СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Комплексная нейропсихологическая коррекция"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика программ по работе с детьми с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«"Комплексная нейропсихологическая коррекция"»


Комплексная нейропсихологическая коррекция


Программа

коррекции

Характеристика программ (цели, задачи, блоки)

Для каких групп детей с ОВЗ рекомендованы

Программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович)

Цель: развитие мозговых структур.

Задачи:

  • на восстановление контакта с собственным телом;

  • снятие телесных напряжений;

  • осознание своих проблем в виде телесных аналогов;

  • развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Программа разделена на уровни:

1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых интеграции, меж- и внутриполушар-ных взаимодействий и их динамических перестроек;

2-го уровня — на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушарий;

3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению конролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.

Предназначена для детей с;

  • ЗПР

  • УО

Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программ Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной)

Цель: развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия.

Структура программы:

1 этап: совместное пошаговое выполнение действия по речевой инструкции взрослого;

2 этап: совместное пошаговое выполнение действия по наглядной програм­ме;

3 этап: совместное выполнение действия по наглядной программе с перехо­дом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы;

4 этап: самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усво­енной, внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях;

5 этап: самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или пе­ренос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется взрослым.

Предлагаемые в программе задания объединяются в пять циклов :

1. Числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумерация этажей и подъездов дома, ступени лестницы, циферблаты часов и т.п.).

2. Числовой ряд в прямом порядке (актуализация последовательности чисел в прямом порядке до 10, нахождение цифр в случайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц,рисование предметов по пронумерованным точкам).

3. Количественный ряд в прямом порядке и др. заданиях помещаются не цифры, а множества пред­метов от 1 до 10. В ходе отработки заданий ребенок вынужден самостоятель­но абстрагировать признак количества, что делает эти задания более слож­ными, чем предыдущие.

4. Обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного или дискретных рядов, с использованием материала упроченных ситуаций: эта­жи, лифт, четная и нечетная стороны улиц и т.п.).

5. Параллельные ряды (этап предполагает одновременное выполнение двух подпрограмм: два ряда цифр, прямой порядок цифр и букв по алфа­виту, разнонаправленные ряды цифр).


Направлена на работу:

  • в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО)

  • классах восстановительного обучения

  • подготовительных группах детских садов.

Программа Формирования произвольного компонента (произвольной регуляции) деятельности (ФПР).

Цель: формирование произвольной регуляции деятельности ребёнка.

Задачи:

  • Способствовать развитию произвольной регуляции двигательной активности.

  • Учить придерживаться составленного плана.

  • Обучать способам расслабления

Структура программы:

1 этап: заключается в работе над собственным телом. Сначала проводится работа над полным расслабление, а затем напряжением всего тела. После проводится работа с отдельными мышечными комплексами. Проводится лежа на спине.

Далее выполняются игровые задания.


2 этап: заключается в работе над последовательной серией произвольных движений. Проводится как лёжа на спине, так и в положениях сидя и стоя.

Задания подаются последовательно, пошагово с целью выработки у ребенка контроля над собственными движениями.


3 этап: базируется на ранее освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, а позднее собственно реципрокных движений. Работа ведётся последовательно в соответствии с законами развития движений – от простого к сложному.


4 этап: наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно психических функций ребёнка. Представляет собой сочетание двигательных заданий и произвольного владения собой.

Уместно использование различных вариантов вербальных игр.


5 этап: представляет систему постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя тем самым формирование эмоциональной регуляции деятельности самим ребёнком. Последовательность используемых заданий и упражнений должна соответствовать заявляемым принципам и последовательности формирования уровней произвольности психической активности.


Завершающая часть программы: постепенный переход к когнитивным играм с удержанием правил и возможностью контроля не только за собственной частью игры, но и за выполнением правил игры партнёрами.

Работа по данной программе предусматривает в основном групповую форму.

Направлена на работу с детьми:

  • с парциальной несформированностью преимущественно регуляторного и когнитивного компонентов деятельности.

  • с нарушениями речи


Программа формирования пространственных представлений (ФПП) как основы когнитивного компонента познавательной деятельности.


Цель: нормативное овладение ребёнком пространственными и пространственно-временными представлениями

Задачи:

  • умение правильно использовать и понимать предлоги, сложные речевые конструкции;

  • Формирование навыков словообразования, работа над расширением словарного запаса и увеличением объёма общей осведомлённости ребёнка;

  • Развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;

  • Ориентация во временных представлениях, в пространстве времени;

  • Профилактика трудностей овладения числовым рядом, решения математических задач, в том числе задач на движение;

  • Развитие умения работать со схемами и планами;

  • Развитие навыком самостоятельной творческой работы;

Структура программы:

Разделl. Формирование собственно пространственных представлений.

1 этап: осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле. Работа проводится непосредственно над схемой тела, а затем на объектах, расположенных по отношению к телу на вертикальной оси. А затем анализируется расположение объектов во внешнем пространстве.


2 этап: продолжается работа по формированию представлений о собственном теле, вырабатываюся представления об объектах, расположенном в физическом пространстве относительно тела, и взаиморасположении объектов по горизонтальной оси.


3 этап: посвящён работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на различение ПРАВОЙ и ЛЕВОЙ сторон с последующим анализом взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения сторонности по отношению в первую очередь к собственному телу.


Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений.

4 этап: посвящён формированию в первую очередь числовых, временных и через них -иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений (представлений ментального пространства). Именно на этом этапе формируется общность представление о количественных пространственно-временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыдущих этапов.

5 этап: происходит формирование навыков ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов и представления что было раньше, что позже, что до ... , что после ... , то есть что произошло вначале, что потом. В последнюю очередь отрабатывается узнавание времени на всём циферблате.

Этот этап целиком опирается на прочное усвоение этапов 1, 2, 3.


6 этап: посвящён формированию сравнительных степеней прилагательных. На этом этапе прорабатывается пространство качества. Важным моментом является отработка континуума эмоциональных и нравственных качеств и свойств.


7 этап: является завершающей частью программы и представляет собой серию заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование ребёнком сложных речевых конструкций.

Каждое занятие в программе имеет определённую структуру и включает:

1. разминку;

2. овладение новым материалом;

3. игровой этап

4. завершающий этап

Группы детей, имеющие:

  • тотальное недоразвитие ;

  • парциальную несформированность преимущественно когнитивного деятельности (в том числе вербально-логического);

  • парциальная несформированность смешанного типа;

  • мягкие, слабо выраженные варианты искажённого развития преимущественно эмоционально-аффективной сферы (4-ая группа РДА по О.с. Никольской);

  • дисгармоничное развитие, осложнённое парциальной несформированностью смешанного типа.


Программа «Психологическая азбука»

Цель: помощь детям в адаптации к школе (разви­тие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреж­дение и снижение тревожности и страхов, повышение уве­ренности в себе и т.д.).

Задачи:

  • успешная адаптация детей к школе;

  • предупреждение и снижение тревожности у детей;

  • снятие и порфилактика страхов;

  • развитие эмоциональной регуляции поведения детей.


Структура программы:

Методы:

• имитационные и ролевые игры;

• психогимнастика;

• рисуночные методы;

• элементы групповой дискуссии;

• техники и приемы саморегуляции;

• метод направленного воображения.


Этапы:

1 этап: получение информации о содержании того или иного навыка;

2 этап: применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отра­ботка навыка);

3 этап: перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.


Ориентирована на больных детей и детей с инвалидностью.

Программа по формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста

Цель: оказание помощи детям в адаптации к школе, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.

Задачи:

  • обучить детей приёмам саморегуляции;

  • научить способам анализа своего поведения и поведения других людей;

  • развивать навыки сотрудничества;

  • формировать навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Структура программы:


Методы работы:

  • имитационные и ролевые игры,

  • психогимнастика,

  • рисуночные методы,

  • элементы групповой дискуссии,

  • техники и приёмы саморегуляции,

  • метод направленного воображения,

  • диагностики,

  • элементы социально-психологического тренинга,

  • релаксация,

  • направленное восприятие,

  • дискуссии,

  • разучивание правил.

Этапы:

1 этап: получение информации о содержании того или иного навыка,

2 этап: применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка),

3 этап: перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.


Ожидаемые результаты:

  1. Укрепление доброжелательного отношение детей друг к другу и сплочение коллектива.

  2. Снижение уровня тревожности у детей, повышение уверенности в себе (снижение скованности, боязливости в движениях и речи).

  3. Улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми за счет использования ими приобретенных навыков конструктивного взаимодействия.

  4. Улучшение детского самоконтроля и саморегуляции.

  5. Повышение эмоциональной стабильности.

  6. Положительная самооценка.

  7. Социальная адаптация.











































Список используемой литературы:

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002

  2. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Если ребенок невнимателен. Задания и стимульный материал программы формирования навыков программирования и контроля действий. - Пермь, 1998.

  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.; 2000.

  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007 https://www.labirint.ru/books/129781/

Интернет ресурсы:

https://www.b17.ru/blog/neyropsihologicheskaya_korrektsiya_dlya_detey/


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!