СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс диагностических методик по выявлению детской одаренности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс диагностических методик

Просмотр содержимого документа
«Комплекс диагностических методик по выявлению детской одаренности»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»















Комплекс диагностических методик по выявлению детской одаренности





Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Ефименко Наталья











Ейск, 2022

Диагностика

определения интенсивности познавательной потребности

по B.C. Юркевич.

Цель: определение чувствительности к новизне и любознательности обучающихся.

Подготовительный этап.

Ребята, вы ходите на кружок «В мире животных» за это время мы с вами проводили много разных диагностик и выявляли   уровень вашей воспитанности, сплоченность нашего коллектива. Сегодня, я хочу предложить вам определить вашу познавательную потребность.

Давайте вспомним, чем мы занимались на кружке и подумаем, зачем детей приходят  на кружок?

Просмотр видеофрагмента о том, что такое кружок и зачем ребята занимаются на кружке.

 

- Зачем дети приходят на кружок?

 - Дети отвечают:

 «Делать поделки», «Узнавать новые темы про животных»

- Сейчас мы определим, любите ли вы узнавать новое.

Для этого я подготовила специальные вопросы. Они записаны в табличке. Ваша задача представить ситуацию, о которой я говорю и правдиво ответить на вопрос.

- Итак, начинаем (педагог  медленно читает вопросы, делает паузы)

- Возьмите линейки и откройте только первую строчку.

п/п

Варианты ответов

1

а

б

в

2

а

б

в

3

а

б

в

4

а

б

в

5

а

б

в






1.Как часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

- Обведите ту букву на первой строчке, которая соответствует вашему ответу.

- Открываем вторую строчку и внимательно слушаем

2. Что вы предпочитаете, когда вам задан трудный вопрос «на сообразительность»?

а) помучаюсь, но сам найду ответ;

б) когда как;

в) попрошу подсказать мне взрослых
- Обведите ту букву на второй строчке, которая соответствует вашему ответу.

- Открываем третью строчку и внимательно слушаем

3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?
а) постоянно  много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) мало или совсем ничего не читаю.

- Обведите ту букву на третьей строчке, которая соответствует вашему ответу.

- Открываем четвертую строчку и внимательно слушаем

4. Насколько эмоционально каждый из вас относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально;

б) когда как;

в) эмоции ярко не выражены.

- Обведите ту букву на четвертой строчке, которая соответствует вашему ответу.

Открываем пятую строчку и внимательно слушаем

5.Часто ли вы задаете вопросы?

а) часто;

б) не очень

в) очень редко.

- Обведите ту букву на пятой строчке, которая соответствует вашему ответу.

Спасибо за работу, а ее результаты я вам сообщу позже.

  Работу над проблемой развития познавательных способностей детей, начатую в младших группах  продолжила впоследствии.

Следуя личностно-ориентированному подходу, я строю процесс  работы так, что учащиеся не только овладевают знаниями, но, прежде всего, умениями их добывать.

Я учу своих учащихся  творчеству, используя  продуктивные методы – проблемные, частично-поисковые, исследовательские – в комплексе с организационными формами – групповыми парными, коллективными, индивидуальными. Занятия  проводимые на таком уровне, делает учащихся активными, коммуникабельными, самостоятельными, творчески мыслящими. Обучающиеся становятся равноправными участниками процесса обучения, организованными и работоспособными.

- Подведем итоги. (раздаем по несколько листочков участникам)

- Подсчитайте  количество ответов а.  Занесем их в сводный бланк данных

- Подсчитайте количество ответов  б. Занесем их в сводный бланк данных

 - Подсчитайте количество ответов в.  Занесем их в сводный бланк данных

Ответы

Количество ответов

Всего  по классу

а

2 + 3+ 4+…= (считаем сколько всего)


б



в



Ответы «а» свидетельствуют о высокой степени  выраженности познавательной потребности, ответы «б» - об умеренной, ответы «в» - о низкой познавательной потребности. Таким образом, можно увидеть наглядную картинку.

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА (СИЗАНОВ А.Н.)

Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

  2. Он с готовностью откликается на все новое.

  3. Любит все загадочное и непонятное.

  1. Часто нуждается в поддержке старших.

  2. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.

Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.

  2. Его любознательность устойчива.

  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

  6. Начатое дело всегда доводит до конца.

  7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

  8. Настойчив в достижении поставленной цели.

  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

  1. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

  2. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляет свою одаренность.

  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего возраста.

  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

  4. Всегда ищет самостоятельные решения.

  5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений.

  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны.

  2. Стремление освоить незнакомое дело.

  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания.

  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями.

  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.

 

КАК Я ВИЖУ СЕБЯ (А. И. САВЕНКОВ)

Методика самооценки для обучающегося

 

Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:

Да;

Скорее да;

Скорее нет;

Нет.

 

1.      Я люблю собирать и разбирать разные предметы.

2.      Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.

3.      Я люблю работать над особыми проектами.

4.      Мне нравится обсуждать разные идеи.

5.      Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.

6.      У меня хорошее чувство юмора.

7.      Моя работа всегда особенная.

8.      У меня появляется много идей при решении проблемы.

9.      Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.

10.  Я не против того, чтобы отличаться от других людей.

11.  Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.

12.  Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.

13.  Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.

14.  Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.

15.  Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.

16.  Я занимаюсь спортом и разными играми.

17.  Я хорошо занимаюсь в школе.

18.  В школе меня любят другие дети.

19.  Я понимаю и люблю других людей.

20.  Я дружелюбен и умею ладить с людьми.

21.  Другие люди считают, что я умница.

22.  Я – хороший и понимающий друг.

23.  Со мной легко ладить.

 

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях__________

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше______________

 ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).

 Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

1.           Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.

2.           Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3.           Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

4.           Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

1.           Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

2.           Легко впадает в скуку от обычных заданий.

3.           Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

4.           Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.

5.           Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

1.           Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.

2.           Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят  показать свою работу классу.

3.           Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.

4.           Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью,  в которой участвует.

 Шкала IV. Творческие характеристики.

1.           Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.

2.           Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.

3.           Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.

4.           Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

5.           Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

6.           Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

7.           Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.

8.           Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.

9.           Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.

10.       Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.