Ф.И. обучащегося_______________________________________________________________
Класс_______________________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Дата (первичная диагностика)__________________________________________________
I. Общая осведомленность (Субтест 1 Векслера)
1. Баллы | Сколько у тебя ушей? |
2. | Как называется этот палец? |
3. | Сколько ног у собаки? |
4. | От какого животного мы получаем молоко? |
5. | Что нужно сделать, чтобы вода закипела? |
6. | В каком магазине продают сахар? |
7. | Сколько копеек в пятаке? |
8. | Сколько дней в неделе? |
9. | Кто основал город, который называется Санкт-Петербург? |
10. | Что такое пара? |
11. | Назови мне четыре времени года? |
12. | Какого цвета рубины? |
13. | Где садится солнце? |
14. | Для чего нужен желудок? |
15. | Почему нефть или масло плавают на воде? |
16. | Кто написал «Евгений Онегин»? |
17. | Что празднуют 9 мая? |
18. | Что такое SOS? |
19. | Каков примерно рост среднего человека? |
20. | Где расположена Италия? |
21. | Сколько килограммов в центнере? |
22. | Как называется столица Греции? |
23. | Из чего получают скипидар? |
24. | Сколько километров от Москвы до Владивостока? |
25. | Когда бывает 29 февраля? |
26. | Кто открыл Южный полюс? |
27. | Что такое барометр? |
28. | Что такое иероглиф? |
29. | Кто такой Александр Македонский? |
30. | Что такое конфискация? |
II. Восприятие
Определение недостающих элементов (субтест 7 Векслера)
| балл | 11. | балл |
| | 12. | |
| | 13. | |
| | 14. | |
| | 15. | |
| | 16. | |
| | 17. | |
| | 18. | |
| | 19. | |
| | 20. | |
2.Временные представления (Семаго М.Я.)
баллы | Перед тем, как ты пошел гулять, ты зашел к другу. Что было раньше? |
| Вместо того чтобы надеть сапоги, ты надел носки. Что надо было надеть? |
| Что длиннее – час или сутки? |
| Что короче – день или секунда? |
| Что длится меньше перемена или урок? |
| Какое время года бывает перед осенью? |
| Какой день недели бывает перед средой? |
| После какого дня наступит пятница? |
| Какой месяц является первым зимним месяцем? |
| Какой месяц является последним месяцем весны? |
Пространственные представления (Семаго М.Я.)
балл | 1.перед ящиком бочонок |
| 2.под бочонком ящик |
| 3.в ящике бочонок |
| 4.на бочонке ящик |
| 5.за ящиком бочонок |
Восприятия формы, цвета, величины _______________________________________
Узнавание геометрических фигур
балл | 1.квадрат |
| 2.треугольник |
| 3. круг |
| 4. ромб |
| 5 .прямоугольник |
Ф.И. обучащегося_______________________________________________________________
III. Диагностика внимания
Бланк к методике «Корректурная проба».
ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш ь о ш
о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с л л б
т р ф щ к р н п ф у щ к р н ф п ц у к р н ц щ й х щ ц у з ц п щ в ж я ю я я и т а л к а
ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш п н г
и т р о г н е п м с ч я ф ы в а к а ми п р н г ш л б ю э ж з ъ х з щ ш г о р о р п р л д
с с ч я ы в к п и р н г о т р п е н р и м св а к в ы ф й ц у к е н г ш щ з х э ж д л о э х
е к у ё ы ц к у п и п е н г о ь б л ш щ д ю ж з л о р п а в ы ы ц у к и п а в ы ф я д г н
о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с н а к
т р ф щ к р н п ф у щ к р н ф п ц у к р н ц щ й х щ ц у з ц п щ в ж я ю я я и т а з в у
ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш в й ё
и т р о г н е п м с ч я ф ы в а к а ми п р н г ш л б ю э ж з ъ х з щ ш г о р о р п р а в е
с с ч я ы в к п и р н г о т р п е н р и м св а к в ы ф й ц у к е н г ш щ з х э ж д л о ш з
е к у ё ы ц к у п и п е н г о ь б л ш щ д ю ж з л о р п а в ы ы ц у к и п а в ы ф я з ъ п
э ж д л р п а в ы ф я ч с м и т ь б ю й й ц у к е н г ш щ з х ъ м а к и п е н р т ь ь н п
п р г р д а я ч с м а в с и т р н г о т и м с ч я ф й ц у в с м п р о л г ш р к а в а р к е н
я а о я щ в и р я щ в а и э я в о и т э я в п а и э я з в а и э д ч в п и д ч с т д и я т ъ а п
к р ы ж в а ь д м д т с д п л д п о р в п э я б ч я ч ю ь м ю ч б и д ч с п л д ы в о к с м
ж э ы ж ь х з з з з щ к о ы в а в п ь т д ж а о п о ч с м и л ж ь я ч а д и т я э ж ь м а у
я ч ю б и я ч а и я л д в т а д в т а д п ф ж ы в к л д р п ф ы ж в к п р з ф ж щ в е с м
р е к а л о п ы ш к п о щ ы к ш п г ц щ к ф щ ы л а о п ж ы д л п я д ж а р п ы с а б
о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с э ж д
т р ф щ к р н п ф у щ к р н ф п ц у к р н ц щ й х щ ц у з ц п щ в ж я ю я я и т а р п а
ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш ъ х щ
и т р о г н е п м с ч я ф ы в а к а ми п р н г ш л б ю э ж з ъ х з щ ш г о р о р п р с м н
с с ч я ы в к п и р н г о т р п е н р и м св а к в ы ф й ц у к е н г ш щ з х э ж д л о м с
е к у ё ы ц к у п и п е н г о ь б л ш щ д ю ж з л о р п а в ы ы ц у к и п а в ы ф я м с р
о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с ю б ь
В (продуктивность)=
С(точность)=
А (устойчивость внимания)=
ШО(уровень устойчивости внимания)_______________________
IV. Диагностика памяти
Слухоречевая память Методика «10 слов»
Протокол исследования
Слова | I | II | III | IV | Отсроченное запоминание |
Волк | | | | | |
Сон | | | | | |
Шар | | | | | |
Пух | | | | | |
Звон | | | | | |
Куст | | | | | |
Час | | | | | |
Лед | | | | | |
Хлеб | | | | | |
Пень | | | | | |
Всего | | | | | |
Зрительная память (Н.Я. Семаго)___________________________________________
Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву (IVсерия Рубинштейн С.Я.)
Протокол обследования опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
Слово | Выбираемая карточка | Объяснение связи | Воспроизводимое слово | Объяснение |
1.Дождь | | | | |
2.Собрание | | | | |
3.Пожар | | | | |
4.Горе | | | | |
5.День | | | | |
6.Драка | | | | |
7.Отряд | | | | |
8.Театр | | | | |
9.Ошибка | | | | |
10.Сила | | | | |
11.Встреча | | | | |
12.Ответ | | | | |
13.Праздник | | | | |
14. Сосед | | | | |
15.Труд | | | | |
V. Диагностика мышления
1.Простые аналогии 10-12 лет
балл | нож : сталь = стол : (вилка, дерево, стул, пища, скатерть) |
| школа : обучение = больница : (доктор, ученик, учреждение, лечение, больной) |
| песня : глухой = картина : (хромой, слепой, художник, рисунок, больной) |
| птица : гнездо = человек : (люди, птенец, рабочий, зверь, дом) |
| хлеб : пекарь = дом : (вагон, город, жилище, строитель, дверь) |
| электричество: проволка = пар: (лампочка, ток, вода, трубы, кипение) |
| лошадь: жеребенок = корова : (пастбище, рога, молоко, теленок, бык) |
| ложка : каша = вилка : (масло, нож, тарелка, мясо, посуда) |
| коньки : зима = лодка : (лед, каток, весло, лето, река) |
| ухо : слышать = зубы : (видеть, лечить, рот, щетка, жевать) |
Ф.И. обучащегося_______________________________________________________________
2. Сложные аналогии 12-14 лет
Цель: выявить уровень сформированности мыслительных операций, абстрактного мышления
Овца – стадо
Малина – ягода
Море – океан
Свет – темнота
Отравление – смерть
Враг – неприятель
баллы | Слова для предъявления | ответ |
| Испуг – бегство | |
| Физика – наука | |
| Правильно – верно | |
| Похвала – брань | |
| Десять – число | |
| Праздность – безделье | |
| Грядка – огород | |
| Глава – роман | |
| Покой – движение | |
| Месть – поджог | |
8. Подбор обобщающих слов
баллы | 1. Азия- Африка |
| 2.Крокодил - черепаха |
| 3. Землетрясение, смерч |
| 4. Рим-Вашингтон |
| 5. Сумма- произведение |
| 6.Сказка – былина |
| 7.Ботаника - зоология |
| 8.Сумма - произведение |
| 9. Феодализм – капитализм |
| 10.Стойкость - мужество |
9. Исключения
балл | дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий |
| смелый, храбрый, отважный, злой, решительный |
| Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий |
| молоко, сливки, сыр, сало, сметана |
| скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо |
| глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий |
| лист, почка, кора, дерево, сук |
| дом, сарай, изба, хижина, здание |
| береза, сосна, дерево, дуб, ель |
| ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать |
11.Сравнения понятий
баллы | Ботинок – карандаш | баллы | Лыжи – коньки |
| Ветер – соль | | Маленькая – большая |
| Вечер – утро | | Молоко – вода |
| Волк – луна | | Обман – ошибка |
| Ворона – воробей | | Озеро – река |
| Голод – жажда | | Ось - оса. |
| Девочка – кукла | | Очки – деньги |
| Дождь-снег | | Поезд – самолет |
| Дуб – береза | | Река – птица |
| Золото – серебро | | Сани – телега |
| Картина - портрет | | Сказка – песня |
| Корзина – сова | | Стакан – петух |
| Корова – лошадь | | Трамвай – автобус |
| Кошка – яблоко | | Утро – вечер |
| Летчик – танкист | | Яблоко - вишня |
10.Бланк ответов Цветные прогрессивные матрицы Равена
(Стандартные плюс прогрессивные матрицы Равена)
ФИО ________________________________________________________________
Возраст__________ Пол___________ Дата обследования_______________
№ задания | Серия A (А) | Серия Ab (В) | Серия B (С) | Серия D | Серия E |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
Сумма правильных ответов | | | | | |
Нормативное распредление баллов | | | | | |
Общее время выполнения теста ___________ мин. ____________ сек.
ИВ _______________________
Общая сумма баллов ________________
Общая осведомленность по возрасту, недостаточная, снижена, значительно снижена
Восприятие: достаточное, недостаточное, снижено
Замедленное, пассивное, малоактивное, необходимо время для приема и переработки информации;
Осмысленное, но снижены точность и дифференцированность, нарушена целостность зрительного восприятия, фрагментарность;
Недостаточно произвольное, недостаточно дифференцированное (с трудом выделяет контурные изображения, различает временные и пространственные представления, сенсорные эталоны сформированы неполно)
Внимание: устойчивое, ниже среднего уровень устойчивости, низкий уровень устойчивости
Устойчивое, произвольное, продуктивное;
Переключение замедленное, недостаточно произвольное;
Страдает распределение, концентрация, сужен объем
Наблюдается мерцающий характер внимания, отмечается частая отвлекаемость, непроизвольное переключение внимания
Повышена истощаемость свойств внимания
Память: достаточная по возрасту, недостаточная, снижена, значительно снижена
Процессы запоминания и воспроизведения достаточно произвольные
Мнемические процессы замедленные, пассивные, скорость извлечения материала из долговременной памяти снижена
Процессы запоминания и воспроизведения недостаточно произвольные, преобладает непроизвольное механическое усвоение информации
Доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, отмечаются первые признаки формирования смыслового запоминания
Продуктивность сохранения информации снижена, воспроизводит материал по вопросам педагога
Целенаправленное заучивание не развито;
опосредованное запоминание сформировано по возрасту, недостаточное, снижено, не развито, припоминание по ассоциациям недоступно
Мышление: достаточное по возрасту, недостаточное, снижено, значительно снижено
Операции мышления развиты достаточно (слабо, недостаточно)
На вербальном (невербальном) уровне самостоятельно обобщает, с помощью педагога обобщает, не обобщает.
выделяет «лишний» самостоятельно, с помощью, недоступно
сравнивает предметы (понятия) по существенным (внешним, случайным, несущественным) признакам;
выделяет скрытый смысл рассказа самостоятельно, с помощью, не выделяет;
Устанавливает логические связи самостоятельно, с помощью, не устанавливает логические связи;
причинно-следственные отношения устанавливает самостоятельно, с помощью, не устанавливает;
Понимание скрытого смысла пословиц (загадок) доступно, с помощью наводящих вопросов, конкретно.
Процессы сравнения и обобщения проводит самостоятельно, с помощью, не проводит.
Вербализация суждений затруднена, испытывает затруднение при аргументации своего мнения.
Значительное отставание в развитии ВПФ, деятельность носит в основном совместный характер, самостоятельное выполнение заданий
затруднено.
Нуждается в прямых и\или наводящих вопросах педагога, верные выводы делает после предварительного совместного разбора задания;
Особенности усвоения программного материала__________________________________________________________________________
Выводы: Познавательная деятельность формируется (по возрасту, с легкой задержкой, с задержкой, с выраженной задержкой)
Учитель-дефектолог _______________/____________________
Диагностическая карта развития познавательной деятельности обучающегося
старшего школьного возраста (11-14 лет)
Ф.И. обучающегося:
Возраст лет, класс ; программа обучения
Период пребывания: __триместр 20__-20__уч.г.
Учитель-дефектолог
Показатели | Уровни сформированности познавательной деятельности |
Первичная диагностика | Заключительная диагностика |
I | II | III | IV | I | II | III | IV |
I. Общие показатели 1. Понимание инструкции | | | | | | | | |
2. Характер деятельности | | | | | | | | |
3 Общая осведомленность | | | | | | | | |
II. Диагностика восприятия 1. Целостность зрительного восприятия «Определение недостающих элементов» | | | | | | | | |
2. Временные представления | | | | | | | | |
3.Пространственные представления | | | | | | | | |
4. Восприятие цвета, формы, величины | | | | | | | | |
III. Диагностика внимания 1. Корректурная проба | | | | | | | | |
IV. Диагностика памяти 1. Слухоречевая память «Заучивание 10 слов»(предложена А.Р.Лурия) | | | | | | | | |
«Исследование зрительной памяти» по Н.Я.Семаго | | | | | | | | |
«Опосредованное Запоминание» по А.Н.Леонтьеву» c 10 лет IV серия (С.Я.Рубинштейн) | | | | | | | | |
V. Диагностика мышления 1. Установление логических связей и отношений между понятиями «Простые аналогии» (10-12 лет) | | | | | | | | |
«Сложные аналоги» (12-14 лет) | | | | | | | | |
2. Причинно-следственные связи «Сюжетная картинка» | | | | | | | | |
«Серия картин» | | | | | | | | |
«Нелепицы» | | | | | | | | |
4. Исследование понимания и запоминания текстов «Воспроизведение рассказов» | | | | | | | | |
5. Понимание переносного смыла «Метафоры, пословицы, поговорки» | | | | | | | | |
6. Установление сходства и различия, уровня обобщающих операций | | | | | | | | |
«Подбор обобщающих слов или словосочетаний» | | | | | | | | |
«Исключение понятий» (с 8 лет) (С.Д.Забрамная) | | | | | | | | |
7. Оценка абстрактно-логического мышления (тест возрастающей трудности Дж. Равена) | | | | | | | | |
8. Сравнение понятий | | | | | | | | |
Заключение: | | |
Рекомендации: | | |
Дата:
Примечание:
I-показатель сформирован (100% - 75%) 1 – низкий результат (75% - 85%); 2 –средний результат (85%-95%); 3 – высокий результат (95-100%).
II- показатель недостаточно сформирован (74%-26%) 1 – низкий результат (25%-45%); 2 –средний результат (45%-65%); 3 – высокий результат (65%-75%).
III- показатель частично сформирован (25%-5%) 1– низкий результат (5%-10%); 2 –средний результат (10%-20%); 3 – высокий результат (20%-25%).
IV- показатель не сформирован (5%-0%) 1– низкий результат (0-1%); 2 –средний результат (1% -3%); 3 – высокий результат (3%-5%).
8