СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений для детей с умственной отсталостью для коррекции ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания

Нажмите, чтобы узнать подробности

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и ре­гулировать свои движения во время ходьбы, бега и т.д Данные упражнения помогут исправить  недочеты в движении. 

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений для детей с умственной отсталостью для коррекции ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания»

Коррекция ходьбы


У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и ре­гулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичны­ми являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, дви­жения не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раска­чивания туловища.

Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным спо­собом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях (табл. 1). В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановке головы, плеч, движе­нию рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличива­ют постепенно от класса к классу.


Упражнения

Коррекционная направленность

«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.

Дифференцировка расстояния, глазомер

«Не сбей». Ходьба по прямой с переша- гиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т.п.

Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния

«Узкий мостик». 1. Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. 2. Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.

Развитие равновесия, точности движения

«Длинные ноги». По команде «Длинные ноги идут по дороге!» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги. По команде «Короткие ножки идут по дорожке!» ходьба в полуприседе.

Быстрота переключения, дифференцировка понятий «длинный», «короткий»

«Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!» Первый раз хлопок над головой, второй — перед собой, третий — за спиной.

Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма

«Лабиринт». 1. Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами. 2. То же вдвоем, держась за руки.

Ориентировка в пространстве, согласованность действий

«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки.

Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий «большой - маленький», «вправо — влево»

«Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего.

Координация и согласованность действий

«Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку.

Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом

«Ходим в шляпе». Ходьба с мешочком песка на голове.

Коррекция осанки

«Кошка». Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти».

Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение


«Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно - быстро.


Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий «быстро — медленно»

«Без страха». 1. Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью со страховкой, самостоятельно). 2. Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны.

Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве


«Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданиями: а) на каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх; б) круговые движения кистями; в) круговые движения плечевых суставах; г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую - за спиной.

Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти


«Каракатица». Ходьба спиной вперед

Координация движений, ориентировка в пространстве

«Светло темно». 1. Ходьба с закрытыми и открытыми глазами — 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух).

2. Открывать глаза по команде «Светло!», закрывать — по команде «Темно!».

Ходьба с закрытыми глазами источнику звука (колокольчик, свисток).

Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий «светло — темно»; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху


«Мишка». 1. Ходьба на носках, на пятках, нa наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок.

2. Ходьба по массажной дорожке, босиком.

3. Ходьба босиком по траве, песку, гравию.

Профилактика плоскостопия, охранение правильной санки

«Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу «Хоп!» — остановка, по сигналу «Хоп-хоп!» — поворот кругом.

Внимание, быстрота реакции а сигнал, сохранение устойчивой позы


Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке — медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости — быстрая ходьба с сильными «волнами»; при громкой — переход на бег.

Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений, плавность, выразительность движений, воображение

«Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «та-та-та».

Усвоение заданного ритма движений

«Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой — по полу.

Координация и согласован­ность движений ног и туловища

«По канату». 1. Ходьба вдоль по канату, руки в стороны. 2. Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны.

Развитие равновесия, профи­лактика плоскостопия, сохра­нение правильной осанки

«Козлики». В парах — ходьба по гимнасти­ческой скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удержавшись на скамейке и сохранив правильную осанку.

Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре



Коррекция бега


У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напря­жение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон тулови­ща или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах (табл.2).

Таблица 2

Физические упражнения для коррекции бега

Упражнения

Коррекционная направленность

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа

(от минимального до максимально

возможного)

Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифферен­цирование усилий, коорди­нация движений рук и ног

«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа

Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания


Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки


Ориентировка

в пространстве, равновесие,

согласованность движений

Бег по прямой по узкому (30—35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т.п.)

Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем

Бег с подскоками

Ритм движений, соразмерность усилий

Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки


Развитие скоростных качеств,

стимуляция дыхательной

и сердечно-сосудистой систем

Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)

Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества


Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками)

Дифференцировка усилий

и длины шага

«Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка

Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение

Бег медленный в чередовании с ходьбой (5—10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями

Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы


«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей)


Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмер­ность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчи­вость вестибулярного аппарата

Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, другая назад, руки в стороны). Держать 5 с

Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата

Бег за обручем

Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий

Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли)

Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий

По сигналу добежать до мяча, лежащего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта

Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата


Коррекция прыжков


Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являют­ся: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.

Ошибками в прыжках в длину и высоту являются: слабый тол­чок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, не­участие рук, что объясняется низким уровнем координационных спо­собностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.

Предлагаемые подготовительные упражнения не вклю­чают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.

Таблица 3

Физические упражнения для коррекции прыжков


Упражнения

Коррекционная направленность

Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90°

Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве

Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10–15 м

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног

Прыжки через скакалку – на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад

Согласованность и ритмич­ность движений, дифферен-цировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости

Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5–6 прыжков подряд)

Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений

Прыжок с места вперед-вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук

Дифференцировка направ­ления усилий, согласован­ность движений рук и ног, скоростно-силовые качества

Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа со взмахом рук

Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений рук и ног, разви­тие силы разгибателей ног

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног

Прыжки с зажатым между стопами мячом

Координация движений, точность кинестетических ощущений

Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40–50 см, с последующим отпрыгиванием вверх

Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества

Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)

Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества

Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок

Координация движений рук и ног, ритмичность движений

Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку

Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через»

Прыжки через обруч: а) перешагиванием; б) на двух ногах с междускоками; в) на двух ногах

Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног

Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4-й счет — поворот на 90°

Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля



Коррекция лазанья и перелезания


Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения (табл. 5) имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осан­ки, умению управлять своим телом. Лазанье и перелезание корригиру­ют недостатки психической деятельности - страх, завышенную само­оценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и пока­заны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастичес­кая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоно­вые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.

Таблица 5

Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания

Упражнения

Коррекционная направленность

Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой

Координация движений, соразмерность усилий

Перелезание через рейку лестницы-стремянки

Ловкость, координация дви­жений, точность перемещения, ориентировки в пространстве

Лазанье по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки

Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения

Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.

Ориентировка в пространстве координация всех звеньев тела


Перелезание через наклонную ска­мейку, установленную под углом 100

Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия

Лазанье по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон

Согласованность движений, ориентировка в пространстве дифференцировка усилий

Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке, начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть)

Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук ног

«Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами

Преодоление страха высоты, координация и согласован­ность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображение

«Ура». Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую сту­пеньку, снять ленточку, подвешен­ную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом

Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия


Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на кивоте и подтягиваясь на руках

Координация движений, развитие мышечной силы рук плечевого пояса


Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов)

Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентировка в пространстве


Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом а спине (кубик, резиновое кольцо)

Равновесие, согласованность движений


«На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице

Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства, профилактика плоскостопия


Коррекция метания


Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища, торопливость, неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками, несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.

Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освое­ние детьми разнообразных предметных действий (табл. 4.6), которое обычно начинают с больших мячей, потому что их удобнее держать в руках, а затем переходят к малым.

Таблица 6

Подготовительные упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом


Упражнения

Коррекционная направленность

С большими мячами (волейбольный, баскетбольный, пляжный)

а) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя, б) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя, в) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки

Дифференцировка усилия и расстояния. Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилия и направления движения.

Точность направления и усилия

а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.

б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол

Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения

а) Бросок мяча в стену и ловля его. б) То же, но ловля после отскока от пола, в) То же, но ловля после хлопка в ладони, г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания

Координация движений рук. Зрительная дифференцировка направления движения, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания

а) Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета), б) То же, но ловля после отскока от пола, в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др.

Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания

а) Ведение мяча на месте правой, левой рукой, б) То же в ходьбе

Дифференцировка усилия и направления движения, координация движений рук, концентрация внимания и зрительный контроль

С набивным мячом (1 и 2 кг)

Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево

Дифференцировка усилий, развитие силы рук, плечевого пояса, укрепление «мышечного корсета»

а) Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 с. б) Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 с

Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса

а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди, б) То же, с удержанием мяча за головой

Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке, укрепление «мышечного корсета»

Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева)

Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание правильной осанки

Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над головой, сохраняя осанку

Способность контролировать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, сила мышц рук и плечевого пояса, удержание заданной позы

Из положения сидя, ноги врозь наклоны вперед с мячом в руках

Гибкость в поясничном отде­ле, способность воспроизво­дить ритмические усилия, координация крупной моторики

а) Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь, б) Перекатывание мяча толчком от себя двумя ногами

Способность регулировать силу мышечного напряже­ния, дифференцировка про­странства, точность воспроиз­ведения движения по силе, амплитуде, направлению, раз­витие силы разгибателей ног

Прокатить мяч так, чтобы с расстояния 2—3 м сбить кеглю

Точность усилия и простран­ственной дифференцировки, координация движений

Стойка на мяче, руки в стороны, за голову, за спину, сохраняя правильную осанку

Сохранение вертикальной позы в условиях ограниченной опоры

Сидя на полу в круге упор сзади, зажав мяч между стопами, перенести его партнеру вправо на 30, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг

Дифференцировка мышечных ощущений, способность регулировать положение тела в пространстве, различать и отмеривать расстояние, развитие силы мышц ног и брюшного пресса


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!