СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Компьютер друг или враг?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогический проект по профилактике компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста

 «Компьютер друг или враг?»

Просмотр содержимого документа
««Компьютер друг или враг?»»

Педагогический проект по профилактике компьютерной зависимости

у детей старшего дошкольного возраста

«Компьютер друг или враг?»

Авторы: О.В. Кмито. педагог-психолог МДОУ Детский сад № 7 «Родничок» г. Суоярви.

План работы над проектом

1.Определение проблемы.

2. Определение цели и задач.

3. Подготовка и планирование.

  • Выбор формы работы

  • Определение средств и методов организации деятельности

  • Временные рамки.

  • Поиск информации по теме проекта

4. Реализация проекта.

  • Анализ информации

  • Проведение диагностики

  • Проведение консультаций

  • Проведение мероприятий по плану

  • Проведение промежуточной диагностики по проекту

5. Подведение итогов. Оформление проекта. Презентация проекта (выступление на педагогическом совете). Обсуждение результатов.


  1. Обоснование необходимости проекта

Компьютер и другие информационные устройства — например, мобильный телефон, планшет — уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет -зависимость детей и подростков.

Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

- Игровая зависимость, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

 - Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет - общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества. Такой человек шныряет из одной сети в другую, постит в своем блоге бесконечных котиков и демотиваторы, ставит лайки и повышает репутацию – в этом вся его жизнь.

 - Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на “одноклассниках”, то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие “интересные факты” и самые красивые места природы.

         Сотовый телефон, компьютер или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда – она с обеда еще не заходила на “вконтакте”, у нее самой свербит глянуть – ну что там ей ответили на ее сногсшибательный рассказ о вчерашнем походе по магазинам. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: «На, поиграй». Таким образом, она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени, и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

         В этом возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже “поют”. И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни “вышибалы”, ни “казаки-разбойники” не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!»

         Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит при “помощи”  родителей. Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, сует ему свой айфон. Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки – выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми – интернет наше все. Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. 

Компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами – кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый - мягкий/теплый - холодный, но и текстуру, форму, объем, массу.  Компьютер не дает такой возможности.


  1. Цели и задачи проекта.


Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей, детей и педагогов подготовительной группы ДОУ.

Задачи:

  • Расширить представления родителей о разных зависимостях;


  • Дать представления о компьютерной культуре пользователя;


  • Повысить уровень культуры воспитания в семье;


  • Ознакомить родителей и педагогов с признаками компьютерной зависимостей и о её последствиях.


  • Разработать план мероприятий по профилактике компьютерной зависимости у дошкольников.


3. Участники проекта: родители, воспитанники подготовительной группы, педагоги ДОУ

4. Описание проекта

Работа с детьми: чтение сказки «Федя и компьютер»; беседа по прочитанной сказке; поиск информации по проблеме; моделирование ситуаций, работа над детским групповым проектом «Компьютер – друг или враг?».

Работа с родителями: Тест на определение детской Интернет - зависимости (С.А. Кулаков, 2004),; консультации по теме «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста»; выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме: «Возникновение компьютерной зависимости у детей: признаки, причины, профилактика», родители, как эксперты – участники детского проекта по теме «Компьютер – друг или враг?».

Педагоги: разработка и реализация детского проекта по теме: «Компьютер – друг или враг?», индивидуальные консультации и беседы с родителями и детьми.

5. Рабочий план реализации проекта


Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Январь 2020

Родительское собрание

Консультация по теме:: «Возникновение компьютерной зависимости у детей: признаки, причины, профилактика»

(Приложение № 3)

Педагог-психолог

Январь 2020

Родительское собрание.


Тест на определение детской Интернет - зависимости (С.А. Кулаков, 2004),

(Приложение № 1)

Педагог-психолог

Январь 2020

Группа. НОД.

Чтение сказки «Федя и компьютер»

(Приложение № 5)

воспитатель

Февраль 2020

Педчас.


Консультация по теме:: «Возникновение компьютерной зависимости у детей: признаки, причины, профилактика»,

Педагог-психолог

Февраль 2020

группа

Организация детского группового проекта по теме: «Компьютер – друг или враг?»

(Приложение № 4)

Воспитатель,

Педагог-психолог

Февраль 2020

Группа в ВКонтакте

«Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста»; Интернет консультация по теме

Педагог-психолог

Февраль 2020

Стендовая информация

Консультация по теме «Нормы работы ребёнка за компьютером»

(Приложение № 2)

Педагог-психолог

Март 2020

Детская научно-практическая конференция

Защита группового проекта

Воспитатель, дети.

Март 2020

Педагогический совет.

Публикация на сайте ДОУ

Презентация проекта по теме «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста»

Воспитатель, педагог психолог.


6.  Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты – снижение вероятности возникновения компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста

Долгосрочные – разработка и реализация программы профилактики компьютерной зависимости во всех группах ДОУ

7. Оценка эффективности реализации проекта: анкетирование родителей в виде разработанного опросника по теме проекта, итоговая, диагностическая беседа с детьми по теме проекта.

8. Оценка рисков: особенности дошкольного возраста (влияние родителей), негативное отношение родителей, административный ресурс.

9. Дальнейшее развитие проекта: публикация проекта на сайте педагогов ДОУ. Распространение опыта на МО. Создание программы профилактической работы по данной проблеме в ДОУ.

























Приложение № 1


Тест на определение детской Интернет - зависимости (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенного Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется, или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его  новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет -зависимость и ему необходима помощь специалиста.













Приложение № 2

нормы работы ребёнка за компьютером:


 Возраст

Максимальное время непрерывной работы

Максимальное время работы в день

Максимальная кратность в неделю

7 лет

15 мин.

30 мин.

1-2 раза

8 лет

25 мин.

40 мин.

2-3 раза

9 лет

25 мин.

50 мин.

2-3 раза

10 лет

30 мин.

60 мин.

2-3 раза

11 лет

35 мин.

70 мин.

3-4 раза

12 лет

35 мин.

70 мин.

3-4 раза

13 лет

40 мин.

80 мин.

3-5 раз

14 лет

45 мин.

90 мин.

4-5 раз

15 лет

45 мин.

100 мин.

4-6 раз

16 лет

45 мин.

120 мин.

5-6 раз

 В понятие «работа» входят и школьные уроки информатики, и приготовление домашних заданий, и развлечения.







































Приложение № 3

Консультация

Тема: «Профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста».

Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети.

Какую картину мы наблюдаем почти во всех семьях, где есть компьютер? Ребенок придя домой, бросается к компьютеру, вяло отбрыкиваясь от наших настойчивых попыток накормить свое современное чадо обедом. И бесконечные игры до вечера. Знакомо?

Поверьте, вы не одиноки. Магия компьютерных игр охватила сейчас все или почти все юное поколение во всем мире. Надо ограничить время пребывания ребенка в виртуальном мире. Когда он с восторгом кричит вам: «Мама, папа, а я вышел на 10-й уровень сражений с монстрами», а при этом глаза у ребенка уставшие, обведены темными кругами и личико бледное, то вам хочется стать самым большим монстром, чтобы сразу уже всех победить и чтобы ребенок лучше на улице гулял, чем без конца сражался на невидимомфронте с виртуальными чудищами. Выдержка и спокойствие, настойчивость и любовь помогут родителям в этом тяжелом случае.

Безусловно, при использовании компьютера необходимо соблюдать правила работы за компьютером, и детям необходимо знать как о пользе компьютера так и вреде, который он может принести.

Во-первых, следует помнить, что дошкольникам можно играть в компьютер не чаще трех раз в неделю и не более одного раза в день, продолжительность игры также ограничена: так для детей 5 лет – она не должна превышать 10 минут, для детей 6-7 лет – 15-20 минут. Также родителям необходимо следить за тем, во что играет ребенок и какие фильмы или мультфильмы он смотрит.

Причины возникновения компьютерной зависимости у детей:

  1. Отсутствие контроля со стороны родителей. В силу своих возрастных особенностей, не сформированных волевых качеств, умений самоконтроля, ребенок не умеет самостоятельно играть и организовывать свою игру, поэтому за этим необходимо следить родителям, вводя четкие правила игр за компьютером: например только 20 минут в день. Зная четкие границы дозволенного ребенок чувствует себя в безопасности.

  2. Дефицит общения в семье, т.е. ребенок стремиться компьютером заменить нехватку общения с близкими.

  3. Ребенку некомфортно дома, у него нет личного пространства, он не чувствует себя хозяином, поэтому через компьютерные игры ребенок ищет свое место хотя бы в «виртуальном» мире.

  4. Низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость от мнения окружающих. Также ребенок в игре может стать супергероем, который побеждает всех злодеев, может быть храбрым и сильным, т.е. компенсирует за счет игры свои страхи и проблемы.

  5. Замкнутость ребенка, неприятие его сверстниками. Т.о. ребенок находит ту сферу, в которой его принимают.

При бесконтрольном проведении времени за монитором у ребенка могут появиться следующие проблемы со здоровьем:

  • Ухудшение зрения (слизистая глаз страдает от сухости);

  • Ухудшение осанки;

  • Головные боли;

  • Симптомы хронической усталости;

  • Нарушение сна и аппетита;

  • Также могут возникать проблемы в эмоциональной сфере (страхи , фобии, агрессивность), если он часто играет в игры связанные с насилием, «стрелялки»; различные виды навязчивых действий (ребенок грызет ногти, сосет пальцы); также могут появляться такие нарушения как нервные тики, энурез, заикание.

  • В дополнение ко всему могут возникать проблемы в общении со сверстниками, дети становятся грубыми, замкнутыми.

Как же родители могут предотвратить появление компьютерной зависимости у детей:

  1. Вводить для ребенка четкий режим: играть в компьютер только 20-30 минут в день. Старайтесь не поддаваться на капризы и слезы ребенка. Реагируйте спокойно и терпеливо объясняйте, детей младшего возраста, можно отвлечь другими занятиями.

  2. Необходимо поощрять и хвалить детей за их добрые полезные поступки. В компьютерные игры заложено очень много поощрений, которые часто дети не слышат от своих родителей. Компьютер не устает хвалить ребенка за ум, ловкость, он даже на проигрыши реагирует позитивно, в то время как родители часто срываются и раздражаются в случае неуспеха ребенка.

  3. Родителям нужно быть примером для своих детей. Не нарушайте правила, которые сами устанавливаете для ребенка. Ваше адекватное отношение к вредным привычкам, в том числе игре в компьютер – лучшая профилактика зависимости у ребенка.

  4. Кроме того необходимо отвлекать ребенка, водить на различные секции и кружки, приобщать к домашним делам, вместе читайте, запишитесь в библиотеку, играйте в настольные игры, делайте все, что бы ребенку с вами было лучше, чем с компьютером, чтобы на компьютер времени у него не оставалось и тогда никакая зависимость, в том числе компьютерная вашему ребенку не страшна.

5.Договариваемся с ребенком о том, что реальный мир и его жизнь намного важнее, чем виртуальный. Поэтому его восторги по поводу достижения очередного уровня не разделяем, а спокойно переориентируем его на успехи в реальной жизни. По такому типу строим разговор: «Ты говоришь, что ты победитель в играх. Будь победителем в жизни. Покажи мне реальные, а не виртуальные свои достижения».






























Приложение № 4

Групповой детский проект «Компьютер – друг или враг?»

Авторы: педагог-психолог, воспитатель, дети подготовительной группы.

План работы над проектом

1.Определение проблемы. Компьютер часть современной жизни, но наносит вред здоровью.

2. Определение цели и задач. Цель – изучение воздействия компьютера на детский организм. Задачи: найти информацию по проблеме; изучить влияние компьютера на физическое состояние детей; выяснить негативные стороны воздействия компьютера на ребенка; найти способ, как взаимодействовать с компьютером не причиняя вред здоровью.

3. Подготовка и планирование.

  • Выбор формы работы – групповой проект

  • Определение средств и методов организации деятельности: чтение литературы, опрос родителей, дискуссия по теме, моделирование ситуаций.

  • Временные рамки: 1 месяц.

  • Поиск информации по теме проекта: интернет источники, опрос экспертов.

4. Реализация проекта.

  • Чтение сказки «Федя и компьютер»

  • Беседа по прочитанной сказке. Выделение проблемы: почему компьютер вреден?

  • Опрос родителей по проблеме

  • Анализ информации полученной от родителей

  • Моделирование ситуаций: как мы сидим у компьютера; наблюдение за состоянием глаз в период работы за компьютером

  • Дискуссия по теме «Зачем нам нужен компьютер»

  • Разработка рекомендаций для детей других групп «Как подружиться с компьютером и не навредить своему здоровью»

5. Подведение итогов. Защита проекта на детской научно-практической конференции.



























Приложение № 5



Ирина Маниченко 
ФЕДЯ И КОМПЬЮТЕР



Жил-был в одном городе мальчик по имени Федя. Он был замечательным мальчиком, очень добрым и отзывчивым. Было у него много друзей. И всё бы было хорошо, только вот однажды папа принёс в дом компьютер. 
Феде компьютер сразу очень понравился. Он так им заинтересовался, что почти не отходил от него. Как только просыпается, сразу бежит к своему новому другу - компьютеру. И почти весь день играет в разные игры. 
Родители начали переживать, что Федя так увлёкся компьютером, что зрение у него может от этого испортиться. Пытались с ним разговаривать, но Федя и слушать никого не хотел! 
Как-то раз, едва проснувшись, Федя, как обычно, сел за компьютер и начал играть. 
Мама позвала его завтракать, но Федя сказал, что очень занят и кушать пока не будет. 
- Иди хоть умойся, - сказала мама. 
Но Федя не обратил на её слова никакого внимания. 
Потом за Федей зашли ребята и позвали играть в футбол. Но он не смог оторваться от компьютера и гулять не пошёл. Ребята обиделись, что Федя совсем забыл про них в последнее время, и ушли. 
Так Федя играл до самого вечера, пока не почувствовал, что глаза его совсем устали, а живот настойчиво просит есть. Хотел Федя встать из-за стола, но не смог. С ним стали происходить какие-то странные вещи: руки совсем не слушались, продолжали против Фединой воли нажимать на клавиши клавиатуры; а ноги и того хуже - онемели, и Федя не мог ступить и шагу. 
Что же делать? 
Пришла мама, но и она ничем не смогла помочь. Федины руки по-прежнему делали, что хотели, а ноги ничего делать не могли. 
- Как же я теперь буду кушать и играть в футбол? - заплакал Федя. 
Тогда мама позвала доктора. Доктор внимательно осмотрел Федю и дал таблетку, после которой руки и ноги стали слушаться. А потом протянул флакончик с витаминами. 
- Это не простые витамины, а волшебные, - сказал доктор Феде. - Они помогут тебе играть на компьютере. Как только захочешь сесть за компьютер, так съешь одну витаминку, и с твоими руками и ногами ничего не случится. Но помни: витамины эти действуют всего 30 минут. Если через полчаса ты не отойдёшь от компьютера, руки опять перестанут тебя слушаться, а ноги онемеют. И я тебе уже больше не смогу помочь. 
Так Федя и стал делать: съедал витаминку и пол часа играл на компьютере. А потом шёл заниматься другими делами. Сначала Феде было очень трудно бросать игру, но он вспоминал про свои ручки и ножки, про то, как плохо, когда они не слушаются, и выключал компьютер. А потом он так к этому привык, что и не расстраивался. 
Ещё Федя понял, что ручкам и ножкам нужно много двигаться, бегать, прыгать, что нужно помогать маме и делать много других полезных дел. Тогда с ними ничего не случится, и они будут исправно служить ему всю жизнь. И с тех пор, как Федя это понял, витамины ему больше не нужны стали. Он сам научился управлять собой и своим временем!
Родители были очень рады, что Федя стал таким самостоятельным. А друзей у него появилось ещё больше.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!