СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная программа «Одаренные дети» для обучающихся I-II курсов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если дети – национальное достояние

любой страны, то одаренные дети –

её интеллектуальный и творческий потенциал»

Р.Н. Бунеев

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа «Одаренные дети» для обучающихся I-II курсов»





















КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»





Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»



Рассмотрено «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете И.о. директора ЧМПТ

протокол № ___от __________ ___________ Л.Н.Середюк

«___» _______ 2022 г.











КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

для обучающихся I-II курсов ГБПОУ РО «Чертовский многопрофильный техникум»

на 2022 – 2026 гг.




















с. Осиково

  1. Паспорт программы

Наименование программы

Комплексная программа «Одаренные дети» для обучающихся I-II курсов ГБПОУ РО «Чертовский многопрофильный техникум»

Основания для разработки программы

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании

в Российской Федерации».

- Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.06. 2021 № 546 «Об утверждении региональной программы развития воспитания»;

- Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

- Приоритетный национальный проект «Образование»

- Федеральная целевая программа развития образования Национальная образовательная инициатива «Наша новая

школа»

- Устав ГБПОУ РО «ЧМПТ»

- Внутренние нормативно-правовые акты образовательной организации, локальные нормативные акты.

Сроки реализации Программы

2022-2023 гг. - подготовительный этап

2023-2024 гг. - 1 этап: организационно-диагностический

2024-2025 гг. - 2 этап: внедренческий

2025-2026 гг. - 3 этап: обобщающе-аналитический

Исполнители программы

Администрация техникума. педагогический коллектив образовательного учреждения

Приоритетные направления

проекта

Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности.

Цель программы

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Основные задачи Программы

• Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких обучающихся

• Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.

• Создание базы данных ОД в рамках Программы.

• Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий.

• Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Концепция

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива Техникума.

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Основными ресурсами для реализации проекта являются:

• кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;

• инновации (использование современных педагогических технологий);

• общественная форма управления (Совет Техникума, Общий родительский комитет)

Ожидаемые результаты

• Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

• Повышение качества образования и воспитания обучающегося в целом.

• Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.

• Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

• Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.





«Если дети – национальное достояние

любой страны, то одаренные дети –

её интеллектуальный и творческий потенциал»

Р.Н. Бунеев

Раздел I. Пояснительная записка

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.



Основания для разработки программы «Одарённые дети»

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России".

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

5. Конвенция о правах ребенка.

9. Устав Техникума.

В начале 2022 года (подготовительный этап), с целью выявления способных и одарённых детей, их самореализации и профессионального самоопределения, психологом проведено тестирование и диагностическое исследование среди обучающихся 1 и 2 курсов.

По результатам диагностического исследования проведена следующая работа:

- составлен списочный состав одарённых подростков по их способностям и интересам;

- разработана база данных одарённых подростков;

- проведён мониторинг результативности работы с одарёнными детьми.

В Техникуме проводятся предметные олимпиады для обучающихся. Подростки активно вовлекаются в научно – проектную деятельность, принимают участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах районного и областного масштаба, выставках, спортивных соревнованиях. Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

Общая характеристика одарённости

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. По своей природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэрола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению, т. е. одаренностью. Так что же такое одарённость?

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Различают следующие виды одарённости:

- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;

- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;

- творческая одарённость (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;

- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;

- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;

- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

• уровень развития способностей;

• высокая степень обучаемости;

• творческие проявления (креативность);

• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Модель одарённого ребёнка

личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

• личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять проектную деятельность, проводить исследования;

• личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

•личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

• личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Актуальность разработки Программы

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Сегодня образование не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения данной проблемы, используя весь арсенал системы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования (развитие проектной и исследовательской деятельности, организация предпрофильной подготовки обучающихся, кружковая работа).

Данная программа «Одарённые дети» соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку она содействует реализации творческого потенциала детей, обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

Концепция программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно начинаться уже с первых дней обучения в Техникуме на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности.

Стратегическая цель – образовательный процесс должен быть направлена на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям подростков, различному уровню содержания образования, условиям развития техникума в целом, в процессе создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса.

Основные направления программы

1. Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.

2. Диагностическое: проведение диагностики одарённых детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарённые дети».

Без информации об общем уровне психического развития и индивидуальных особенностях одаренности ребенка невозможно правильно выстроить процессы образования и воспитания. За более чем столетнюю историю развития тестологии (науке о психодиагностике) специалистами разработано огромное количество методик детской одаренности.

К числу наиболее значимых относятся:

•диагностика интеллекта – А. Бине, Д.Векслера, Дж. Равена;

•диагностика творческих способностей – Дж. Гилфорда, П. Торренса и другие.

Принципы организации диагностики:

• принцип долговременности;

• принцип использования тренинговых методов и заданий;

• принцип комплексного оценивания;

• принцип участия различных специалистов.

Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:

1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).

2.Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной на этапе поиска).

3. Этап самостоятельной оценки.

4. Этап заключительного отбора.

Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и родителями и их применение в практической деятельности – основное направление работы с одарёнными детьми.

3. Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого подростка с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.

Включает информационную и научно-методическую помощь, создаёт условия для отработки и применения новых педагогических технологий. Осуществляет апробацию научных, психолого-педагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность. Создаёт банк образовательных программ и методических материалов для работы с одарёнными детьми.

4. Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.

5. Мотивационное: создание научного общества обучающихся; методическое сопровождение научного общества подростков.

Кадровое направление: повышение квалификации педагогов на разных уровнях; организация постоянно действующего семинара для педагогических работников.



Принципы, заложенные в основу программы

1. Важнейший принцип работы – ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения преподаватель-обучающийся, обучающийся-обучающийся, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.

2. Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания обучающихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.

3. Принцип индивидуализации – подразумевающий всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого подростка, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.

4. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих обучающемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.

5. Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.

6. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.

Приоритетные направления:

• реализация государственной и региональной политики в сфере образования;

• сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

• обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на социальный опыт;

• создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного образования с учётом образовательных потребностей подростков и факторов его социально-экономического развития.

Принципы реализации программы:

• личностно-ориентированного подхода (раскрытие в каждом обучающемся творческого потенциала, развитие его склонностей и потребностей для реализации их в избранной профессиональной деятельности);

• программно-целевого подхода (единая система планирования, своевременное внесение коррективов в планы);

• здоровьесберегающий (создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья подростков);

• вариативности (осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития техникума, выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг).

1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций.

2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для одарённых детей.

3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.

4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.



Кадровое обеспечение

Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми, является необходимым условием претворения в жизнь программы «Одарённые дети». Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одарёнными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

• психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости;

• профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личностному росту.

Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной квалификации:

• создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

• формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;

• определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Участники реализации программы

Руководители:

• администрация техникума;

• руководитель творческой группы по работе с одарёнными детьми.

Творческая группа:

• учителя, педагоги дополнительного образования;

• педагог - психолог;

• библиотекарь;

Участники:

• обучающиеся 1-2 курсов;

• родители (законные представители).

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

• на осознании самоценности каждого подростка как уникальной, неповторимой личности;

• на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

• на приоритете внутренней свободы ребёнка, необходимой для творческого саморазвития;

• на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности подростка.

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя;

• принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг.

Требования, которые необходимо предъявлять к преподавателю, работающему с одарёнными детьми

Преподаватель должен быть:

• творческим, способным к инновационной деятельности;

• увлечен своим делом;

• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотным;

• владеть современными педагогическими технологиями;

• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

• проводником передовых педагогических технологий;

• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

При работе с одарёнными детьми необходимо уметь:

• обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

• стимулировать познавательные способности учащихся;

• работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать обучающихся;

• принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

• анализировать свою учебно-воспитательную деятельность;

• отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Формы работы с одарёнными детьми:

• групповые занятия с одаренными обучающимися;

• предметные кружки;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• элективные курсы;

• работа по индивидуальным планам;

• проектная и исследовательская деятельность;

• участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.

Раздел II. Цель и задачи программы «Одарённые дети»

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:

• изучение природы детской одаренности;

• выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких обучающихся;

• разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.

• создание базы данных в рамках Программы;

• внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

• развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

• подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Стратегия работы с одарёнными детьми

I этап: аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей обучающихся.

II этап: диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей подростка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

III этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся – обучающиеся первого курса являются особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

Сроки и этапы реализации Программы 2022-2026 гг.

1 этап (2023-2024 годы): организационно- диагностический

При выявлении одаренных студентов учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественно-эстетической, социальной, спортивной и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что студенты охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством преподавателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких познавательных способностей обучающихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый студент смог реализовать свои интеллектуальные, эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в группах II и III ступени.

2 этап (2024-2025 годы): внедренческий (практический)

На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеучебную.

Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными студентами наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется базовым учебным планом БУП): спецкурсы, миникурсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно- практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных обучающихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система воспитательной работы в колледже. Основой такой системы выступает погружение в культуру функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

3 этап (2025-2026 годы): обобщающе-аналитический

Начальные курсы являются особым образовательным пространством, в рамках которого, одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в техникуме:

- выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

- самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

- четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле. Механизм реализации программы

Профессионализм и ответственность педагогического коллектива о будущем выпускников техникума, являются гарантом реализации программы. Выполнение мероприятий по реализации Программы «Одарённые дети» планируется осуществлять в рамках годовых и перспективных планов Программы. Для организации работы по выполнению этапов реализации программы, проведения планируемых мероприятий и оценки их эффективности, приказом директора техникума создана творческая группа по работе с одарёнными детьми.

Направления работы по реализации программы

• разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных обучающихся;

• диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;

• создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;

• развитие творческих способностей обучающихся;

• поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности обучающихся;

• организация методической работы с преподавателями по реализации данной программы.

Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности.

2. Создание банка тестов для диагностирования учащихся 1-2 курсов по определению интеллектуальных способностей; банка данных одарённых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных путем собеседования.

5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителями- предметниками.

6. Разработка программ и методик для работы с одаренными детьми.

Методическая работа

1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании»).

2. Формирование нормативно-правовой базы, направленной на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

4. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и педагога - психолога.

5. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы преподавателей с одарёнными детьми, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

7. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей (законных представителей) способных и одарённых детей.

8. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

одарённых детей:

1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.

2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- повышение степени сложности практических заданий;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемно-поисковых и проектных работ;

- приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;

- введение широкого круга разнообразных по тематике факультативов, элективных курсов, дополнительных кружков.




Создание благоприятных условий

для реализации личностного роста одарённых детей

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.

2. Подготовка кадров.

3. Организация консультативной помощи для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

4. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной и творческой деятельности.

5. Знакомство обучающихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе необходимой литературы.

6. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых подростков.

7. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям, фестивалям.

8. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

Стимулирование и поощрение интеллектуальной

и творческой деятельности одарённых детей

1. Создание в техникуме постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.

2. Выносить на публичное слушание поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления и т.д.).

3. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.

4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

5. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

Раздел III. Обучение и развитие одаренных детей

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Подготовка педагога к взаимодействию с одарёнными студентами. Одарённые подростки нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Преподаватели, работающие с такими студентами, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные преподаватели часто не могут выявить одарённых студентов, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Личность преподавателя является ведущим фактором любого обучения. По мнению некоторых исследователей, поведение преподавателя для одаренных студентов в группе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе; предоставляет обучающимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки студента; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность студента. Преподавателям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями: с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других, предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.

Педагогические технологии и методики, применяемые на 1 и 2 курсах:

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность студента может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся. Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, преподаватель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

доказательство гипотезы, в процессе которого студенты переформулируют вопрос или задание;

3) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет студентам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе студенческих исследований.

Методика обучения в малых группах

Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что группа разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов студенты каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ обучающиеся получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить студентов к более напряженной и разнообразной работе.

Технология проективного обучения

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение студентами знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Педагогическое управление проектами

п/п

Функции педагогического управления

Деятельность учителя

1.

Информационно-аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах обучающихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса.

2.

Мотивационно-целевая

Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию.

3.

Планово-прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план и график работы над проектом.

4.

Организационно-исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует обучающихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.

5.

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности обучающихся и анализ результатов их поисковой работы.

6.

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность обучающихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию.


Спецкурсы

Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет студентам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы общеобразовательной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения подростками; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением преподавателя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы на первом и втором курсе обучения, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно студенты уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности. Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе преподаватель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности обучающихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем преподаватель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить обучающихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки обучающихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап - собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе проводится студенческая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов. Признание коллективом преподавателй и руководством колледжа того, что реализация системы работы с одаренными студентами является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты программы


- создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала студентов;

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными подростками;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых подростков;

- повышение качества образования и воспитания студентов; -удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких студентов;

-повышение уровня индивидуальных достижений студентов в образовательных областях, к которым у них есть способности; -адаптация студентов к социуму в настоящем времени и в будущем; -повышение уровня владения студентами обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких обучающихся.