Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в географии»
Компетентностный подход в преподавании географии
Отчет
Киселёвой Е.А.
учителя географии
МБОУ школы №16
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить, Все формы, все цветы, вобрать в себя глазами, Пройти по всей Земле горящими ступнями, Всё воспринять – и снова воплотить. М.Волошин
Компетентностный подход
Актуальность
- Тема самообразования: «Компетентностный подход в преподавании географии».
- Цель: реализация компетентностного подхода в модернизации российского образования через предмет география.
Содержание работы
№
Содержание деятельности
1.
Изучение литературы по данной теме.
Ожидаемый результат
2.
3.
Срок
Систематизация и обобщение накопленного опыта, отбор рациональных приёмов при составлении компетентностно-ориентированных заданий по предмету (КОЗ); изучение возможностей применения КОЗ для диагностики сформированности ключевых компетентностей учащихся при изучении географии.
Разработка КТП с реализацией компетентностного подхода. Создание методического комплекта КОЗ в курсе изучения географии и применение данных заданий на уроках.
Представление результатов работы
2013 - 20 1 4 год
Накопление и обобщение опыта по созданию КОЗ.
Формирование, развитие и диагностика уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.
2015-2016 уч.год
Доклад , публикация
2016-2017 уч.год
Промежуточные результаты
- изучен опыт работы по данной теме других школ;
- Пройдены курсы Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ;
- Участие в вебминаре «Материки, океаны, народы и страны» как достижения предметных и метапредметных результатов»
- Участие в семинаре "Деятельностный подход в обучении географии как главное условие реализации требований ФГОС ООО,средствами УМК (География) Издательского Центра "ВЕНТАНА-ГРАФ
- участие в деятельности городской рабочей группы «Методическое сопровождение УМК по географии издательства «Вентана-Граф», «Разработка заданий школьного этапа олимпиады»,
- Городской семинар практикум «Технология исследовательской деятельности в практике современного экологического образования»
- педагогический совет (декабрь, 2015), «Повышение качества образования через реализацию внеурочной проектной, исследовательской деятельности учащихся»
- изучение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Компетенция
- 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
- 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Компетентность
- Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности. Мы рассматриваем компетентность как результат образования.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу.
Иерархия компетентностей
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
- 1. Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
- 2. Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
- 3 .Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.
- Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
- 4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, который не умеет пользоваться компьютером, Интернетом, ведь это так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя тоже повышают свою компетенцию.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
- 5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Результаты моей работы:
- публикация компетентностного урока по теме «Атмосферные фронты».Циклоны и антициклоны»» на сайте «Инфоурок»
- участие в региональном конкурсе методических разработок (который считаем наиболее значимым) по взаимодействию образовательного учреждения и семьи в рамках пропаганды здорового образа жизни «Это здорово!» номинация «Старшая школа» (Диплом 2 степени) и его публикация на сайте «Мультиурок»
- 3.ежегодное участие в интеллектально-познавательных играх «Пятый элемент(2013 г-3 место),»Путешествие в страну естествознания» (2016 –вышли в финал)
- публикация компетентностного внеклассного мероприятия по теме «Зелёная планета на сайте «Мультиурок»
- Всероссийский конкурс «Мы выбираем чистую планету» методическая разработка 2 место, конкурс Титова А. 3 место 2013.
- Повышение качества обучения.
- 2014 Быков Александр -призер городской олимпиады,участие в областной олимпиаде 10 место
- 2015 Солтанов Руфат призёр городской олимпиады
Заключение
- Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Внедрение этой технологии позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Спасибо за внимание!