СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексное занятие по изобразительной деятельности на тему «Осень за окошком».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексное занятие по изобразительной деятельности на тему «Осень за окошком».

Просмотр содержимого документа
«Комплексное занятие по изобразительной деятельности на тему «Осень за окошком».»

Представлено на методическом совете

от 21.10.2021 г.








Комплексное занятие по изобразительной деятельности в средней группе

на тему: «Осень за окошком».


























Подготовила

воспитатель МДОУ «ДС №23»

Болдырева Л.Ю.


Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.

2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования

3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.

6. Продолжать учить вести беседу по картине, активизировать словарь детей.

7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Цели и задачи:

Образовательные:

- расширять знания дошкольников об осенней природе;

- учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;

- активизировать творческое воображение, творческие проявления;

- предоставить детям возможность к самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;

- закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;

- познакомить с новой техникой рисования двойных изображений – монотипией

- вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии

Развивающие:

Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.

Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.

Рисование цветными карандашами осенних листьев.

Разучивание стихотворений об осени, чтение рассказов об осени; загадывание загадок; разучивание песен.

Материал:

Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;

деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, тряпочки.

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми,

вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;

рассматривание иллюстраций, картины, анализ детских работ.

Ход занятия:

Вводная часть:

(дети стоят около картин с осенней тематикой в мини - галлерее)

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками, и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.

Листопад


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют


То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца


Педагог

–Какое время года описано в стихотворении?

Ответы детей: Осень.

- А какое сейчас время года?

Ответы детей: Сейчас тоже осень.

- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая. А в ноябре листвы на деревьях

почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.


Проводится игра «Слова наоборот».

Ранняя осень – не темная, а (светлая),

- не холодная, а…(теплая),

- не грустная, а…(веселая),

- не тихая, а…(шумная), (громкая),

- не дождливая, а…(сухая),

- не пасмурная, а…(солнечная).


- У осени свои краски.

- Какие краски золотой осени вы знаете?

Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.

- А сейчас какая осень на улице? (ответы детей)

- Правильно, это поздняя осень.

- Какие перемены заметили вы в поздней осени?

Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.

- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.

Пластический этюд «Осенняя ветка».

- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее… Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло. Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?

Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…

- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?

Ответы детей: Золотая осень.

- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?

Ответы детей: Пейзажи.

- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…

Объяснение приемов выполнения работы. - Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании. (Дети высказывают свои соображения).

- А сделаем это мы вот так:

-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).


Ф/М Пальчиковая моторика

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

«С-с-с-с», все листья

С липы сдул... (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

Самостоятельная деятельность детей.

В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения.

Итог занятия.

Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.

- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».

Осень только взялась за работу, только вынула кисть и резец,

положила кое-где позолоту, кое-где уронила багрец. И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг...

То зайдется от злости и в клочья все порвет беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью, обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно: что тут сделать и что тут сказать?

...А она все собой недовольна: мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это, ветром сдует, дождями зальет,

Чтоб отмаяться зиму и лето и сначала начать через год.