СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированный подход в условиях современного образования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности.

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированный подход в условиях современного образования.»

Компетентностно-ориентированный подход в условиях современного образования.

Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыковвыходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.

Компетентностное обучение ориентировано на развитии личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений. Все это должно быть в единстве с духовными и моральными ценностями личности.

Школа должна помочь ученикам в овладении технологиями жизнедеятельности, создать условия для формирования способностей самооценки, самопознания и самоконтроля, раскрыть потенциал самореализации, самоактуализации и саморегуляции. Основная цель такого обучения – формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся, компетентностного отношения личности к жизни. Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.

Школа должна внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся: познавательной, самообразовательной, личностной, информационной, социальной, поликультурной, коммуникативной, компетентностного отношения к своему здоровью.

Предметные компетенции формируются в рамках определённого предмета. В процессе преподавания своих предметов (химии и биологии) формирую такие компетентности, как: понятие о предмете, представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определённой структурой и способны к взаимным превращениям; логическое мышление, умение анализировать, способность говорить и думать на предметном языке; понимание роли предмета в повседневной жизни и прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической; критическое отношение к веществам в быту; умение управлять химическими процессами.

Формирование предметных компетентностей осуществляю не только на уроках, но и через организацию элективных курсов. Это один из путей расширения возможности школьника выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. С этой целью нами разработаны программы элективного курса «Химия за пределами страницами учебника» для учащихся 9 класса. Эта программа успешно реализуются в нашей школе. Она не только способствует формированию предметной компетенции, но и создает основу для положительной мотивации учения, что особенно важно для таких сложных школьных предметов как химия. Компетентностный подход используется на каждом этапе урока: при постановке познавательных задач, формировании новых знаний и умений, совершенствовании знаний и умений, обобщении, что согласуется с процессом образования в рамках личностно ориентированного подхода. Для контроля степени сформированности компетентностей применяются: тесты-тренажёры, тренинги, практические занятия, семинары-практикумы, уроки-консультации, уроки-коррекции и др.

Наиболее важными приёмами для развития мыслительных компетенций являются приёмы, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, мышления.Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования навыков работы с информацией. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компетенции в систему образования.

На своих уроках применяю компьютерные технологии для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических, природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счёте, ведёт к лучшему усвоению материала.

Второе направление использования компьютера – контроль и обработка данных химического эксперимента. Использую в своей работе диск «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», позволяющий проводить различные эксперименты химического, химико-физического и химико-биологического направления. Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление.

Результатом деятельности является привлечение максимальных знаний к работе по проектированию направлений развития современной школы в условиях её модернизации. Темы проектов учащиеся выбирают сами и те вопросы, над которыми они будут работать. Затем с этими проектами учащиеся выступают не только среди учащихся своей школы, но и выходят на городские проектно – аналитические сессии. Такая работа повышает интерес к предметам. В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся умению самостоятельно добывать знания; испытывают потребность в непрерывном самообразовании; развивают навыки самоорганизации; формируют адекватную самооценку; ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу. Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию позволил повысить мотивацию школьников к предмету и общую результативность.

На наш взгляд, расширение круга проблемных, дискуссионных вопросов, а также концентрическая структура изучения предметов в школьном курсе, позволяет формировать у учащихся посредством проблемно - ориентированного подхода знаниево - умениевый базис и компетентностную надстройку.

При этом в сочетании с компетентностным подходом в преподавании заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, логических способностей, овладение культурой общения. Ученик должен владеть достаточным уровнем всех компетенций, которые могут использоваться и в творческом процессе.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний. Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Реализуя данные направления в своей работе, делаю акцент на следующем:

1) нестандартные формы уроков, групповое и парное обучение, дифференциацию для реализации личностно ориентированного обучения, творческие формы заданий, в том числе и домашнего задания;

2) теоретический материал излагается блоками, в результате чего учащиеся воспринимают всю тему, так что больше времени отводится на закрепление изученного;

3) исходя из специфики КИМ по предметам, используемых при сдаче ЕГЭ и ГИА, контроль стала осуществлять в виде различных тестов (в том числе и разработанных самостоятельно);

4) привлечение детей к исследовательской деятельности, к участию в творческих конкурсах различного уровня.

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,если им дают возможность исследовать основы изучаемого материала.

Для решения поставленных задач интегрируется с традиционными методиками в своей деятельности следующие элементы педагогических технологий, формы и методы:

- технология развития критического мышления через написание химических уравнений, решение задач;

- системно -деятельностный подход;

- тестовые технологии;

- информационно - коммуникационные технологии;

- исследовательские и проектные методы;

-нестандартные уроки и задания.

Отдельное слово хочется сказать о кластерах. Это графическая организация материала нравится моим ученикам, они состязаются друг с другом, при этом систематизируют и структурируют имеющиеся знания.

Рефлексия - очень важный этап урока. Он малополезен, если не обращен в словесную или письменную форму. На этой стадии могут быть разрешены возникшие вопросы и сомнения, происходит процесс обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного. Главное, что дети выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивая причинно-следственные связи.

Синквейн - с французскогосинквейн переводится как «пять строк», в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Например:

1. химия

2.интересная, сложная

3. изучает, помогает, распознает;

4.химия - интересная наука, которая изучает, распознает химические вещества.

5. эксперимент

В основе системно - деятельностной технологии лежит предложенная структура, которая описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

Для начала урока нужно учеников настроить на урок, подготовить к восприятию материала и на этом этапе можно использовать различные притчи, стихи, загадки и т.д.

Интеграция элементов выше названных технологий позволяет развивать у учащихся активность и повысить качество знаний по предметам, создать условия для успешной социализации личности. Такой вид деятельности обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушным к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его.