Методики диагностики детской одаренности
1.Методика «Карта одаренности»
Общая характеристика. Эта методика создана А.И. Савенковым специально для педагогов и родителей. В ее основу легли собственные многолетние экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, - от 5 до 10 лет.[29]
Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставятся на листе ответов, (см. приложение1). Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. На выполнение теста должно уйти 10 – 15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет соответствующих сведений, оставьте эту клетку пустой.
Лист вопросов.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большем объеме движений.
Интересуется механизмами и машинами.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным , когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Четко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену способен понять и изобразить конфликт.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремиться пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает (любит, когда ему читают, журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная;
творческая;
академическая (научная);
художественно-изобразительная;
музыкальная;
литературная;
артистическая;
техническая;
лидерская;
спортивная.
Для большей наглядности чертится графический «профиль одаренности». Для этого по оси Х откладывается десять делений, которые и будут обозначать виды одаренности. По оси У откладывается количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, получится «профиль одаренности», (см. главу 3).
2.Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика.
Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями.[26]
Методика должна рассматриваться как дополнительная применительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция.
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет.
Лист вопросов.
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания, как собственных мыслей, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризировать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (Перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов.
Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) нужно отложить на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.
Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении вести дальнейшую воспитательную работу.
2.Методика диагностики одарённости детей для педагогов и родителей.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните его с детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номер которого соответствует номерам вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак «-«; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»
решать логические задачи и задачи на сообразительность.
читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
петь, музицировать.
заниматься ф/к
играть вместе с другими детьми в различные игры.
читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
делать что-нибудь на кухне.
играть с техническим конструктором
изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми словами
самостоятельно рисовать
играть в спортивные игры
руководить играми детей
ходить в лес, поле, наблюдать за живой природой
ходить в магазин за продуктами
читать книги о технике, машинах
играть в игры с отгадыванием слов
самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы
соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам
разговаривать с новыми, незнакомыми людьми
содержать домашний аквариум, птиц, животных
убирать за собой книги, тетради
конструировать, рисовать проекты самолётов
знакомиться с историей
самостоятельно заниматься различными видами художественного творчества
читать книги о спорте
объяснять что-то другим детям или взрослым людям своё мнение
ухаживать за домашними растениями
помогать взрослым с уборкой в квартире
считать и заниматься математикой самостоятельно
знакомиться с общественными явлениями и международными событиями
участвовать в постановке спектаклей
заниматься спортом в секциях
помогать другим людям
работать в саду, на огороде, выращивать растения
помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать
Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (+ и -).
Дата ____________ Фамилия, имя ________________________
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на 7 сфер:
математика и техника (1 столбик в листе ответов)
гуманитарная сфера (2 столбик)
художественная деятельность
ф/к и спорт
коммуникативные интересы
природа и естествознание
домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребёнком. С их помощью легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Обработка результатов
Сосчитайте количество + и – по вертикале (+ и – взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше +. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одарённого ребёнка интересы вы всех сферах могут быть хорошо выражены, при этом может наблюдаться отсутствие склонностей к какой-либо сфере.
Данная методика может активизировать работу с родителями, задуматься над проблемой. Интересны будут сопоставления ответов детей и родителей. Это позволит создать картину направленности интересов ребёнка и выявить зоны коррекционной работы как с детьми, так и с родителями.
МЕТОДИКА 3
Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся
Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и насколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития. Методикой следует пользоваться в том случае, когда вы не может5е ответить на вопросы с помощью наблюдения.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Отберите нужных вам учеников, побеседуйте с учителями, которые их хорошо знают, познакомьтесь с их родителями и предложите им ответить на вопросы анкеты, постарайтесь сами ответить на некоторые вопросы, используя данные своих личных наблюдений за школьником и результаты бесед с учителями.
Анкета для определения интенсивности познавательного интереса
1.Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?
(Час-полтора - для младшего школьника)
а) Часто.
б) Иногда.
в) Очень редко.
2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?
а) Помучиться, но самому найти ответ.
б) Когда как.
в) Получить готовый ответ от других.
3. Много ли читает ученик дополнительной литературы?
а) Постоянно много.
б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.
в) Мало или совсем ничего не читает.
4. Насколько эмоционально относится ученик к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?
а) Очень эмоционально.
б) Когда как.
в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребенка).
5. Часто ли ученик задает вопросы?
а) Часто.
б) Иногда.
в) Очень редко.
Анкета для определения уровня познавательных интересов
1.Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
а) Связаны очень тесно.
б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.
в) Никак не связаны.
2.Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т.д.?
а) Постоянно.
б) Иногда.
в) Очень редко.
3.Ставит ли ученик перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?
а) Большинство занятий подчинено этому принципу.
б) Ставит такие задачи, но редко их выполняет.
в) Не ставит долговременных задач.
4.В какой мере, занимаясь любимым делом, ученик может делать интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?
а) Делает всегда столько, сколько нужно.
б) Делает периодически.
в) Не любит выполнять неинтересную для него работу.
5.Способен ли ученик при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?
а) Всегда, когда нужно.
б) Только изредка.
в) Не способен.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Изученных учащихся отнести к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы, учитывая, что ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе.
МЕТОДИКА 4
Изучение интересов школьника
Цель: провести диагностику познавательных интересов школьников, их содержание и глубину.
Необходимый материал: конверты, задачи по разным предметам и разного содержания.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Приготовить для учащихся задачи по разным учебным предметам, причем задачи разного характера:
Задачи на воспроизведения знаний.
Задачи на установление причинной зависимости.
Задачи на выделение закономерности.
задачи на практическое использование знаний.
Задачи творческого характера.
По каждому из разделов надо приготовить 3-4 задачи.
Кроме задач, можно использовать вопросы из предыдущих методик, точнее, результаты исследования школьников по этим заданиям.
Задачи надо разложить по соответствующим конвертам, на которых написано, какого характера задачи в них вложены. Изучаемым школьникам предложить самостоятельно выбрать конверт в соответствии со своими интересами.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для диагностирования тех или иных познавательных интересов надо учесть следующие денные:
Характер выбора конверта (случайный или вполне закономерный, направленный).
Содержание выбранных школьником познавательных заданий (чему он оказывает предпочтение: практическим, творческим заданиям или же заданиям репродуктивного характера).
Характер выполнения задания (элементарные и стереотипные действия или оригинальный подход, творческое решение).
Эмоциональное выражение деятельности школьника в процессе выполнения задания (ученик действует увлеченно, с подъемом или же безразличен к удачам и неудачам).
Соответствие между предметным содержанием выбранного конверта и содержанием деятельности, к которой ученик проявляет склонность в свободное от школьных занятий время.
Получив ответы на перечисленные вопросы, вы сможете дать качественную характеристику интересов школьника, их особенностей или их отсутствия к учебному процессу.
МЕТОДИКА 5
Выявление возможностей развития познавательных интересов у учащихся (методика успеха)
Цель: выявить среди учащихся с несформированными познавательными интересами тех, кто легко продвигается в развитии при наличии успеха в деятельности, и тех, для которых такой успех является недостаточным.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Отобрать учащихся явно без сформированных познавательных интересов, что обнаруживается в их полном равнодушии к учебным занятиям. Подобрать для них индивидуальные, доступные каждому учебные задачи. При этом сказать учащимся, что задачи эти достаточно трудные. После того как все ученики справятся с решением этих задач, дать им другие задачи, почти не отличающиеся от первых по трудности, но при, этом сказать школьникам, что эти задачи значительно труднее первых.
И, наконец, предложить ученикам действительно более трудные задачи. Во всех трех случаях работа учеников оценивается учителем словесным одобрением, а во-первых двух случаях можно поощрить ученика отметкой, но в третьем случае работа выполняется не на отметку.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
На основе проведенного исследования выделить учащихся, которые к третьей серии задач остались равнодушными. Эти ученики находятся на низком уровне развития познавательного интереса. Выделить учащихся, которые проявили в третьей серии задач интерес, но не справились с их решением из-за недостатка знаний или сообразительности. Эти школьники для развития познавательных интересов нуждаются в помощи по овладению знаниями.
Выделить учащихся, которые проявили при выполнении заданий третьей серии интерес и справились с решением. Эти ученики при поддержке со стороны учителя (методика успеха) будут развивать свои познавательные интересы.
Данная методика не только диагностирует уровень развития познавательных интересов и способствует их развитию, но и оказывает влияние на самооценку учащихся, повышает ее и таким образом порождает у учащихся веру в свои силы.
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Комплекс методических диагностик для выявления одаренности у младшего школьника
подготовила :
Ильченко Анна Александровна
студентка Ш-31 группы
преподаватель: Орёл И.А.
Г.Ейск 2018