Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселок Нариманово Питерского района Саратовской области»
Внеклассное мероприятие
по математике для 5-6 классов:
« Считай, смекай, отгадывай».
Выполнила
учитель математики
Тихоненко Валентина Капьятовна
2017-2018 учебный год.
Цели мероприятия:
расширение кругозора и повышение их общей культуры;
развитие логического мышления учащихся в области математики;
формирование навыков коллективной работы.
Форма проведения: конкурсная программа.
Место проведения: зал, классная комната.
Возраст участников: 11-12 лет.
Оформление зала: стенгазеты, портреты великих математиков.
Подготовительная работа:
две команды по 5 человек, выбирают капитана команды, название команды, девиз, стенгазета.
Ведущий: учитель математики.
Жюри: учителя и ученики старших классов.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята.
Начинаем игру « Считай, смекай, отгадывай», посвященную математике - царице наук. В зал приглашаются две команды. (звучит музыка). Визитка команд.
1 задание. « Великие математики».
( за верный ответ 2 балла, за дополнение 1 балл).
Ведущий: Кому принадлежат слова: « Математика – царица наук, а арифметика – царица математики»? ( Карл Фридрих Гаусс).
Информация: (слайд 1).
Карл Гаусс (1777-1855)- немецкий математик, астроном, геодезист, физик. Выдающиеся математические способности проявил в раннем детстве. Когда учитель предложил ученикам третьего класса сложить все числа от1 до 100 включительно, рассчитывая при этом надолго занять их работой, маленький Карл моментально подошел с готовым ответом . Он заметил, что каждая из сумм
1+100, 2+99, 3+98,… равна 101, а таких сумм 50, значит ответом является число 5050.
Ведущий: Кому принадлежат эти строки: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит»? ( М.В.Ломоносов).
Информация: (слайд 2).
Михаил Васильевич Ломоносов (1711- 1765 )- великий русский ученый- энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755г. Московский университет.
2 задание. «Кроссворд».
( за верный ответ 2 балла, за дополнение 1 балл).
Ведущий: А сейчас нам с вами нужно будет преодолеть лабиринт. А наш лабиринт «математическим кроссвордом» называется. Слова здесь правильно определите и лабиринт скорей пройдите.
По горизонтали:
Арифметическое действие (умножение)
Единица длины (метр)
Первый русский учебник по математике (Арифметика)
Сколько знаков используют в десятичной системе (десять)
Как называется число, полученное при сложении (сумма)
Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
Основатель теории множеств (немецкий ученый Георг Кантор)
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности (масштаб)
Новая единица площади (гектар)
Предмет, которым затыкали бочку в Древней Греции (конус)
По вертикали:
В переводе с латинского языка поперечник - это … (диаметр)
Многоугольник, который не имеет ни одной диагонали (треугольник)
Как называется хитросплетение линий развязки, которые используют на больших магистралях (бабочка)
Царица наук (математика)
Информация: ( слайд 3).
Самый знаменитый лабиринт находился на острове Крит. Его построил знаменитый архитектор для царя Миноса, который поселил туда человека-быка Минотавра – страшное чудовище. Каждые 9 лет греки должны были посылать Миносу 7 девушек и 7 юношей, которых он бросал на съедение Минотавру. Однажды среди обреченных оказался Тесей, которому Ариадна, дочь Миноса, дала клубок нитей. Привязав конец клубка ко входу в лабиринт, Тесей смело пошел в перед, нашел Минотавра , убил его в жестокой схватке, а потом по нити вернулся назад. Поэтому и сейчас путь, ведущий к цели в сложных условиях, называют нитью Ариадны.
3 задание. «Математические термины».
( за верный ответ 2 балла).
Ведущий: Среди перечисленных слов, выберите только математические.
Угол, узел, точка, мел, отрезок, линейка, ручка, треугольник, дробь, шкаф, куб, альбом, диаметр, полюс, плюс.
4 задание. «Отгадай-ка, ребус».
( за верный ответ 2 балла).
траспортир
конус
5 задание. «Загадки- шутки».
( за верный ответ 1 балл).
(Сами они войти в стакан не могут).
(На мокрое).
Горело 5 свечей, 2 потухли. Сколько свечей осталось? (Две).
Сколько концов у трех с половиной палок? (Восемь).
Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 распилов? (Семь).
6 задание. «Пословицы».
( за каждый ответ 1 балл).
Ведущий: Вспомните пословицы с использованием чисел.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. и т.д.
7 задание. «Составь слово».
( за каждый ответ 1 балл).
Ведущий: За 1 минуту как можно больше составить слов из слова
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Ведущий:
Вы старались как могли
Свои таланты показать,
Пусть кто-то будет впереди-
Другим не стоит унывать!
Мы провели чудесный день,
Нелегкий конкурс позади…
А результаты этой встречи
Сейчас объявит нам жюри.
(выступление председателя жюри, награждение победителей)
Литература:
Олехник С.Н. Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. М.1994.
Педагогический опыт: об. метод. разработок.Вып.32. 2013.
Медникова Н.А. Использование исторических сведений на уроках математики. Нач.школа.2009.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе,М.1997.
Я познаю мир. Математика. М.2000.