СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс диагностических методик (автор С.Д.Забрамная)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс диагностических методик (автор С.Д.Забрамная)

Просмотр содержимого документа
«Комплекс диагностических методик (автор С.Д.Забрамная)»

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Екатериновский детский психоневрологический дом-интернат»









Подготовила воспитатель Полякова И.В.




2023 г.








1. Методика «Разборка и складывание пирамидки»

(восприятие величины и цвета)


Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец, кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: воспитатель предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, воспитатель начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку.

В случаях затруднения воспитатель показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

  • 1 балл– не понимает цель, действует неадекватно.

  • 2 балла– понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

  • 3 балла – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

  • 4 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.



















2. Методика «Работа с матрёшками»

(восприятие величины)


Цель: проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины.

Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки, или кубики, или колечки.

Проведение обследования: воспитатель даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении воспитатель берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Воспитатель показывает складывание матрёшки методом проб, привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

  • 1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.

  • 2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.

  • 3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами.

  • 4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.






















3. Методика «Почтовый ящик»

(восприятие цвета и формы)


Цель: проверка восприятия формы, способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения, возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущей руки

Стимульный материал: коробка, имеющая по всем сторонам прорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Это почтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаны разные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)? Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»). Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может быть упрощена без введения сюжета.

Анализ результатов:  

  • Дети с нормальным умственным развитием к заданию проявляют выраженный интерес. При затруднении достаточно одного показа способа действия (высокая обучаемость).

  • У детей с ЗПР встречаются случаи неадекватных действий - манипулирования фигурами, разбрасывания, но при помощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят к самостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание и пробы.

  • Дети с УО самостоятельно не выполняют задание .

  • Действия нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь мало эффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности.


Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

  • 1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.

  • 2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий.

  • 3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.

  • 4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.












6. Методика «Разрезные картинки»

(целостное восприятие)


Цель: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки

Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные по диагонали.

Проведение обследования: воспитатель показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: воспитатель показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Анализ результатов: 

  • Дети с нормальным умственным развитием складывают картинку из двух частей методом проб. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.

  • Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения . После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.

  • Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки.

Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.


Принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

  • 1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

  • 2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

  • 3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

  • 4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.










7. Методика «Счёт»

(количественные представления)


Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементов логического мышления.

Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном.За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»; второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». При затруднении проводится обучение.

Обучение:первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается); второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»


Анализ результатов: 

Принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.

  • 1 балл  действует с палочками, не ориентируясь на задание.

  • 2 балла  задание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.

  • 3 балла – задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти – действенным путём (дотрагивается пальцем до каждой палочки) , выполняет счётные операции по представлению в пределах трёх, задачу решить не может.

  • 4 балла – задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.















9. Методика «Пространственные ориентации»

(право, лево, впереди, сзади)

Цель: формирование и закрепление восприятия правой и левой сторон.

Стимульный материал: карточки с похожими изображениями. Рисунок с изображением трех детей в разной позиции (вид сзади и вид спереди). В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у девочки в левой руке пирамида. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок в левой руке, у мальчика флажок в левой, у девочки пирамида в правой руке.

Инструкция: ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе. Например, «Покажи правую руку, левый глаз, левую руку, правую ногу. А теперь возьми карандаш правой рукой, подними мяч левой рукой, закрой левый глаз, дотронься рукой до правого уха» и т. д. Затем определение правой и левой стороны проводится на таблицах. Например, на первой таблице нужно определить, в какой руке у Колобка цветок, а в какой веточка; найти Колобка, у которого в правой руке ветка, а в левой цветок и т. П. "Посмотри: нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок?" "В какой руке у мальчика флажок?" и т.д. По ходу выполнения задания оказывается помощь.

Обучающая помощьУмение определять расположение предметов по отношению к себе: попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.Умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами: положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.

Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым.

Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, малышу тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.

Также обратите внимание ребенка на следующий момент. Если он положит обе ручки перед собой, то справа будет правая рука, а слева левая. Но если ручки скрестить, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки справа. Обсудите с ребенком, как получается, что правая рука оказывается слева и наоборот.

Анализ результатов: 

  • Дети с нормальным умственным развитием проявляют явную заинтересованность игровым характером задания, дети различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Однако перешифровка (перенос) на собеседника и особенно на изображение на картинке у большинства детей оказываются несформированными, а потому вызывают трудности. Тем не менее в процессе упражнений дети начинают осуществлять этот перенос.

  • Дети умственно отсталые не различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Даже при специальном обучении они путают правую и левую руки. Сделать перенос на собеседника не могут. Задание на рисунке не выполняют, не понимают способа переноса. Обучение неэффективно.

  • Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. У них также наблюдаются трудности в определении правой, левой стороны. По количеству ошибочных действий они ближе к умственно отсталым детям. Но дети с задержкой психического развития лучше используют помощь. Более адекватной является их реакция на свои ошибки. Они пытаются понять способ переноса при определении левой или правой стороны. Выше результаты обучения.





Оценка результатов:

  • высокий уровень – ребенок проявляет заинтересованность в выполнении задания, стремится к правильному выполнению, при затруднении принимает обучающую помощь, после чего выполняет задание верно.

  • средний уровень – ребенок испытывает трудности при выполнении задании, ему требуется обучающая помощь, но и с ее помощью ребенок недостаточно хорошо справляется с заданием.

  • низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности в выполнении задания, после обучающей помощи также не может выполнить задание верно.






10. Методика «Времена года»

(временные представления)


Цель: выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно - образного мышления).

Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками четырёх времён года.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Анализ результатов: 

  • 10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

  • 8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

  • 6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение.

  • 4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения.

  • 0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Или:

  • 1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.

  • 2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.

  • 3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).

  • 4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.





11. Методика «Части суток»

(временные представления)


Цель: выяснение уровня сформированности представлений о частях суток (уровня наглядно - образного мышления).

Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками времени суток.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени суток. Ребёнка просят показать, где изображены утро, день, вечер, ночь. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена ночь». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.

Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён суток – день и ночь. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает ночью? Найди, где здесь изображена ночь».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Инструкция обработки: 

  • 10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинки со временами суток, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время.

  • 8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами суток все картинки, указав при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

  • 6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена суток, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих его мнение.

  • 4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время суток только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в подтверждение своего мнения.

  • 0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени суток и не назвал точно ни одного признака.

Или:

  • 1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.

  • 2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён суток с их названиями, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением ночи и дня.

  • 3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён суток с их названиями (день и ночь).

  • 4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён суток с их названиями.




12. Методика «Вчера, сегодня завтра»

(временные представления)


Цель: выяснение уровня сформированности временных представлений (уровня наглядно - образного мышления).

Стимульный материал: картинки с изображением мяча, лыж, бассейна, трафарет – мальчик, девочка.

Проведение обследования: Психолог говорит «Сегодня Витя (Даша) катался на лыжах, завтра он пойдет плавать в бассейн, а вчера играл в футбол. Перед тобой лежат картинки с изображением того, чем занимался Витя. Разложи в порядке выполнения Витей этих действий: что было раньше, что есть, и что будет. Время выполнения - 2 минуты.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.

Анализ результатов: 

  • 1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.

  • 2 балла - принимает задание, но не может разложить изображения в порядке их осуществления, т. е. не сформированы временные представления, но после обучения может выделить разложить картинки в правильном порядке.

  • 3 балла - принимает задание, уверенно может разложить изображения в порядке их осуществления.

Для мальчиков




Для девочек













18. Методика «Серия сюжетных картинок»

(причинно-следственные связи)


Цель: изучение логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Стимульный материал: сюжетные картинки с изображением последовательности событий.

Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Инструкция обработки: 

Анализ результатов.

- Дети с нормальным умственным развитием с интересом рассматривают картинки, понимают инструкцию и выполняют задание. Они самостоятельно устанавливают последовательность событий, раскладывают картинки в нужном порядке, сопровождают свои действия речью. Качество рассказа разное: от скупого описания до развернутого рассказа. Некоторые дети вносят в рассказ элементы собственного опыта или наблюде­ний.

- Дети умственно отсталые справляются с этим заданием значительно позже, они ограничиваются называнием отдельных картинок («Мальчик», «Еще еще мальчик», «Кушает») с помощью наводящих вопросов. Последовательности изображенных на картинках действий они не устанавливают. Помощь не используют.

- Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию, им доступно понимание последовательности изображенных событий. Однако при раскладывании они часто нуждаются в наводящих вопросах. За­трудняются в составлении развернутого рассказа.

Принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнка составить связный логический рассказ.

  • 1 балл - не понимает задания, действует неадекватно инструкции.

  • 2 балла - задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

  • 3 балла - принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

  • 4 балла - принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.







19. Методика «Нелепицы»


Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Стимульный материал: картина с изображением большого количества нелепостей.

Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что - то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания - 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Анализ результатов:

  • 10 баллов (очень высокий уровень развития) - если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успел удовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.

  • 8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.

  • 6 - 7 баллов (норма) - ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 - 4 из них не успел до конца объяснить.

  • 4 - 5 баллов (средний уровень развития) - заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 - 7 нелепиц.

  • 2 - 3 балла (низкий уровень развития) - не успел заметить 1 - 4 имеющиеся на картинке нелепиц, до объяснения дело не дошло.

  • 0 - 1 балл (очень низкий уровень развития) - за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 из имеющихся нелепиц.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!