Планируемый образовательный результат | Учебное задание |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | 1.О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы»: А там играет формами протей, То куб, то шар, то будто червь иль змей… Ответ: саркодовые не имеют постоянной формы. |
Умение устанавливать причинно-следственные связи | 2. Почему в местах, где обитает угорь, никогда не видели его икры и молодняка? Ответ: речной угорь во время размножения движется из рек в море, проходя 7000 км, где откладывает икру. |
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | 3. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась. Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? У каких животных оно наблюдается? Ответ: Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц. |
Развитие познавательного интереса посредством биологических знаний. | 4.С какими птицами сравнивают человека, когда говорят: Щебечет, как … Ворковать, как… Шипеть, как… Накаркать, как … Долбить (говорить одно и то же), как… Надутый как … Плыть (идти плавно), как … Ответ: 1 – воробей; 2- голубь; 3 – гусь; 4- ворона; 5- дятел; 6 – индюк; 7 - лебедь. |
Развитие общеучебных навыков работы с источниками информации. | 5. Найдите и исправьте ошибки в тексте: Сумчатые относятся к высшим млекопитающим. Рождают детенышей, но очень маленьких и доразвитых. Они более похожи на зародышей, чем на молодых зверят. Плацента у сумчатых развита хорошо. Эмбриональный период очень короткий. Доразвитие происходит в специальной «выводковой» сумке, образованной складкой кожи на спине самки. Внутри сумки имеются млечные железы, к соскам которых присасываются детеныши. Кормятся молоком более двух месяцев. Теплой сумкой матери новорожденные пользуются почти два года, пока не научатся бегать. Они распространены в Австралии, Южной, Центральной и Северной Америке. Для них характерны следующие черты: Животные разного размера, внешне похожих на других млекопитающих; температура тела постоянная. Ответ: ошибки: высшим, доразвитых, хорошо, спине, два; верные: низшим, недоразвитых, слабо, брюхе, оди |
Развитие общеучебных навыков работы с источниками информации | 6. Работа с отрывком из книги «В подводном мире» Ю.В. Астафьева: «И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей! На вертикальной стене находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее – особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные осторожно начали сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе, и не могли решить какая же из них самая живописная. У одних особей были почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенны красивые сочетания цветов. Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца. Среди множества животных не встречалось и двух одинаковой окраской. 1. Как называются животные и, к какому типу они относятся? 2. О каких особенностях животных подводного мира рассказывает автор в этом отрывке? 3. Какой образ жизни ведут эти животные? 4. Как вы считаете, в чем проявляются чудеса и загадки? Ответ: эти крупные одиночные коралловые полипы – актинии (тип Кишечнополостные), напоминающие фантастические цветы. На многих языках они и называются морскими анемонами. Например, одна из самых красивых актиний – морская гвоздика. Большинство актиний ведет сидячий образ жизни, но при необходимости и могут медленно передвигаться по субстрату. |
Умение работать со схемами и таблицами. | Найдите начало головоломки и по непрерывной непересекающейся линии прочитайте зашифрованную фразу об одной из особенностей червей: К | Я | У | Р | Ч | У | О | В | С | Е | Л | О | Ю | И | Е | Я | Г | Е | С | Ц | Е | Л | Т | М | Р | И | О | Ш | Е | О | Т | С | С | Р | В | Т | Р | Ы | З | Р | О | И | Я | О | Е | И | А | Д | А | П | К | Р | Т | Ф | Й | В | З | О | Р | В | Ответ: в процессе зародышевого развития у червей формируется три слоя клеток. |
Устанавливать причинно-следственные связи | Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему? Ответ: Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве. |
Умение использовать приобретенные знания. | 9. Вам нужно догадаться, о каком овоще пойдет речь, используя как можно меньше подсказок: этим овощем приказывал кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский, который считал, что он прибавляет им силу, храбрость и выносливость; знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что это он выгоняет болезни из тела и спасает жизни морякам; этот овощ великолепно сочетается с другими овощами, с фруктами, яблоками, помидорами, тмином, луком; положительно влияет на обмен веществ, лечит ревматизм и желудочные заболевания, хорош он и для диабетиков; древнее славяне получили эту культуру от греко – римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Вместе с растением переняли и его название, немного изменили название на свой лад. Так из латинского слова «капут» - голова и родилось название этого овоща. Ответ: капуста. |
Развитие познавательного интереса | 10. О каком растении говорится в стихотворении? Не так давно, лишь триста лет назад. Знать украшала праздничный наряд Цветами нежными. Стихи слагали им поэты, Дарили дамам нежные букеты… С любавью ими клумбы украшали, Их совершенством красоты считали... Такие вот предания остались. Ответ: о картофеле. Долгий путь прошло это растение от украшения женской одежды и клумб дворцов до всем известной картофеля, который украинцы считают вторым хлебом |