СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная работа 1 полугодие 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексная работа 1 полугодие 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа 1 полугодие 4 класс»

Фамилия, имя __________________________________________________________________________


КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА


Пингвины - удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег.

Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Самый крупный – императорский пингвин – весит до 40кг и достигает в длину 117см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5кг и имеет длину тела всего 40см.

Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ныряют пингвины на глубину 130м, могут оставаться под водой до 18 минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.

Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются медленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце арктического лета – в середине апреля. Примерно через 50 дней самка откладывает одно яйцо весом до 450г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.

Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через 3 месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Через 1,5 месяца возвращаются самцы, и теперь они с самками поочерёдно ходят за кормом. Только через 6 месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.

Обитают пингвины в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария .Этот материк омывается Атлантическим океаном.

Взрослые пингвины кормятся мелкими рыбами, некрупными головоногими моллюсками и ракообразными. Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых. Линька у пингвинов происходит раз в году. Во время линьки пингвины живут на суше, в укрытом от ветра месте, и ничего не едят.



Основная часть

1. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнёс прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.


А. описание В. научно-популярный текст

Б . исторический Г. инструкция


2. Выпиши из текста предложение, в котором указывается вес яйца пингвина. Если нужно, перечитай текст. Подчеркни основу предложения.

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Прочитай таблицу.

Вопрос 1. Выпиши из таблицы названия всех животных, которые тяжелее малого пингвина.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Вопрос 2. Выпиши из таблицы название животного самого большого размера.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Вопрос 3. Выпиши название самого быстрого из всех перечисленных в таблице животных.


____________________________________________________________________________


Вопрос 4. В таблице указано, что масса императорского пингвина составляет до 40кг. Как ты думаешь, бывают ли императорские пингвины массой 30кг? А с массой 300кг? Обведи букву ответа, которую ты считаешь наиболее правильной.


Ответ:

А. Императорские пингвины с массой 30кг бывают, а с массой 300кг – нет.


Б. Не бывает императорских пингвинов ни с массой 30кг, ни с массой 300кг – у них у всех масса 40кг.


В. Бывают всякие императорские пингвины.


Г. Не знаю.



Название животного

Длина

тела

Масса

тела

Скорость

Императорский пингвин

117см

до 40кг

25км/ч

Малый

пингвин

40см

до 1,5кг

15км/ч

Гренландский тюлень

до

150кг

25км/ч

Белуха

до 2т

45км/ч








5. Выпиши из текста по одному слову на каждое правило.

Безударная гласная в корне слова ____________________________________________

Правописание гласных после шипящих __________________________________________



6. Самый крупный — императорский пингвин весит 40 кг. Птенец императорского пингвина – 315 г. На сколько масса 1 взрослого пингвина больше массы 2 –х птенцов?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7. Скорость императорского пингвина по воде 20 км/ч, скорость белухи 45 км/ч. Кто быстрее и на сколько доплывет до айсберга, если расстояние от берега до айсберга 180 км?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Найди в 4 абзаце 1 слово соответствующее схеме:

Приставка корень суффикс окончание

________________________________________________________________________


9. Найди в тексте:

в каком климатическом поясе обитают пингвины?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


Задание 10.

Представьте, что у вас есть возможность пригласить в класс какого-либо известного человека – биолога, путешественника, ведущего познавательной телепрограммы и т.д. Кого хотите пригласить и почему? Как вы его представите одноклассникам? О чем хотите услышать рассказ? Составьте и запишите – каждый на своем листочке – два предложения об этом человеке и его истории, открытии или путешествии и один вопрос к нему как к ученому о его исследовании (открытии, важном событии, изобретении).

Начните так:

Ребята! Сегодня у нас в гостях _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Вопрос гостю)

Разрешите задать Вам вопрос. ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.

На каком материке живут пингвины? Укажи на рисунке.






















































ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА

4 КЛАСС

1 полугодие



Пингвины - удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег.

Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Самый крупный – императорский пингвин – весит до 40кг и достигает в длину 117см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5кг и имеет длину тела всего 40см.

Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ныряют пингвины на глубину 130м, могут оставаться под водой до 18 минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.

Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются медленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце арктического лета – в середине апреля. Примерно через 50 дней самка откладывает одно яйцо весом до 450г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.

Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через 3 месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Через 1,5 месяца возвращаются самцы, и теперь они с самками поочерёдно ходят за кормом. Только через 6 месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.

Обитают пингвины в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария .Этот материк омывается Атлантическим океаном.

Взрослые пингвины кормятся мелкими рыбами, некрупными головоногими моллюсками и ракообразными. Пища пингвинов состоит из рыб, ракообразных и мягкотелых. Линька у пингвинов происходит раз в году. Во время линьки пингвины живут на суше, в укрытом от ветра месте, и ничего не едят.













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Задание 9.

Представьте, что у вас есть возможность пригласить в класс какого-либо известного человека – биолога, путешественника, ведущего познавательной телепрограммы и т.д. Кого хотите пригласить и почему? Как вы его представите одноклассникам? О чем хотите услышать рассказ? Составьте и запишите – каждый на своем листочке – два предложения об этом человеке и его истории, открытии или путешествии и один вопрос к нему как к ученому о его исследовании (открытии, важном событии, изобретении).

Начните так:

Ребята! Сегодня у нас в гостях _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Вопрос гостю)

Разрешите задать Вам вопрос. ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 10.

Каким океаном омывается материк на котором живут пингвины? Укажи на рисунке.














Фамилия, имя __________________________________________________________________________


Школа ______________ Класс_________________



ВАРИАНТ № 2

Основная часть

1. К какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнёс прочитанный текст? Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.


А. художественный В. повествование

Б научно-популярный текст Г. инструкция


2. Выпиши из текста предложение, в котором указывается чем друг от друга отличаются пингвины. Если нужно, перечитай текст. Подчеркни основу предложения.


________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитай таблицу.

Вопрос 1. Выпиши из таблицы названия всех животных, которые легче гренландского тюленя.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Вопрос 2. Выпиши из таблицы название животного самого маленького размера.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Вопрос 3. Выпиши название самого медленного из всех перечисленных в таблице животных.


____________________________________________________________________________



Вопрос 4. В таблице указано, что масса малого пингвина составляет до 1,5кг. Как ты думаешь, бывают ли малые пингвины массой 1кг? А с массой 10 кг? Обведи букву ответа, которую ты считаешь наиболее правильной.


Ответ:

А. Бывают всякие малые пингвины.


Б. Малые пингвины с массой 1кг бывают, а с массой 10кг – нет.


В. Не бывает малых пингвинов ни с массой 1кг, ни с массой 10 кг – у них у всех масса 1,5 кг.


Г. Не знаю.











Название животного

Длина

тела

Масса

тела

Скорость

Императорский пингвин

117см

до 40кг

25км/ч

Малый

пингвин

40см

до 1,5кг

15км/ч

Гренландский тюлень

до

150кг

25км/ч

Белуха

до 2т

45км/ч













4. Выпиши из текста по одному слову на каждое правило.

Парные согласные в корне слова ______________________________________________

Непроверяемое написание ______________________________________________

5. Самый маленький — малый пингвин весит 1,5 кг. Птенец малого пингвина – 40 грамм. На сколько масса 2 птенцов малого пингвина меньше массы 1 взрослого пингвина?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

6. Скорость малого пингвина по воде 15 км/ч, скорость тюленя 25 км/ч. Кто быстрее и на сколько доплывет до айсберга, если расстояние от берега до айсберга 75 км?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Найди в 4 абзаце 1 слово соответствующее схеме:

Приставка корень окончание

________________________________________________________________________


8. Найди в тексте:

как живут и гнездятся пингвины ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Ключи оценивания.

ВАРИАНТ 1

Основная часть

Задание 1. Проверяет умение читать осознанно, обобщать, уточнять непонятое, умение вести поиск и выделять необходимую информацию.

Правильный ответ: В). Научно-популярный текст.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или отметил неверный от­вет;

1 б. – отмечен верный ответ.

Задание 2. Проверяет умение вести поиск и выделять необходимую информацию, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Правильный ответ: Примерно через 50 дней самка откладывает одно яйцо весом до 450г.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал неверное предложение;

1 б. – верно выписано предложение, но не выделена основа предложения;

2 б. – верно выписано предложение и выделена основа предложения.

Задание 3. Проверяет умения использовать данные, представленные в таблицы, для получения информации.

Ключ оценивания:

Вопрос 1.

Правильный ответ: Императорский пингвин, гренландский тюлень, белуха.

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал названия не всех животных;

1 б. – верно выписаны названия всех животных.

Вопрос 2.

Правильный ответ: Белуха.

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал название другого животного;

1 б. – верно выписано название животного.

Вопрос 3.

Правильный ответ: Белуха.

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал названия другого животного;

1 б. – верно выписано название животного.

Вопрос 4. Проверяет умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков.

Правильный ответ:

А. Императорские пингвины с массой 30кг бывают, а с массой 300кг – нет.

0 б. – не приступал к выполнению задания или отметил неверный от­вет;

1 б. – отмечен верный ответ.

Задание 4. Проверяет умение искать необходимую информацию, анализировать, удерживать учебную цель в ходе выполнения учебной задачи.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 б. – за каждое правильно найденное и выписанное слово.

Задание 5. Проверяет умение решать составную текстовую задачу.

Правильный ответ: 1) 315∙2=630(гр)

40кг=40000гр

2) 40000-630=39370(гр)= 39кг370гр



Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или неправильно вычислил;

1 б. – верно решено одно действие.

2 б. – верно выполнены вычисления.

Задание 6. Проверяет умение решать составную текстовую задачу (задача на движение).

Правильный ответ: 1) 180:20=9(ч)

2) 180:45=2(ч)

3) 9-2=7(ч)

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или неправильно вычислил;

1 б. – верно решено одно действие.

2 б. – верно решено два действия.

3 б. – верно выполнены вычисления.

Задание 7. Проверяет умение увидеть в тексте слова соответствующие морфемным схемам.

Выделять морфемы.

Правильный ответ: откладывает или примерно или прекрасно или прибывают

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или нашёл неверный от­вет;

1 б. – выписано слово соответствующее морфемной схеме.

Задание 8. Проверяет умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.

Правильный ответ: Обитают пингвины в Антарктиде и в умеренном поясе Южного

полушария.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или отметил неверный от­вет;

1б. – отмечен верный ответ.


Дополнительная часть


Задание 9. Проверяет умение строить свободное высказывание с учетом коммуникативной задачи.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания;

1 б. – составлено одно предложение или задан вопрос гостю;

2 б. – составлены два предложения;

2 б. – составлено одно предложение и задан вопрос гостю;

3 б. – составлены два предложения и задан вопрос гостю.


Задание 10. Проверяет умение искать и находить необходимую информацию, умение работать с различными моделями при решении учебных задач.

Правильный ответ: Антарктида

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или неверно выполнил задание;

1 б. – если верно определили материк или верно указали на карте;

2 б. – верно определил место проживания пингвинов и указали на карте.






Ключи оценивания.

ВАРИАНТ 2

Основная часть

Задание 1. Проверяет умение читать осознанно, обобщать, уточнять непонятое, умение вести поиск и выделять необходимую информацию.

Правильный ответ: Б). Научно-популярный текст.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или отметил неверный от­вет;

1 б. – отмечен верный ответ.

Задание 2. Проверяет умение вести поиск и выделять необходимую информацию, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Правильный ответ: Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал неверное предложение;

1 б. – верно выписано предложение, но не выделена основа предложения;

2 б. – верно выписано предложение и выделена основа предложения.

Задание 3. Проверяет умения использовать данные, представленные в таблицы, для получения информации.

Ключ оценивания:

Вопрос 1.

Правильный ответ: Императорский пингвин, малый пингвин.

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал названия не всех животных;

1 б. – верно выписаны названия всех животных.

Вопрос 2.

Правильный ответ: Малый пингвин.

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал название другого животного;

1 б. – верно выписано название животного.

Вопрос 3.

Правильный ответ: Малый пингвин.

0 б. – не приступал к выполнению задания или выписал названия другого животного;

1 б. – верно выписано название животного.

Вопрос 4. Проверяет умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков.

Правильный ответ:

Б. Малые пингвины с массой 1кг бывают, а с массой 10кг – нет.

0 б. – не приступал к выполнению задания или отметил неверный от­вет;

1 б. – отмечен верный ответ.

Задание 4. Проверяет умение искать необходимую информацию, анализировать, удерживать учебную цель в ходе выполнения учебной задачи.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или выполнил неверно;

1 б. – за каждое правильно найденное и выписанное слово.

Задание 5. Проверяет умение решать составную текстовую задачу.

Правильный ответ: 1) 40∙2=80(гр)

1,5кг=1500гр

2) 1500-80=1420(гр)= 1кг420гр





Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или неправильно вычислил;

1 б. – верно решено одно действие.

2 б. – верно выполнены вычисления.

Задание 6. Проверяет умение решать составную текстовую задачу (задача на движение).

Правильный ответ: 1) 75:15=5(ч)

2) 75:25=3(ч)

3) 5-3=2(ч)

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или неправильно вычислил;

1 б. – верно решено одно действие.

2 б. – верно решено два действия.

3 б. – верно выполнены вычисления.

Задание 7. Проверяет умение увидеть в тексте слова соответствующие морфемным схемам.

Выделять морфемы.

Правильный ответ: откладывает

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или нашёл неверный от­вет;

1 б. – выписано слово соответствующее морфемной схеме.

Задание 8. Проверяет умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.

Правильный ответ: Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен

тысяч пар).

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или отметил неверный от­вет;

1б. – отмечен верный ответ.


Дополнительная часть


Задание 9. Проверяет умение строить свободное высказывание с учетом коммуникативной задачи.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания;

1 б. – составлено одно предложение или задан вопрос гостю;

2 б. – составлены два предложения;

2 б. – составлено одно предложение и задан вопрос гостю;

3 б. – составлены два предложения и задан вопрос гостю. и задан вопрос гостю


Задание 10. Проверяет умение искать и находить необходимую информацию, умение работать с различными моделями при решении учебных задач.

Правильный ответ: Атлантический океан.

Ключ оценивания:

0 б. – не приступал к выполнению задания или неверно выполнил задание;

1 б. – если верно определили океан или верно указали на карте;

2 б. – верно определили океан и указали на карте.






Анализ комплексной проверочной работы.

Класс _________ Учитель: _________________________________

Дата проведения _____________________

В классе: ______ уч-ся

Выполнило работу ______ уч-ся Отсутствовало: ______ уч-ся

Повышенный уровень овладения УУД: _______ уч-ся ______ %

Базовый уровень овладения УУД: _______ уч-ся ______ %

Низкий уровень овладения УУД: _______ уч-ся _______ %

№ зад

Виды заданий

Кол-во

уч-ся

Процент

общ.бал


Основная часть

1

Проверка умения читать осознанно, обобщать, уточнять непонятое, умение вести поиск и выделять необходимую информацию.




Верно указали ответ




Не приступали или указали неверный ответ



2

Проверка умения вести поиск и выделять необходимую информацию, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Верно выписано предложение и выделена основа предложения




Верно выписано предложение, но не выделена основа предложен




Не приступали или указали неверный ответ



3

Проверка умения использовать данные, представленные в таблице для получения информации.


1. Верно выполнили задание




Не приступали или выписали названия не всех животных




2. Верно выписано название животного




Не приступали к выполнению задания или выписали название другого животного




3. Верно выписано название животного




Не приступали к выполнению задания или выписали название другого животного




4. Проверяет умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.




Отмечен верный ответ




Не приступали к выполнению задания или отметили неверный ответ



4

Проверка умения искать необходимую информацию, анализировать, удерживать учебную цель в ходе выполнения учебной задачи.




Правильно найдены и выписаны слова




Не приступали к выполнению задания или выполнили неверно



5

Проверка умения решать составную текстовую задачу


Верно выполнили вычисления




Верно решено только одно действие




Не приступали или неправильно вычислили



6

Проверка умения решать составную текстовую задачу (задачу на движение)


Верно выполнили вычисления




Верно решили два действия




Верно решено одно действие



Не приступали или неправильно вычислили



7

Проверка умения увидеть в тексте слова соответствующие морфемной схеме


Верно выполнили задание



Не приступали или указали неверный ответ



8

Проверка умения найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос


Отмечен верный ответ




Не приступали или отметили неверный ответ




Дополнительная часть


9

Проверка умения строить свободное высказывание с учётом коммуникативной задачи


Составлены два предложения и задан вопрос гостю




Составлено одно предложение и задан вопрос гостю




Составлены два предложения




Не приступал к выполнению задания



10

Проверка умения искать и находить необходимую информацию, умение работать с различными моделями при решении учебных задач


Верно определили и указали на карте




Верно определили или неверно выполнили задание




Не приступали или указали неверный ответ





Учитель:______________________ Дата: ____________

п/п

Результаты итоговой комплексной работы за 1 полугодие в 4 классе МБОУ СОШ №11

Дата проведения Класс Учитель

Ф. И. ученика

№ вар

Основная часть

Сум

ма бал

лов

С

О

У

%

По

каза

тель

уро

вня

Допол.часть

Сум

ма

бал

лов

С

О

У

%


%

Пока

затель

уро вня

№ задания


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





1

2

3

4















Максимальный балл

Макс.балл

1

2

1

1

1

1

2

2

3

1

1




3

2





1























2























3























4























5























6























7























8























9























10























11























12























13























14























15























16























17























18























19























20























21























22























23























24























25























26






















27























28















































Повышенный

чел.

чел.


Базовый

чел.

чел.


Ниже базового

чел.

чел.


СОУ ученика=(кол.набранных учеником баллов / максимальное кол. Баллов)*100% Степ.обуч.


Всего: 8 заданий базового уровня ( от 0 до 16 баллов) и 2 задания повышенного уровня (от 0 до 5 баллов). Всего 21 балл.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!