СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты внедрения ФГОС в учебном процессе по предметам естественно-математического цикла

 

Творческий потенциал педагогического коллектива МКОУ «Алферовская ООШ», его профессиональная компетентность, личностные качества педагогических работников, стремление к самосовершенствованию, интерес к творчеству и инновационной деятельности   позволили педагогам школы продолжить внедрение ФГОС в учебном процессе по предметам естественно-математического цикла.

Сегодня хотелось бы остановиться на результатах и возникших проблемах.

 

Плюсы и минусы введения ФГОС.

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- ­деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что касается минусов. В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы по обеспечению материально-технических условий для реализации основной образовательной программы начальной школы:

неполное соответствие материально-технической базы кабинетов начальных классов требованиям ФГОС;

недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.

Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФГОС-2, может вызвать новизна контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня, промежуточного и итогового образовательного результата обучающихся.

Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

 результаты учебных проектов,

результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ.

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя в связи с реализацией ФГОС? Я считаю, основное, что нужно изменить в своей педагогической деятельности, это систематически применять системно-деятельностный подход в обучении. Если до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Сначала всем было страшно, но, изучив все нормативные документы: учебники, рабочие тетради, стало понятно, что все не так страшно на самом деле.

Что же изменилось? Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами довнедрения ФГОС. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока приемущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.  

           Думаю, что в  профессиональной деятельности, в связи с реализацией ФГОС, изменился лишь объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на творческую деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

В  связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.

 Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные). Деятельность учеников станет интереснее и разнообразнее.

Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.

Существенно изменится оборудование рабочего места учителя.

Учитель должен максимально использовать возможности материально-технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы.

Участниками образовательного процесса активно используют ИКТ-технологии.

По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, а наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время.

Теперь, в школе ребенок должен учиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.

- К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

 -  Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Многое зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Ну, а что касается готовности учителей к ФГОСам, так они мобильные и креативные и всегда ко всему готовы!!!

Хочется пожелать всем огромного терпения и крепкого здоровья для осуществления  реализации ФГОС!!!

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС»

Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС.

Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС.

Актуальность темы. Умение рациональным способом решать нестандартные задачи- требование времени. Низкий уровень развития словесно-логического мышления у учащихся и вызванные этим затруднения в учебной деятельности детей. Графическое моделирование при решении текстовых задач в условиях введения ФГОС.

Актуальность темы.

  • Умение рациональным способом решать нестандартные задачи- требование времени.
  • Низкий уровень развития словесно-логического мышления у учащихся и вызванные этим затруднения в учебной деятельности детей.
  • Графическое моделирование при решении текстовых задач в условиях введения ФГОС.
Математику затем учить надобно, что она ум в порядок приводит, она — школа мышления.  М. В. Ломоносов.

Математику затем учить надобно, что она ум в порядок приводит, она — школа мышления. М. В. Ломоносов.

Мышление-это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний.

Мышление-это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний.

 Виды мышления.  По степени новизны и оригинальности: Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее)

Виды мышления. По степени новизны и оригинальности:

Продуктивное

(творческое)

Репродуктивное

(воспроизводящее)

По типу решаемых задач: Теоретическое Практическое

По типу решаемых задач:

Теоретическое

Практическое

 По форме: Предметно- действенное Наглядно- образное Словесно- логическое

По форме:

Предметно-

действенное

Наглядно-

образное

Словесно-

логическое

Затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся на  уроках математики. Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор оснований и критериев для сравнения. Составление целого из частей (синтез). Определение понятий, выведение следствий.  Построение логической цепи рассуждения. Установление причинно- следственных связей. Недостаточная доказательность рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках математики.

Анализ объектов

с целью выделения

признаков.

Выбор оснований

и критериев для

сравнения.

Составление целого

из частей (синтез).

Определение понятий,

выведение следствий.

Построение

логической цепи

рассуждения.

Установление

причинно-

следственных связей.

Недостаточная

доказательность

рассуждений.

Выдвижение гипотез

и их обоснование.

Затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся на  уроках математики. Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор оснований и критериев для сравнения. Составление целого из частей (синтез). Определение понятий, выведение следствий.  Построение логической цепи рассуждения. Установление причинно- следственных связей. Недостаточная доказательность рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках математики.

Анализ объектов

с целью выделения

признаков.

Выбор оснований

и критериев для

сравнения.

Составление целого

из частей (синтез).

Определение понятий,

выведение следствий.

Построение

логической цепи

рассуждения.

Установление

причинно-

следственных связей.

Недостаточная

доказательность

рассуждений.

Выдвижение гипотез

и их обоснование.

 Пути решения проблемы: Создание на уроках благоприятной  атмосферы, способствующей включению учащихся в познавательную деятельность.

Пути решения проблемы:

Создание на уроках благоприятной

атмосферы, способствующей

включению учащихся в познавательную

деятельность.

Применение технологии деятельностного метода обучения.

Применение технологии деятельностного

метода обучения.

Решение логических, комбинаторных и эвристических задач разного уровня сложности

Решение логических, комбинаторных и

эвристических задач разного уровня

сложности

 Проведение уроков математики в форме викторин, конкурсов, интеллектуальных турниров.

Проведение уроков математики

в форме викторин, конкурсов,

интеллектуальных турниров.

Задача. В три магазина привезли 3840 кг масла. После того как первый магазин продал 568 кг, второй — 624 кг и третий — 401 кг масла, осталось во всех магазинах масла поровну. Сколько кг масла получил каждый магазин?

Задача.

В три магазина привезли 3840 кг масла. После того как первый магазин продал 568 кг, второй — 624 кг и третий — 401 кг масла, осталось во всех магазинах масла поровну. Сколько кг масла получил каждый магазин?

Решение. 3840 кг 1 магазин - ? 2 магазин-? Продано 568 кг Продано 624 кг 3 магазин-? Осталось Продано 401 кг Осталось Осталось

Решение.

3840 кг

1 магазин - ?

2 магазин-?

Продано 568 кг

Продано 624 кг

3 магазин-?

Осталось

Продано 401 кг

Осталось

Осталось

Пусть во всех магазинах осталось х кг масла. Тогда имеем уравнение: 568+х+624+х+401+х=3840 … ..... х=749 1 магазин: 568+749=1317 кг, 2 магазтн: 624+749=1373 кг, 3 магазин: 401+749=1150 кг.

Пусть во всех магазинах осталось х кг масла. Тогда имеем уравнение:

568+х+624+х+401+х=3840

… .....

х=749

1 магазин: 568+749=1317 кг,

2 магазтн: 624+749=1373 кг,

3 магазин: 401+749=1150 кг.

 Спасибо за внимание.  Желаю удачи!

Спасибо за внимание. Желаю удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!