Алисултанов Абдулхалик Ибрагимович Руководитель: учитель биологии высшей категории МКОУ Абдулхаликова Патимат Муртазалиевна 2017-2018 " width="640"
XXIII Республиканская научная
конференция молодых исследователей.
Симпозиум : Естественные науки и
современный мир
Тема: «Компьютерная зависимость»
Выполнил: ученик 8 класса МКОУ Алисултанов Абдулхалик Ибрагимович Руководитель: учитель биологии высшей категории МКОУ Абдулхаликова Патимат Муртазалиевна
2017-2018
Компьютерная зависимость
У меня устали руки
Бегать по клавиатуре,
Набирая сообщенья
Для всеобщего веселья.
У меня болят глаза
Мелкий шрифт читать с утра.
Буквы все как будто пляшут,
Смайлики с экрана машут.
Мол: « иди, поешь, поспи,
Хоть немного отдохни!
А то вдруг еще зависнешь,
Жизнь пройдет, а ты прокиснешь!»
«Пожалей мои программы!
Умеряй свои ты планы» -
Мне компьютер повторял,
Своим писком умолял.
Но я все сижу упрямо,
Не поняв его сигнала .
- Структура выполненной мною работы соответствует общей логике научного исследования и состоит из введения, нескольких глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность темы:
- В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживает один на один со светящимся экраном.
- Следует заметить, что глобальная сеть - Интернет развивается довольно стремительно, превращаясь из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения. Сейчас становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести компьютерную зависимость.
- Актуальность выбранной темы объясняется тем, что исследование проблем компьютерной зависимости приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий.
Цель работы:
- рассмотреть проблему компьютерной зависимости.
ЗАДАЧИ:
- изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости.
- подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
- провести опрос.
- проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
- выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.
Методы и приёмы:
- общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов
- социологические: анкетирование, опрос подростков, посещающих компьютерный зал.
История проблемы
«Компьютерная зависимость» - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале
80-х годов американские ученые.
Гипотеза : В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.
Симптомы компьютерной зависимости:
Частое пребывание за компьютером
Безотрывное пребывание за компьютером
Раздражительность
Пренебрежение приёмом пищи
Пренебрежение сном
Причины возникновения компьютерной зависимости:
-отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни.
-иногда первым шагом на пути к развитию данной болезни становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию в Интернете.
- отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.
Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир?
- наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
Виды компьютерной зависимости:
1) Киберадикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
I .Ролевые компьютерные игры
(максимальный уход от реальности).
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).
2) Сетеголизм (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки.
Влияние компьютерной зависимости на человека:
1)В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление.
2) Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания.
3) Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще.
При длительном пребывании за компьютером происходит:
(ухудшение зрения)
- • нарушение опорно-двигательного
аппарата (искривление
позвоночника,
нарушения осанки)
- • нарушение пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, геморрой)
- • общее истощение организма —хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха.
Практическое исследование №1
Объект исследования: учащиеся 8 -х классов.
Предмет исследования : проблема компьютерной зависимости среди подростков.
Социологический опрос учащихся 8 - х классов
Результаты анкетирования :
Вывод:
По результатам анкетирования я пришёл к такому выводу, что в основном дети осознают то, что долгое время, проводимое за компьютером, приводит к плохим последствиям, то есть вредит здоровью.
Большая часть респондентов использует компьютер для учёбы.
Практическое исследование №2
Объект исследования : подростки, посещающие компьютерный зал.
Предмет исследования : проблема компьютерной зависимости среди подростков.
Социологический опрос подростков, посещающих компьютерный зал.
Результаты исследования :
Вывод :
После проведения опроса было выяснено, что у подростков посёлка Кочубей компьютерная зависимость отсутствует.
Рекомендации подросткам:
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов.
2. Определите свое место и цель в реальном мире.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности.
5. Ищите друзей в реальности.
6. Наполняйте жизнь положительными событиями и поступками.
7. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
8. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
Памятка по профилактике вредного влияния компьютера на человека.
- Сократите время работы за компьютером (45 мин) и чаще прерывайте работу.
- Работайте в специальных корректирующих компьютерных очках.
- Выполняйте гимнастику для глаз, для шеи, упражнения для рук.
- Как можно чаще меняйте позу или вставать из-за компьютера.
- Занимайтесь спортом и всячески развивайте мышцы спины.
Заключение:
- Таким образом, чтобы ограничить себя от проблем компьютерной зависимости, нужно, во-первых, учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых, самим создавать свой реальный мир таким, чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь дело с его радостями и печалями.
Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и сутками…
Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.
Прилагаются: Список литературы:
- 1. Кузнецова О. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.
- 2. Моторин В. «Во что играют наши дети», «Воспитательная работа в школе», журнал №2, М.: Народное образование, 2008г
- 3. Богатырёв А. «В царстве Снежной королевы», «Воспитание школьников», научно-методический журнал № 5, М.: Школьная пресса, 2001г
- 4. Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика/ Глав.ред. Е.А. Хлебалина, науч.ред. А.Г.Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г
- 5. Лекомцев Д.Г., Лекомцева С.А. «Человек и компьютер», «Читаем, учимся, играем», журнал – сборник сценариев для библиотек и школ № 12 , М.: Либерия - Библиопринт, 2008 г.
- 6. Копа – Овдиенко В. «Скучно без вселенной», «Юный эрудит», журнал для любознательных № 1, М.: Издательство «Детская литература», 2007 г.
Анкета
1. Есть ли у тебя компьютер?
1) Да
2)Нет
2. Есть ли выход в Интернет?
1) Да
2)Нет
3. Сколько проводите времени ежедневно в интернете?
1) меньше 1 часа
2) более 3ч
3) больше 5ч.
4. Для каких больше целей используете интернет?
1)Общение
2)Для учебы
3)Для он-лайн игр
4)Поиск какой-либо информации
5. Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях?
1)Да
2)Нет
6. Что тебе больше нравится в интернете?
1)«Бродить в Интернете»
2) Играть
3)Общение
7. Какие компьютерные игры ты предпочитаешь?
1)Action
2) 3D-шутеры, «бродилки-стрелялки»
3)Логика
Названия:_________________
8. Как ты думаешь, компьютерные игры полезны или вредны?
1)Вред
2)Польза
Опрос подростков, посещающих компьютерный зал :
- 1. Для чего вы посещаете компьютерный зал ?
- 2. Как часто вы посещаете компьютерный зал?
- 3. Сколько времени вы проводите за компьютером?