Комплекс физкультминуток. В помощь учителю начальных классов
Цель: Снятие напряжения, активизация внимания, профилактика утомления, улучшение кровообращения и дыхания, поддержание осанки, развитие координации и моторики.
Рекомендации:
Проводите физкультминутки каждые 15-20 минут урока.
Время проведения – 1-2 минуты.
Выбирайте 2-3 упражнения из предложенного комплекса, варьируйте их в течение недели.
Старайтесь разнообразить упражнения, чтобы детям не было скучно.
При необходимости адаптируйте упражнения под возраст и физические возможности детей.
Выполняйте упражнения вместе с детьми, показывая личный пример.
Используйте музыку, стихи или рифмовки для создания положительной атмосферы.
Не забывайте про дыхательные упражнения.
Привязывайте физкультминутки к теме урока (если это возможно).
Комплекс физкультминуток:
1. "Солнышко лучистое" (Общеразвивающее):
Исходное положение: Стоя возле парты.
Выполнение:
"Солнышко лучистое улыбнулось нам" - Поднимаем руки вверх, тянемся к солнцу.
"Хлопаем в ладоши, вот так, вот так, вот так" - Хлопаем в ладоши.
"Топнем мы ногами, вот так, вот так, вот так" - Топаем ногами.
"Руки мы поднимем, вот так, вот так, вот так" - Поднимаем руки вверх.
"К солнышку потянем, вот так, вот так, вот так" - Тянемся к солнцу.
"И тихонько сядем, вот так, вот так, вот так" - Приседаем и садимся за парты.
2. "Ветер дует нам в лицо" (Дыхательное и общеразвивающее):
Исходное положение: Стоя возле парты.
Выполнение:
"Ветер дует нам в лицо" - Надуваем щеки и медленно выдыхаем воздух через рот.
"Закачалось деревцо" - Наклоняемся вправо-влево.
"Ветер тише, тише, тише" - Приседаем.
"Деревца всё выше, выше!" - Встаем и тянемся на носочках вверх.
3. "Мы писали, мы писали" (Для кистей рук и улучшения кровообращения):
Исходное положение: Сидя за партой.
Выполнение:
"Мы писали, мы писали, наши пальчики устали" - Сжимаем и разжимаем кулачки.
"Мы немножко отдохнём и опять писать начнём" - Встряхиваем кистями рук.
"Пальчики мы разомнём, буквы новые начнём" - Круговые движения кистями рук.
4. "Зайка" (Общеразвивающее и игровое):
Исходное положение: Стоя возле парты.
Выполнение:
"Зайка серенький сидит и ушами шевелит" - Приподнимаем плечи, как будто шевелим ушами.
"Вот так, вот так, он ушами шевелит" - Повторяем движения.
"Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать" - Прыгаем на месте.
"Скок-скок, скок-скок, нужно зайке поскакать" - Повторяем прыжки.
5. "Буратино" (Для спины и осанки):
Исходное положение: Стоя возле парты.
Выполнение:
"Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся" - Наклоны вперед, стараясь достать руками до пола.
"Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел" - Разводим руки в стороны.
"Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать" - Встаем на носочки, тянемся вверх.
6. "Самолет" (Для координации и внимания):
Исходное положение: Стоя возле парты.
Выполнение:
"Руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт" - Разводим руки в стороны, как крылья самолета.
"Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд" - Наклоняемся вправо-влево.
"Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт!" - Бегаем по классу, изображая самолёт (осторожно!).
7. "Цветочек" (Дыхательное и для расслабления):
Исходное положение: Сидя за партой.
Выполнение:
Представьте, что у вас в руках красивый цветок.
Медленно вдохните носом аромат цветка, задержите дыхание на 2-3 секунды.
Медленно выдохните через рот, представляя, что вы дуете на одуванчик, раздувая его пушинки.
Повторите 3-5 раз.
8. "Совушка" (Для глаз):
Исходное положение: Сидя за партой.
Выполнение:
Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. (5 раз)
Широко откройте глаза на 3-5 секунд. (5 раз)
Посмотрите вдаль (в окно) в течение 10-15 секунд.
Закройте глаза и отдохните.
9. "По кочкам" (Для ног и координации):
Исходное положение: Стоя возле парты.
Выполнение:
Представьте, что вы идете по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку.
Делайте небольшие прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед.
Можно изобразить "кочки" с помощью листов бумаги или других предметов.
10. "Котята" (Игровое и для развития мышц):
Исходное положение: Стоя возле парты.
Выполнение:
"Котята мышки увидали" - Наклоны вперед, смотрим на пол.
"За мышками побежали" - Бег на месте на носочках.
"С мышкам дружно поиграли" - Крутим хвостиком (туловищем).
"Тихо-тихо все уснули" - Приседаем и закрываем глаза.
Пример рифмовки для физкультминутки:
"Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть."
Важно:
Наблюдайте за реакцией детей и корректируйте упражнения при необходимости.
Будьте энергичны и позитивны, чтобы зарядить детей своим настроением.
Поощряйте активность детей и хвалите их за старания.
Регулярное проведение физкультминуток поможет поддерживать здоровье и активность ваших учеников на протяжении всего учебного дня!