№п/п | Дата | Тема НОД | Задачи НОД | Литература |
СЕНТЯБРЬ |
1 | | Мы – воспитанники старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
2 | | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...» | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки...» | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
3 | | Составление сравнительных рассказов при знакомстве с произведениями И.Э. Грабаря «На озере» и П.П. Кончаловского «На полдни» | Учить детей находить сходство и ярко выраженные различия в сюжете, замысле, колорите двух картин; развивать умение размышлять о замыслах двух художников, воплощенных в картинах; закреплять умения составлять сравнительные описательные рассказы, используя репродукции летних пейзажей; учить составлять сравнительный рассказ с продолжением; развивать умение внимательно слушать и работать в паре в ходе совместной речевой деятельности. | В.И. Савченко «Обучение старших дошкольников составлению сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью» |
4 | | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
5 | | Заучивание стихотворений о ранней осени | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
6 | | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
7 | | Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. | Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6 |
8 | | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. | Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6 |
9 | | Пересказ рассказа «Лесной голосок»(по Г. Скребицкому) | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа |
ОКТЯБРЬ |
10 | | Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
11 | | Составление сравнительных рассказов при знакомстве с произведениями А.И. Куинджи «Радуга» и Ф.А. Васильева «Перед грозой» | Формировать интерес детей к произведениям русской живописи и поэзии о родной природе; продолжать обучать составлению сравнительных рассказов по двум пейзажам; формировать у дошкольников умение самостоятельно выбирать метод составления сравнительного рассказа: параллельный или последовательный. | В.И. Савченко «Обучение старших дошкольников составлению сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью» |
12 | | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
13 | | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
14 | | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет». | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
15 | | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят. | Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6 |
16 | | Лес. Грибы. | Расширение и уточнение первичных естественно – научных представлений; закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы.»; совершенствование грамматического строя речи; совершенствование навыка слогового анализа слов. | Н.В. Нищева «Мир природы. Растения» |
17 | | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
НОЯБРЬ |
18 | | Рассказывание по картине. | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
19 | | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
20 | | Пересказ рассказа «Белки»(по И. Соколову – Микитову) | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа. |
21 | | Обучение рассказыванию. | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
| | Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
22 | | Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
23 | | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
24 | | Чтение стихотворений о зиме. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
25 | | Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе». | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту. | Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
ДЕКАБРЬ |
26 | | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
27 | | Пересказ рассказа «Пушок» | Формирование навыков пересказа достаточно большого по объему текста с наглядной опорой в виде графических схем. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа. |
28 | | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
29 | | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
30 | | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
31 | | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
32 | | Дидактические игры со словами. | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
| | Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6 |
33 | | Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
34 | | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
ЯНВАРЬ |
35 | | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
36 | | Пересказ рассказа «Пингвиний пляж»(по Г. Снегиреву) | Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа. |
37 | | Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и вороненок» | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
38 | | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
39 | | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?”. | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщении слова. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
40 | | Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал»(по Н. Сладкову) | Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой на графические схемы. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа. |
41 | | Беседа на тему "О друзьях и дружбе". | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
ФЕВРАЛЬ |
42 | | Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово". | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
| | Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка". | Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова). | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
43 | | Пересказ рассказа «Барашек»(по С. Воронину) | Формирование навыков пересказа с наглядной опорой на графические схемы. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа. |
44 | | Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж". | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
45 | | Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки". | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
46 | | Обучение рассказыванию по картине "Зайцы". | Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
47 | | Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…". | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
48 | | Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном". | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
МАРТ |
49 | | Составление рассказа по картинкам "Купили щенка". | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
50 | | Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…". | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
51 | | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение". | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
52 | | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору). | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
53 | | Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства". | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
54 | | Пересказ рассказа «Пчелки на разведках»(по К.Д. Ушинскому) | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа |
55 | | Чтение сказки "Сивка-Бурка". | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова). | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
56 | | Составление рассказа по картинкам "Купили щенка". | Закрепить работу с картинками с последовательно развивающимся действием. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
57 | | Пересказ рассказа «Поющий букет»(по В. Бирюкову) | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа |
АПРЕЛЬ |
58 | | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово". | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
59 | | Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм". | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
60 | | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…". | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…". | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. |
61 | | Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову). | Продолжать учить детей пересказывать. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
62 | | Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга" | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга". | Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6 |
63 | | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Активизировать словарь детей. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
64 | | Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик". | Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик". | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
65 | | Литературный калейдоскоп. | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
МАЙ |
66 | | Обучение рассказыванию по картинкам. | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
67 | | Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения. | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
68 | | Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол" | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол". | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |
69 | | «Полевые цветы» | Расширение представлений о растениях луга, об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Полевые цветы». Совершенствование грамматического строя речи. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию. | «Обучение дошкольников пересказу» Старшая группа |
70 | | Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни". | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: 5-6 |