«Комплекс упражнений для работы
над певческим дыханием в классе сольного пения»
Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звучания он не получит.
Овладение певческим дыханием является очень сложным процессом. Огромная работа должна быть проделана певцом для того, чтобы добиться полной свободы в передаче музыкальных образов.
Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, в той или иной мере выраженные музыкальные способности. Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к учащемуся приобретает важное значение при индивидуальном вокальном обучении.
В классе сольного пения на передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата. Каждый новый ученик для педагога – вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.
Советы перед занятием:
1.Не пытайтесь петь громче, чем вам дано.
2.Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса (особенно при записи в студии), даже при абсолютно правильном пении связки устают.
3.Боритесь с громким звучанием фонограмм, не пытайтесь перекричать играющий во всю силу ансамбль.
4.С самого начала надо петь в полный нормальный голос. Тихое пение – это миниатюрный вариант громкого, и до тех пор, пока вы не научитесь мощному пению, вы не сможете петь тихо. Но не надо форсировать звук.
5.Не подражайте чужому тембру.
6.Не издавайте резких звуков, которые сжимают горло и нарушают согласованность действия мышц горла и гортани (только при этой согласованности возникает голос). Горло должно быть свободным.
7.Главное правило пения состоит в том, что наилучшие результаты всегда достигаются при минимальных усилиях.
8.Никогда не забывайте, что инструмент, с помощью которого вы извлекаете звуки, - это мышцы, кровеносные сосуды, нервные окончания, это живая материя, с которой надо обращаться очень бережно.
Чтобы научиться красиво петь, важно многое: желание развиваться, целеустремленность, терпение, вкладывание души и эмоций в собственные песни. Слух постепенно можно развить, недостатки звучания подкорректировать.
(Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.)
Короткий вдох.
Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.
Упражнение 1.
Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.
С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.
Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.
Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.
Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.
Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).
Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.