СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИЧЕСКОГО УРОКА: «ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД  В ПРЕПОДАВАНИИ

ИСТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИЧЕСКОГО

УРОКА:

«ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ  ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ВОЙНА 1941-1945 гг.)»

Просмотр содержимого документа
«КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИЧЕСКОГО УРОКА: «ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.)»»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ

ИСТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАКТИЧЕСКОГО

УРОКА:

«ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.)»


Аннотация. В статье говорится о необходимости развития компетентностного подхода в преподавании истории в школе. Автор высказывает мнение, о том, что организация исследовательской деятельности способствует формированию ключевых компетенций, необходимых для обеспечения личностной готовности школьников эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для решения постоянно возникающих проблем и задач в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: история, школа, урок, компетенция, исследование, компетентностный подход, методика.


J. Penkova,
MBOU of Murmansk school № 31
Murmansk, Russia


COMPETENCE-BASED APPROACH IN HISTORY TEACHING ON THE EXAMPLE OF PRACTICAL (LAB) LESSON:

«GENERALIZATION ON «THE GREAT PATRIOTIC

WAR OF 1941-1945)»



Abstract: The article describes the need for development of competence-based approach in the teaching of history in schools. The author suggests that the organization of research activity promotes the formation of key competencies required to ensure personal students ' preparedness to effectively mobilize internal and external resources to address emerging problems and challenges in the process of educational activity.

Key words: history, school, lesson, competence, research competence approach, methodology.


Важнейшим элементом общественно-государственной системы является образование, значимость которого признается во многих развитых странах, в том числе и в России. В последние десятилетия система образования и в России изменилась: вступил в действие новый Федеральный закон «Об образовании в РФ», школы постепенно переходят на новые образовательные стандарты, произошло изменение смысловых ориентиров: от успешной школы - к успехам ребенка. Одним из направлений развития реформ школьного образования является широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.

Анализ научных исследований позволяет определить «компетентность» как результат формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной профессиональной цели. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Компетентностный подход предполагает осво­ение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем осо­бое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, проблемных ситуациях1.

Оптимальный путь формирования компетенций учеников заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественного школьного образования и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных преподавателей и современный зарубежный опыт. При изучении истории необходимо учителю формировать у учеников следующие компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую.

Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетенций и определение адекватных средств ее реализации. Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя исследовательскую деятельность школьников.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности происходит разными способами через написание проектов, рефератов, работу в школьном музее, проведение практических уроков и семинаров. Основная цель, какую ставит себе учитель - ознакомление учащихся с методикой проведения исследовательских работ. Одним из вариантов исследовательской работы на уроках истории является проведение практических занятий с использованием исторических источников, включающих: вариативные исследовательские задания; участие учащихся в конкурсах исследовательского характера, научно-практических конференциях; систему домашних заданий с элементами исследования.

Приведем пример практического (лабораторного) урока: «Обобщение по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» в 11 классе.

Цель: на основе осмысления исторического значения Победы в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений учащихся; развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей; определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

Необходимо учитывать то, что урок завершает изучение темы и позволяет опереться на знание таких вопросов, как причины, участники, основные этапы военных действий во Второй мировой войне, итоги войны; создание и значение антигитлеровской коалиции, деятельность ее лидеров (Ф.Д.Рузвельта, И.В.Сталина, У.Черчилля), роль СССР в коалиции; этапы и крупнейшие сражения и итоги Великой Отечественной войны; вклад СССР в освобождение Европы; деятельность выдающихся полководцев; партизанское движение; героический труд народа в тылу; главные факторы победы СССР1.

Задачи:

Обучающая: с помощью самостоятельного выполнения заданий сформировать у школьников представление об итогах и значении Великой Отечественной войны. Подвести учащихся к самостоятельным выводам об историческом значении освобождения СССР от фашизма.

Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся: элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д.).

Воспитательная: формирование интереса к историческому и культурному наследию России.

Практическое занятие по теме имеет три этапа:

Первый - организационный. Актуализация внимания учащихся на уроках, психологический настрой на предстоящее занятие, обеспечение нормальной обстановки для работы;

Второй - постановка цели и задач. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие сообщения материала, темы, задачи и цели урока, задания;

Третий - исследовательский.

Оформление класса: карта великой Отечественной войны, плакаты, портреты героев Советского союза».

 Учащиеся совместно с учителем вспоминают изученный материал по Великой Отечественной войне: причины, этапы, основные события. А далее им предлагается выполнить задания и самостоятельно сделать выводы. Определить историческое значение победы в Великой Отечественной войне.

1. В начале урока учащимся предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы учителя о событиях 1944 г. (30 секунд для ответа на вопрос):

- Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй? («Ост»).

- В июне 1941 г. появилось стихотворение, вскоре ставшее словами известной советской песни, посвящённой Великой Отечественной войны. Какая это песня? («Священная война»).

- После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва).

- В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. Сколько дней она длилась? (900 дней, блокада Ленинграда).

- В июне 1944 г. союзники СССР осуществили операцию «Оверлорд». Что она означала? (Открытие второго фронта в Европе).

- В честь этого полководца Отечественной войны 1812 г. была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г. Кто этот полководец? (Багратион).

- Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идёт речь? (Севастополь).

- Назовите дату и название наступательной операции, в ходе которой освобождалось Заполярье (Петсамо-Киркенесская операция, 7 октября-1 ноября 1944 г.).

- Государственная программа США, по которой союзники по антигитлеровской коалиции получали сырье, оружие, продовольствие, технику называется (Ленд-лиз).

Затем учащимся предлагается кратко объяснить значение терминов: блицкриг капитуляция, оккупация, мобилизация, антигитлеровская коалиция.

Далее ученики получают задание на карточках.

Карточка 1. А. Из выступления Гитлера на совещании руководителей вермахта 23 ноября 1939 г.: «...Я долго колебался при решении вопроса, где мне следует сначала выступать - на Востоке или на Западе... Объективно получилось так, что сначала пришлось выступить на Востоке. Если войну против Польши удалось провести в такое короткое время, то причина этого в превосходстве наших вооруженных сил. Это самое главное явление в нашей истории... Сейчас обстановка такова: противник на Западе укрылся за своими укреплениями. Нет никакой возможности атаковать его. Решающим является вопрос: как долго мы сможем продержаться в этой обстановке? Россия в настоящее время опасности не представляет. Сейчас она ослаблена в результате многих внутренних процессов. Кроме того, у нас есть договор с Россией. Однако договоры соблюдаются до тех пор, пока они целесообразны...» (Цит. по: Советская Россия. 1989. 22 июня). Б. Из интервью с В.Фалиным, историком, журналистом, партийным деятелем: «30 марта 1941 года в речи перед 250 генералами Гитлер обозначил концепцию агрессии против Советского Союза в следующих выражениях: «Искоренение еврейского большевизма, сокращение славянского населения, разграбление и колонизация захваченных областей». К 1942 году намечалось истребить на оккупированных землях (главным образом посредством искусственно вызванного голода) десятки миллионов советских людей. Порой уточнялось - около 30 миллионов. Это без малого треть от общих наметок Гитлера, согласно которым физическому уничтожению или выселению в Сибирь подлежало до 100 миллионов «недочеловеков». Интеллектуальный цвет России обрекался на низведение под корень. Москва, Ленинград и ряд других городов должны были быть сровнены с землей и память о них стерта навсегда». (Комсомольская правда. 1995. 18 мая). В. Из воспоминаний Х.Гудериана: «14 июня 1941 г. Гитлер собрал в Берлине всех командующих группами армий, армиями и танковыми группами, чтобы обосновать свое решение о нападении на Россию и выслушать доклады о завершении подготовки. Он сказал, что не может разгромить Англию. Поэтому, чтобы прийти к миру, он должен добиться победоносного окончания войны на материке. Чтобы создать себе неуязвимое положение на Европейском материке, надо разбить Россию. Подробно изложенные им причины, вынудившие его на превентивную войну, были неубедительны. Ссылка на обострение международного положения вследствие захвата немцами Балкан, на вмешательство русских в дела Финляндии, на оккупацию русскими пограничных Балтийских государств так же мало могла оправдать идеологические основы национал-социалистического учения, как и некоторые сведения о приготовлениях русских... Присутствовавшие на совещании генералы молча выслушали речь Гитлера и, так как обсуждения речи не предполагалось, молча, в серьезном раздумье разошлись...» (Гудериан X. Воспоминания солдата. М., 1954. С. 136.) Г. Из дневниковых записей Й.Геббельса, 16 июня 1941 г.: «...Фюрер подробно разъясняет мне положение: нападение на Россию начнется, как только закончится сосредоточение и развертывание войск. Русские имеют в своем распоряжении примерно 180-200 дивизий, может быть, даже несколько меньше, но приблизительно столько же, что и мы. По своей психологической и материальной ценности они с нашими вообще не сравнимы. Прорыв будет осуществлен в различных местах. Русские будут сразу же отброшены. Фюрер рассчитывает, что вся эта акция потребует примерно четыре месяца, я же считаю, что меньше. Большевизм развалится, как карточный домик. Мы находимся накануне ни с чем не сравнимого победоносного похода... Совместные действия с Россией, собственно говоря, были пятном на нашем щите чести. С этим будет покончено. Я говорю это фюреру, и он полностью соглашается со мной. Фюрер говорит: справедливо или несправедливо, но мы должны победить. Это единственный путь. И он справедлив, морален и необходим. А когда мы победим, кто спросит нас о методе! У нас все равно на совести столько, что мы должны победить, ибо иначе весь наш народ, а мы во главе его, будем стерты с лица земли со всем, что нам дорого. Итак, за дело!..» (Цит. по: Огонек. 1991. № 33. С. 21.) Д. Определяя сроки проведения плана «Барбаросса» (принят 18 декабря 1940 г.), руководство вермахта исходило не только из накопленного опыта блицкрига, но и из ограниченности собственных экономических ресурсов. «Я не повторю ошибки Наполеона, когда пойду на Москву, - заявил самоуверенный фюрер. - Я выступлю достаточно рано, чтобы достичь ее до зимы». Такие расчеты были предопределены тем, что экономический потенциал Германии при всей его величине был недостаточен для ведения войны с таким государством, как Россия. Понимая это, Гитлер видел решение проблемы в молниеносной войне. «Операция только тогда будет иметь смысл, если мы одним ударом разгромим российское государство». (См.: Война и общество. Кн. 1. С. 334.) 1. Изучите материалы. Выделите положения, показывающие лживость утверждений фашистской пропаганды о «превентивной войне» Германии против СССР. Почему Гитлеру понадобилось лгать. 2. Проанализируйте тексты, Подумайте, на что надеялись руководители нацистской Германии и из чего они исходили планируя молниеносную войну против СССР. Что помешало реализации этих замыслов? 3. Поясните, что кроется за словами Й. Геббельса: «Совместные действия с Россией были пятном на нашем щите чести». Спрогнозируйте оценку, которую могло бы дать своим совместным действиям с Германией советское руководство. Как вы считаете, она имела бы столь же однозначное толкование, как оценка Геббельса, или в чем-то отличалась бы от нее?

4. Прокомментируйте фрагмент из выступления Гитлера 30 марта 1941 г. Какие чувства вызывает он у вас? Содержится ли в нем ответ на звучавшие в прессе высказывания о том, что завоевание Германией СССР стало бы благом для нашего народа? Определите ваше отношение к утверждениям о том, что в 1941 г. советским людям следовало бы встречать гитлеровских завоевателей с белыми пацифистскими флагами1.

В конце урока ученикам предлагается выполнить домашнее задание исследовательского характера: подготовить историческое сочинение «Мои земляки и родственники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Критерии оценивания выполненных участниками работ: 1) выполнены все задания - «5»; 2) выполнены 1, 2 задания - два требования «4»; 3) выполнены задания 1, 3 и одно требование ко 2 заданию - «3».

Литература


1. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. Иванов. Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6(12)). - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.

2. Коваль Т.В. Значение и цена Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: материалы к уроку в 9 классе [Текст] / Т.В.Коваль, С.И. Козленко // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005. - № 5. - С. 23-28. 3. Колосков А.Г. Познавательные задания к теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» [Текст] / А.Г. Колосков // «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2006. - №№ 2-3.


1 Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании // Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6(12)). - М. : Чистые пруды, 2007. - С. 4.



1 Коваль Т.В. Значение и цена Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: материалы к уроку в 9 классе // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005. - № 5. - С. 24.



1 Колосков А.Г. Познавательные задания к теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» // «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2006. - №№ 2-3.