СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютер: враг или помощник?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Если речь идет об Интернет-зависимости, то ее определение звучит так: «Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line (вне связи), и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line (на связи)».

Просмотр содержимого документа
«Компьютер: враг или помощник?»


7. СЕМИНАР на тему

«Компьютер: враг или помощник?»







Компьютерная зависимость!

Что это такое?

Есть ли она у Вашего ребенка?


Термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Если речь идет об Интернет-зависимости, то ее определение звучит так: «Это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line (вне связи), и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line (на связи)».

Группы риска

Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее подвержены ей подростки в возрасте 12-15 лет. Если в середине – конце 90-х в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, упоминают компьютер практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями.

Специалисты московского Центра виртуалистики при Институте человека РАН определили: до 7 лет (когда ребенок сильнее идентифицирует себя с образом, и у мозга нет защитных механизмов и способности быстро «возвращаться» в реальность) работать с искусственным образом можно ежедневно не более 20 минут. В 7-12 лет ребенок способен выдержать за компьютером 2-3 часа (но не ночью). После 12 лет — период наименее тревожный, поскольку уже формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Но это усредненные данные, их надо корректировать с учетом особенностей конкретного ребенка.


Признаки:

  • Первые признаки развития зависимости у ребенка:
     
    Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
    Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
    Прогулял школу – сидел за компьютером.
    Приходит домой, и сразу к компьютеру.
    Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
    Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
    Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Основные критерии:

  • нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

  • раздражение при вынужденном отвлечении;

  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;

  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

  • Наличие следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или значительном уменьшении времени работы на компьютере:

  • -речедвигательного беспокойства (суетливости);

  • -тревоги; -сниженного фона настроения, чувства опустошенности;

  • -навязчивых мыслей о компьютере;

  • -активных действий, предпринимаемых для возобновления доступа к компьютеру (среди которых - конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих компьютер в неподходящее время, невзирая на реакцию хозяев, нарушение межличностных контактов и т. п.);

  • -уменьшение или исчезновение вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере;
    Прекращение, сокращение, или видоизменение актуальных ранее видов социальной деятельности;


Она проявляется в следующих формах:


      1. ЧРЕЗМЕРНАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ В ИНТЕРНЕТЕ – собственно поиск информации. Из-за неограниченного доступа к информации и «информационного вампиризма» пользователя она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром.


  1. БОЛЕЗНЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВИДЕОИГР.

Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Побочными эффектами видеоигр является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности (особенно у детей).


2. . ПОГЛОЩЕННОСТЬ ОБЩЕНИЕМ ON-LINE С ДРУЗЬЯМИ ПО СЕТИ.

Это дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особ.


Характерные черты зависимой личности - несамостоятельность, неумение отказать, из-за страха быть отвергнутым другими людьми, болезненное восприятие критики, нежелание брать на себя ответственность, а значит - подчинение настоящим или мнимым авторитетам. Это люди, которые не чувствуют себя комфортно в одиночестве и бегут от него всеми силами.   


Причины зависимости :

Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Ребенок находит в компьютере понимающего собеседника и друга.  На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны. Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости и игромании дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировки, а также дети преуспевающих бизнесменов.

Но проблема касается не только детей. Психологи отмечают, что компьютерная зависимость у взрослых чаще всего


Механизм зависимости. Почему они начинают зависеть?


Так что же привлекает ребенка в компьютерных играх? Основной механизм, запускающий формирование зависимого поведения в ходе игрового процесса или Интернет-контакта, – это возможность ухода от реальности в мифический, искусственный мир виртуального «Я», где тебе доступно все. Там нет проблем и сложных жизненных ситуаций, нет потерь, нет смерти. Там можно быть кем угодно – суперменом, азартным игроком или киллером. Там не надо ограничивать себя, наружу могут быть выпущены любые желания, в том числе деструктивные, асоциальные: в ответ на раздражение можно просто убить, а чтобы ожить самому после очередной «смерти», достаточно лишь перезагрузить игру.


Если же заглянуть глубже, то можно обнаружить, что механизм возникновения различных зависимостей-фетишей одинаков (будь то наркотический, игровой, сексуальный или какой другой вариант). Предполагается, что зависимая личность – это своеобразный каркас, на который «нанизываются» фетиши. При этом «выбор» фетиша – стихиен. Характерные черты такой личности - несамостоятельность, неумение отказать из-за страха быть отвергнутым другими людьми, болезненное восприятие критики, нежелание брать на себя ответственность, а значит - подчинение настоящим или мнимым авторитетам. Это люди, которые не чувствуют себя комфортно в одиночестве и бегут от него всеми силами.   

          










С этой точки зрения, особенно опасны игры, когда геймер смотрит глазами своего героя, постепенно теряя самого себя в настоящем мире. Как утверждают психологи, происходит процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Виртуальная реальность становиться способом пожить другой жизнью, где нет проблем, нет хлопот по зарабатыванию денег. Настоящая жизнь начинает казаться чужой и полной опасностей, потому что в ней невозможно делать то, что в игре: нельзя нажать на кнопку и начать все сначала.

Ключевое чувство любой игровой зависимости - азарт. От всех других чувств азарт отличается тем, что его предметом являются сами положительные эмоции. Вначале человек стремится испытать эти эмоции, а затем неуклонно движется к тому, чтобы они им овладели. Тогда чувство азарта становится аффектом - глубокой и длительной эмоцией - при котором рациональный контроль существенно уменьшается. Аффект сужает восприятие, воля концентрируется на одной - единственной цели. Как и при алкоголизме, игровая зависимость превращает жизнь человека в игру. Наслаждение, которое приносит игровое пристрастие, заменяет жизненную активность. Сила азарта соответствует степени регрессии личности на более ранний уровень развития в виде ухода от реальных действий в иллюзорное прошлое, где существует немедленное наслаждение, волшебное разрешение проблем и нет обязательных законов или ограничивающих правил.


Если азарт достигает степени пристрастия, то в медицинской системе координат это именуется аддиктивной зависимостью. Она характеризуется тем, что чрезмерное игровое стремление существует, а его удовлетворение не наступает. На этом этапе переживание экстаза перестает быть целью. Теперь сам процесс игры превращается в цель. Болезненное пристрастие становится неудержимым, существование сосредотачивается на игровом пространстве: важно быть там, где играют. К остальной жизни проявляется холодное безразличие. Поэтому обычно зависимые игроки равнодушны, перестают следить за собой, не замечают близких.





Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости:


  • Проведите анализ того, какие именно потребности подросток удовлетворяет, пользуюсь компьютером. Что данная деятельность может заменять в его реальной жизни.

  • Составление четкого распорядка дня. Выработать с ребенком правила работы на компьютере: 20 мин. играет, 15 мин. занимается другими делами.

  • Регламентированное время использования компьютером: для игр и работы, учебы

  • Установленные санкции за нарушение или обман

  • Использование специализированных программ управления компьютером

  • Доверительная беседа с подростком о вреде здоровью, внешности, женственности и мужественности с приведением фактов, иллюстраций, примеров, статистики. Можно дать прочитать ряд статей.

  • Анализ того, где в Интернете «бродит» подросток и какие сайты посещает. Анализ видов игр, которые он выбирает и тех героев, ролями которых он пользуется и примеряет на себя.

  • В доверительной беседе донесите до ребенка, что Вам не хватает его внимание, и постарайтесь организовывать совместный досуг постоянно.

  • Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период от компьютерных игр.

  • Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям.

  • В ребенка уже заложено природой стремление к духовной чистоте, нравственному совершенствованию, к жизнеутверждающему творчеству. Развивайте в нем эти качества: помогите, как можно раньше сформировать его волю и устойчивую гармоничную эмоциональную сферу.

  • Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. Учитывайте закон правительства про ночное время и разрешение родителей.

  • Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.

  • Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь. Возможность испытывать азарт, риск. Возможность испытывать агрессию приемлемым способом. Возможность играть, реализовывать любопытство. Возможность общаться со сверстниками.

  • Как можно раньше выработать правильное отношение к компьютеру как к машине для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций.

  • Не есть, не пить чай за компьютером.

  • Замечать, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно сказать о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение.

  • НЕ использовать компьютер как средство поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией.

  • Помогайте ребенку справляться с тяжелыми чувствами. Которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «ящика».

  • Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

  • Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

  • Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.). 

  • Не используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

  • Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

  • Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!