СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи старшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП разработано с учетом возраста детей и преследует цели развития и активизации речи, мышления и воображения дошкольников при подготовке к школе.

Просмотр содержимого документа
«Комплексно-тематическое планирование по развитию речи старшая группа»

Перспективное планирование по развитию речи

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»,

Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет»

Старшая Группа

п/п

Дата

Тема НОД

Задачи НОД

Литература

СЕНТЯБРЬ

1


Мы – воспитанники старшей группы

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

2


Рассказывание русской народной сказки
«Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки...»

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


3


Составление сравнительных рассказов при знакомстве с произведениями И.Э. Грабаря «На озере» и П.П. Кончаловского «На полдни»

Учить детей находить сходство и ярко выраженные различия в сюжете, замысле, колорите двух картин; развивать умение размышлять о замыслах двух художников, воплощенных в картинах; закреплять умения составлять сравнительные описательные рассказы, используя репродукции летних пейзажей; учить составлять сравнительный рассказ с продолжением; развивать умение внимательно слушать и работать в паре в ходе совместной речевой деятельности.

В.И. Савченко «Обучение старших дошкольников составлению сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью»

4


Обучение рассказыванию:
составление рассказов на тему «Осень наступила».

Чтение стихотворений о ранней осени

 Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


5


Заучивание стихотворений о ранней осени

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

6


Рассматривание сюжетной картины
«Осенний день» и составление рассказов по ней

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

7


 Веселые рассказы Н. Носова  

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6

8


Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6

9


Пересказ рассказа «Лесной голосок»(по Г. Скребицкому)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа

ОКТЯБРЬ

10


Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


11


Составление сравнительных рассказов при знакомстве с произведениями А.И. Куинджи «Радуга» и Ф.А. Васильева «Перед грозой»

Формировать интерес детей к произведениям русской живописи и поэзии о родной природе; продолжать обучать составлению сравнительных рассказов по двум пейзажам; формировать у дошкольников умение самостоятельно выбирать метод составления сравнительного рассказа: параллельный или последовательный.

В.И. Савченко «Обучение старших дошкольников составлению сравнительных рассказов при знакомстве с русской живописью»

12


Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.

13


Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

14


Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

15


Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят.

Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6

16


Лес. Грибы.

Расширение и уточнение первичных естественно – научных представлений; закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы.»; совершенствование грамматического строя речи; совершенствование навыка слогового анализа слов.

Н.В. Нищева «Мир природы. Растения»

17


Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

НОЯБРЬ

18


Рассказывание по картине.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

19


Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».


Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

20


Пересказ рассказа «Белки»(по И. Соколову – Микитову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа.

21


Обучение рассказыванию.


Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6



Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

22


Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

23


Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

24


Чтение стихотворений о зиме.

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

25


Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе».

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту.

Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: Старшая группа.



ДЕКАБРЬ

26


Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

27


Пересказ рассказа «Пушок»

Формирование навыков пересказа достаточно большого по объему текста с наглядной опорой в виде графических схем.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа.

28


Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

29


Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

30


Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

31


Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


32


Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6



Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6

33


Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

34


Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.

ЯНВАРЬ

35


Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


36


Пересказ рассказа «Пингвиний пляж»(по Г. Снегиреву)

Обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа.

37


Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и вороненок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

38


Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.

39


Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?”.

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщении слова.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

40


Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал»(по Н. Сладкову)

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой на графические схемы.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа.

41


Беседа на тему "О друзьях и дружбе".

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

ФЕВРАЛЬ

42


Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово".

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.




Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка".

Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

43


Пересказ рассказа «Барашек»(по С. Воронину)

Формирование навыков пересказа с наглядной опорой на графические схемы.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа.

44


Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж".

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

45


Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки".

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

46


Обучение рассказыванию по картине "Зайцы".

Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


47


Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…".

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

48


Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном".

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


МАРТ

49


Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

50


Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…".

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


51


Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение".

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.


52


Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору).

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

53


Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства".

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

54


Пересказ рассказа «Пчелки на разведках»(по К.Д. Ушинскому)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа

55


Чтение сказки "Сивка-Бурка".

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова).

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

56


Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

Закрепить работу с картинками с последовательно развивающимся действием.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

57


Пересказ рассказа «Поющий букет»(по В. Бирюкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа

АПРЕЛЬ

58


Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

59


Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

60


Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".


Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: Старшая группа.

61


Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову).

Продолжать учить детей пересказывать.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

62


Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга"

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга".

Гербова В. В.Развитие речи в детском саду: 5-6

63


Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Активизировать словарь детей.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

64


Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик".

Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик".

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

65


Литературный калейдоскоп.

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

МАЙ

66


Обучение рассказыванию по картинкам.

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

67


Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения.

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

68


Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол"

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол".

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6

69


«Полевые цветы»

Расширение представлений о растениях луга, об охране природы. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Полевые цветы». Совершенствование грамматического строя речи. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию.

«Обучение дошкольников пересказу»

Старшая группа

70


Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни".

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В. В.

Развитие речи в детском саду: 5-6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс