4
Занятие 7
Тема: Речь устная и письменная. Слово и предложение.
Прослушивание сказки «Гуси-лебеди»
Звуки гласные и согласные.
Цель:
1. Познакомить с понятием «речь». Обучать умению составлять предложения и составлять схемы.
2. Углублять знания о согласных и гласных звуках. Формировать умение обозначать звук цветом.
3. Формировать умение слушать, отвечать на вопросы, анализировать сказку.
4. Развивать мышцы мелкой моторики.
Оборудование:
1. Презентация «Гуси-лебеди
2. Красные и синие круги
3. Маркерная доска
4. Прописи «Готовим руку к письму»
5. Звукозапись поезд, звуки окружающего мира.
1. Организационный момент.
2. Разминка.
- Сколько учеников сегодня в классе?
- Какой сегодня день недели?
-У какого сказочного героя длинный нос?
-На каком дереве растут желуди?
-Какое число идет после 5?
- Сколько лап у собаки?
- Кто больше корова или собака?
- Как звали сказочную злую бабу?
- А хотите я расскажу вам сказку про Бабу Ягу?
3. Прослушивание сказки с иллюстрированием «Гуси-лебеди»
4. Беседа по сказке.
- Почему гуси-лебеди украли братца?
- К кому обращалась девочка за помощью?
- Почему в первый раз яблонька, печка и речка не помогли девочке и не сказали, куда гуси-лебеди унесли братца?
- Почему они помогли ей второй раз и спрятали от гусей?
- Кто подсказал девочке, что баба яга хочет ее съесть? Почему?
-Хороший или печальный конец сказки? Почему?
Физкультминутка
5. Введение понятий «речь», «предложение», «слово»
- Сейчас мы с вами общались. Я рассказывала, спрашивала, вы отвечали.
- Все люди умеют говорить?
-Способность человека говорить – речь. Мы с вами умеем говорить, значит мы владеем речью.
- Зачем человеку нужна речь?
- Речь можно поделить на части. Приготовьте ножницы (имитируем пальцами). Сейчас мою речь будем резать на кусочки.
(Учитель медленно произносит рассказ, делая паузы между предложениями, в конце предложения «чикаем» ножницами.)
-Дети пришли учиться. Они сели за парты. Начался урок. Учитель рассказывает сказку. Все ученики внимательно слушают. Скоро перемена.
Физкультминутка «Медвежата»
-Мы с вами разрезали речь на части, которые называются предложения. А теперь запишем эти предложения на доске. А вы умеете писать?
-Что же делать? Предлагаю вам слова заменить линиями. Теперь мы сможем записать предложения.
(Дети составляют предложения у доски и на индивидуальных досках. Читают схемы)
6. Работа по картинке, составление схем предложений.
На доске картина «Зимние забавы»
-Рассмотрите картинку. Что делают дети? Из чего дети лепят снеговика? Какой у него нос? Из чего глаза? Что надели дети на голову вместо шляпы? Какое время года на картинке? А у нас?
-Составьте предложение по картинке и запишите схему на доске.
Динамическая пауза. Игра «Дети, гномы великаны»
7. Повторение сведений о звуках.
Дидактическая игра «Послушаем»
(звучит фонограмма «Звуки»)
-Что вы услышали? Как назвать все услышанное одним словом?
-Правильно звуки. Сегодня мы отправляемся в сказочный город «Звукоград»
- На чем мы поедем? (раздается гудок паровоза)
- А что надо взять в кассе, чтобы ехать на поезде?
-Правильно билет. Чтобы получить билеты, надо отгадать загадку:
Его не видно в руки не взять, зато можно услышать.
-Конечно, это звук. Вы все получаете билеты (красные и синие круги) Садимся поудобнее, поехали (звук поезда)
-Итак, мы прибыли на станцию города «Звукоград». Здесь живут звуки, но звуки не простые, звуки речи. Мы их не только слышим, но и произносим, из них получаются слова.
Много звуков есть на свете
Шелест листьев, плеск волны
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
- Вы хотите познакомиться с жителями Звукограда? Но, к сожалению, они невидимые, мы их можем только услышать. Здесь живут звуки-певцы. Они поются, за это их называют как?
- Правильно, гласные звуки. Они поют волшебные песенки. Давайте и мы их споем .
А, О, У, Ы, И, Э
Гласные тянутся в песенке звонкой: и-и-и-и
Могут заплакать и застонать: о-о-о-о-о
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а-а
Могут, как эхо в лесу закричать: ау-ау-ау
- Гласных звуков в Звукограде совсем немного. Посчитайте, сколько их, когда я их произнесу.
-Правильно гласных звуков всего. 6. Мы подарим им красный билетик. Давайте каждый звук назовем и подарим ему красный кружок.
-Но в этом городе живут и другие жители. Они петь не умеют и произносятся коротко, отрывисто с трудом. Они могут петь только вместе с гласными, соглашаются с ними, поэтому их назвали согласные.
- Давайте с ними познакомимся и подарим им синий билетик.
Б, В, Г, Д. Ш, Ж, З, С, Д, Т.
Да, согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Но не хочется им петь.
С-с-с змееный слышен свист.
Ш-ш-ш-ш шуршит опавший лист
Ж-ж-ж жуки в саду жужжат
Р-р-р моторы тарахтят.
- А теперь, проверим как вы запомнили звуки гласные и согласные.
Если звук гласный, то кружочек красный.
Звук согласный прозвучал, синий круг скорей поднял.
-Молодцы, вы хорошо запомнили жителей Звукограда: гласные звуки и согласные звуки. А теперь пора домой. Попрощаемся с новыми знакомыми: пока гласные А,О,У,И,Ы,Э. Пока согласные: Т, Д, Б. П, Ж, Ш, С,З.
- Мы снова в классе и нас ждут прописи.
8. Работа в прописи «Готовим руку к письму» стр. 5-6
9. Итог занятия.