Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия искусств»
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю.
к утверждению управляющим советом Директор МОАУ «Гимназия искусств»
МОАУ «Гимназия искусств» ____________________Николаева Н.В.
Протокол №______________ Приказ № от_________________2012 г.
От________________ 2012 г.
Компилятивная программа
по учебной практике
«Пленэр»
Составил:
учитель ИЗО и МХК
высшей категории
Сапрыкина Лариса Фёдоровна
г. Белогорск
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Концептуальное обоснование компилятивной программы
Компилятивная программа учебной практики «Пленэр» составлена на основе:
Примерной программы «Пленэр» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – М. Министерство культуры РФ, научно-методический центр по художественному образованию, 2002.
Программы (проекта) учебной практики Пленэр для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств (1-4классы), Министерство культуры РФ – М., 2002.
Учебного пособия для педагогических училищ художественно-графических отделений Н.Я.Маслов «Пленэр: практика по изобразительному искусству» – М.; Просвещение, 2004.
Примерной программы «Рисунок» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – М. Министерство культуры РФ, научно-методический центр по художественному образованию, 2002.
Примерной программы «Живопись» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – М. Министерство культуры РФ, научно-методический центр по художественному образованию, 2002.
Программа адаптирована к условиям обучения художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и апробирована в течение 10 лет.
Учебная практика (пленэр), является обязательной частью процесса обучения на художественных отделениях школ искусств. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Основная цель пленэра – развитие художественно – творческих способностей, обеспечивающих возможность дальнейшей творческой работы на уроках художественного цикла. Направленность программы дает возможность развивать у учащихся эмоционально – эстетический отклик на красоту окружающего мира и природы. Большое значение для современного человека имеет природа и её сохранение. Тематическая композиция формирует личностное отношение к окружающему миру, активно развивает образное восприятие, зрительную память, индивидуальность и своеобразие художественного решения. Рисование с натуры, по памяти и впечатлению на основе предварительных целенаправленных наблюдений, сопровождается выполнением этюдов, набросков и зарисовок с натуры. При этом совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций растений, животных и людей, их конструктивного построения, объёма, пространственного положения, освещенности и цвета.
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную среду, перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам - рисунку, живописи и композиции. Пленэр, является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.
Место программы в системе школьного образования
Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение с 5 по 8 и 10 класс, (в 9 и 11 классах – исключается, в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА). Пленэр проводится ежедневно, полную рабочую неделю, по три занятия, с 01.06. по 10.06. Это дает возможность учащимся размеренно и осознанно выполнить работу. Учащиеся ориентированы на работу различными материалами: акварель, гуашь, карандаш, тушь, фломастер, пастель, уголь и другие мелки.
Ведущей формой работы на пленэре является практическая работа. Длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.
В конце занятий в школе проводится просмотр работ за летнюю практику, где оценивается сделанное, итоговая оценка выставляется в журнал по спец.циклу «Пленэр».
Данная программа предусматривает следующие формы работ:
Изучение объектов живой природы;
Рисование с натуры;
Этюды с натуры;
Сбор дополнительного материала для композиции;
Выполнение творческих заданий по определенным темам.
Программа построена с учетом преемственности в изучении определенных тем и идет по принципу усложнения из класса в класс.
1. Природа и экология
2. Образ человека
3. Образы животных
4. Архитектурные объекты
5. Деревья и растения
Основная цель курса обучения:
Развитие художественных и творческих способностей детей и формирование творчески активной личности
Задачи курса:
развивать образно - эмоциональное восприятие;
научить использовать различные материалы и технические способы выполнения творческих работ;
выработать способность преодоления стереотипа в выполнении работ;
научить понимать необходимость наблюдений и зарисовок с натуры с целью обогащения замысла композиции;
научить контролировать свою работу и устранять недостатки;
развивать интеллектуально – эмоциональный и аналитически – эмоциональный творческий подход к воплощению своего замысла;
выработать умения анализировать художественную работу;
приобрести навык передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения;
изучить на практике воздушную перспективу.
Предполагаемый результат
После практического и теоретического освоения курса пленэра
Учащиеся должны уметь:
Использовать различные материалы при выполнении художественных работ
Применить различные технические приемы при выполнении творческих художественных работ
Уметь работать без стереотипа
Построить фигуру человека и животного
Технически выстроить растения и деревья
Выстроить согласно перспективе архитектурные постройки городских и сельских мотивов
Применять на практике законы воздушной и линейной перспективы, законы равновесия и плановости
Анализировать и «видеть» свои достоинства и недостатки
Изучив практический курс учебной практики, «Пленэр» Учащиеся должны освоить:
картинную плоскость и ощущение различного формата и пространственной среды
Навыки работы над пейзажем
Способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры
Особенности станковой работы с натуры
Работу с натуры, по памяти и впечатлению
Выполнение задачи и умение решать её на определенном профессиональном уровне
Учебная практика «Пленэр» сориентирован на формирование и развитие художественных способностей учащихся. После окончания художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и освоения курса, учащиеся могут поставить и выполнить сложную творческую художественную задачу. Это дает возможность поступления в художественные училища и ВУЗы.
Организация работы на пленэре
На пленэре ребята сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных необходимостью передавать большое пространство изменчивостью освещения, погодных условий; с неудобствами в организации рабочего места. Поэтому проведение летней практики должно быть тщательно продумано заранее и четко организовано.
Каждому ученику необходим этюдник или специальная папка с твердым, не промокаемыми корками; раскладной стульчик, краски, банка и фляжка для воды, кисти, карандаш, бумага и другие материалы для рисования. Без этой экипировки ученик к практике не допускается. Перед началом практики, проводится организационное собрание, где учащиеся знакомятся с лучшими образцами этюдов, зарисовок, итоговых композиций.
Проводится объяснение и методика выполнения сложных и творческих работ.
В тематическом плане занятий по пленэру определяются ежедневные задания, которые оцениваются ежедневно, место и время сбора учащихся, тематическому планированию предшествует большая работа. Педагог должен побывать на практике, наметить варианты размещения учеников и примерные сюжеты заданий в соответствии с программой, продумать организацию выездов и маршрутов передвижения. Преподаватели заранее подбирают объекты будущих зарисовок и этюдов, продумывают задания на случай плохой погоды. В этом случае занятия проходят в помещении, городском краеведческом музее, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки, народных костюмов, утвари, наброски животных и птиц. Занятия могут проводиться и на станции юных натуралистов, на почте, улице, в парках и скверах.
Тематический план занятий
Общая тема пленэра: « Мой родной город»
Подтемы:
5 класс – «На лесной поляне»
6 класс – «Природа моего края»
7 класс – «Мой город»
8 класс – «Город строится»
10 класс – «Мой дальний восток», «Моя малая Родина»
Тематический план занятий для 5 класса
№ | Тема задания | Кол-во часов |
1. | Этюды цветов и трав | 3 |
2. | Зарисовки листьев различных пород деревьев | 2 |
3. | Зарисовки и этюды цветущих растений ( одуванчиков) в среде | 2 |
4. | Этюд ствола березы | 2 |
5. | Этюд чучела птицы на фоне травы | 3 |
6. | Рисунок ветки сосны | 2 |
7. | Зарисовки деревьев разных пород | 3 |
8. | Этюд с деревом | 3 |
9. | Этюд сирени, яблони, черемухи. | 3 |
10. | Работа над композицией «На лесной поляне» | 4 |
| Всего в 5 классе выдано | 30 часов |
Содержание предмета
В 5 классе изучается многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; выполняются этюды пейзажа. Задачами этого периода, являются: развитие наблюдательности, изучение природы родного края, обретение навыка передачи связи изображаемых объектов со средой, использование воздушной и линейной перспективы, выделение главного.
На пленэре учащиеся работают над итоговой композицией. Уже на первом занятии педагог должен определить её тему и все дальнейшее обучение посвятить сбору материала для неё. На всех этапах работы нужно обращать внимание на выразительность композиции листа, учить работать с различным форматом.
Задание 1
Этюды цветов и трав.
Задача: выбор характерного растения; передача пропорций, движения, цветовое решение без связи с фоном; разнообразие растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.
Материалы: карандаш, бумага, акварель.
Задание 2
Зарисовки листьев различных пород деревьев.
Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.
Материалы: перо тушь, гелевая ручка, карандаш.
Задание 3
Зарисовки и этюды цветущих растений (одуванчиков) в среде.
Задача: изучение и передача характерных особенностей цветка одуванчика в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства.
Материалы: бумага, акварель, карандаш.
Задание 4
Этюд ствола березы.
Задача: развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола березы; изучение особенностей и характер ствола березы, выделение главного, влияние среды на цвет.
Материал: бумага, акварель.
Задание 5
Этюд чучела птицы на фоне травы.
Задача: изучение влияния среды на предмет; передача характера чучела птицы, рефлексов, связи со средой.
Материал: бумага, акварель.
Задание 6
Рисунок ветки сосны.
Задача: выбор характерной ветки. Изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок.
Материалы: бумага, карандаш.
Задание 7
Рисунок: зарисовки деревьев разных пород.
Задача: развитие наблюдательности, изучение разных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев.
Материалы: бумага, карандаш, перо. Тушь, гелевая ручка.
Задание 8
Живопись: этюд с разными породами деревьев.
Задача: развитие наблюдательности, изучение разных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей строения различных пород деревьев; решение характерных особенностей различных пород деревьев; решение работы в цвете, изображение листьев на фоне неба и дальнего плана.
Материалы: бумага, карандаш.
Задание 9
Живопись: Этюд яблони, сирени, черемухи.
Задача: изучение характерных особенностей строения ствола и кроны цветущего дерева и передача воздушной среды, пропорций, движения ветвей; выделение главного в этюде, обобщение заднего плана.
Материалы: бумага, акварель.
Задание 10
Живопись: Этюд поляны в окружении деревьев.
Задача: развитие способности цельного восприятия натуры; выбор композиционного решения этюда; передача пространства глубины.
Материалы: бумага, акварель.
Задание 11
Композиция: «На лесной поляне». На основе пленэрных работ выполнить эскиз композиции.
Задача: развитие воображения, наблюдательности.
Материалы: бумага, тушь, перо, акварель, гуашь, мелки.
Тематический план занятий для 6 класса
№ | Тема задания | Кол –во часов |
1 | Зарисовка деревьев и их частей | 2 |
2 | Этюд дерева на фоне неба | 3 |
3 | Зарисовки групп деревьев | 3 |
4 | Этюд группы деревьев и кустарников, камней | 3 |
5 | Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта | 3 |
6 | Рисунок строения (группы строений) с отдельными деревьями, кустами и их группами | 3 |
7 | Этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями | 3 |
8 | Зарисовки деревьев, строений и их отражений в спокойной воде | 3 |
9 | Этюды с изображением глади воды ( с передним планом) | 3 |
10 | Композиция «Мой край» | 4 |
| Всего в 6 классе выдано | 30 часов |
Содержание предмета
В 6 классе учащиеся продолжают углубленно изучать природу, свой край. Дети учатся более выразительно передавать характер растений и деревьев, сельских и городских построек; планы, с соблюдением линейной перспективы; изучают влияние воздушной среды на тональную и цветовую характеристику предметов. При этом учащиеся используют графические материалы и акварельную технику, совершенствуют навыки рисования карандашом, тушью и другими материалами, приемы проработки отдельных деталей предметов. В работе акварелью учащиеся овладевают приемами письма по- сырому и навыками многослойной живописи, расширяют цветовую палитру. Прослеживается влияние атмосферных условий (времени дня, погоды) на окружающую среду, воздушной среды на цветовую характеристику предметов.
В 6 классе дети учатся изображать воду, передавать отражение неба и предметов в ней. Заключительное задание – выполнение композиции по сделанным этюдам. Учащиеся используют в своих композициях этюды, зарисовки и наброски. Наброски и зарисовки, рассчитанные на 20-30 минут. Чередуются с длительными заданиями.
Задание 1
Рисунок: зарисовки отдельных деревьев и их деталей.
Задачи: изучить породы деревьев, их частей (ветки, листья); передать характер ствола и кроны дерева, силуэт.
Материалы: карандаш, тушь, уголь.
Задание 2
Живопись: этюд дерева на фоне неба.
Задачи: дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева, проследить касание изображения дерева с фоном.
Материалы: акварель.
Задание 3
Рисунок: зарисовки групп деревьев.
Задачи: передать связь деревьев в группе; выявить её главные особенности. Обобщить детали; передать перспективное сокращение величины деревьев в зависимости от расстояния.
Материалы: карандаш, тушь, гелевая ручка.
Задание 4
Живопись: этюд группы деревьев и кустарников, камней, птиц.
Задачи: дать цветовую характеристику групп деревьев, проследить влияние освещения на цветовую гамму воздушной среды.
Материал: акварель.
Задание 5
Рисунок: зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта.
Задача: закрепить знания линейной перспективы, умение её применять при рисовании с натуры; изучать сельскую и городскую архитектуру.
Материал: карандаш.
Задание 6
Рисунок: рисунок строения (группы строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами. Включение переднего плана ( дороги, тропинки).
Задача: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, тушь, фломастер.
Задание 7
Живопись: этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями.
Задача: выявить связь архитектуры с окружающей средой. Передать влияние состояния погоды на характерную перспективу мотива: уметь применять воздушную перспективу при решении планов.
Материал: акварель.
Задание 8
Рисунок: зарисовка деревьев, строение и их отражений в спокойной воде.
Задача: научиться передавать характер отражений объектов в воде.
Материал: карандаш, мелки.
Задание 9
Живопись: этюды с изображением глади воды ( с передним планом).
Задача: через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы, передать плоскость воды и цветовые отношения водного пейзажа.
Материал: акварель, гуашь.
Задание 10
Композиция: «Мой край»
Задача: на основе собранного материала выполнить пейзажную композицию (при необходимости использовать зарисовки и этюды фигуры человека и животных).
Материалы: карандаш, акварель, гуашь, пастель, мелки, тушь.
Тематический план занятий для 7 класса
№ | Тема задания | Кол-во часов |
| Раздел №1 Рисунок | |
1 | Рисунок 1- 2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения | 2 |
2 | Рисунок деревьев на фоне деревянной постройки | 2 |
3 | Рисунок фрагмента архитектурного сооружения | 3 |
4 | Зарисовки несложного сельского пейзажа | 3 |
5 | Рисунок архитектурного сооружения | 3 |
| Раздел № 2 Живопись | |
6 | Этюд деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения | 2 |
7 | Этюд многопланового пейзажа | 2 |
8 | Этюд с деревьями на фоне деревянного сооружения | 3 |
9 | Этюд архитектурного сооружения | 3 |
10 | Этюд городского пейзажа по выбору учащихся | 3 |
11 | Выполнение композиции на тему: «Город» | 4 |
| Всего в 7 классе выдано | 30 часов |
Содержание предмета
Учащиеся 7 класса на занятиях по пленэру продолжают изучать линейную и воздушную перспективу; роль тональной и цветовой среды в изображении природы; особенности изображения архитектурных сооружений, связи их с окружающей средой.
Дети знакомятся с памятниками архитектуры, особенностями их конструкции, связью их с историческим прошлым, что является важным фактором в воспитательной работе.
Приобретенные знания и навыки используются в дальнейшей работе над композицией. Для изображения педагог выбирает объекты, наиболее методически целесообразные (выразительные, доступные), позволяющие сочетать длительные и короткие зарисовки; художественно-эстетические, с ясно выраженными конструктивными стилевыми особенностями.
Задание 1
Рисунок: рисунок 1- 2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения (портика, башни, части фасада).
Задачи: изучить особенности конструктивного построения объекта, соотношение его больших и малых форм.
Материалы: перо, карандаш.
Задание 2
Живопись: этюд деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения
Задача: проследить взаимосвязь природных форм. Передать цветотональную среду, взаимосвязь архитектурного сооружения с окружающей средой.
Материал: акварель
Задание 3
Рисунок: рисунок деревьев на фоне деревянной постройки.
Задачи: передать особенности изображения деревянной постройки, его связь с живым деревом.
Обратить внимание на материал, в котором решается конструктивный замысел архитектуры
Материал: карандаш, тушь, уголь.
Задание 4
Живопись : этюд многопланового пейзажа.
Задачи: выработать творческий подход к изображению многопланового пейзажа, умение наблюдать общее тоновое и цветовое состояние и освещенность пейзажа; навык работы с натуры в максимально малом тонально – цветовом интервале по светлоте, цветовому тону и насыщенности.
Материал: акварель.
Задание 5
Рисунок: рисунок фрагмента архитектурного сооружения.
Задачи: передать ритм пропорций, единство больших и малых форм, характер конструкции.
Материал: карандаш.
Задание 6
Живопись : этюд с деревьями на фоне деревянного сооружения.
Задачи: передать взаимосвязь деревянного сооружения с окружающей средой, световоздушную среду.
Материал: акварель.
Задание 7
Рисунок: зарисовки несложного сельского пейзажа.
Задача: изучить конструкцию архитектуры сельского ( деревянного)дома и объектов сельского пейзажа (забор, стог сена), возможна зарисовка с животными и птицами.
Материал: карандаш, тушь, пастель, гель.
Задание 8
Живопись : этюд архитектурного сооружения.
Задачи: передать большие цветовые отношения архитектурного памятника, добиться цельности в изображении.
Материал: акварель.
Задание 9
Рисунок: Рисунок архитектурного сооружения.
Задачи: передать большие конструкцию архитектурного памятника, добиться цельности в изображении объема.
Материал: карандаш.
Задание 10
Живопись: этюд городского пейзажа по выбору учащегося (с человеческими фигурами, архитектурной постройкой)
Задачи: обобщить знания, приобретенные на занятиях по пленэру; выполнить эскиз композиции.
Материал: акварель, гуашь.
Задание 11
Композиция на тему: «Город»
Задачи: на основе полученных знаний выполнить композицию городского пейзажа, передав состояние и настроение.
Материал: акварель, гуашь.
Тематический план занятий для 8 класса
№ | Тема задания | Кол-во часов |
1 | Пейзаж с индустриальным мотивом | 2 |
2 | Краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной среды | 2 |
3 | Рисунок строения или группы строений с отдельными деревьями , кустарниками. Включение переднего плана – дороги или тропинки | 3 |
4 | Этюд аллеи | 3 |
5 | Зарисовка группы деревьев различных пород | 3 |
6 | Этюды с изображением глади воды ( с передним планом, лодкой, рыбаком, камнями) по теме: «Рыбаки» | 3 |
7 | Зарисовки строительных объектов с введением фигуры человека, строительной техники, архитектурными элементами по теме: «Строители» | 3 |
8 | Этюды фигуры человека, групп людей «Прохожие», «На автобусной остановке» | 3 |
9 | Зарисовки и этюды животных и птиц (возможна экскурсия в краеведческий музей) | 3 |
10 | Композиция «Мой город» | 5 |
| Всего в 8 классе выдано | 30 часов |
Содержание предмета
Для развития навыков на пленэре в 8 классе следует уделять большое внимание композиции листа, выявлению пространства в этюдах и зарисовках пейзажей. Большое значение следует придавать четкости линейно-конструктивного построения и изображения ,понятию тональности, колористическому решению и учиться последовательно вести работу.
От учащихся 8 класса следует требовать точной передачи глубины пространства, плановости. При этом они должны пользоваться различными техническими приемами работы акварельными красками и другими художественными материалами.
Задание 1
Живопись и рисунок: пейзаж с индустриальным мотивом.
Задача: сбор материала (зарисовки, наброски и этюды) к заданному сюжету.
Материал: карандаш, акварель.
Задание 2
Живопись: краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной среды. Задача: развить способность видения и передачи основных цветотональных отношений объектов пейзажа, выявить его общие цветовые решения.
Материал: акварель.
Задание 3
Рисунок: рисунок строения или группы строений с отдельными деревьями , кустарниками. Включение переднего плана – дороги или тропинки.
Задача: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.
Материал: карандаш, тушь.
Задание 4
Живопись: этюд аллеи.
Задача: глубже изучать взаимосвязь линейной и воздушной перспективы при изображении уходящей вдаль аллеи; передать характерные тоновые и цветовые контрасты при изображении уходящего в глубину пространства; проследить изменение цвета натуры в зависимости её от удаленности от зрителя.
Материал: акварель.
Задание 5
Рисунок: зарисовка группы деревьев различных пород. Задача: проанализировать пропорции природных форм деревьев, передать характер движения стволов, их связь с землей; совершенствовать умения видеть и изображать штрихом особенности пород деревьев ( работу вести большими формами, от общего к частному). Материал: карандаш.
Задание 6
Живопись: этюды с изображением глади воды ( с передним планом, лодкой, рыбаком, собакой, камнями) по теме: «Рыбаки».
Задача: через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы передать плоскость воды и цветовые отношения изображаемого.
Материал: акварель.
Задание 7
Рисунок: зарисовки строительных объектов с введением фигуры человека, строительной техники, архитектурными элементами по теме: «Строители». Задача: познакомить ребят со спецификой труда строителей дорог; собрать материал к заданному сюжету ( этюды, наброски, зарисовки).
Материал: карандаш, тушь, акварель, гуашь.
Задание 8
Живопись: этюды фигуры человека, групп людей в городском пейзаже по теме «Прохожие», «На автобусной остановке».
Задача: найти и передать выразительные позы и движение человека в световоздушной среде для использования в композиции.
Материал: акварель, гуашь.
Задание 9
Рисунок и живопись: зарисовки и этюды животных и птиц (возможна экскурсия в краеведческий музей)
Задача: сбор материала для использования в композиции, выявить характер и анатомические особенности животных и птиц.
Материал: карандаш, тушь, акварель, гуашь.
Задание 10
Композиция: «Мой город»
Задача: сбор материала для использования в композиции, на основе выбранной темы и собранного материала на пленэре составить эскиз, дать возможность учащимся самостоятельно выбрать сюжет, научиться выделять из общей массы впечатлений знания всех законов и средств композиции применять контрасты в цвете, тоне, ритме, движении.
Материал: карандаш, тушь, акварель, гуашь.
Тематический план занятий для 10 класса
№ | Тема задания | Кол-во часов |
1 | Городской и сельский пейзаж | 4 |
2 | Зарисовки, наброски, этюды фигуры человека в движении на тему: «Летнее кафе», «У бочки с квасом», «Городской парк», «Пляж» и т.д. | 4 |
3 | Зарисовки, наброски, этюды архитектурных построек | 4 |
4 | Краткосрочные этюды на состояние природы | 3 |
5 | Этюды пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней | 3 |
6 | Зарисовки, наброски индустриальных и технических сооружений, автомобилей. | 4 |
7 | Этюды панорамного вида ( с применением видоискателя)- вид архитектурного ансамбля, сопок, улицы. Площади .и т.д. | 4 |
8 | Композиция «Мой Дальний восток», «Моя малая Родина» | 4 |
| Всего выдано в 10 классе | 30часов |
Содержание предмета
Летняя практика в 10 классе расширяет представление учащихся об окружающей действительности, закрепляет основные понятия о законах «пленэра», служит для сбора материала на тему: «Мой дальний восток», «Моя малая Родина». Из 10 дней учебной практики 8 дней ученики занимаются сбором материала по заданной теме и 1 день работают над композицией 4 часа. Материал для неё выбирают сами учащиеся.
Задание 1
Рисунок: зарисовки городского и сельского пейзажа.
Задача: сбор материала для композиции. Передать особенности и состояние пейзажа в разное время дня.
Материал: карандаш.
Задание 2
Рисунок и живопись: Зарисовки, наброски, этюды фигуры человека в движении на тему: «Летнее кафе», «У бочки с квасом», «Городской парк», «Пляж» и т.д.
Задача: сбор материала для композиции.
Материал: карандаш, акварель, гуашь.
Задание 3
Рисунок и живопись: зарисовки и наброски, этюды архитектурных сооружений городского пейзажа.
Задача: передать характер конструкции на фоне неба, деревьев и четким изображением переднего плана. Материал: карандаш, акварель, гуашь.
Задание 4
Живопись: краткосрочные этюды на состояние погоды и природы.
Задача: в коротком этюде - «нашлепко» передать характер освещения, тональные цветовые характеристики предметов.
Материал: акварель, гуашь.
Задание 5
Живопись: этюды пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней
Задача: изучить различные приемы живописи акварелью, передача воздушной перспективы.
Материал: акварель, гуашь.
Задание 6
Рисунок: зарисовки, наброски индустриальных и технических сооружений – мостов, линий электропередач, буровых установок, автозаправочные станции и прилегающие постройки, автомобили.
Задача: сбор материала для композиции.
Материал: карандаш, мелки, тушь, фломастер, гель.
Задание 7
Живопись: этюды панорамного вида ( с применением видоискателя)- вид архитектурного ансамбля, сопок, улицы, площади .и т.д.
Задача: проследить законы воздушной перспективы, влияния воздушной среды на изображение переднего и дальнего планов.
Материал: акварель.
Задание 8
Композиция: работа над композицией «Мой дальний восток»
Задача: на основе предварительного материала составить эскизы к композиции. Раскрыть идейное содержание. Показать знания законов композиции.
Материал: карандаш, мелки, тушь, фломастер, гель, акварель, гуашь.
Список литературы:
Н.М.Сокольникова «Основы композиции» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996
Н.М.Сокольникова «Основы рисунка» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996
Н.М.Сокольникова «Основы живописи» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996
Н.М.Сокольникова «Словарь художественных терминов» Обнинск «Титул» 1996
В.С.Кузин учебник для художественных училищ «Психология» М. 1982
А.Н.Щеголихина, И.Е.Тимофеева «Рисунок» М. «Легкая промышленность» 1998
Н.Ф. Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях» Киев, 1994
Т.В. Калашникова энциклопедия русской живописи М. «Олма- пресс» 2006
Н.Я.Маслов «Пленэр: практика по изобразительному искусству» учебное пособие для педагогических училищ художественно-графических отделений. – М.; Просвещение, 2004.
Пояснительная записка
Концептуальное обоснование компилятивной программы
Компилятивная программа учебной практики «Пленэр» составлена на основе:
Примерной программы «Пленэр» для детских художественных школ и детских школ искусств. За 2002.
Программы учебной практики Пленэр для преподавателей детских художественных школ и школ искусств за 2002.
Учебного пособия для педагогических училищ художественно-графических отделений под редакцией Н.Я.Маслова «Пленэр: практика по изобразительному искусству за 2004.
Примерных программ по «Рисуноку, живописи, композиции» для детских художественных школ и детских школ искусств. За 2002.
Программа адаптирована к условиям обучения художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и апробирована в течение 10 лет.
Учебная практика (пленэр), является обязательной частью процесса обучения на художественных отделениях школ искусств. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Основная цель пленэра – развитие художественно – творческих способностей, обеспечивающих возможность дальнейшей творческой работы на уроках художественного цикла. Направленность программы дает возможность развивать у учащихся эмоционально – эстетический отклик на красоту окружающего мира и природы.
Задачи курса:
развивать образно - эмоциональное восприятие;
научить использовать различные материалы и технические способы выполнения творческих работ;
научить понимать необходимость наблюдений и зарисовок с натуры научить контролировать свою работу и устранять недостатки;
выработать умения анализировать художественную работу;
приобрести навык передачи освещения, состояния воздуха, цветового решения палитры, тоновые отношения;
и воздушную перспективу.
Место программы в системе школьного образования
Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение с 5 по 8 и 10 класс, (в 9 и 11 классах – исключается, в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА). Пленэр проводится ежедневно, полную рабочую неделю, по три занятия, с 01.06. по 10.06. Это дает возможность учащимся размеренно и осознанно выполнить работу. Учащиеся ориентированы на работу различными материалами: акварель, гуашь, карандаш, тушь, фломастер, пастель, уголь и другие мелки.
Ведущей формой работы на пленэре является практическая работа. Длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.
Проведение летней практики должно быть тщательно продумано заранее и четко организовано.
Каждому ученику необходим этюдник или специальная папка раскладной стульчик, краски, банка и фляжка для воды, кисти, карандаш, бумага и другие материалы для рисования.
Данная программа предусматривает следующие формы работ:
Учащиеся должны уметь:
Использовать различные материалы при выполнении художественных работ
Применить различные технические приемы Построить фигуру человека и животного
Технически выстроить растения и деревья
Уметь рисовать в перспективе архитектурные постройки городских и сельских мотивов
Программа построена с учетом преемственности в изучении определенных тем и идет по принципу усложнения из класса в класс.
Учащиеся изучают следующие темы:
1. пейзаж и архитектура
2. человек и транспорт
3 животные и птицы
4. Деревья и растения
В тематическом плане занятий по пленэру определяются ежедневные задания, которые оцениваются также - ежедневно
В конце занятий в школе проводится просмотр работ за летнюю практику, где оценивается сделанное, итоговая оценка выставляется в журнал по спец.циклу «Пленэр».
На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, Пленэр, является хорошей школой для дальнейшего развития художественного творчества.
Результатом пленэра , является выставки, проводимые в гимназии по окончании пленэра и в городском краеведческом музее ко дню города – летом, а также областные, российские и международные, где получаем различные награды . Высоко оценены местным сообществом персональные выставки ребят. После окончания художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и освоения курса, учащиеся могут поставить и выполнить сложную творческую художественную задачу. Это дает возможность поступления в художественные училища и ВУЗы.
Результатом качества пленэра, является, тот факт, что 98% учащихся художественного отделения поступают в Вузы художественно-эстетического направления.
23