СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс диагностических методик по исследованию познавательных процессов школьников 11-14 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленые методики, позволяют оценить и проанализировать познавательную сферу обучающихся среднего школьного возраста, включая особенности мнестической деятельности; перцептивного-действенного компонента мышления; сформированность пространственно-временных представлений; вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенность понятийного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс диагностических методик по исследованию познавательных процессов школьников 11-14 лет»


Ф.И. обучащегося_______________________________________________________________

Класс_______________________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________________________

Дата (первичная диагностика)__________________________________________________


I. Общая осведомленность (Субтест 1 Векслера)

1. Баллы


Сколько у тебя ушей?

2.

Как называется этот палец?

3.

Сколько ног у собаки?

4.

От какого животного мы получаем молоко?

5.

Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

6.

В каком магазине продают сахар?

7.

Сколько копеек в пятаке?

8.

Сколько дней в неделе?

9.

Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?

10.

Что такое пара?

11.

Назови мне четыре времени года?

12.

Какого цвета рубины?

13.

Где садится солнце?

14.

Для чего нужен желудок?

15.

Почему нефть или масло плавают на воде?

16.

Кто написал «Евгений Онегин»?

17.

Что празднуют 9 мая?

18.

Что такое SOS?

19.

Каков примерно рост среднего человека?

20.

Где расположена Италия?

21.

Сколько килограммов в центнере?

22.

Как называется столица Греции?

23.

Из чего получают скипидар?

24.

Сколько километров от Москвы до Владивостока?

25.

Когда бывает 29 февраля?

26.

Кто открыл Южный полюс?

27.

Что такое барометр?

28.

Что такое иероглиф?

29.

Кто такой Александр Македонский?

30.

Что такое конфискация?


II. Восприятие

  1. Определение недостающих элементов (субтест 7 Векслера)

балл

11.

балл


12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



2.Временные представления (Семаго М.Я.)

баллы

  1. Перед тем, как ты пошел гулять, ты зашел к другу. Что было раньше?


  1. Вместо того чтобы надеть сапоги, ты надел носки. Что надо было надеть?


  1. Что длиннее – час или сутки?


  1. Что короче – день или секунда?


  1. Что длится меньше перемена или урок?


  1. Какое время года бывает перед осенью?


  1. Какой день недели бывает перед средой?


  1. После какого дня наступит пятница?


  1. Какой месяц является первым зимним месяцем?


  1. Какой месяц является последним месяцем весны?


  1. Пространственные представления (Семаго М.Я.)

балл

1.перед ящиком бочонок


2.под бочонком ящик


3.в ящике бочонок


4.на бочонке ящик


5.за ящиком бочонок


  1. Восприятия формы, цвета, величины _______________________________________





  1. Узнавание геометрических фигур

балл

1.квадрат


2.треугольник


3. круг


4. ромб


5 .прямоугольник











Ф.И. обучащегося_______________________________________________________________



III. Диагностика внимания

Бланк к методике «Корректурная проба».

ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш ь о ш

о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с л л б

т р ф щ к р н п ф у щ к р н ф п ц у к р н ц щ й х щ ц у з ц п щ в ж я ю я я и т а л к а

ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш п н г

и т р о г н е п м с ч я ф ы в а к а ми п р н г ш л б ю э ж з ъ х з щ ш г о р о р п р л д

с с ч я ы в к п и р н г о т р п е н р и м св а к в ы ф й ц у к е н г ш щ з х э ж д л о э х

е к у ё ы ц к у п и п е н г о ь б л ш щ д ю ж з л о р п а в ы ы ц у к и п а в ы ф я д г н

о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с н а к

т р ф щ к р н п ф у щ к р н ф п ц у к р н ц щ й х щ ц у з ц п щ в ж я ю я я и т а з в у

ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш в й ё

и т р о г н е п м с ч я ф ы в а к а ми п р н г ш л б ю э ж з ъ х з щ ш г о р о р п р а в е

с с ч я ы в к п и р н г о т р п е н р и м св а к в ы ф й ц у к е н г ш щ з х э ж д л о ш з

е к у ё ы ц к у п и п е н г о ь б л ш щ д ю ж з л о р п а в ы ы ц у к и п а в ы ф я з ъ п

э ж д л р п а в ы ф я ч с м и т ь б ю й й ц у к е н г ш щ з х ъ м а к и п е н р т ь ь н п

п р г р д а я ч с м а в с и т р н г о т и м с ч я ф й ц у в с м п р о л г ш р к а в а р к е н

я а о я щ в и р я щ в а и э я в о и т э я в п а и э я з в а и э д ч в п и д ч с т д и я т ъ а п

к р ы ж в а ь д м д т с д п л д п о р в п э я б ч я ч ю ь м ю ч б и д ч с п л д ы в о к с м

ж э ы ж ь х з з з з щ к о ы в а в п ь т д ж а о п о ч с м и л ж ь я ч а д и т я э ж ь м а у

я ч ю б и я ч а и я л д в т а д в т а д п ф ж ы в к л д р п ф ы ж в к п р з ф ж щ в е с м

р е к а л о п ы ш к п о щ ы к ш п г ц щ к ф щ ы л а о п ж ы д л п я д ж а р п ы с а б

о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с э ж д

т р ф щ к р н п ф у щ к р н ф п ц у к р н ц щ й х щ ц у з ц п щ в ж я ю я я и т а р п а

ь ф я ч ы ц ч ы ц у в с м а к е п и т р н г о ь б л ш щ д ю л ш о ю ж э ъ х з щ ш ъ х щ

и т р о г н е п м с ч я ф ы в а к а ми п р н г ш л б ю э ж з ъ х з щ ш г о р о р п р с м н

с с ч я ы в к п и р н г о т р п е н р и м св а к в ы ф й ц у к е н г ш щ з х э ж д л о м с

е к у ё ы ц к у п и п е н г о ь б л ш щ д ю ж з л о р п а в ы ы ц у к и п а в ы ф я м с р

о р г ш ф у к н п ф у к п р ф г ы в а и я ю ч с и я д ы к п щ ф у з р г ф э ы а л с ю б ь

В (продуктивность)=

С(точность)=

А (устойчивость внимания)=

ШО(уровень устойчивости внимания)_______________________






IV. Диагностика памяти

  1. Слухоречевая память Методика «10 слов»

Протокол исследования


Слова


I

II

III

IV

Отсроченное

запоминание

Волк






Сон






Шар






Пух






Звон






Куст






Час






Лед






Хлеб






Пень






Всего








  1. Зрительная память (Н.Я. Семаго)___________________________________________

  2. Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву (IVсерия Рубинштейн С.Я.)

Протокол обследования опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)

Слово

Выбираемая карточка

Объяснение связи

Воспроизводимое слово

Объяснение

1.Дождь





2.Собрание





3.Пожар





4.Горе





5.День





6.Драка





7.Отряд





8.Театр





9.Ошибка





10.Сила





11.Встреча





12.Ответ





13.Праздник





14. Сосед





15.Труд







V. Диагностика мышления

1.Простые аналогии 10-12 лет

балл

нож : сталь = стол : (вилка, дерево, стул, пища, скатерть)


школа : обучение = больница : (доктор, ученик, учреждение, лечение, больной)


песня : глухой = картина : (хромой, слепой, художник, рисунок, больной)


птица : гнездо = человек : (люди, птенец, рабочий, зверь, дом)


хлеб : пекарь = дом : (вагон, город, жилище, строитель, дверь)


электричество: проволка = пар: (лампочка, ток, вода, трубы, кипение)


лошадь: жеребенок = корова : (пастбище, рога, молоко, теленок, бык)


ложка : каша = вилка : (масло, нож, тарелка, мясо, посуда)


коньки : зима = лодка : (лед, каток, весло, лето, река)


ухо : слышать = зубы : (видеть, лечить, рот, щетка, жевать)



Ф.И. обучащегося_______________________________________________________________

2. Сложные аналогии 12-14 лет

Цель: выявить уровень сформированности мыслительных операций, абстрактного мышления

  1. Овца – стадо

  2. Малина – ягода

  3. Море – океан

  4. Свет – темнота

  5. Отравление – смерть

  6. Враг – неприятель


баллы

Слова для предъявления

ответ


Испуг – бегство



Физика – наука



Правильно – верно



Похвала – брань



Десять – число



Праздность – безделье



Грядка – огород



Глава – роман



Покой – движение



Месть – поджог


8. Подбор обобщающих слов

баллы

1. Азия- Африка


2.Крокодил - черепаха


3. Землетрясение, смерч


4. Рим-Вашингтон


5. Сумма- произведение


6.Сказка – былина


7.Ботаника - зоология


8.Сумма - произведение


9. Феодализм – капитализм


10.Стойкость - мужество

9. Исключения

балл

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий


смелый, храбрый, отважный, злой, решительный


Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий


молоко, сливки, сыр, сало, сметана


скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо


глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий


лист, почка, кора, дерево, сук


дом, сарай, изба, хижина, здание


береза, сосна, дерево, дуб, ель


ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать














11.Сравнения понятий


баллы

Ботинок – карандаш

баллы

Лыжи – коньки


Ветер – соль


Маленькая – большая


Вечер – утро


Молоко – вода


Волк – луна


Обман – ошибка


Ворона – воробей


Озеро – река


Голод – жажда


Ось - оса.


Девочка – кукла


Очки – деньги


Дождь-снег


Поезд – самолет


Дуб – береза


Река – птица


Золото – серебро


Сани – телега


Картина - портрет


Сказка – песня


Корзина – сова


Стакан – петух


Корова – лошадь


Трамвай – автобус


Кошка – яблоко


Утро – вечер


Летчик – танкист


Яблоко - вишня


10.Бланк ответов Цветные прогрессивные матрицы Равена

(Стандартные плюс прогрессивные матрицы Равена)

ФИО ________________________________________________________________

Возраст__________ Пол___________ Дата обследования_______________


№ задания

Серия A

(А)

Серия Ab (В)

Серия B

(С)

Серия D


Серия E


1

 

 

 



2

 

 

 



3

 

 

 



4

 

 

 



5

 

 

 



6

 

 

 



7

 

 

 



8

 

 

 



9

 

 

 



10

 

 

 



11

 

 

 



12

 

 

 



Сумма
правильных
ответов

 

 

 



Нормативное
распредление
баллов

 

 

 























Общее время выполнения теста ___________ мин. ____________ сек. 
ИВ _______________________ 
Общая сумма баллов ________________ 

Общая осведомленность по возрасту, недостаточная, снижена, значительно снижена

Восприятие: достаточное, недостаточное, снижено

Замедленное, пассивное, малоактивное, необходимо время для приема и переработки информации;

Осмысленное, но снижены точность и дифференцированность, нарушена целостность зрительного восприятия, фрагментарность;

Недостаточно произвольное, недостаточно дифференцированное (с трудом выделяет контурные изображения, различает временные и пространственные представления, сенсорные эталоны сформированы неполно)

Внимание: устойчивое, ниже среднего уровень устойчивости, низкий уровень устойчивости

Устойчивое, произвольное, продуктивное;

Переключение замедленное, недостаточно произвольное;

Страдает распределение, концентрация, сужен объем

Наблюдается мерцающий характер внимания, отмечается частая отвлекаемость, непроизвольное переключение внимания

Повышена истощаемость свойств внимания

Память: достаточная по возрасту, недостаточная, снижена, значительно снижена

Процессы запоминания и воспроизведения достаточно произвольные

Мнемические процессы замедленные, пассивные, скорость извлечения материала из долговременной памяти снижена

Процессы запоминания и воспроизведения недостаточно произвольные, преобладает непроизвольное механическое усвоение информации

Доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память, отмечаются первые признаки формирования смыслового запоминания

Продуктивность сохранения информации снижена, воспроизводит материал по вопросам педагога

Целенаправленное заучивание не развито;

опосредованное запоминание сформировано по возрасту, недостаточное, снижено, не развито, припоминание по ассоциациям недоступно

Мышление: достаточное по возрасту, недостаточное, снижено, значительно снижено

Операции мышления развиты достаточно (слабо, недостаточно)

На вербальном (невербальном) уровне самостоятельно обобщает, с помощью педагога обобщает, не обобщает.

выделяет «лишний» самостоятельно, с помощью, недоступно

сравнивает предметы (понятия) по существенным (внешним, случайным, несущественным) признакам;

выделяет скрытый смысл рассказа самостоятельно, с помощью, не выделяет;

Устанавливает логические связи самостоятельно, с помощью, не устанавливает логические связи;

причинно-следственные отношения устанавливает самостоятельно, с помощью, не устанавливает;

Понимание скрытого смысла пословиц (загадок) доступно, с помощью наводящих вопросов, конкретно.

Процессы сравнения и обобщения проводит самостоятельно, с помощью, не проводит.

Вербализация суждений затруднена, испытывает затруднение при аргументации своего мнения.

Значительное отставание в развитии ВПФ, деятельность носит в основном совместный характер, самостоятельное выполнение заданий

затруднено.

Нуждается в прямых и\или наводящих вопросах педагога, верные выводы делает после предварительного совместного разбора задания;

Особенности усвоения программного материала__________________________________________________________________________

Выводы: Познавательная деятельность формируется (по возрасту, с легкой задержкой, с задержкой, с выраженной задержкой)

Учитель-дефектолог _______________/____________________

Диагностическая карта развития познавательной деятельности обучающегося

старшего школьного возраста (11-14 лет)

Ф.И. обучающегося:

Возраст лет, класс ; программа обучения

Период пребывания: __триместр 20__-20__уч.г.

Учитель-дефектолог



Показатели


Уровни сформированности познавательной деятельности

Первичная диагностика


Заключительная диагностика


I

II

III

IV

I

II

III

IV

I. Общие показатели

1. Понимание инструкции









2. Характер деятельности









3 Общая осведомленность









II. Диагностика восприятия

1. Целостность зрительного восприятия

«Определение недостающих элементов»









2. Временные представления









3.Пространственные представления









4. Восприятие цвета, формы, величины









III. Диагностика внимания 1. Корректурная проба









IV. Диагностика памяти

1. Слухоречевая память «Заучивание 10 слов»(предложена А.Р.Лурия)









«Исследование зрительной памяти» по Н.Я.Семаго









«Опосредованное Запоминание» по А.Н.Леонтьеву» c 10 лет IV серия (С.Я.Рубинштейн)









V. Диагностика мышления

1. Установление логических связей и отношений между понятиями

«Простые аналогии» (10-12 лет)









«Сложные аналоги» (12-14 лет)









2. Причинно-следственные связи «Сюжетная картинка»









«Серия картин»









«Нелепицы»









4. Исследование понимания и запоминания текстов

«Воспроизведение рассказов»









5. Понимание переносного смыла «Метафоры, пословицы, поговорки»









6. Установление сходства и различия, уровня обобщающих операций









«Подбор обобщающих слов или словосочетаний»









«Исключение понятий» (с 8 лет) (С.Д.Забрамная)









7. Оценка абстрактно-логического мышления (тест возрастающей трудности Дж. Равена)









8. Сравнение понятий









Заключение:



Рекомендации:



Дата:

Примечание:

I-показатель сформирован (100% - 75%) 1 – низкий результат (75% - 85%); 2 –средний результат (85%-95%); 3 – высокий результат (95-100%).

II- показатель недостаточно сформирован (74%-26%) 1 – низкий результат (25%-45%); 2 –средний результат (45%-65%); 3 – высокий результат (65%-75%).

III- показатель частично сформирован (25%-5%) 1– низкий результат (5%-10%); 2 –средний результат (10%-20%); 3 – высокий результат (20%-25%).

IV- показатель не сформирован (5%-0%) 1– низкий результат (0-1%); 2 –средний результат (1% -3%); 3 – высокий результат (3%-5%).












8