, характеризуемое четырьмя фундаментальными целями образования: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться, - становится все более востребованным [9].
Компетентностный подход, таким образом, - есть приведение образования в соответствие с новыми условиями и перспективами; стратегическая установка образования, включая высшее (может быть, его в первую очередь), на адекватность [10].
Для личности важно уметь жить счастливо в новой энергетике социально-морального напряжения, в том числе посредством органического погружения в «образование в течение всей жизни»; успешно работать в новых формах организации социальных и производственных отношений, эффективно жить в условиях глобализации и поликультурности, жить так, чтобы нравственно (социально востребованным образом) эффективно справляться с разнообразными жизненными проблемами.
Компетентностный подход позволяет:
- «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его);
- перейти от ориентации на воспроизведение знания к его применению и организации;
- расширять возможности трудоустройства и диапазон выполняемых профессиональных
задач;
- ставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
- тесно увязывать цели с возможностями их реализации в мире труда;
- ориентировать выпускника на многообразие профессиональных и жизненных ситуаций.
В некотором смысле компетентностный подход решает проблему реализации социального заказа современного общества на подготовку эффективных специалистов [11].
Соотношение профессионального образования компетентностной ориентации и традиционной может быть представлено следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Соотношение профессионального образования компетентностной и традиционной ориентации
Компотентностная ориентация | Традиционная ориентация |
Проектирование результата (цели, задачи, релевантные критерии оценок; измеримость; устойчивость). Вариативность длительности (гибкие требования; учет индивидуального «ритма»). Оценка соответствует критериям. Измерение базируется на заданном стандарте при однозначных критериях. | Вариативность (глубина темы). Результаты различаются у различных обучающихся (их групп). Заданность длительности (независимо от индивидуального «ритма»). Оценка соответствует норме. Оцениваются знания, а не возможности и достижения. Знания нормированы в форме процентных «заданностей» или ступеней. |
Компетенции (ключевые особенно) формируются за счет педагогических и методологических подходов. Их «строительство» идет путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс.
Jochems W. и Schlusmans K. (1999) в своей работе обозначили основные отличия компетентностно-ориентированного подхода от традиционной системы образования, показав его преимущества и достоинства (табл. 2).
Таблица 2. Сравнение традиционного и компетентностного образования
Традиционное образование | Компетентностное образование |
Учебная программа базируется на знаниях, Навыках, необходимых для определенной дисциплины | Учебный план базируется на компетенциях, необходимых при выполнении заданий и для решения практических или проблемных ситуаций |
Обучающиеся изучают заранее определенное содержание дисциплины | Обучающиеся выполняют практические задания |
Все обучающиеся проходят одну и ту же программу | Учебная программа зависит от начального уровня обучающихся |
Тестируются знания | Тестируются навыки и умения применения знаний |
Знания проверяются тренажером, преподавателем | Существует система самооценки и экспертной оценки |
Формируются навыки по отдельным модулям | Общие навыки интегрированы в практические задачи |
Учебные блоки являются производными от отдельных дисциплин | Учебные блоки в основном междисциплинарные |
Источник – Jochems, Schlusmans, 1999.
При «строительстве» компетенций используются следующие методы: творчески-проблемный; позитивного совершения ошибок; обратной связи посредством интенсивного социального взаимодействия (взаимодействие с внешним миром); метод исследования ролевых моделей; проектный; презентации идей.
Компетентностный подход является тенденцией, характеризующей способность системы образования соответствовать возможностям, ожиданиям и мотивам социума, это возможность управления инновациями и изменениями в образовательном пространстве.
Таким образом, необходимость сегодняшнего дня - оптимальное соотношение традиций и инноваций, что может быть обеспечено использованием эффективных технологий, создающих условия для формирования набора необходимых компетенций [12].
Инновацию можно интерпретировать как: использование зарубежного опыта и его распространение в высшую образовательную среду; использование в современных условиях традиционных научно обоснованных методик прошлого; создание абсолютно новых педагогических технологий обучения.
Анализ ряда педагогических исследований, а также практический преподавательский опыт, позволяют считать, что реализация компетентностной образовательной парадигмы требует активного поиска новых междисциплинарных форм, обеспечивающих в процессе обучения формирование определенных компетенций.
В связи с этим, например, в профессиональном иноязычном образовании актуальна лингвокоммуникативная подготовка студентов. Это процесс, целью которого является формирование лингвокоммуникативной культуры в составе лингвориторической, коммуникативно-дискурсивной, когнитивно-рефлексивной и межкультурной компетентностей.
В образовательный процесс компетенции «закладываются» с помощью технологий, содержания, а также стиля жизни образовательного заведения и типа взаимодействия между преподавателями, обучающимися и между самими обучающимися.
Целям образовательного процесса должен быть присущ «эффект синергизма», где синергизм - совместное (основанное на принципе, что целое представляет нечто большее, чем сумма его частей) действие для достижения общей цели. Это может быть достигнуто исключительно при условии, что стандарты и учебные планы «открыты» для содержательных, методических и технологических решений, а не в условиях «закрытых» стандартов и учебных планов с их строгой замкнутостью на содержании.
Признано, что компетентностный подход - явление не бесспорное. Так, профессор Т.Л. Короткова считает, что некоторые положения о компетенциях противоречат принципам демократичности и гуманности образования: «все компетенции чётко классифицированы; определены для каждого направления и профиля подготовки... однозначно и их формирование
является основным требованием стандарта... Таким образом, будьте любезны, формируйте выпускника по строго определённой шкале ценностей...» [13].
Результаты обучения –это «формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения периода обучения».
Государственный образовательный стандарт
Результаты обучения программы
Результаты обучения темы, занятия
(Рис.1) Результаты обучения и компетенции
Документы Болонского процесса: «… квалификации будут выражены через рабочую нагрузку, уровень подготовки, результаты обучения, компетенции направления деятельности» (Берлинское коммюнике, 2003)
… общие дескрипторы для каждого цикла, основанные на результатах обучения и компетенциях» (Бергенское коммюнике, 2005)
«… следующим шагом явится интегрированное рассмотрение таких вопросов, как национальные структуры квалификаций, результаты обучения и зачетные единицы, обучение в течение всей жизни и признание ранее полученного образования» (Лондонское коммюнике, 2007).
«… разработка структур квалификаций сведет вместе ряд составляющих Болонского процесса, которые базируются на методе определения результатов обучения в целях обеспечения качества, системы переноса и накопления зачетных единиц, признания предшествующего обучения, образования в течение всей жизни, гибких путей обучения и социального измерения» (Аналитический отчет, 2007)
«Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями»
Результаты образования, компетенции и компетентностный подход (обучение на основе компетенций) получают в образовании все больший статус благодаря расширяющемуся употреблению, в том числе в официальных международных документах. В Берлинском коммюнике (2003 г.) признано необходимым выработать структуру сравнимых и совместимых квалификаций для национальных систем высшего образования, что позволило бы описать квалификации в точки зрения рабочей нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля (для удовлетворения многообразных личных и академических потребностей, а также запросов рынка труда).
Результаты обучения: выступают средством выражения уровня компетенции; являются формулировкой того, что, как ожидается, студент будет знать, понимать и быть в состоянии продемонстрировать после завершению образования на соответствующем его уровне; могут относиться к отдельной курсовой единице или к периоду обучения; они определяют необходимые условия для присуждение кредитов. Определяют преподаватели.
Результаты компетенции: представляют собой динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков (включают в себя знание, умения, навыки, установки, мотивацию, ценности); их развитие является целью образовательных программ; формируются в различных курсовых единицах и оцениваются на различных стадиях; Приобретаются студентами.
Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Иногда говорят, что язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования. Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты образования делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке по одной и той же специальности (предметной области). Пока более современного методологического инструмента для «болонского» обновления в европейских вузах учебных планов и программ не найдено. Результаты образования, выраженные на языке компетенций, как считают западные эксперты, – это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций.
Наблюдается, что входящие в одну укрупненную группу выпускники направлений бакалавриата должны обладать большим количеством компетенций, разброс которых достаточно широк. То есть, выпускники, обучающиеся одинаковый срок (4 года) и с одинаковым уровнем квалификации (бакалавры), будут в результате обладать неодинаковым количеством профессиональных компетенций.
Еще одна проблема состоит в том, что компетентностный подход к образовательным стандартам сокращает уровень фундаментальной подготовки учащихся, определяющей широту кругозора будущего специалиста. Между тем, особенностью и гордостью отечественной высшей школы являлась именно фундаментальная подготовка.
При компетентностном подходе вместо системного представления о мире выпускник высшей школы получает набор узкопрофильных знаний, которые дают возможность ориентироваться в пространстве профессии, но при этом лишают
Ряд проблем в системе и общего, и профессионального образования, не затрагивая формально структуру и сущность компетентностного подхода, влияют, тем не менее, на возможности его применения.
Это такие проблемы, как: проблема адекватного учебника; проблема государственного стандарта; проблема квалификации и профессиональной адекватности преподавателей компетентностному подходу; проблемы противоречивостей идей и мнений в современном образовании; проблема противоречий внутри популярных направлений модернизации образования и др.
Реализация компетентностного подхода сопряжена с некоторыми трудностями и ограничениями. Это подтверждает практика его реализации и научные статьи исследователей, которые отмечают, что процесс внедрения компетентностного подхода во многих основных образовательных программах зачастую сводится к произвольной привязке компетенций к дисциплинам нередко без их логического обоснования.
Ни исследователи рассматриваемой проблемы, ни педагоги высшей школы, ни чиновники от образования до сих пор не пришли к однозначному мнению относительно значимости и эффективности компетентностного подхода. Необходим, на наш взгляд, достаточно весомый объем методической работы, нацеленной на совершенствование качества реализации компетентностного подхода для устранения недостатков и увеличения преимуществ, обнаруженных в процессе его практической реализации.
Вышеизложенное позволяет сделать определенные выводы.
Сегодня налицо смена парадигмы отечественной системы высшего образования, что обусловлено ее интеграцией в мировое образовательное пространство. Несмотря на необходимость этого процесса, его осуществление требует серьезной подготовки. Механическое включение отечественной системы образования в иную (европейскую) среду может привести к потере тех достоинств, которыми отечественная система по праву гордилась, что выгодно отличало ее от иных систем образования.
В конечном счете компетентностный подход бесспорно приводит современное отечественное образование в соответствие с реальными условиями и перспективами. Однако, при этом, представляет собой проблему далеко не однозначную.
Все это обусловливает необходимость комплексного анализа процесса подготовки выпускника высшей школы в контексте его профессиональной мобильности, конкурентоспособности и становления молодого специалиста как социально и гуманистически ориентированной личности.
Специфика реализации компетентностного подхода заключается в том, что усваивается не «готовое знание, кем-то предложенное к усвоению», а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Имеется в виду, что обучаемый сам формирует понятия, необходимые для решения учебно-профессиональной задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер, становится предметом усвоения, студент при этом является субъектом деятельности, осознает процесс учения и управляет им.
В связи с этим следует подметить, что всякая учебная дисциплина, преподаваемая нами, изучается в контексте будущей деятельности специалиста, а содержание ее меняется в зависимости от профиля специальности.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать вопросы, появляющиеся как в профессиональной деятельности, так и в реальной жизни. Поэтому важно формировать способность у будущего специалиста самостоятельно решать проблемы разной сложности на базе имеющихся знаний, максимально использовать полученные знания и собственный опыт в конкретных ситуациях. Этому содействует в основном интеграция учебного процесса в вузе с профессиональной практикой: субъектный опыт студента преобразуется, видоизменяется по кумулятивному принципу («накопительному», «нарастающему» с I курса обучения).
Смысл организации образовательного процесса на базе компетентностного подхода будет заключаться в создании следующих условий:
1. Формирование субъектной позиции студентов.
2. Междисциплинарная интеграция.
3. Общая профессиональная подготовленность, развитие профессиональной компетентности преподавателей в ходе систематического проведения педагогических советов, научно-методических советов, научно-практических конференций, проблемных семинаров, коллективных творческих дел, дистанционных курсов повышения квалификации и т.д.
4. Освоение инновационных и разработка авторских технологий.
5. Осуществление педагогами научно-исследовательской деятельности, направленной на разработку научно-методического сопровождения процесса подготовки будущего специалиста.
6. Включение учащихся вузов в разнообразные виды инновационной деятельности.
7. Единство теоретического, практического и методического элементов обучения в процессе овладения студентами специальностью.
8. Система оценки качества образования будущего специалиста на базе мониторинга.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в науке довольно результативно разрабатывается и разносторонне рассматривается вопрос компетентности и поиск причин осуществления компетентностного подхода в образовании. Сегодняшний день наметил, с одной стороны, необходимость, а с другой, неминуемость осуществления компетентностного подхода, который позволит:
перевести образование как процесс накапливания знания в деятельностный процесс, использования фактов в решении открытых жизненных задач/проблем;
реализовать смену парадигмы с «образование на всю жизнь» в «образование через всю жизнь»;
объединить в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
развить новую идеологию толкования содержания образования, формируемого «от результата»;
реализовать интегративную природу однородных или близкородственных умений и знаний, соответствующих относительно широкой сфере культуры и деятельности (информационной, правовой и т.д.).
Список литературы:
Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание.// М.: Национальное образование.
Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пос. для вузов по специальности «профессиональное обучение (по отраслям)»: рек. УМО вузов РФ / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; Моск. психолого-социальный ин-т. М.: МПСИ, 2005. 216 с.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
Игумнов О. А. Формирование традиции компетентностного подхода в профессиональном образовании // Инновации и традиции в современном образовании: Международная научная интернет-конференция, СОФ ВГУ, 20-30.05.2009, г. Старый Оскол.
Сущность и содержание компетентностного подхода / Ризаходжаева Г.А. [и др.] // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 127-130.
Гаврилова М.И. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2013. № 1. С. 77-82.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2002. 23 апр. Режим доступа: http:/www.eidos.m/joumal/2002/04-23.htm.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 23-26.
Кузьмина Л.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: современное состояние и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. С. 30-33.
Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию (5-9 окт. 1998 г.). Париж, 1998. 213 с.
Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. Модульный подход в практике профессионального образования. Москва: СГУ, 2012. 178 с.
Чистобаева Л.В., Шадже З.М. Инновационные педагогические технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 4. С. 98-101.
Короткова Т.Л. Внедрение ФГОС ВПО: на пользу или во вред [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE: сборник научных статей: URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1407403296