Итоговая комплексная работа для 3 класса
В ГОСТЯХ У АКУЛЫ
С давних времен человек любовался морем - оно прекрасно и в тихую солнечную погоду, и когда владыка Нептун, в безрассудном гневе, превращает его в разбушевавшуюся стихию. Но мало кто из ценителей красоты морских пейзажей без опаски согласился бы поплавать в открытом море. Основная причина страха - возможность встречи с акулами – величавыми и грозными хозяйками морских вод. Из всех хищников, обитающих на Земле, акулы вызывают у человека наибольший страх.
Акулы - это водные животные, принадлежащие классу рыб, если быть точнее - к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники - скаты. Не следует путать их с животными-млекопитающими, обитающими в морях и океанах - китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы - это рыбы.
В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул, каждый из этих видов, по-своему, уникален. Мы привыкли слышать истории о гигантских акулах, достигающих 20 метров в длину. Но есть в морях и акулы – карлики. Их длина в 100 раз меньше длины гигантской акулы, а масса составляет 1/5 часть килограмма. Самой опасной считается белая акула.
Все акулы - хищные рыбы. Для пропитания они используют животный корм - от мельчайших животных, до крупных обитателей морских вод. Но, несмотря на это, акула очень мало ест. Она может даже запасать пищу впрок. В животе у нее есть специальный мешок, где пища может не портиться долгое время.
Уникальные зубы и челюсти акул позволяют не только легко откусывать от добычи куски и удерживать её в пасти, но и легко восполнять потери зубов. Зубы у акул растут непрерывно.
1 –й вариант Фамилия, имя ________________________________________________________ Школа _____________________________ Класс___________________________ |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайтесь выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:
« Какой корм используют акулы для пропитания». Спиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь.
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 2.
В каком абзаце текста приводится доказательство, что акулы – это рыбы?
Укажи его номер:_____________
Задание 3.
Какие разновидности акул встречаются в Мировом океане? Отметь в тексте места, которые помогут тебе ответить на этот вопрос, и запиши ответ.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Каких размеров примерно должен быть аквариум, чтобы в него могла поместиться акула –карлик. Аквариум должен быть не тесный, но и не просторный. Выбери подходящий ответ и отметь его знаком
Ответ: длина и ширина аквариума должны быть примерно как
А) ванна Б) пенал
Б) 3- литровая банка Г) 10-литровое ведро
Задание 5.
Найди в третьем абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу. Не изменяя формы слова.
Орфограмму подчеркни.
Название орфограммы | Пример слова с данной орфограммой |
1. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | |
2. Правописание непроизносимых согласных | |
3. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, РЩ | |
Задание 6.
Найди в пятом абзаце предложение, которое начинается со слова «уникальные».
А) Найди в этом предложении слово, которое имеет звуков больше, чем букв. Запиши это слово и определи количество букв и звуков в нем.
Ответ: ________________ букв___________звуков________________
Б) Выпиши из этого предложения слова с приставкой у-. Подчеркни в этом слове буквы , обозначающие мягкие согласные звуки.
Ответ: _____________________________________________________
Задание 7.А) Подсчитано, что за десять лет тигровая акула, способна поменять двадцать четыре тысячи зубов. Запиши числовую информацию из данного предложения с помощью цифр.
________________________________
________________________________
Б) В большем из записанных тобой чисел определи разрядный состав.
Ответ ___________тыс.__________сот.____________дес.__________ед.
В) За сколько времени акула сменит 7 200 зубов?
Ответ _____________________
Задание 8.
В тексте говорится о способности акул запасать пищу. Перечитай этот абзац и реши следующую задачу, поясняя действия:
Сколько «запасов» было у акулы, если в «мешке» оказалось 23 рыбины по 10 граммов и 19 рыбин по 20 граммов?
Вырази ответ в килограммах и граммах.
Ответ: ________килограммов ______________граммов.
Задание 9.
А) На рисунке цифрами отмечены океаны, в которых водятся акулы. Запиши названия этих океанов. Если нужно, воспользуйся картой полушарий.
Ответ: 1 - _______________________________
2 - _______________________________
3 - _______________________________
Б) Запиши название океана, в котором акулы встречаются только летом?
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 10.
В Берлинском зоопарке создан огромный аквариум, где все желающие могут ознакомиться с жизнью акул. Обведи на рисунке материк, на котором находится данный зоопарк. Запиши название страны, столицей которой является город, где знакомят с жизнью акул. Подумай, предположи и запиши, из какого ближайшего океана доставили акулу в этот зоопарк? Если нужно, воспользуйся картой полушарий.
Материк - __________________________________
Страна - ____________________________________
Океан - ____________________________________
Задание 11.
Придумай задачу об акуле, которая решается тремя действиями. Постарайся связать ее с прочитанным текстом.
А) Задача: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Решение:
Ответ:_______________________________________________________
В) Оцени задачу. Это задача, про акулу? Сколько в ней действий? Имеет ли она решение? Может быть, ты хочешь, что-нибудь изменить? Запиши окончательный вариант.
А) Задача: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Решение:
Ответ:_______________________________________________________
Задание 12.
А. Возьми листок «К заданию 12». Составь из содержащихся в нём фрагментов рассказ: разрежь листок по пунктирным линиям и наклей фрагменты в нужном порядке. Б) Перечитай получившийся рассказ. Озаглавь его.
В) Кто автор данного отрывка из рассказа?
Ответ: _____________________________________________________
Г) Вспомни, что было дальше. Запиши свой ответ кратко 3-4 предложениями.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Перечитайте получившийся у вас рассказ. Озаглавьте его.
В)
К заданию 12
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Акула плыла прямо на мальчиков.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄---✄
Задание 13.
А) Перечитай текст «В гостях у акулы». Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.
Ответ: Незнакомых слов ________
Б) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.
Незнакомое слово | | Значение незнакомого слова |
1. ____________ | – | ____________________________ |
2. ____________ | – | ____________________________ |
3. ____________ | – | ____________________________ |
4. ____________ | – | ____________________________ |
5. ____________ | – | ____________________________ |
6. ____________ | – | ____________________________ |
7. ____________ | – | ____________________________ |
8. ____________ | – | ____________________________ |
9. ____________ | – | ____________________________ |
10. ___________ | – | ____________________________ |
Задание 14.
Оцени свою работу ______________________________________________________
Характеристика заданий комплексной работы за 3 класс
Часть работы | Номер задания | Учебный предмет, раздел/ тема | Проверяемые умения и учебный материал | Уровень сложности задания | Макси- мальный балл |
Основная часть | 1.1 | Чтение, выборочное чтение | Умение находить содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос | Базовый | 1 |
1.2 | Русский язык, правописание | Умение правильно без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложения | Базовый | 1 |
1.3 | Русский язык, морфология | Умение выделять грамматическую основу в распространенном предложении | Базовый | 1 |
1.4 | Русский язык, морфология | Умение определять части речи – глагол и имя существительное | Базовый | 1 |
2. | Чтение, поисковое чтение | Умение находить в тексте конкретные сведения и ориентироваться в структуре текста | Базовый | 1 |
3. | Чтение | Интерпретация текста | Базовый | 1 |
4. | Математика, числа и величины | Умение выполнять сравнительную приближенную оценку (на глаз) величин (размеров или масс), опираясь на личный опыт и информацию из прочитанного текста | Базовый | 1 |
5.1 | Русский язык, орфография | Умение видеть и выделять орфограмму в слове: проверяемая безударная гласная в корне слова | Базовый | 1 |
5.2 | Русский язык, орфография | Умение видеть и выделять орфограмму в слове: непроизносимая согласная | Базовый | 1 |
5.3 | Русский язык, орфография | Умение видеть и выделять орфограмму в слове:правописание сочетаний ЧК, ЧН, РЩ | Базовый | 1 |
6.А | Русский язык, фонетика | Умение дифференцировать звуки и буквы | Базовый | 1 |
6.Б.1 | Русский язык, состав слова | Умение выделять корень и приставку в слове | Базовый | 1 |
6.Б.2 | Русский язык, фонетика | Умение выделять буквы мягких согласных | Базовый | 1 |
7.А | Математика, числа и величины | Умение читать число и записывать его с помощью цифр | Базовый | 1 |
7.Б | Математика, числа и величины | Умение записывать разрядный состав числа | Базовый | 1 |
7.В | Математика, числа и величины | Умение производить вычисления | Базовый | 1 |
8.1 | Чтение, поисковое чтение | Умение находить в тексте конкретные сведения | Базовый | 1 |
8.2 | Математика, текстовые задачи | Умение решать составную текстовую задачу (в три действия) | Базовый | 1 |
8.3 | Математика, числа и величины | Умение производить перевод именованных величин | Базовый | 1 |
9 | Окружающий мир, географические объекты | Умение работать с картой полушарий: указывать по контурной карте такие природные объекты, как океаны | Базовый | 3 |
Итого, основная часть | Чтение | 4 задания (поисковое и выборочное чтение, интерпретация текста) | Базовый | 4 |
Русский язык | 3 задания (правописание, орфография, фонетика, морфология, состав слова) | Базовый | 9 |
Математика | 3 задания (числа, величины, текстовые задачи) | Базовый | 6 |
Окружающий мир | 1 задание(географические объекты) | Базовый | 3 |
Всего | | | |
Дополнительная часть | 10 | Окружающий мир, географические объекты. Чтение и работа с текстом | Умение работать с картой полушарий на основе анализа исходного чтения | Повышенный | 3 |
11 | Математика, текстовые задачи | Умение самостоятельно составлять математическую задачу, отвечающую заданным требованиям, и решать её | Повышенный | 3 |
12 А | Русский язык, чтение, работа с текстом | Умение восстанавливать деформированный текст | Повышенный | 2 |
12 Б | Чтение, работа с текстом | Умение озаглавливать текст | Повышенный | 2 |
12 В | Русский язык, чтение, высказывание | Первичное умение строить свободное краткое высказывание | Повышенный | 2 |
13 | Русский язык, лексика , морфология | Умение объяснять значение слова, выбрав для толкования два слова различных частей речи | Повышенный | 2 |
14 | Самооценка работы в паре | | | В баллах не оценивается |
Итого дополнительная часть | Чтение | 2 задания (работа с текстом) | Повышенный | 2 |
Русский язык | 2 задания (работа с текстом,) развитие речи, лексика | Повышенный | 6 |
Математика | 1 задание (решение текстовой задачи, работа с данными) | Повышенный | 3 |
Окружающий мир | 1 задание ( географические объекты, работа с картой полушарий) | Повышенный | 3 |
Всего | | | |
Вся работа в целом | Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные призы | 2 |
| | |
Анкета
______________________________________________________
(Фамилия, имя ученика)
Общеучебные умения и навыки | Успешность в зависимости от успеваемости в % |
Слабо успевающие | Хорошо успевающие | Отлично успевающие |
1. Учебно-организационные | | | |
- ставить учебную задачу | | | |
- понимать последовательность действий | | | |
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей | | | |
- оценивать свою деятельность и деятельность других | | | |
- правильно оформлять и вести записи | | | |
Сумма баллов | | | |
2. Учебно-информационные | | | |
- работать с учебником и дополнительной литературой | | | |
- различать повествование, описание, рассуждение | | | |
- составлять на основании текста схемы, таблицы | | | |
- осуществлять наблюдения за объектом | | | |
- владеть различными видами пересказа | | | |
Сумма баллов | | | |
3. Учебно-логические | | | |
- выделять главное | | | |
- составлять простой план | | | |
- сравнивать факты, явления, события по заданным критериям | | | |
- давать определения по существенным признакам | | | |
- высказывать суждения, подтверждать их фактами | | | |
- обобщать, подытоживать информацию | | | |
Сумма баллов | | | |
4. Учебно-коммуникативные | | | |
- высказывать суждения | | | |
- задавать уточняющие вопросы | | | |
- слушать друг друга | | | |
- распределять работу при совместной деятельности | | | |
- участвовать в учебном диалоге | | | |
- организовывать работу в группе | | | |
Сумма баллов | | | |
Итоговая сумма баллов | | | |
Для заполнения анкеты используется 3-х бальная система оценки уровня владения ОУУН:
1 – критический уровень (не владеет)
2 – достаточный (частично владеет)
3 – оптимальный (владеет)
ответы
1 | Для пропитания они используют животный корм - от мельчайших животных, до крупных обитателей морских вод.(мест,гл) | 3 |
2 | 2 | 1 |
3 | Гигантские, карлики, белая акула | 1 |
4 | ванна | 1 |
5 | Морях, гигантских,различных | 3 |
6а 6б | Позволяют- 9б,10 зв, её- 2б, 3 зв удерживать | 1 1 |
7а 7б 7в | 24000 24т 0сот.0дес.0ед. 3 года | 1 1 1 |
8 | 610гр | 1 |
9а 9б | 1-Атлантический, 2- Индийский, 3- Тихий В северной части Атлантического океана | 1,1,1 1 |
10 | Евразия, Германия, Атлантический океан | 3 |
11 | Придумай и реши задачу | 3 |
12 | Л. Толстой Акула Составлять текст Строить высказывание | 2 2 2 |
13 | По количеству слов | |
| | |
Уровень компетентности
Уровень компетентности | Низкий | Удовлетворительный | Хороший | Высокий |
Баллы | 1 – 13 | 14 – 17 | 18 – 25 | 26 и более |