СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен комплекс учебных заданий по  формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Комплекс учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках географии»

Комплекс учебных заданий по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся

на уроках географии

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. Найти ответ на вопрос: кто относится к ЭАН (экономически активному населению)

2. Определить к какой категории населения относятся школьники?

3 Выявить, кто будет относиться к трудовым ресурсам? Обведите «да» или «нет» для каждого утверждения

Примеры

Ответ

Ученики нашего класса

Да/Нет

Женщины 65 лет

Да/Нет

Инвалид по зрению 40 лет

Да/Нет

Мужчина 30 лет

Да/Нет

4. Определить, к какой группе профессиональной и социальной структуры относятся ваши родители (учителя). Ответ объяснить.

5

Регионы

Экономически активное население

В том числе

занятые

Безработные

Север

2170

2060

110

Запад

1330

1260

70

Юг

3980

3760

220

Центр

740

700

40

Восток

750

710

40

Объяснить причину, где размещена большая часть трудовых ресурсов,.

6. Спрогнозировать увеличатся ли доля занятого экономически активного населения?

  • Использует естественнонаучные знания для понимания процессов в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

  • Выделяет главное, существенные признаки понятий; сравнивает полученные результаты.

  • Определяет критерии для сравнения;

  • высказывает суждения, подтверждая их фактами; ищет и отбирает информацию; классифицирует информацию по заданным признакам; умеет прогнозировать.



Трудовые ресурсы - это часть населения, способная работать в экономике. Они включают в себя три группы населения см. схему на стр. 95 учебника:

А) работающие подростки - которым исполнилось 16 лет.

Б) трудоспособные люди в трудоспособном возрасте – самая многочисленная часть трудовых ресурсов (от 16 лет до 58 лет женщины и до 63 лет мужчины)

В) работающие пенсионеры

В трудовых ресурсах выделяется группа людей, которая называется экономически активное население – это работающие люди и безработные по некоторым причинам, но ищущие работу. Другая группа трудовых ресурсов – экономически неактивное население, неработающие люди по разным причинам. Размещается активное население по территории страны неравномерно: 2/3 рабочей силы сосредоточено на юге и на севере.





1. Найти правильный ответ определению реки. Обведите «Да» или «Нет» для каждого определения

-Река - это ток воды. Да/ Нет

- Река - это водоток сравнительно крупных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное сформированное самим потоком русло. Да/ Нет

- Река - это водоток, имеющий четко выраженное сформированное самим потоком русло. Да/ Нет

- Река - это водоток (проливы), соединяющие лагуны с морем. Да/ Нет

2. Подписать на контурной карте названия рек России.

  1. Реки бассейна Северного Ледовитого океана.

  2. Реки, берущие начало в горах Кавказа.

  3. Реки бассейна Тихого океана.

3. Определить, используя картосхему, крупные реки, находящиеся на территории России:

А) Есиль, Иртыш, , Тобол, Урал, Ока.

B) Енисей, Обь, Иртыш, Волга, Амур

C) Иртыш, Дон Тобол, Урал, Мезень, Печора, Кама

D) Анадырь, Дон, Нева, Амур, Иртыш

4. Сделать расчеты основных характеристик рек России.

5. Дать характеристику рек: Енисей, Амур.

6. Представить аргументы полноводности рек.







Осуществляет поиск в тексте нужной информации по простому критерию. Делает выводы о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Называет и показывает крупнейшие реки России. Использует естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.


Река- это водоток сравнительно крупных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное сформированное самим потоком русло. К рекам относят водотоки с площадью бассейна не менее 50 км2. Водотоки меньшего размера называют ручьями. Однако встречаются реки, которые могут в течение некоторого непродолжительного периода времени перемерзать или пересыхать. К рекам не относятся водотоки, которые не имеют водосбора, даже крупные водотоки (проливы), соединяющие лагуны с морем. Не могут считаться реками и водотоки с искусственным руслом (каналы). На территории России насчитывается 85 тысяч больших и малых рек. Длина семи из них превышает 1000 км. Все реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана, Тихого, Атлантического океана и внутреннему бессточному бассейну. Первой особенностью рек является различие в возрасте. Речные системы равнинной части старые, они переживают позднюю стадию своего развития, поэтому долины равнинных рек хорошо выработанные и широкие. Глубинные эрозии этих рек слабые, а боковые - сильные. Реки горных районов по своей геологической истории более молодые. Они проходят раннюю стадию своего развития. Продольный профиль слабо выработан, имеются узкие и глубокие долины, большой уклон падения. Реки характеризуются сильной глубинной и незначительными боковыми эрозиями.

Второй особенностью рек является их неравномерное распределение по территории. В равнинно-низкогорной части густота речной сети с севера на юг уменьшается.

Лесостепная и степная зоны, где выпадает больше осадков, богаты реками. Густота речной сети на севере республики составляет на каждые 100 км2 в среднем 4-6 км, в центральной полупустынной зоне - 2-4 км, а в южной пустынной зоне - 0,5 км. Реки в основном имеют различное питание: снеговое, дождевое, ледниковое и подземными водами. В России насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых превышает 10-километровую отметку. Всего находится более 39 тысяч постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек страны относятся: Енисей, Обь, Иртыш, Волга, Амур. Протяженность каждой из них значительно превышает отметку в 1000 км.



ФИО педагога: Низаметдинова Закира Гайнулловна, учитель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка