СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компилятивная программа по учебной практике «Пленэр»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компилятивная программа по учебной практике «Пленэр»      Программа адаптирована к условиям обучения художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и апробирована в течение 10 лет.

     Учебная практика (пленэр), является обязательной частью процесса обучения на художественных отделениях школ искусств. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.   

Просмотр содержимого документа
«Компилятивная программа по учебной практике «Пленэр»»


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Гимназия искусств»






Рассмотрена и рекомендована Утверждаю.

к утверждению управляющим советом Директор МОАУ «Гимназия искусств»

МОАУ «Гимназия искусств» ____________________Николаева Н.В.

Протокол №______________ Приказ № от_________________2012 г.

От________________ 2012 г.





Компилятивная программа

по учебной практике


«Пленэр»








Составил:

учитель ИЗО и МХК

высшей категории

Сапрыкина Лариса Фёдоровна















г. Белогорск

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка


Концептуальное обоснование компилятивной программы

Компилятивная программа учебной практики «Пленэр» составлена на основе:

  1. Примерной программы «Пленэр» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – М. Министерство культуры РФ, научно-методический центр по художественному образованию, 2002.

  2. Программы (проекта) учебной практики Пленэр для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств (1-4классы), Министерство культуры РФ – М., 2002.

  3. Учебного пособия для педагогических училищ художественно-графических отделений Н.Я.Маслов «Пленэр: практика по изобразительному искусству» – М.; Просвещение, 2004.

  4. Примерной программы «Рисунок» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – М. Министерство культуры РФ, научно-методический центр по художественному образованию, 2002.

  5. Примерной программы «Живопись» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. – М. Министерство культуры РФ, научно-методический центр по художественному образованию, 2002.


Программа адаптирована к условиям обучения художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и апробирована в течение 10 лет.

Учебная практика (пленэр), является обязательной частью процесса обучения на художественных отделениях школ искусств. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

Основная цель пленэра – развитие художественно – творческих способностей, обеспечивающих возможность дальнейшей творческой работы на уроках художественного цикла. Направленность программы дает возможность развивать у учащихся эмоционально – эстетический отклик на красоту окружающего мира и природы. Большое значение для современного человека имеет природа и её сохранение. Тематическая композиция формирует личностное отношение к окружающему миру, активно развивает образное восприятие, зрительную память, индивидуальность и своеобразие художественного решения. Рисование с натуры, по памяти и впечатлению на основе предварительных целенаправленных наблюдений, сопровождается выполнением этюдов, набросков и зарисовок с натуры. При этом совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций растений, животных и людей, их конструктивного построения, объёма, пространственного положения, освещенности и цвета.

На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную среду, перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам - рисунку, живописи и композиции. Пленэр, является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.


Место программы в системе школьного образования

Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение с 5 по 8 и 10 класс, (в 9 и 11 классах – исключается, в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА). Пленэр проводится ежедневно, полную рабочую неделю, по три занятия, с 01.06. по 10.06. Это дает возможность учащимся размеренно и осознанно выполнить работу. Учащиеся ориентированы на работу различными материалами: акварель, гуашь, карандаш, тушь, фломастер, пастель, уголь и другие мелки.

Ведущей формой работы на пленэре является практическая работа. Длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.

В конце занятий в школе проводится просмотр работ за летнюю практику, где оценивается сделанное, итоговая оценка выставляется в журнал по спец.циклу «Пленэр».


Данная программа предусматривает следующие формы работ:

  • Изучение объектов живой природы;

  • Рисование с натуры;

  • Этюды с натуры;

  • Сбор дополнительного материала для композиции;

  • Выполнение творческих заданий по определенным темам.

Программа построена с учетом преемственности в изучении определенных тем и идет по принципу усложнения из класса в класс.


1. Природа и экология

2. Образ человека

3. Образы животных

4. Архитектурные объекты

5. Деревья и растения

Основная цель курса обучения:


Развитие художественных и творческих способностей детей и формирование творчески активной личности



Задачи курса:

  1. развивать образно - эмоциональное восприятие;

  2. научить использовать различные материалы и технические способы выполнения творческих работ;

  3. выработать способность преодоления стереотипа в выполнении работ;

  4. научить понимать необходимость наблюдений и зарисовок с натуры с целью обогащения замысла композиции;

  5. научить контролировать свою работу и устранять недостатки;

  6. развивать интеллектуально – эмоциональный и аналитически – эмоциональный творческий подход к воплощению своего замысла;

  7. выработать умения анализировать художественную работу;

  8. приобрести навык передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения;

  9. изучить на практике воздушную перспективу.


Предполагаемый результат

После практического и теоретического освоения курса пленэра

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать различные материалы при выполнении художественных работ

  • Применить различные технические приемы при выполнении творческих художественных работ

  • Уметь работать без стереотипа

  • Построить фигуру человека и животного

  • Технически выстроить растения и деревья

  • Выстроить согласно перспективе архитектурные постройки городских и сельских мотивов

  • Применять на практике законы воздушной и линейной перспективы, законы равновесия и плановости

  • Анализировать и «видеть» свои достоинства и недостатки

Изучив практический курс учебной практики, «Пленэр» Учащиеся должны освоить:


  • Различные техники исполнения художественных работ и материалов,

картинную плоскость и ощущение различного формата и пространственной среды

  • Навыки работы над пейзажем

  • Способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры

  • Особенности станковой работы с натуры

  • Работу с натуры, по памяти и впечатлению

  • Выполнение задачи и умение решать её на определенном профессиональном уровне

Учебная практика «Пленэр» сориентирован на формирование и развитие художественных способностей учащихся. После окончания художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и освоения курса, учащиеся могут поставить и выполнить сложную творческую художественную задачу. Это дает возможность поступления в художественные училища и ВУЗы.


Организация работы на пленэре


На пленэре ребята сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных необходимостью передавать большое пространство изменчивостью освещения, погодных условий; с неудобствами в организации рабочего места. Поэтому проведение летней практики должно быть тщательно продумано заранее и четко организовано.

Каждому ученику необходим этюдник или специальная папка с твердым, не промокаемыми корками; раскладной стульчик, краски, банка и фляжка для воды, кисти, карандаш, бумага и другие материалы для рисования. Без этой экипировки ученик к практике не допускается. Перед началом практики, проводится организационное собрание, где учащиеся знакомятся с лучшими образцами этюдов, зарисовок, итоговых композиций.

Проводится объяснение и методика выполнения сложных и творческих работ.

В тематическом плане занятий по пленэру определяются ежедневные задания, которые оцениваются ежедневно, место и время сбора учащихся, тематическому планированию предшествует большая работа. Педагог должен побывать на практике, наметить варианты размещения учеников и примерные сюжеты заданий в соответствии с программой, продумать организацию выездов и маршрутов передвижения. Преподаватели заранее подбирают объекты будущих зарисовок и этюдов, продумывают задания на случай плохой погоды. В этом случае занятия проходят в помещении, городском краеведческом музее, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом, делают зарисовки, народных костюмов, утвари, наброски животных и птиц. Занятия могут проводиться и на станции юных натуралистов, на почте, улице, в парках и скверах.















Тематический план занятий


Общая тема пленэра: « Мой родной город»

Подтемы:

5 класс – «На лесной поляне»

6 класс – «Природа моего края»

7 класс – «Мой город»

8 класс – «Город строится»

10 класс – «Мой дальний восток», «Моя малая Родина»

Тематический план занятий для 5 класса


Тема задания

Кол-во часов

1.

Этюды цветов и трав

3

2.

Зарисовки листьев различных пород деревьев

2

3.

Зарисовки и этюды цветущих растений ( одуванчиков) в среде

2

4.

Этюд ствола березы

2

5.

Этюд чучела птицы на фоне травы

3

6.

Рисунок ветки сосны

2

7.

Зарисовки деревьев разных пород

3

8.

Этюд с деревом

3

9.

Этюд сирени, яблони, черемухи.

3

10.

Работа над композицией «На лесной поляне»

4


Всего в 5 классе выдано

30 часов



Содержание предмета


В 5 классе изучается многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; выполняются этюды пейзажа. Задачами этого периода, являются: развитие наблюдательности, изучение природы родного края, обретение навыка передачи связи изображаемых объектов со средой, использование воздушной и линейной перспективы, выделение главного.

На пленэре учащиеся работают над итоговой композицией. Уже на первом занятии педагог должен определить её тему и все дальнейшее обучение посвятить сбору материала для неё. На всех этапах работы нужно обращать внимание на выразительность композиции листа, учить работать с различным форматом.



Задание 1


Этюды цветов и трав.

Задача: выбор характерного растения; передача пропорций, движения, цветовое решение без связи с фоном; разнообразие растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.

Материалы: карандаш, бумага, акварель.

Задание 2


Зарисовки листьев различных пород деревьев.

Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.

Материалы: перо тушь, гелевая ручка, карандаш.


Задание 3


Зарисовки и этюды цветущих растений (одуванчиков) в среде.

Задача: изучение и передача характерных особенностей цветка одуванчика в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства.

Материалы: бумага, акварель, карандаш.


Задание 4

Этюд ствола березы.

Задача: развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола березы; изучение особенностей и характер ствола березы, выделение главного, влияние среды на цвет.

Материал: бумага, акварель.


Задание 5


Этюд чучела птицы на фоне травы.

Задача: изучение влияния среды на предмет; передача характера чучела птицы, рефлексов, связи со средой.

Материал: бумага, акварель.

Задание 6

Рисунок ветки сосны.

Задача: выбор характерной ветки. Изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок.

Материалы: бумага, карандаш.




Задание 7


Рисунок: зарисовки деревьев разных пород.

Задача: развитие наблюдательности, изучение разных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев.

Материалы: бумага, карандаш, перо. Тушь, гелевая ручка.


Задание 8


Живопись: этюд с разными породами деревьев.

Задача: развитие наблюдательности, изучение разных пород деревьев, выбор композиции, передача пропорций и характерных особенностей строения различных пород деревьев; решение характерных особенностей различных пород деревьев; решение работы в цвете, изображение листьев на фоне неба и дальнего плана.

Материалы: бумага, карандаш.


Задание 9


Живопись: Этюд яблони, сирени, черемухи.

Задача: изучение характерных особенностей строения ствола и кроны цветущего дерева и передача воздушной среды, пропорций, движения ветвей; выделение главного в этюде, обобщение заднего плана.

Материалы: бумага, акварель.


Задание 10


Живопись: Этюд поляны в окружении деревьев.

Задача: развитие способности цельного восприятия натуры; выбор композиционного решения этюда; передача пространства глубины.

Материалы: бумага, акварель.


Задание 11


Композиция: «На лесной поляне». На основе пленэрных работ выполнить эскиз композиции.

Задача: развитие воображения, наблюдательности.

Материалы: бумага, тушь, перо, акварель, гуашь, мелки.







Тематический план занятий для 6 класса


Тема задания

Кол –во часов

1

Зарисовка деревьев и их частей

2

2

Этюд дерева на фоне неба

3

3

Зарисовки групп деревьев

3

4

Этюд группы деревьев и кустарников, камней

3

5

Зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта

3

6

Рисунок строения (группы строений) с отдельными деревьями, кустами и их группами

3

7

Этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями

3

8

Зарисовки деревьев, строений и их отражений в спокойной воде

3

9

Этюды с изображением глади воды ( с передним планом)

3

10

Композиция «Мой край»

4


Всего в 6 классе выдано

30 часов



Содержание предмета


В 6 классе учащиеся продолжают углубленно изучать природу, свой край. Дети учатся более выразительно передавать характер растений и деревьев, сельских и городских построек; планы, с соблюдением линейной перспективы; изучают влияние воздушной среды на тональную и цветовую характеристику предметов. При этом учащиеся используют графические материалы и акварельную технику, совершенствуют навыки рисования карандашом, тушью и другими материалами, приемы проработки отдельных деталей предметов. В работе акварелью учащиеся овладевают приемами письма по- сырому и навыками многослойной живописи, расширяют цветовую палитру. Прослеживается влияние атмосферных условий (времени дня, погоды) на окружающую среду, воздушной среды на цветовую характеристику предметов.

В 6 классе дети учатся изображать воду, передавать отражение неба и предметов в ней. Заключительное задание – выполнение композиции по сделанным этюдам. Учащиеся используют в своих композициях этюды, зарисовки и наброски. Наброски и зарисовки, рассчитанные на 20-30 минут. Чередуются с длительными заданиями.





Задание 1


Рисунок: зарисовки отдельных деревьев и их деталей.

Задачи: изучить породы деревьев, их частей (ветки, листья); передать характер ствола и кроны дерева, силуэт.

Материалы: карандаш, тушь, уголь.


Задание 2


Живопись: этюд дерева на фоне неба.

Задачи: дать цветовую характеристику ствола и кроны дерева, проследить касание изображения дерева с фоном.

Материалы: акварель.


Задание 3


Рисунок: зарисовки групп деревьев.

Задачи: передать связь деревьев в группе; выявить её главные особенности. Обобщить детали; передать перспективное сокращение величины деревьев в зависимости от расстояния.

Материалы: карандаш, тушь, гелевая ручка.


Задание 4


Живопись: этюд группы деревьев и кустарников, камней, птиц.

Задачи: дать цветовую характеристику групп деревьев, проследить влияние освещения на цветовую гамму воздушной среды.

Материал: акварель.

Задание 5


Рисунок: зарисовки жилых домов, прилегающих построек, предметов быта.

Задача: закрепить знания линейной перспективы, умение её применять при рисовании с натуры; изучать сельскую и городскую архитектуру.

Материал: карандаш.

Задание 6


Рисунок: рисунок строения (группы строений) с отдельными деревьями, кустарниками и их группами. Включение переднего плана ( дороги, тропинки).

Задача: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, тушь, фломастер.




Задание 7


Живопись: этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями.

Задача: выявить связь архитектуры с окружающей средой. Передать влияние состояния погоды на характерную перспективу мотива: уметь применять воздушную перспективу при решении планов.

Материал: акварель.

Задание 8


Рисунок: зарисовка деревьев, строение и их отражений в спокойной воде.

Задача: научиться передавать характер отражений объектов в воде.

Материал: карандаш, мелки.

Задание 9


Живопись: этюды с изображением глади воды ( с передним планом).

Задача: через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы, передать плоскость воды и цветовые отношения водного пейзажа.

Материал: акварель, гуашь.

Задание 10


Композиция: «Мой край»

Задача: на основе собранного материала выполнить пейзажную композицию (при необходимости использовать зарисовки и этюды фигуры человека и животных).

Материалы: карандаш, акварель, гуашь, пастель, мелки, тушь.




















Тематический план занятий для 7 класса


Тема задания

Кол-во часов


Раздел №1 Рисунок


1

Рисунок 1- 2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения

2

2

Рисунок деревьев на фоне деревянной постройки

2

3

Рисунок фрагмента архитектурного сооружения

3

4

Зарисовки несложного сельского пейзажа

3

5

Рисунок архитектурного сооружения

3


Раздел № 2 Живопись


6

Этюд деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения

2

7

Этюд многопланового пейзажа

2

8

Этюд с деревьями на фоне деревянного сооружения

3

9

Этюд архитектурного сооружения

3

10

Этюд городского пейзажа по выбору учащихся

3

11

Выполнение композиции на тему: «Город»

4


Всего в 7 классе выдано

30 часов



Содержание предмета


Учащиеся 7 класса на занятиях по пленэру продолжают изучать линейную и воздушную перспективу; роль тональной и цветовой среды в изображении природы; особенности изображения архитектурных сооружений, связи их с окружающей средой.

Дети знакомятся с памятниками архитектуры, особенностями их конструкции, связью их с историческим прошлым, что является важным фактором в воспитательной работе.

Приобретенные знания и навыки используются в дальнейшей работе над композицией. Для изображения педагог выбирает объекты, наиболее методически целесообразные (выразительные, доступные), позволяющие сочетать длительные и короткие зарисовки; художественно-эстетические, с ясно выраженными конструктивными стилевыми особенностями.


Задание 1


Рисунок: рисунок 1- 2 деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения (портика, башни, части фасада).

Задачи: изучить особенности конструктивного построения объекта, соотношение его больших и малых форм.

Материалы: перо, карандаш.

Задание 2


Живопись: этюд деревьев на фоне каменного архитектурного сооружения

Задача: проследить взаимосвязь природных форм. Передать цветотональную среду, взаимосвязь архитектурного сооружения с окружающей средой.

Материал: акварель


Задание 3


Рисунок: рисунок деревьев на фоне деревянной постройки.

Задачи: передать особенности изображения деревянной постройки, его связь с живым деревом.

Обратить внимание на материал, в котором решается конструктивный замысел архитектуры

Материал: карандаш, тушь, уголь.


Задание 4


Живопись : этюд многопланового пейзажа.

Задачи: выработать творческий подход к изображению многопланового пейзажа, умение наблюдать общее тоновое и цветовое состояние и освещенность пейзажа; навык работы с натуры в максимально малом тонально – цветовом интервале по светлоте, цветовому тону и насыщенности.

Материал: акварель.

Задание 5


Рисунок: рисунок фрагмента архитектурного сооружения.

Задачи: передать ритм пропорций, единство больших и малых форм, характер конструкции.

Материал: карандаш.

Задание 6


Живопись : этюд с деревьями на фоне деревянного сооружения.

Задачи: передать взаимосвязь деревянного сооружения с окружающей средой, световоздушную среду.

Материал: акварель.


Задание 7


Рисунок: зарисовки несложного сельского пейзажа.

Задача: изучить конструкцию архитектуры сельского ( деревянного)дома и объектов сельского пейзажа (забор, стог сена), возможна зарисовка с животными и птицами.

Материал: карандаш, тушь, пастель, гель.

Задание 8


Живопись : этюд архитектурного сооружения.

Задачи: передать большие цветовые отношения архитектурного памятника, добиться цельности в изображении.

Материал: акварель.


Задание 9


Рисунок: Рисунок архитектурного сооружения.

Задачи: передать большие конструкцию архитектурного памятника, добиться цельности в изображении объема.

Материал: карандаш.

Задание 10


Живопись: этюд городского пейзажа по выбору учащегося (с человеческими фигурами, архитектурной постройкой)

Задачи: обобщить знания, приобретенные на занятиях по пленэру; выполнить эскиз композиции.

Материал: акварель, гуашь.


Задание 11


Композиция на тему: «Город»

Задачи: на основе полученных знаний выполнить композицию городского пейзажа, передав состояние и настроение.

Материал: акварель, гуашь.




















Тематический план занятий для 8 класса


Тема задания

Кол-во часов

1

Пейзаж с индустриальным мотивом

2

2

Краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной среды

2

3

Рисунок строения или группы строений с отдельными деревьями , кустарниками. Включение переднего плана – дороги или тропинки

3

4

Этюд аллеи

3

5

Зарисовка группы деревьев различных пород

3

6

Этюды с изображением глади воды ( с передним планом, лодкой, рыбаком, камнями) по теме: «Рыбаки»

3

7

Зарисовки строительных объектов с введением фигуры человека, строительной техники, архитектурными элементами по теме: «Строители»

3

8

Этюды фигуры человека, групп людей «Прохожие», «На автобусной остановке»

3

9

Зарисовки и этюды животных и птиц (возможна экскурсия в краеведческий музей)

3

10

Композиция «Мой город»

5


Всего в 8 классе выдано

30 часов



Содержание предмета


Для развития навыков на пленэре в 8 классе следует уделять большое внимание композиции листа, выявлению пространства в этюдах и зарисовках пейзажей. Большое значение следует придавать четкости линейно-конструктивного построения и изображения ,понятию тональности, колористическому решению и учиться последовательно вести работу.

От учащихся 8 класса следует требовать точной передачи глубины пространства, плановости. При этом они должны пользоваться различными техническими приемами работы акварельными красками и другими художественными материалами.


Задание 1


Живопись и рисунок: пейзаж с индустриальным мотивом.

Задача: сбор материала (зарисовки, наброски и этюды) к заданному сюжету.

Материал: карандаш, акварель.


Задание 2


Живопись: краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной среды. Задача: развить способность видения и передачи основных цветотональных отношений объектов пейзажа, выявить его общие цветовые решения.

Материал: акварель.


Задание 3


Рисунок: рисунок строения или группы строений с отдельными деревьями , кустарниками. Включение переднего плана – дороги или тропинки.

Задача: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.

Материал: карандаш, тушь.


Задание 4


Живопись: этюд аллеи.

Задача: глубже изучать взаимосвязь линейной и воздушной перспективы при изображении уходящей вдаль аллеи; передать характерные тоновые и цветовые контрасты при изображении уходящего в глубину пространства; проследить изменение цвета натуры в зависимости её от удаленности от зрителя.

Материал: акварель.


Задание 5


Рисунок: зарисовка группы деревьев различных пород. Задача: проанализировать пропорции природных форм деревьев, передать характер движения стволов, их связь с землей; совершенствовать умения видеть и изображать штрихом особенности пород деревьев ( работу вести большими формами, от общего к частному). Материал: карандаш.

Задание 6


Живопись: этюды с изображением глади воды ( с передним планом, лодкой, рыбаком, собакой, камнями) по теме: «Рыбаки».

Задача: через передний план, используя законы линейной и воздушной перспективы передать плоскость воды и цветовые отношения изображаемого.

Материал: акварель.


Задание 7


Рисунок: зарисовки строительных объектов с введением фигуры человека, строительной техники, архитектурными элементами по теме: «Строители». Задача: познакомить ребят со спецификой труда строителей дорог; собрать материал к заданному сюжету ( этюды, наброски, зарисовки).

Материал: карандаш, тушь, акварель, гуашь.


Задание 8


Живопись: этюды фигуры человека, групп людей в городском пейзаже по теме «Прохожие», «На автобусной остановке».

Задача: найти и передать выразительные позы и движение человека в световоздушной среде для использования в композиции.

Материал: акварель, гуашь.


Задание 9


Рисунок и живопись: зарисовки и этюды животных и птиц (возможна экскурсия в краеведческий музей)

Задача: сбор материала для использования в композиции, выявить характер и анатомические особенности животных и птиц.

Материал: карандаш, тушь, акварель, гуашь.


Задание 10


Композиция: «Мой город»

Задача: сбор материала для использования в композиции, на основе выбранной темы и собранного материала на пленэре составить эскиз, дать возможность учащимся самостоятельно выбрать сюжет, научиться выделять из общей массы впечатлений знания всех законов и средств композиции применять контрасты в цвете, тоне, ритме, движении.

Материал: карандаш, тушь, акварель, гуашь.













Тематический план занятий для 10 класса



Тема задания

Кол-во часов

1

Городской и сельский пейзаж

4

2

Зарисовки, наброски, этюды фигуры человека в движении на тему: «Летнее кафе», «У бочки с квасом», «Городской парк», «Пляж» и т.д.

4

3

Зарисовки, наброски, этюды архитектурных построек

4

4

Краткосрочные этюды на состояние природы

3

5

Этюды пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней

3

6

Зарисовки, наброски индустриальных и технических сооружений, автомобилей.

4

7

Этюды панорамного вида ( с применением видоискателя)- вид архитектурного ансамбля, сопок, улицы. Площади .и т.д.

4

8

Композиция «Мой Дальний восток», «Моя малая Родина»

4


Всего выдано в 10 классе

30часов


Содержание предмета


Летняя практика в 10 классе расширяет представление учащихся об окружающей действительности, закрепляет основные понятия о законах «пленэра», служит для сбора материала на тему: «Мой дальний восток», «Моя малая Родина». Из 10 дней учебной практики 8 дней ученики занимаются сбором материала по заданной теме и 1 день работают над композицией 4 часа. Материал для неё выбирают сами учащиеся.


Задание 1


Рисунок: зарисовки городского и сельского пейзажа.

Задача: сбор материала для композиции. Передать особенности и состояние пейзажа в разное время дня.

Материал: карандаш.

Задание 2


Рисунок и живопись: Зарисовки, наброски, этюды фигуры человека в движении на тему: «Летнее кафе», «У бочки с квасом», «Городской парк», «Пляж» и т.д.

Задача: сбор материала для композиции.

Материал: карандаш, акварель, гуашь.


Задание 3


Рисунок и живопись: зарисовки и наброски, этюды архитектурных сооружений городского пейзажа.

Задача: передать характер конструкции на фоне неба, деревьев и четким изображением переднего плана. Материал: карандаш, акварель, гуашь.


Задание 4


Живопись: краткосрочные этюды на состояние погоды и природы.

Задача: в коротком этюде - «нашлепко» передать характер освещения, тональные цветовые характеристики предметов.

Материал: акварель, гуашь.


Задание 5


Живопись: этюды пейзажа с изображением водной поверхности и плавающих объектов на ней

Задача: изучить различные приемы живописи акварелью, передача воздушной перспективы.

Материал: акварель, гуашь.

Задание 6


Рисунок: зарисовки, наброски индустриальных и технических сооружений – мостов, линий электропередач, буровых установок, автозаправочные станции и прилегающие постройки, автомобили.

Задача: сбор материала для композиции.

Материал: карандаш, мелки, тушь, фломастер, гель.

Задание 7


Живопись: этюды панорамного вида ( с применением видоискателя)- вид архитектурного ансамбля, сопок, улицы, площади .и т.д.

Задача: проследить законы воздушной перспективы, влияния воздушной среды на изображение переднего и дальнего планов.

Материал: акварель.

Задание 8


Композиция: работа над композицией «Мой дальний восток»

Задача: на основе предварительного материала составить эскизы к композиции. Раскрыть идейное содержание. Показать знания законов композиции.

Материал: карандаш, мелки, тушь, фломастер, гель, акварель, гуашь.


Список литературы:


  1. Н.М.Сокольникова «Основы композиции» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996

  2. Н.М.Сокольникова «Основы рисунка» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996

  3. Н.М.Сокольникова «Основы живописи» 5-8 класс Обнинск «Титул» 1996

  4. Н.М.Сокольникова «Словарь художественных терминов» Обнинск «Титул» 1996

  5. В.С.Кузин учебник для художественных училищ «Психология» М. 1982

  6. А.Н.Щеголихина, И.Е.Тимофеева «Рисунок» М. «Легкая промышленность» 1998

  7. Н.Ф. Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях» Киев, 1994

  8. Т.В. Калашникова энциклопедия русской живописи М. «Олма- пресс» 2006

  9. Н.Я.Маслов «Пленэр: практика по изобразительному искусству» учебное пособие для педагогических училищ художественно-графических отделений. – М.; Просвещение, 2004.



























Пояснительная записка


Концептуальное обоснование компилятивной программы

Компилятивная программа учебной практики «Пленэр» составлена на основе:

  1. Примерной программы «Пленэр» для детских художественных школ и детских школ искусств. За 2002.


  1. Программы учебной практики Пленэр для преподавателей детских художественных школ и школ искусств за 2002.


  1. Учебного пособия для педагогических училищ художественно-графических отделений под редакцией Н.Я.Маслова «Пленэр: практика по изобразительному искусству за 2004.


  1. Примерных программ по «Рисуноку, живописи, композиции» для детских художественных школ и детских школ искусств. За 2002.


Программа адаптирована к условиям обучения художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и апробирована в течение 10 лет.

Учебная практика (пленэр), является обязательной частью процесса обучения на художественных отделениях школ искусств. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

Основная цель пленэра – развитие художественно – творческих способностей, обеспечивающих возможность дальнейшей творческой работы на уроках художественного цикла. Направленность программы дает возможность развивать у учащихся эмоционально – эстетический отклик на красоту окружающего мира и природы.

Задачи курса:

  1. развивать образно - эмоциональное восприятие;

  2. научить использовать различные материалы и технические способы выполнения творческих работ;

  3. научить понимать необходимость наблюдений и зарисовок с натуры научить контролировать свою работу и устранять недостатки;

  4. выработать умения анализировать художественную работу;

  5. приобрести навык передачи освещения, состояния воздуха, цветового решения палитры, тоновые отношения;

  6. и воздушную перспективу.





Место программы в системе школьного образования

Данная программа рассчитана на пятилетнее обучение с 5 по 8 и 10 класс, (в 9 и 11 классах – исключается, в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА). Пленэр проводится ежедневно, полную рабочую неделю, по три занятия, с 01.06. по 10.06. Это дает возможность учащимся размеренно и осознанно выполнить работу. Учащиеся ориентированы на работу различными материалами: акварель, гуашь, карандаш, тушь, фломастер, пастель, уголь и другие мелки.

Ведущей формой работы на пленэре является практическая работа. Длительные задания чередуются с краткосрочными, живописные работы с работами по рисунку.


Проведение летней практики должно быть тщательно продумано заранее и четко организовано.

Каждому ученику необходим этюдник или специальная папка раскладной стульчик, краски, банка и фляжка для воды, кисти, карандаш, бумага и другие материалы для рисования.


Данная программа предусматривает следующие формы работ:

  • Изучение объектов живой природы;

  • Рисование с натуры;

  • Этюды с натуры;

  • Выполнение творческих заданий по определенным темам.


Учащиеся должны уметь:

  • Использовать различные материалы при выполнении художественных работ

  • Применить различные технические приемы Построить фигуру человека и животного

  • Технически выстроить растения и деревья

  • Уметь рисовать в перспективе архитектурные постройки городских и сельских мотивов

Программа построена с учетом преемственности в изучении определенных тем и идет по принципу усложнения из класса в класс.


Учащиеся изучают следующие темы:


1. пейзаж и архитектура

2. человек и транспорт

3 животные и птицы

4. Деревья и растения



В тематическом плане занятий по пленэру определяются ежедневные задания, которые оцениваются также - ежедневно


В конце занятий в школе проводится просмотр работ за летнюю практику, где оценивается сделанное, итоговая оценка выставляется в журнал по спец.циклу «Пленэр».

На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, Пленэр, является хорошей школой для дальнейшего развития художественного творчества.

Результатом пленэра , является выставки, проводимые в гимназии по окончании пленэра и в городском краеведческом музее ко дню города – летом, а также областные, российские и международные, где получаем различные награды . Высоко оценены местным сообществом персональные выставки ребят. После окончания художественного отделения МОАУ «Гимназия искусств» и освоения курса, учащиеся могут поставить и выполнить сложную творческую художественную задачу. Это дает возможность поступления в художественные училища и ВУЗы.


Результатом качества пленэра, является, тот факт, что 98% учащихся художественного отделения поступают в Вузы художественно-эстетического направления.






23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!