ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 396 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Сокращенное название ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 396 Г.О. ДОНЕЦК».
Комплексное задание по формированию предпосылок
функциональной грамотности у дошкольников.
Разработала: воспитатель
Старовойтова Виктория Владимировна
№ п\п | Структура задания | Содержание задания |
| Возраст | 5-6 лет |
| Образовательная область | Речевое развитие |
| Содержательная область (на решение какой проблемы направлено задание) | Человек и природа |
| Тема занятия | Русская народная сказка «Гуси -лебеди» |
| Сюжет задания. (Иконический компонент текста) | По предложенной схеме, детям предлагается узнать сказку. |
| Контекст (в зависимости от вида функциональной грамотности) | Общественный (формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности, формирование социально-коммуникативной грамотности, читательской грамотность дошкольников.) |
| Формируемые компетенции (планируемый результат) в зависимости от вида функциональной грамотности | Читательская, естественнонаучная, социальная, коммуникативная, информационная, общекультурная грамотность. Критическое и креативное мышление |
| Уровень сложности (низкий, средний, высокий) | Средний |
| Вопросы с указанием формы ответа: с закрытыми вариантами ответов констатация истинности или ложности утверждения; установление последовательности процессов и/или явлений. с открытыми ответами дополнение словом или несколькими словами; краткий ответ в виде слова, словосочетания, числа; развернутый ответ; креативное задание (творческое) | 1. К какому виду сказок относится сказка «Гуси-лебеди»: русская народная сказка сказки народов мира литературные сказка поэзия 2. Игра «Ты- моя частичка». Правила игры: взрослый называет образ, а дети – его части. «Я – дерево, ты – моя частичка. Кто ты?» -«Я – печка, ты – моя частичка. Кто ты?» - «Я – дом, ты – моя частичка. Кто ты?» - «Я – речка, ты – моя частичка. Кто ты?» 3. Установи соответствие Печка… | Упал в меня камень, сдвинешь его в сторону. | Яблонька | Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. | Молочная речка - кисельные берега… | Подбрось в меня дровец | Ежик | Стрясешь мои яблочки | 4.Выбери пропущенное слово: — Скорей, гуси-лебеди, в погоню летите, Ванюшку ____________! приведите притащите отнимите схватите 5.Игра «Хорошо- плохо». Дети должны определить и объяснить свое отношение к героям сказки, находить как хорошее, так и плохое 6. «Карточки для пересказа». Дети устанавливают последовательность содержания сказки, с выставлением картинок на магнитной доске. 7.Как вы думаете, чему научил Машу поиск её брата? 8.Назовите сказочных героев сказки. Посчитайте, сколько их всего и выложите цифру на столе? Назовите сказки, где главный герой - Маша? 9. Маша спасла брата, потому что…. (размышления детей) 10. А что могло быть, если бы гуси-лебеди унесли братца зимой? (творческое задание- составление новой сказки.) 11.Рисование по теме «Наша новая сказка». |
| Критерии оценивания | |
Приложение Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:
— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.
Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.
Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.
Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда - сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не отзывается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.
Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, бросилась догонять их.
Бежала, бежала, видит —стоит в поле печка. Маша к ней:
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда скажу!
Маша скорее дровец нарубила, в печку подбросила.
Печка сказала ей, в какую сторону бежать.
Побежала Маша дальше.
Видит —стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:
— Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Стрясешь мои яблочки — скажу, куда гуси-лебеди полетели.
Стрясла Маша яблоки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.
Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка—кисельные берега. Маша к ней:
— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Упал в меня камень, — отвечает речка. — Сдвинешь его в сторону—скажу, куда гуси-лебеди полетели.
Сдвинула Маша камень.
Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.
Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стоит на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит —сидит под пеньком еж.
— Ежик, ежик, — спрашивает Маша, — не видал ли ты, куда гуси- лебеди полетели?
Ежик говорит:
— Куда я покачусь, туда и ты иди!
Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша —сидит в той избушке Баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле золотыми яблоками играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.
Немного спустя выглянула Баба-яга в окно—нет мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:
— Скорей, гуси-лебеди, в погоню летите, Ванюшку отнимите!
Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.
А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад—увидала гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке —кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее...
— Речка, речка, — просит Маша, — спрячь меня!
Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.
Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.
А гуси-лебеди заметили ее — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне: —Яблонька, яблонька, спрячь меня!
Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси- лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшу и пролетели мимо.
Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать.
Бежит она, несет братца, уж и дом недалеко... Да на беду, гуси- лебеди снова увидали ее — и ну за ней!
Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут—того и гляди Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней: — Печка, печка, спрячь меня! Печка ее спрятала, заслонкой закрыла.
Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.
Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к Бабе-яге.
А Маша с Ванюшкой вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.
Скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.