Проект "Компьютер – друг или враг?"
Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся, так как изучение предмета информатики начинается со 2 класса. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:
— А не опасен ли компьютер моему ребенку?
— Сколько времени можно проводить за ним?
— Не мешает ли он нормальному развитию детей?
Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.
Компьютер — это хорошо. Мы в этом совершенно убеждены. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.
Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.
Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.
С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: «Как правильно?» и «Куда дальше?». Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное — чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач — получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.
О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.
Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи — игры и Интернет. Это то что «затягивает», то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни — это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет — зависимых людей:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
проблемы с учебой.
Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Поэтому и возникла идея создания проекта, который может решить эту проблему.
Предмет исследования: компьютер в жизни ребёнка.
Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.
1. Обсудить с ребятами как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить своё здоровье.
2. Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.
3. Научить правилам техники безопасности при работе с компьютером
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи определяют принципы проекта:
принцип сознательности,
принцип активности,
принцип наглядности,
принцип доступности,
принцип связи теории с практикой,
принцип “ Не навреди!”
Ребята научатся правилам и приёмам здоровьесбережения, выработается сознательное отношение участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) к здоровью.
Разовьется способность детей делать правильный выбор для себя.
Реализуются творческие и исследовательские способности учащихся.
Прогнозирование возможных негативных моделей поведения учащихся.
Непонимание негативного влияния компьютера на здоровье.
Нежелание выполнять правила помогающие восстанавливать организм. после работы на компьютере.
Прогнозирование компенсации возможных негативных процессов.
Эмоциональный настрой учащихся.
Доверительное общение.
Привлечение большего количества детей в мероприятия.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приёмы:
анализ, обобщение;
анкетирование учащихся;
блиц – опрос для родителей;
интервью с учителями информатиками;
встреча со школьным фельдшером;
беседы на классных часах;
психотренинг.
Необходимые условия реализации проекта.
Интерес детей и родителей (плакат “Ребенок и компьютер”).
Материальное обеспечение проекта (цветная бумага, краски, ватман, клей, фотографии, бумага для офисной техники А4, диски, спонсорская поддержка родителей).
Взаимодействие с учителями, психологом, фельдшером школы.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и создании памяток и закладок по здоровьесбережению, которые можно использовать на уроках, а так же разучивание и применение на практике различных упражнений, которые помогут не только сохранять, но и укреплять здоровье школьника.
Проект охватывает учащихся 1-6 классов. Авторы проекта, под руководством учителей, рассмотрели ряд вопросов по здоровьесбережению. Провели “круглый стол” с представителями учащихся, учителей, родителей, где выбрали тему, над которой будем работать: “ Компьютер- враг или друг?”. Дети сами представили важные аргументы относительно этой проблемы. Вместе с ребятами, мы определили цель нашего проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребёнка. Проект готовился с октября по январь, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.
Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся 1-6 классов нашей школы. Нами было опрошено 206 учащихся.
В нашей школе 2 компьютерных класса и 6 мультимедийных кабинетов, в которых проводятся уроки и внеклассные мероприятия, мастер- классы по изобразительному искусству, а так же ребята при подготовке к урокам используют компьютер, Интернет. В классах было проведено тестирование “Компьютер — за и против”, анкетирование “Умею ли я работать с компьютером”, для родителей провели блиц – опрос “ Компьютер в жизни вашего ребёнка”. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам.
Следующим этапом нашего исследования стало изучение истории происхождения компьютера. Учащиеся познакомились с материалами из газет, журналов. Нашли необходимую информацию в энциклопедиях, посетив библиотеки. Компетентную информацию о роли компьютера в современном обществе получили от учителей информатики, родителей. Директор школы познакомил ребят с компьютерным обеспечением нашей школы. О влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье дети узнали не только из средств массовой информации, но и из практических занятий с фельдшером и психологом школы. Многие ответы на вопросы по данной проблеме ребята нашли в Интернете.
РЕКЛАМАКак найти стабильную работу в интернете с постоянной зп?
Родителям
Дошкольный возраст — самый важный период в развитии детской психики.
Конечно, фундамент будущей личности закладывается в ребенке еще в первые два ‐ три года его жизни, но именно с трех до шести лет формируются и прорисовываются уже определенные ее черты. Все, чем живет ребенок ‐ дошкольник, что он видит и слышит, он впитывает как губка.
Сегодняшних детей в шутку и всерьез называют «вундеркиндами» или «индиго». Когда взрослый человек, которому в силу профессии необходимо осваивать компьютер, не знает, как к нему подступиться и боится нажать даже кнопку, малыши ‐ дошкольники через день ‐ два уже вовсю разбираются в настройках системы и уже с удовольствием играют в компьютерные игры.
Конечно, поначалу родители даже не могут нарадоваться тому, что их непоседливое чадо наконец ‐ то угомонилось и теперь постоянно дома, под присмотром. Но уже через неделю ‐ две былую радость сменяет тревога: малыша просто невозможно оторвать от компьютера…
При условии соблюдения правил пользования компьютером для детей компьютерные игры несут в себе немало полезного для малышей дошкольного возраста. Ведь, когда ребенок приходит в школу, у него уже должны быть хорошо развиты такие познавательные процессы, как память, мышление, логика и внимание.
Школьная программа не развивает их, лишь только тренирует уже развитые некоторые свойства мышления – и все. Поэтому сегодня так модно стало основательно готовить кроху к школе уже в возрасте 4 ‐ 5 лет — ведь это действительно целесообразно.
Но ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игра, и именно в игровых условиях он активно развивается и схватывает новую информацию на лету. А компьютерные игры, по заверениям современных психологов, — это прекрасный тренажер для визуальной и слуховой памяти (кратковременной и долговременной), пространственного мышления, внимания, фантазии, логики и стратегии.
Детки, которые хотя бы раз в день играли дома в хорошие, познавательные компьютерные игры, оказываются более подготовленными к школе психологически и эмоционально. Ведь, учась преодолевать трудности в виртуальной реальности, борясь с врагами и завоевывая дружбу «хороших» героев, они без страха и стеснения заводят новые контакты, прекрасно вливаются в новый коллектив, самостоятельно решают проблемы.
Разрешать играть в компьютерные игры малышу можно уже с 3 ‐ х лет. До этого у него активно развивается сфера отношений с людьми, и лучше для него в этот период больше общаться со сверстниками, играя с ними во дворе или посещая специальные развивающие занятия для самых маленьких. А уже с 3 ‐ 4 ‐ х лет понемногу можно показывать малышу простые логические компьютерные игры, или, например, веселые уроки в виде игры по изучению английского.
Но компьютерные игры могут нанести вред нежной психике дошколенка, если использовать их неконтролируемо или даже сделать их них какой ‐ то культ, наказывая ими или поощряя. Поэтому, чтобы извлечь только плюсы от увлечения ребенка виртуальными играми, необходимо соблюдать правила пользования компьютером для детей.
Уже с первого дня появления компьютера в доме важно предпринять такие шаги:
Шаг 1. Установка регламента
Самое главное — установить четкий регламент пребывания дошкольника за компьютером. Полностью запрещать его не стоит — малыш, если не сейчас, так в будущем найдет, как и где ему поиграть, только для этого ему придется обманывать родителей.
Поэтому лучше выделить в день до 40 мин (не больше) на игры на компьютере и не только следить за тем, чтобы малыш придерживался режима, но и учить этому его самого. Например, ставить таймер или будильник возле него, который будет пиликать за десять минут до окончания отведенного времени.
Этого достаточно, чтобы ребенок спокойно закончил играть, «сохранился» и выключил компьютер. И это намного лучше, нежели неожиданно дергать его и приказывать «выходить» из игры, когда он на самом интересном месте. В этом случае истерики и капризов не избежать.
Шаг 2. Смена приоритета
Нельзя наказывать или поощрять малыша временем для игр на компьютере. Конечно, такой прием очень действенен, и любой ребенок готов быть самым «шелковым», лишь бы у него не отобрали любимый компьютер.
Но вреда от этого метода намного больше, чем пользы. Ведь такими действиями родители попросту делают компьютер чем ‐ то сверхценным, очень желанным, концентрируют на нем все внимание.
Психологи советуют относиться к компьютеру как к чему ‐ то нейтральному, малозначащему, и учить такому отношению малыша.
Шаг 3. Совместный подбор игр
Все игры лучше подбирать вместе с малышом и обязательно прислушиваться к его мнению. Но при покупке игры не лишним будет узнать, для какого она возраста все ‐ таки предназначена и нет ли в ней жестоких сцен, например, убийства или насилия.
Для этого можно найти нужную информацию в Интернете или, на крайний случай, посоветоваться с более старшим соседом ‐ подростком.
Шаг 4. Родительский контроль
Если к компьютеру подведен интернет, то лучше с самого начала заказать специалисту установку так называемого «родительского контроля», который не позволит заходить малышу на запретные сайты, да и вообще будет протоколировать все его действия на компьютере.
Шаг 5. Достойная замена
В благополучных, счастливых семьях ребенок никогда не становится зависимым от компьютерных игр. Полностью поглощаются виртуальной жизнью и заменяют ей реальную только несчастные дети.
Ведь там, в игре, они — герои, там на них никто не кричит, и никто над ними не смеется. Поэтому, если малыш уж слишком увлечен виртуальной жизнью, лучше подумать о совместном отдыхе с семьей, вечерних прогулках и даже небольших интересных поездках.
Родителям дошкольника важно понять, что компьютерные технологии играют огромную роль не только в жизни современных взрослых, но и детей. Сегодня даже в детсадах дети хвастают не новой игрушкой, а опытом в компьютерных играх — таковы реалии современной жизни.
И бороться против компьютера не стоит — его лучше сделать другом и помощником.