СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «Дети и деньги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие способствует расширению представления детей о природе денег и культуре обращения с ними, формированию критического отношения к «нетрудовому» богатству.

Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «Дети и деньги»»



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС

«Дети и деньги»


Цели: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с ними.

Задачи:

- раскрыть сущность денег как нравственной категории;

- формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству;

- воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека;

- способствовать формированию экономического мышления;

- побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Подготовительная работа с детьми: назначить группу детей для подготовки информационного блока.

Оформление: на плакате написать предложения для анализа:

Самый доходный вид физического труда - грести деньги лопатой! (А. Морозов)

Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег! (А. Граф)

Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой. (Эзоп)


Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Вводное слово.

(Звучит музыка (куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст»).

- Воспитание правильного отношения к деньгам - важная и трудная задача. Как найти и соблюсти здесь разумную меру? Как выработать у вас, у детей, разумное отношение к материальной стороне жизни? Этим вопросам посвящен наш тематический час.


На земле весь род людской чтит один кумир священный,

Он царит над всей Вселенной, тот кумир - телец златой!

В умилении сердечном прославляя истукан,

Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном,

Окружая пьедестал, окружая пьедестал!

Сатана там правит бал, там правит бал!

Этот идол золотой волю неба презирает,

Насмехаясь, изменяет он небес закон святой!

В угожденье богу злата край на край встает войной;

И людская кровь рекой по клинку течет булата!

Люди гибнут за металл, люди гибнут за металл!

Сатана ликует там, ликует там!

Отрывок из оперы Ш.Гуно «Фауст»


3.Основная часть.

Беседа по теме «Золотой телец»

- Вы прослушали монолог Мефистофеля из оперы «Фауст». Мефистофель поет о том, что весь род людской на земле поклоняется только одному кумиру - золотому тельцу, который не признает небесных законов. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. О каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди?

Примерные ответы детей:

- Золотой кумир - это деньги, золото.

- Люди убивают друг друга за драгоценный металл.

- Кумир - это капитал, из-за него все зло на планете.

- Это такая статуя из чистого золота, которой нужно было приносить человеческие жертвы.

- Ну что ж, смысл этих куплетов вам понятен. Согласно библейскому преданию золотой телец - это сделанный из золота идол быка, которому поклонялись как Богу. В переносном смысле золотой телец - это символ богатства, денег. Согласны ли вы с тем, что этому идолу поклоняется все человечество?

Примерные ответы детей:

- Конечно, нет, есть много людей, для которых деньги безразличны.

- Те, кто верит в Бога, не поклоняются этому тельцу.

- Многие люди спокойно относятся к деньгам: есть - есть, нет - ну и не надо.

- Золоту не поклоняются, но от денег никто не откажется.

- Многие сейчас хотят быть богатыми, но это не значит, что они поклоняются золотому тельцу.

- Мефистофель поет, что от золота - все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось?

Примерные ответы детей:

- Сейчас тоже идут войны из-за нефти, которую называют «черным золотом».

- Из-за денег бандиты убивают конкурентов.

- Сейчас могут убить даже за «смешную» сумму.

- Из-за денег творится много преступлений.

- Деньги рождают зависть, жадность, ненависть.

- Из-за денег, наследства люди убивают даже матерей и отцов.

- Слова этих куплетов были написаны более двух веков назад. Но мы пришли к выводу, что эти слова очень современно звучат и сегодня.


Информационный блок

Мини-лекция «Таинственная власть денег»

- Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра или зла приносят они людям? Ученые утверждают, что деньги - это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Не случайно куплеты о золоте поет Мефистофель. В старину считали, что деньги - это порождение нечистой силы. Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.


Деньги: цель или средство

- Приглашаю выступить участников творческой группы (имена, фамилии).

Воспитанник 1. Многие богачи говорят, что деньги для них - не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, например, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.

Воспитанник 2. Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку - потом давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели - обязательно разбогатеть.

Воспитанник 3. Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчиненные боялись Рокфеллера как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса.

Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнувшись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»

Воспитанник 4. Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Росфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие».


Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»

- Вы услышали рассказ о выдающемся предпринимателе Джоне Рокфеллере. Наблюдая за финансовым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рокфеллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов».

- Самый богатый человек мира - и почему-то Марк Твен хочет подать ему 15 центов. Не кажется ли вам это странным?

Примерные ответы детей:

- Может быть, писатель имел в виду, что Рокфеллер нищий духовно?

- Раз человек так напрягается, значит, чего-то ему не хватает. Наверное, это имел в виду писатель.

- Может, он был жадный, жалел на себя денег, ходил в плохой одежде?

- Наверное, писатель знал, как строго Рокфеллер относится к своим детям, жалеет на них денег.

- А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным?

Примерные ответы детей:

- Жадные все время хотят еще денег, значит, они бедные.

- Бедными можно назвать тех, кому, кроме денег, ничего не надо.

- Тогда получается: бедные - это миллионеры и миллиардеры, потому что им нужно все больше и больше денег.

Игра «Мост».

- А сейчас я предлагаю немного поиграть. (На полу педагог чертит две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга. Это будет мост). - Представьте, что это мост, вам нужно будет идти с разных концов моста навстречу друг другу. На середине вы встретитесь. Задача каждого из вас дойти до конца мост, вы очень торопитесь. (Выполняется по двое всеми участниками. Педагог наблюдает, как они пройдут мост, сумеют вежливо разойтись, или один другого столкнет).

Обсуждение:

- Легко ли было договориться?

- В жизни случаются такие ситуации?

- Как это можно связать с темой нашего занятия? (Высказывания детей).

- Ребята, вы согласны с фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а

потребность в них? Кого тогда называют бедным? (Высказывания подростков)


- Мне кажется, у нас на плакате есть фраза, которая перекликается с высказыванием Марка Твена. Найдите ее! {«Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)


Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги»

- Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

(Воспитатель читает описание всех трех ситуаций, затем дает слово детям.)

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата - первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...

- Вы познакомились с тремя бизнеспроектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Примерные выступления детей:

- В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

- Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего, родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет.

- В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал - наверное, у них это были далеко не лишние деньги.

- Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов, не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.


Дилемма: деньги - зло или благо?

- Вот и пришло время решить эту дилемму: деньги - зло или благо? Какие будут соображения?

Примерные выступления детей:

- Нельзя сказать однозначно. Для кого-то - зло, для кого-то - благо, все зависит от человека.

- Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни культуры, ни образования.

- Скорее, зло - деньги разделяют людей.

- Все зависит от человека: одного деньги испортят, другой без денег испортится.

- Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отношения человека к деньгам.


Осторожно - деньги! Составление правил обращения с деньгами

- Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами? Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

  • Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

  • Зарабатывай честно.

  • Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

  • Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

  • Старайся не влезать в долги.

  • Не играй в лотереи, азартные игры.

Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы получили от родителей.

(Дети поднимают руки, предлагают свои правила.)

- Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».



Итог занятия

- Изменилось ли ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?

Примерные ответы детей:

- Не изменилось. Я обязательно постараюсь разбогатеть. Во что бы то ни стало!

- Не изменилось. Я по-прежнему буду стараться получить хорошее образование, стать разумной. А деньги к этому приложатся.

- Изменилось. Мне кажется, я стал понимать своих родителей.

- Изменилось. Не думал, что деньги могут сделать человека несчастливым.


Анализ высказываний. Мудрые советы

- Помните, что культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске (читает). Первая цитата - это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья, принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.



















Воспитанник 1. Многие богачи говорят, что деньги для них - не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего Детства: учится скромности, выдержке, самоограничению. Вот, например, история жизни самого богатого человека Америки Джона Рокфеллера, который родился в бедной семье.


Воспитанник 2. Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку - потом давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели - обязательно разбогатеть.


Воспитанник 3. Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчиненные боялись Рокфеллера как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса.

Рассказывают, как однажды к нему ворвался взбешенный клиент и полчаса орал без перерыва. Все это время Рокфеллер сидел, уткнувшись в стол, а когда толстяк выдохся, хозяин поднял на него глаза и тихо сказал: «Простите, пожалуйста, я не уловил, о чем вы говорили. Нельзя ли повторить?»


Воспитанник 4. Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии. Компанию Росфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие».











Самый доходный вид физического труда - грести деньги лопатой!

(А. Морозов)



Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!

(А. Граф)


Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.

(Эзоп)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!