КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО
Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту, чтобы дети могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности и постепенно добиваться хотя бы небольших успехов в школе и за её пределами.
НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разработке строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». ( А. Дистервег)
Существует немало определений понятия «компетенции». В международных стандартах под этим термином понимаются умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни. В переводе с латинского «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.
«Компетентный человек» - человек, способный брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности;
Не отрицает накопление знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника.
Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано
положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.
ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую канву образования
позволяет совместить теоретические знания и их практическое применение
учащимися, причём для решения не только конкретных жизненных задач, но и проблемных ситуаций.
На сегодняшний день выделена следующая классификация базовых компетенций:
Информационная – готовность к работе с информацией;
Информационная компетенция - это умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию; делать аргументированные выводы.
Так на уроках окружающего мира в 4 классе мы проходили тему «Твой родной край». Материала в учебнике было очень мало. Ребятам было предложено подготовить небольшие сообщения по данной теме. Работа с научными статьями в интернете.
Ещё один пример. При изучении темы «Солнечная система» класс разбился на группы. Выбрали консультантов в каждой группе, а они в свою очередь
распределили, кто что готовит. Информацию также ребята брали в Интернете и в энциклопедии. На следующем уроке в группах представляли свои выступления.
Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
Умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником; поддерживать контакт в общении;
соблюдать нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;
слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
грамотно разрешать конфликты в общении;
изменять при необходимости своё речевое поведение;
оценивать успешность ситуации общения;
корректно завершать ситуацию общения.
Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с
предложением и работе над связной речью. Использую следующие приёмы
работы над предложением:
1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт многое для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки. К числу упражнений по образцу принадлежат
также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему
2) Следующий приём, применяемый для построения предложения – вопрос учителя. Вопросы могут наталкивать учащихся на составление
сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют
составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про ежа?».
3) Конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов.
б) Работа с деформированным текстом.
в) Работа по восстановлению текста.
4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв.
5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.
Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Урок русского языка.
Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему.
Кооперативная – формирующаяся на основе двух предыдущих;
- умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться в группы;
- распределять между участниками группы задачи и роли;
- действовать в качестве лидера группы и в качестве исполнителя;
- координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу;
- анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;
- осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов.
Урок литературного чтения ( чтение по ролям)
Выясняю, сколько в произведении действующих лиц
Роль автора чаще всего берет на себя более сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности
Работа в группах. Дети читают произведение, корректируют работу, выразительность, скорость чтения, безошибочность друг друга.
Проблемная – или компетенция по решению проблем - умение
самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;
формулировать цель;
делить её на ряд последовательных задач;
находить альтернативные пути и средства решения задач;
в случае появления затруднений формулировать и осмысливать их, принимать решение о выборе других путей и средств…
На уроках русского языка, математики, окружающего мира в конце этапа
актуализации знаний предлагаю ребятам задание, в выполнении которого они испытывают затруднение. Так появляется проблемная ситуация, а далее с помощью подводящего или побуждающего диалогов ученики подходят к
формулированию темы урока, или выводу правила. При решении задач ребята находят несколько способов, а затем выбирают рациональный. На уроках русского языка сами выводят после наблюдения правило.
Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности. Один из самых важных моментов практически на каждом из этапов урока. Рефлексивные приёмы включают учащихся в контрольно- оценочную деятельность, помогают осмыслить собственный ход рассуждений.
Приведу примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые
использую на своих уроках:
1) Самоанализ полученных оценок в тетрадях (что
получил, почему учителем поставлена та или иная оценка)
2) Приём "Знаки", когда учащиеся находят и подчёркивают в своих тетрадях самую красивую букву или цифру (или цепочку букв, цифр). Этот приём уместен при чистописании и в 1 классе.
3) Приём - "Отсроченный контроль" - при самопроверке, когда за работу не выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные ошибки.
Очень важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему, что для меня было самое интересное, самый трудный момент урока для меня был….
Формирование ключевых компетенций:
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах - все это способствует формированию ключевых компетенций.
Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.
Стать компетентным ребёнок может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд,
американский писатель
Именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.