СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная слесарная работа, 6 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке ученики из тонколистовой стальной заготовки изготавливают квадрат или треугольник (по выбору) При этом они выполняют несколько операций: разметку, сверление, рубку металла зубилом, опиливание.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная слесарная работа, 6 класс»

Лежнев Виктор Николаевич,

учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №4» г. Калуги




Предмет: технология 6 Класс, учебник В.Д. Симоненко. «Технология»


Тема урока: Комплексная слесарная работа, 6 класс


Тип урока: комбинированный


Оборудование:  мультимедийные средства обучения.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты: физические и механические свойства стали, приёмы разметки заготовок из стали, устройство сверлильного станка, приёмы управления им, рубка металла зубилом, виды напильников, приёмы работы ими.


Адаптация учеников: для того, чтобы учащиеся не были перегружены теоретическим материалом, в процессе урока он не должен идти сплошным потоком информации, а перемешиваться с разгрузочными темами, в процессе урока будет показан видеоролик на надлежащую тему, что отвлечет учащихся от нагрузки. В течение урока будут проводиться физкультминутки, для того, чтобы у учеников не снижался порог восприятия информации в процессе изучения нового материала.


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

1 уровень - овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

1 уровень - определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

1 уровень - выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

1 уровень - умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

2 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

1 уровень - умение провести самооценку, организовать взаимную оценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.


Практическая работа

Этап урока

Приемы и методы обучения

Взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия


Мотивационно-целевой этап

Задачи этапа:

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Организационный момент - 2 мин.

Учитель проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Ученики контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний.

Целеполагание и постановка задач.

Систематизация имеющихся у учащихся знаний: умение «читать» чертёж, разметка прямоугольных, треугольных деталей, сверление отверстий на сверлильном станке, рубка металла на плите, опиливание металла.

Беседа с целью конкретизировать знания, примеры из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

- какую операцию предшествует работе с металлической заготовкой? (Разметка)

- какие инструменты необходимы для её выполнения? (Слесарный угольник, линейка или штангенциркуль, чертилка, кернер, молоток)

Демонстрирует крейцмейсель, зубило и предлагает ответить на следующий вопрос: каким инструментом необходимо вырубить заготовки?

- какой способ рубке целесообразно применить (рубка на плите)

Подводит учащихся к цели занятия: «научиться изготавливать из стальной заготовки прямоугольные и треугольные детали определённого размера согласно чертежу» и ставит задачи:


- научится делать разметку стальных деталей;

- научиться сверлить отверстия в тонколистовом металле;

- овладеть безопасными приёмами работы молотком и зубилом.

Отвечают на задаваемые вопросы и формулируют вывод о технологии изготовления из стальной заготовки прямоугольных и треугольных деталей определённого размера согласно чертежу

Рассматривают образцы готовых деталей,, обсуждают, различные варианты технологии изготовления деталей. Инструменты, которыми можно это сделать наиболее качественно и быстро..

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.


Поисково-исследовательский этап

Выбор технологии и инструмента для выполнения поставленной задачи

Анализ и обсуждение вариантов применяемых инструментов.

Учитель объясняет приёмы сверление, вырубку и опиливание металла.

Предлагает ответить на вопрос:

- какое сверло необходимо выбрать для сверления отверстий?

- каким способом лучше опиливать заготовки?

-

Контролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует их действия.

Ученикивыбирают сверло, молоток (по весу) зубило (по размеру), напильник по величине насечки)анализируют и объясняют свой выбор,формулируют критерии подбора используемого инструмента.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль результата деятельности.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструменты и оборудование.


Практический этап

Умение анализировать полученную информацию и применять на практике,умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Практическая работа.

Работают в парах и группе.

Учитель организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Личностные: применение на практике норм и правил научной организации труда;

развитие трудолюбия и ответственности за качество личной и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль результата деятельности.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать личную трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.


Рефлексивно-оценочный этап

Умение построить алгоритм действия, составить технологическую цепочку,умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Учитель комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад.

Предлагает ответить на вопросы:

- доступен и понятен ли данный способ изготовления деталей?

- где его можно применить?

- объясняет о целесообразности работы в бригаде.

- фиксирует оценки учащихся.

Ученики сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия.

Проговаривают последовательность своих действий при изготовлении из стальной заготовки прямоугольных и треугольных деталей, отмечают возникшие трудности, причины, пути их устранения.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимную оценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений, доказать их правильность

Познавательные: умение составить алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

Итог урока.

Учитель оценивает  качество выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.



Ход урока



1 слайд


Открытый урок по предмету «Технология. Индустриальные технологии»

Раздел: «Технология обработки тонколистового металла)

«Комплексная слесарная работа (6классс)»


Содержание урока


Организационная часть


1 слайд


Учитель:- Сегодня, на уроке технологии, у нас гости. Давайте поприветствуем гостей!

В уроке у нас участвуют 3 бригады: 1 «Тигры» 2 «Торпедо» 3 «Торнадо»


2 слайд


Свою бригаду представляет бригадир - 1…………….

1 «Тигры» (Поднимают эмблему) Девиз: «Тигры» в школе лучше всех, «Тигров» ждёт большой успех!»


3 слайд


Свою бригаду представляет бригадир - 2…………….

2 «Торпедо»(Поднимают эмблему) Девиз :«Друг за друга, «Торпедо», Калуга!»

Свою бригаду представляет бригадир - 3…………….


4 слайд


3 «Торнадо» (Поднимают эмблему) Девиз: «Наезжать на нас не надо, потому, что

мы - «Торнадо»!

Учитель: У нас сегодня все 3 бригады оказались на букву «Т»

Предлагаю провести наш урок под девизом: «Технология Творчество Трудолюбие»



1 Бригада «Тигры»

2 Бригада«Торпедо»

3 Бригада «Торнадо»

номер

жетон

номер

жетон

номер

жетон

Задание-1

Задание-2

Задание-3

Задание-4

Задание-5


Задание-1

Задание-2

Задание-3

Задание-4

Задание-5


Задание-1

Задание-2

Задание-3

Задание-4

Задание-5



Бригады будут выполнять различные теоретические и практические задания.

Эти задания будут оцениваться жетонами в форме пятиугольника. Их форма выбрана не случайно. Наши гости наверняка помнят, что в прошлом веке в нашей стране был утверждён «Знак качества» в форме пятиугольника на которых нанесены цифры 1; 2; 3.

Это место, которое занимает в данном конкурсе бригада.

Итоги будут подводиться по очкам, набранным по жетонам. Чем меньше сумма очков, тем выше место.

Будем надеяться, что на уроке ребята будут работать качественно.

- А помогать в оценке качества выполнения заданий нам будет помогать контролёр ОТК-Сенин Саша.

Прошу Сашу объяснить правила вручения жетонов.

- Учитель задаёт вопрос члену любой бригады, который должен правильно ответить на вопрос.

За это на «Лист ОТК» наклеивается жетон с цифрой «1»

Если он затрудняется, ему помогают другие члены бригады, и если ответ правильный, на «Лист ОТК» наклеивается жетон с цифрой «2»

Если ответ неверный, помогают члены другой бригады и если ответ правильный, на «Лист ОТК» наклеивается жетон с цифрой «3»

Учитель: - Итак, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке. К нашему уроку необходимо знать, какие металлы относятся к чёрным, какие к цветным металлам, отличие металлов от сплавов.


Повторение пройденного материала


5 слайд


Девиз 1 задания:«Муравейник не велик, а горы копает»

Учитель: - Раздаточный материал на столах бригад (и на слайде)

Задание-1: Определить, что из перечисленного относится к металлам, сплавам, а что не относится к ним:

медь, сталь, углерод, свинец, латунь, пластмасса, железо, азот, никель, олово, бронза, текстолит, чугун, алюминий,

- Металлы – отвечают «Тигры» (назвать имя, фамилию), если не ответит, помогает бригада

- Сплавы – «Торпедо»

- Не относится к ним – «Торнадо»


6 слайд – ответ на задание1 (учитель проверяет и говорит Саше)


7 слайд


Задание-2:


Девиз 2 задания:«Один за всех, и все за одного!»


2.1 Что объединяет эти металлы и сплавы? «Торнадо»

Медь, алюминий, свинец, титан, олово, никель, хром

2.2Какие два слова лишние в этом ряду металлов и сплавов? «Тигры»

Латунь, свинец, хром, никель, бронза, титан, сталь, алюминий, олово, чугун.

2.3Какие полезные примеси из этого перечня присутствуют в стали? «Торпедо»

Марганец, фосфор, кремний, сера


8 слайд – ответ на задание


9 слайд


Задание-3

Девиз задания-3: «Не бойся медлить, бойся остановиться»


Задание-3.1: «Тигры» Соедините стрелками те пары слов, которые соответствуют друг другу:

Где производят плавку:


Чугуна мартеновская печь

Низкоуглеродистой стали доменная печь

Легированной стали конвертер


10 слайд



Задание-3.2: «Торпедо» Выберите правильное определение стали:

  1. Сталь – сплав чугуна с углеродом, где углерода от 2 до 6%

  2. Сталь – сплав железа с углеродом, где углерода 4%

  3. Сталь – сплав железа с углеродом, где углерода до 2%

4. Сталь – сплав железа с углеродом, где углерода до 3%

5. Сталь – сплав чугуна с углеродом, где углерода 4%

11 слайд


Задание-3.3: «Торнадо» Какие профессии, связанные с выплавкой стали, с её обработкой, вы знаете?

Сталевар

Инженер-технолог

Токарь

Оператор прокатного стана

Наладчик станков

Резчик металла

Слесарь механосборочных работ

Кузнец

Контролёр ОТК

Слесарь – инструментальщик

Гальваник

Фрезеровщик


Видеоролик «Чёрные и цветные металлы и сплавы»


12 слайд – ответ на задание 3.1


13 слайд – ответ на задание 3.2


14 слайд – ответ на задание 3.3


- С заданием в целом вы справились, оценки:

- Вы получили промежуточный результат.

- Саша,посчитай пожалуйста сумму баллов. Кто получает меньше – тот впереди.

Подвести итог, выделить лучших учеников, лучшую бригаду


«Без хорошего труда нет и плода»

Постановка проблемы

- А скажите, ребята, у кого есть мопед, скутер или мотоцикл?

- А кто хотел бы иметь?

- Давайте представим, что ваш друг едет на своём «железном коне», и на скользкой дороге падает с мотоциклом (скутером, мопедом), и металлический острый штырь, торчащий на обочине, пробивает кожух байка.А друзей, как вы знаете, в беде не бросают, и вы решили помочь другу отремонтировать своими силами его технику.

- Скажите, ничего вам это не напоминает из того, что мы уже проходили?

(Формулирование проблемы творческого проекта)

А каким образом можно помочь другу и устранить эту пробоину?

(поставить заплатку)


Как вы считаете, какая у нас будет сегодня тема урока? (Дети отвечают)


Тема урока: Комплексная слесарная работа


- Давайте поставим цель урока:(Дети отвечают)

Цель урока: Освоить приёмы изготовления простых геометрических фигур из тонколистового металла


15 слайд


16 слайд (чертёж квадрата и треугольника)


Раздать 12 чертежей бригадам (если можно распечатать «Рaint» на принтере)

- Изготовление квадрата – это базовый уровень.

- Для того, кто желает выполнить работу уровня повышенной сложности, изготавливает треугольник.


17 слайд - бланк технологической карты


(Технологическая карта)

Составьте технологическую карту изготовления квадрата (или треугольника) из тонколистового металла.

Снова обратимся к творческому проекту.

(Выбор необходимых инструментов, оборудования, материалов)

(дети называют, читая 3 колонку технологической карты)


18 слайд - заполненная технологическая карта


- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним меры безопасности, которые нужно соблюдать во время работы.


19 слайд


Задания на знание ТБ.

Задание-5:Выберите правильные действия, необходимые при сверлении отверстий на сверлильном станке.

Установить сверло в патроне, закрепить заготовку, включить станок, надеть спецодежду, произвести пробное включение-выключение станка.

Надеть спецодежду, установить сверло в патроне, произвести пробное включение-выключение станка, закрепить деталь.

Закрепить заготовку, надеть спецодежду, произвести пробное включение-выключение станка, установить сверло в патроне, включить станок


20 слайдответ на задание по ТБ


А сейчас у нас будет динамическая пауза.


21 слайд


Все встали!

Я буду называть меры безопасности, которые нужно соблюдать при сверлении отверстий на сверлильном станке, при рубке металла зубилом, а вы, если согласны, поднимите руку.

1.Накернить центры отверстий

2.Заготовку держать только руками

3.Уменьшить подачу сверла в конце сверления

4.Не отходить от станка, не выключив его

5.Работать только в рукавицах

6.Сверло охлаждать мокрой ветошью

7.Выключить станок , затем отвести сверло от детали

8.Если во время работы отключили электричество, немедленно отключить станок

9.При работе зубилом молоток должен быть хорошо насажен , расклинен без заусенцев

10.Можно работать молотком с ручкой, которая имеет сколы и трещины


22 слайд


1.Накернить центры отверстий

2. Нельзя держать деталь руками (закреплять в тисках или держать пассатижами)

3.Уменьшить подачу сверла в конце сверления

4.Не отходить от станка, не выключив его

5.Нельзя работать в рукавицах или перчатках

6.Сверло охлаждать кисточкой на выключенном станке.

7. Отвести сверло от детали, затем выключить станок.

8. Если во время работы отключили электричество, немедленно отключить станок.

9.Молоток должен быть хорошо насажен, расклинен, без заусенцев.

10. Нельзя работать молотком с ручкой, которая имеет сколы и трещины.

11. Спецодежда не должна иметь свисающих концов.

- А теперь приступаем к работе по чертежу и технологической карте.


23 слайд


9) Практическая работа

Девиз: «Только опыт создаёт хорошего мастера»

- Вот плод мы сейчас и будем изготавливать.

Давайте пройдём в нашу слесарную мастерскую, наденем халаты, головные уборы.

Бригадиры получают заготовки, инструменты, раздают членам бригады и все приступают к работе, строго соблюдая меры безопасности.

1.Разметка

2.Накернивание

3.Сверление

4.Вырубка контура

5.Опиливание

6.Шлифовка


24 слайд (ОТК)


10) Взаимоконтроль между бригадами

Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Итак, какая была тема урока?

- Что вы научились делать?

- Где это может вам пригодиться?

- Как вы оцениваете работу своей бригады?


25 слайд – самооценка


Суммируем (у кого меньше баллов, у того выше место)

«Всякая работа мастера хвалит»

Ваша работа сегодня меня порадовала.


26 слайд – спасибо!


И последняя пословица: «Чтобы хорошо жить надо труд любить»

Спасибо за урок, до свидания!









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!