Комплекс по развитию общей, мелкой, мимико-артикуляционной моторики и развитию просодической стороны речи по теме «Зима»
1.Развитие длительного речевого выдоха
«Сдуй снежинку»
Материалы и оборудование: Маленькие «снежинки» из бумаги или другого лёгкого материала по количеству детей
Цель: Максимально долго удержать «снежинку» в воздухе.
Описание упражнения: «Снежинку» положить на ладонь, набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы
2. Развитие мимико-артикуляционной моторики
Материалы и оборудование: Индивидуальные зеркала по количеству детей
«Метель» («Мясорубка»)
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше.
«Зимние деревья» («Грибок»)
Присосать язык к небу, открыть широко рот.
«Скачет лошадка» («Лошадка»)
Широкую часть языка прижать к верхнему небу и «оторвать» ее затем со щелчком.
«Дятел» («Барабанщик»)
Кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами — альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна
«Снежные сугробы» («Катушка за верхними зубами») Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания верхних резцов. Широкий язык «выкатывается» вперед за пределы рта (наружу)
3.Работа над темпом речи
«Поехали, поехали»
Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».
4. Развитие интонационной выразительности
«Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо»
Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро, черепахой - медленно.
Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).
Например:
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинка? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладoшки мои горячи.
Педагог меняет карточки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию.
5.Динамическая пауза
«Снежная баба»
Сегодня из снежного
мокрого кома
Мы снежную бабу
слепили у дома.
(идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Стоит наша баба
у самых ворот.
(«рисуют» руками три круга, начиная с маленького)
Никто не проедет,
никто не пройдёт.
(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже
всей детворе,
А Жучка всё лает:
«Чужой во дворе!»
(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – Жучка)
5.Развитие мелкой моторики
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком