У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища.
Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях (табл. 1). В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановке головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Упражнения | Коррекционная направленность |
«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга. | Дифференцировка расстояния, глазомер |
«Не сбей». Ходьба по прямой с переша- гиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т.п. | Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния |
«Узкий мостик». 1. Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. 2. Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии. | Развитие равновесия, точности движения |
«Длинные ноги». По команде «Длинные ноги идут по дороге!» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги. По команде «Короткие ножки идут по дорожке!» ходьба в полуприседе. | Быстрота переключения, дифференцировка понятий «длинный», «короткий» |
«Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!» Первый раз хлопок над головой, второй — перед собой, третий — за спиной. | Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма |
«Лабиринт». 1. Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами. 2. То же вдвоем, держась за руки. | Ориентировка в пространстве, согласованность действий |
«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки. | Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий «большой - маленький», «вправо — влево» |
«Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего. | Координация и согласованность действий |
«Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку. | Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом |
«Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове. | Коррекция осанки |
«Кошка». Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти». | Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение |
«Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно - быстро. | Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий «быстро — медленно» |
«Без страха». 1. Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью со страховкой, самостоятельно). 2. Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны. | Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве |
«Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданиями: а) на каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх; б) круговые движения кистями; в) круговые движения плечевых суставах; г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую - за спиной. | Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти |
«Каракатица». Ходьба спиной вперед | Координация движений, ориентировка в пространстве |
«Светло — темно». 1. Ходьба с закрытыми и открытыми глазами — 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). 2. Открывать глаза по команде «Светло!», закрывать — по команде «Темно!». Ходьба с закрытыми глазами источнику звука (колокольчик, свисток). | Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий «светло — темно»; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху |
«Мишка». 1. Ходьба на носках, на пятках, нa наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок. 2. Ходьба по массажной дорожке, босиком. 3. Ходьба босиком по траве, песку, гравию. | Профилактика плоскостопия, охранение правильной санки |
«Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу «Хоп!» — остановка, по сигналу «Хоп-хоп!» — поворот кругом. | Внимание, быстрота реакции а сигнал, сохранение устойчивой позы |
Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке — медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости — быстрая ходьба с сильными «волнами»; при громкой — переход на бег. | Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений, плавность, выразительность движений, воображение |
«Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «та-та-та». | Усвоение заданного ритма движений |
«Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой — по полу. | Координация и согласованность движений ног и туловища |
«По канату». 1. Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. 2. Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны. | Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки |
«Козлики». В парах — ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удержавшись на скамейке и сохранив правильную осанку. | Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре |
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (табл.2).
Упражнения | Коррекционная направленность |
Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу | Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости |
Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного) | Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног |
«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа | Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания |
Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки | Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений |
Бег по прямой по узкому (30—35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т.п.) | Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем |
Бег с подскоками | Ритм движений, соразмерность усилий |
Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки | Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем |
Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) | Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества |
Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками) | Дифференцировка усилий и длины шага |
«Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка | Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение |
Бег медленный в чередовании с ходьбой (5—10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями | Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы |
«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей) | Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата |
Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, другая назад, руки в стороны). Держать 5 с | Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата |
Бег за обручем | Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий |
Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли) | Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий |
По сигналу добежать до мяча, лежащего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта | Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата |
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту являются: слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Упражнения | Коррекционная направленность |
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90° | Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве |
Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10–15 м | Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног |
Прыжки через скакалку – на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад | Согласованность и ритмичность движений, дифферен-цировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости |
Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5–6 прыжков подряд) | Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений |
Прыжок с места вперед-вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук | Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества |
Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа со взмахом рук | Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений рук и ног, развитие силы разгибателей ног |
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа | Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног |
Прыжки с зажатым между стопами мячом | Координация движений, точность кинестетических ощущений |
Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40–50 см, с последующим отпрыгиванием вверх | Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества |
Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик) | Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества |
Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок | Координация движений рук и ног, ритмичность движений |
Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку | Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через» |
Прыжки через обруч: а) перешагиванием; б) на двух ногах с междускоками; в) на двух ногах | Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног |
Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4-й счет — поворот на 90° | Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля |
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения (табл. 5) имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазанье и перелезание корригируют недостатки психической деятельности - страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Упражнения | Коррекционная направленность |
Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой | Координация движений, соразмерность усилий |
Перелезание через рейку лестницы-стремянки | Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве |
Лазанье по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки | Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения |
Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др. | Ориентировка в пространстве координация всех звеньев тела |
Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 100 | Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия |
Лазанье по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон | Согласованность движений, ориентировка в пространстве дифференцировка усилий |
Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке, начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть) | Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук ног |
«Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами | Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображение |
«Ура». Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом | Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия |
Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на кивоте и подтягиваясь на руках | Координация движений, развитие мышечной силы рук плечевого пояса |
Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов) | Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве |
Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом а спине (кубик, резиновое кольцо) | Равновесие, согласованность движений |
«На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице | Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства, профилактика плоскостопия |
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища, торопливость, неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками, несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий (табл. 4.6), которое обычно начинают с больших мячей, потому что их удобнее держать в руках, а затем переходят к малым.
Упражнения | Коррекционная направленность |
С большими мячами (волейбольный, баскетбольный, пляжный) |
а) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя, б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя, в) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки | Дифференцировка усилия и расстояния. Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения. Точность направления и усилия |
а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками. б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол | Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения |
а) Бросок мяча в стену и ловля его. б) То же, но ловля после отскока от пола, в) То же, но ловля после хлопка в ладони, г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания | Координация движений рук. Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания |
а) Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета), б) То же, но ловля после отскока от пола, в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др. | Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания |
а) Ведение мяча на месте правой, левой рукой, б) То же в ходьбе | Дифференцировка усилия и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания и зрительный контроль |
С набивным мячом (1 и 2 кг) |
Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево | Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление «мышечного корсета» |
а) Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 с. б) Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 с | Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса |
а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди, б) То же, с удержанием мяча за головой | Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление «мышечного корсета» |
Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева) | Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки |
Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над головой, сохраняя осанку | Способность контролировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, сила мышц рук и плечевого пояса, удержание заданной позы |
Из положения сидя, ноги врозь наклоны вперед с мячом в руках | Гибкость в поясничном отделе, способность воспроизводить ритмические усилия, координация крупной моторики |
а) Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь, б) Перекатывание мяча толчком от себя двумя ногами | Способность регулировать силу мышечного напряжения, дифференцировка пространства, точность воспроизведения движения по силе, амплитуде, направлению, развитие силы разгибателей ног |
Прокатить мяч так, чтобы с расстояния 2—3 м сбить кеглю | Точность усилия и пространственной дифференцировки, координация движений |
Стойка на мяче, руки в стороны, за голову, за спину, сохраняя правильную осанку | Сохранение вертикальной позы в условиях ограниченной опоры |
Сидя на полу в круге упор сзади, зажав мяч между стопами, перенести его партнеру вправо на 30, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг | Дифференцировка мышечных ощущений, способность регулировать положение тела в пространстве, различать и отмеривать расстояние, развитие силы мышц ног и брюшного пресса |