Просмотр содержимого документа
«Компьютерная презентация " Профилактика жестокости в школьной среде. Работа педагога по выявлению школьного буллинга"»
Тема: «Профилактика жестокости в школьной среде. Работа педагога по выявлению школьного буллинга». Подготовила учитель начальных классов Моисеенко Н.А.
Буллинг – это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов.
За последнее время в печати появился целый ряд сообщений о трагических случаях. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками, нередки случаи самоубийств и даже убийств. Дети выбирают абсолютно любой признак отличающий их от него.
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента:
1. преследователь (булли)
2. жертва
3. наблюдатель
Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (по Д. Ольвеусу):
- Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.
- Они импульсивны и легко приходят в ярость.
- Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.
- Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.
- Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков .
Типичные черты жертвы буллинга :
- Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.
- Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.
- Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.
- Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.
- Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников .
Говоря о формах проявления буллинга, наиболее типичных для мальчиков и девочек, следует отметить, что если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки, подножки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами давления (распространение слухов, исключение из круга общения).
Формы буллингового поведения
Виды агрессии
% девочки
Оскорбления, клички
% мальчики
23
Распускание слухов, клеветы
21
15
Изоляция, исключение из группы, бойкот, игнорирование
11
13
Физические формы агрессии: удары, толчки, щипки, уколы и пр.
Сексуальные комментарии
11
7
10
7
Комментарии расистского толка
8
6
Вымогательство денег, вещей
7
3
5
Некоторые особенности поведения жертв буллинга:
- притворяются больными, чтобы избежать похода в школу;
- боятся одни идти в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают;
- поведение и темперамент меняются;
- явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности; обнаружение рваной верхней одежды или поврежденных вещей;
- частые просьбы дать денег, воровство;
- снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;
- постоянные ссадины, синяки и другие травмы;
- молчаливость, нежелание идти на разговор;
- как проявление крайней степени: суицид.
Мифы о буллинге:
Миф 1 - Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.
- Миф 1 - Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы.
- Миф 2 – Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя. Миф 3 - Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене. Миф 4 – Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет. Миф 5 - Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия. Миф 6 – Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
- Миф 2 – Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только в классе у слабого учителя.
- Миф 3 - Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене.
- Миф 4 – Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе этого феномена нет.
- Миф 5 - Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия.
- Миф 6 – Буллерами становятся «несчастные» дети, с низкой самооценкой, те, кто не умеет по-другому контактировать со сверстниками.
- Миф 7 - Жертвами буллинга становятся дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками
- Миф 8 - С фактами насилия можно справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору).
- Миф 9 - Заниматься проблемами детей-агрессоров нужно с помощью привлечения родителей.
- Миф 10 - Учитель должен мочь справиться с фактами физического и эмоционального насилия в своем классе самостоятельно.
Школьный буллинг – явление системное и комплексное. Поэтому, кроме врачей, психиатров, психологов, которые занимаются, как правило, уже с теми детьми, которые подверглись травле и издевательствам со стороны своих сверстников и одноклассников, к изучению и профилактике этого явления должны, бесспорно, подключиться школьные учителя и социальные педагоги.
Спасибо за внимание!