ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
ЦЕЛИ:
- систематизация и закрепление полученных знаний;
- углубление и расширение знаний;
- умение интерпретировать и оценивать факты и предположения;
- развитие познавательной способности и активности;
- формирование самостоятельного мышления;
- развитие исследовательских умений
СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- аудиторная;
- внеаудиторная
- Под руководством преподавателя
- Без непосредственного участия
АУДИТОРНАЯ:
- самостоятельная работа с учебной литературой;
- лабораторные и практические работы;
- курсовые проекты;
- учебная практика.
ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ:
- чтение текста;
- графическое изображение структуры текста;
- Конспектирование: план, схема, таблица, вопросы…;
- работа со словарями, справочниками;
- знакомство с нормативными документами;
- исследовательская работа;
- аудио-, видеозаписи, Интернет и др.
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ:
- работа с конспектом;
- повторная работа с учебником и пр.;
- составление плана, тезисов ответа;
- составление таблицы;
- ответы на контрольные вопросы;
- аннотирование, рецензирование, реферирование и т.п.
- подготовка сообщений к выступлению;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление библиографии, кроссвордов;
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ:
- Решение задач и упражнений;
- Выполнение чертежей, схем;
- Выполнение расчетно-графических работ;
- Решение производственных задач;
- Проектирование профессиональной деятельности;
- Подготовка курсовых и дипломных работ и т.п.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С КНИГОЙ
• закрепление и повторение изученного материала.
• самостоятельное изучение материала.
• определение необходимых данных для решения разных задач.
• самоконтроль усвоения учебного материала.
• работа с иллюстрациями, схемами, таблицами, графиками и т.п.
• работа со справочной литературой и нормативными материалами.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ)
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- моделирование
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (ЛОГИЧЕСКИЕ)
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия;
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство
ПРИЕМЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ:
- Постановка вопросов к тексту
- Составление плана
- Составление схемы
- Тезирование
- Составление таблицы
- Реферирование….
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ЛОГИЧЕСКИЕ
Анализ
СЕТИ
Сравне-ние
ФИГУРЫ
Ментальная карта
Классифика-ция
ТАБЛИЦЫ
Причинно-следствен-ные связи
ДЕРЕВЬЯ
Диаграмма Венна
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ЦЕПОЧКИ
Определе-ние понятий
Матрица сравнения
Карта
понятий
Структурирование информации
+
Иерархическая диаграма
Ментальная карта
Карта понятий
Кластер
Диаграмма Венна
Круги Эйлера
Поиск и выделение информации
Причина - следствие
Решение проблем
Круги Эйлера
Диаграмма Венна
Цепь
ЗХУ
Колонки
Фишбоун
ЗХ(К)У
Матрица сравнения
Дерево
Цепь
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ
для понимания слов, предложений, логической структуры всего текста, его идеи, смысла, а также подтекста и общего замысла
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ
Обобщение и систематизация знаний.
Вопросы или критерии для сравнения , анализа, обобщения.
МАТРИЦА СРАВНЕНИЯ
ХОДИТ
ЧЕЛОВЕК
ГОВОРИТ
СОБАКА
ПЛАВАЕТ
КОШКА
ЧИТАЕТ
РЫБА
Вид предпринимательской деятельности
Объединение
Индивидуальное предпринимательство
Товарищество полное
Ответственность
Товарищество на вере
Распределение прибыли
ОАО
Примечание
ЗАО
ТАБЛИЦЫ
ЗНАЮ
ХОЧУ УЗНАТЬ
ПРИЧИНА
УЗНАЛ
СЛЕДСТВИЕ
ФАКТ
МНЕНИЕ
ПРОГНОЗ
ЧТО ПРОИЗОШЛО
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ДЕТАЛИ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
ЗНАЮ
(Что я об этом знаю)
ХОЧУ УЗНАТЬ (Что я хочу узнать)
КАК (Как я могу узнать)
УЗНАЛ (Что я узнал)
МАТРИЦА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ЦЕНА
СОЧИ
ПЛЯЖИ
ТУРЦИЯ
ПОКУПКИ
ИТАЛИЯ
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ДОСТОПРИМЕ
ЧАТЕЛЬНОСТИ
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
- Вычленение субъектов высказывания – пункты плана.
- План простой. План развернутый.
- План в форме назывных предложений или в тезисной форме.
ПЛАН — ЭТО «СКЕЛЕТ» ТЕКСТА, ОН КОМПАКТНО ОТРАЖАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.
Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ
Графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами.
Средства- геометрические фигуры, символика, рисунки.
Целостность, наглядность.
КОНСПЕКТ-СХЕМА — ЭТО СХЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ ПРОЧИТАННОГО
- Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.
- Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
- Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам.
- Заполните схему данными.
ТЕЗИРОВАНИЕ
Формулирование основных положений, выводов
«Авторские высказывания», собственно сформулированные мысли.
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАТОРОВ
Графический организатор – визуальное представление информации, связей, мыслительных процессов и т.п.
КОЛЬЦА ВЕННА
«РЫБЬЯ КОСТЬ»
КЛАСТЕР
ПОНЯТИЙНОЕ КОЛЕСО
ТАБЛИЦА ЗРИТЕЛЬНЫХ И СЛУХОВЫХ АССОЦИАЦИЙ
Глаз
Ухо
Что увидели
Что услышали
Знаю
Хочу узнать
Узнал
МАРКИРОВОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ
Новая информация +
Не согласен -
Восхитило!
Интересно?
ТАБЛИЦА ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ
?
??
Однозначные ответы
Развернутый ответ
ТАБЛИЦА – СИНТЕЗ
Ключевые слова и фразы
Цитаты из текста
Комментарии
МАРКИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА
+ Согласен
- Не согласен
! Интересно
«ЛЕСТНИЦА» - РАСПОЛОЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПО МЕРЕ УСЛОЖНЕНИЯ
КОНТРОЛЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
- Письменная или устная форма.
- На учебном занятии или в часы для с/р.
- С представлением продукта.