Комплексный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Пояснительная записка.
Методическая тема, над которой я работаю в настоящее время – «Комплексный анализ текста на уроках русского языка при подготовке к ГИА обучающихся с ОВЗ».
Моя цель - формировать коммуникативную компетентность в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка.
Убеждена, что данная работа – это путь к успешной сдаче учащимися государственной (итоговой) аттестации (результаты ЕГЭ 2018 года: 100% - абсолютные показатели, 78% - качественные.)
Этот вид деятельности помогает формировать у школьников умения и навыки, способствует развитию мышления, обогащает речь, влияет на совершенствование художественного вкуса, содействует решению целого ряда воспитательных задач.
На уроках комплексного анализа текста учу как подробно, так и сжато передавать содержание больших, сложных по содержанию, композиции и языку текстов – научно-популярных, публицистических и художественных. Немаловажно и то, что в комплексном анализе текста наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаются с языковым разбором — синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим.
Систематический и комплексный анализ - мощный стимул речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой — логического; когда образное мышление не сковывается неестественным для ребенка превалированием логического мышления.
Работа над комплексным анализом текста на уроках русского языка – это еще и важная ступень в обучении создания собственных текстов учащихся.
Актуальность проблемы
Необходимость в продуманной системе развития речи и мышления учеников от начального до старшего школьного возраста возникла давно. С появлением в программе по русскому языку требования формировать речевые умения - коммуникативную компетенцию - возникла новая проблема: связать воедино уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально - стилистический аспект обучения, обеспечивающий коммуникативную компетенцию, стал концептуальной основной современной методики.
Перед учащимися средних классов очень остро стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Учителю следует вести работу по формированию и совершенствованию умений и навыков речевой деятельности учащихся, раскрывать учащимся свойства и возможности всех единиц языка с помощью текста или на текстовой основе.
Теоретическая база опыта
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учётом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания – слушание; навыков изучающего чтения; умения ведения диалога и построения монологического высказывания – говорение; умений собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание - письмо, говорение.
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.
Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определённой последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определённой цели. «Чтобы полноценно общаться, -писал выдающийся отечественный лингвист А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать вою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным».
Чтобы успешно работать с текстом, очень важно его правильно воспринимать. Обучение речи берёт своё начало в слушании, вот почему аналитическое, а не механическое восприятие текста является первоосновой для овладения умением создавать свой текст, для производства собственной речи. Следовательно, в сфере изучения должен находиться и процесс восприятия речи учащимися на всех возрастных уровнях. При этом под восприятием речи имеются в виду более близкие и потому более доступные цели: как дети разного возраста воспринимают и понимают тему, идею, содержание текста, его структуру, зависимость разных компонентов текста от идеи, как воспринимают речевую форму и пр. Узнать, что ученики улавливают, как и что пропускают и почему, - значит получить ценные сведения о тех трудностях, которые испытывает школьник при встрече с текстом, чтобы затем учитывать эти трудности для совершенствования методики занятий по языку, а также всей системы школьного обучения.
Восприятие текста учащимися
Увидеть процесс восприятия текста хорошо помогает проводимый учащимися анализ речевого сообщения. Для анализа избираются как образцовые, так и ученические тексты, и этот разный по качеству материал делает восприятие разнообразнее и разностороннее. Вместе с тем анализ текста не может дать зеркальной картины ученического восприятия, так как восприятие текста – процесс сравнительно кратковременный, первичный, в то время как анализ текста - процесс довольно длительных, специально направленных размышлений.
При организации работы с текстом на уроках русского языка в качестве основ использую «Программу комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания)», составленную Т.М. Пахновой:
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).
4. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.
5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте?
6. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.
7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?
8. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.
9. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово?
10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
Центральным вопросом анализа текста является вопрос «почему?» Он требует объяснения мотивов в использовании именно этих фактических сведений, именно такой их трактовки, именно такого использования языковых средств.
Анализ текста, проводимый систематически, способствует:
1) более глубокому пониманию содержания, структуры, идеи текста и техники его создания;
2) скорости в понимании текста, т.е. воспитанию высокой культуры слушания и чтения;
3) развитию логического мышления;
4) практическому освоению языка в различных условиях его применения, в том числе и при анализе ученического текста, нуждающегося в редактировании.
Если же аналитическую работу над текстом вести в системе, мотивируя действия автора в отборе и расположении материала, в выборе и использовании языковых средств и делая это доступно, умело, не субъективно, то ученики без какой-либо перегрузки приобретают начальные навыки системного анализа текста и, следовательно, привычку видеть текст объёмно, разнопланово.
Круг сообщаемых сведений очерчивается такими понятиями, как типы речи, текст и его особенности, подчинённость всех его компонентов теме, идее, общей задаче высказывания.
Так постепенно, от занятия к занятию, выявляются возрастные возможности и особенности школьников в восприятии различных сторон текста. Можно увидеть, какие из этих сторон доступны детям, чего ученики не замечают, к чему остаются равнодушными. Со временем определяется довольно полная картина того, как у детей год от года расширяется «текстовой» кругозор, как формируется навык понимания текста – специфической совокупности множества языковых средств для передачи смыслового единства.
В том случае, когда в начальной школе понятию текста внимания не уделялось, возможности учащихся пятого класса воспринимать высказывание не отличаются системностью и во многом напоминают ту картину, которая характерна для первоклассников.
Если же в начальных классах работа над текстом и его анализом проводилась регулярно, пятиклассники с первых дней занятий довольно свободно анализируют текст и дают ему в основном правильную характеристику. При этом анализ текста может составлять связное высказывание, а не только серию ответов на вопросы учителя.
В своих суждениях о тексте ученики пятого класса говорят о том, интересен ли текст, понятен ли он, поучителен ли, закончен ли, грамотен ли язык. В большинстве своём ученики указывают тему, пытаются сформулировать идею. Следовательно, у школьников пятого года обучения взгляд на текст приобретает всё более разносторонний характер.
Заметно меняется у учащихся в 5 классе отношение к объёму использованного материала: объём материала определяется ими в связи с требованиями темы и идеи. Ученики указывают на недостаток материала, без которого трудно понять ситуацию, полно и ясно увидеть предмет речи, понять причину и следствие, представить красоту картины. Замечания о недостатке материала в устных сочинениях учащихся также опираются на требования темы и идеи.
Реже звучат замечания об избытке содержания, и это, видимо, потому, что ученические тексты чаще страдают недостаточностью материала, нежели избыточностью.
Менее всего дополнений к текстам-рассуждениям. Этот тип речи освоен ещё недостаточно, и учащимся пока трудно увидеть недостающие аргументы и сформулировать их.
Осмысленное отношение детей к объёму материала хорошо показывает, что понятие темы для учащихся пятого класса – в основном уже сложившееся понятие. Удаётся им и сформулировать тему, если она близка их жизненному опыту или отражена в заглавии текста.
Легко опознают ученики тип речи и могут указать в повествовании элементы описания, а в описании элементы повествования. К концу года не затрудняет детей узнавание текста-рассуждения. Однако понимание слова рассказ как термина, обозначающего один из жанров повествования, остаётся неизменно равнозначным понятию «текст»: « Мы прочитали описание. В этом рассказе...»
При соответствующей обучающей работе у пятиклассников надёжно складывается необходимость определять идею текста, и если идея очевидна, открыто заявлена, не требует напряжённой аналитической работы, то обнаруживается легко и довольно легко формулируется.
Особо следует сказать о восприятии текста-рассуждения. Чёткость его организации, выделенный тезис, целеустремлённость автора в доказательствах и вывод облегчают его восприятие. Ученики обычно без затруднения находят тезис, вступление, вывод. Если по каким-либо причинам вывод отсутствует, ученики могут создать его сами.
Изобразительно – выразительные средства не проходят мимо поля зрения пятиклассников. В этом сказывается первичность, свежесть восприятия, радость приобщения к взрослой речи. Ученики пятого класса к концу учебного года воспринимают текст довольно многогранно: они обращают внимание на полноту и достоверность содержания, понимают тему и идею, обращают внимание на структуру (начало и конец текста, последовательность подачи материала), на наличие или отсутствие изобразительно-выразительных средств. Подходы к анализу у ребят ещё довольно поверхностны, порой случайны, малодоказательны. Трудно складывается монолог, не все стороны бывают им охвачены, оценки нередко субъективны. Но уже в самих этих недостатках чувствуется, как они стремятся глубже проникнуть в текст, как постепенно у них накапливается осознанный опыт.
Ученики шестого класса, по сравнению с пятиклассниками, заметно полнее и более цельно воспринимают текст, хотя в этом восприятии ещё много субъективных впечатлений и оценок. Аналитическое отношение к тексту ещё только складывается, система доказательств во время комментирования лишь намечается, мало приводится иллюстраций для выдвинутых положений, многие из которых остаются неразвёрнутыми.
Но уже вместо отдельных суждений, единичных ответов шестиклассники с пониманием стремятся к всесторонней характеристике текста, к монологическим высказываниям о нём. Учащиеся шестых классов говорят о том, понравился ли им текст, интересен ли он, понятен ли, и мотивируют свою оценку. В суждениях о тексте отмечается устойчивое внимание к идее, стремление рассматривать высказывание под углом зрения утверждаемой идеи. Понятие темы для шестиклассников уже стало привычным, и оно связано прежде всего с заглавием текста. Несовпадение заглавия с содержанием текста, с его темой не остаётся без замечаний. Обычно вслед за высказанным замечанием ученики предлагают свой вариант заглавия, в котором, с их точки зрения, отражается тема.
Ориентируясь на тему, ученики не всегда чётко отграничивают её от идеи текста. Понятие темы у них во многом сливается с понятием идеи. Такое представление о теме и идее затрудняет учащихся в точном определении того и другого при анализе конкретного текста. Нередки случаи, когда что-то одно надёжно заслоняет другое.
Внимание к типу речи находит свое продолжение во внимании к структуре текста. Учащиеся шестого класса следят за последовательностью действий, расположением материала, легко выделяют в описаниях признаки, в рассуждении - аргументы, отмечают уместность начальных и завершающих предложений. Заметно меняется отношение к языку текста. Расширяется внимание и интерес к нему.
Таким образом, общая сфера восприятия текста у школьников шестого класса стала значительно шире, перспективнее, более ёмкой. Но осмысление этого восприятия во многом ещё не находит надлежащей формы, и в суждениях и оценках учащихся, наряду с полноценными предложениями, оборотами, точными словами, иногда останавливающими глубиной понимания, изяществом восприятия, встречаются неумелые предложения, неловкие сочетания, стилистически неравноценные объединения.
Восприятие текста семиклассниками отличается возросшей сознательностью, подготовленностью, заметной зрелостью. Знание теоретических основ связной речи помогает учащимся иметь план восприятия текста в зависимости от его типа, стиля и жанра. Учащиеся полагаются не только на эмоции, которые пробуждает в них текст, они ведут аналитическую работу, стараясь глубже понять смысл текста и мотивы его создания именно в этой форме.
Ученики седьмого класса уже привычно воспринимают тему и идею как необходимые категории текста. Однако тема не вызывает у учащихся заметного желания определить её словесно. Практическая значимость этой работы для них не является острой необходимостью, тема существует как бы сама собой и не указывает дальнейших путей к анализу текста. Другое дело -идея. Надобность её осознания и формулирования признаётся учащимися безусловной. Воспринимая текст, ученики стремятся всё его содержание и структуру спроецировать на смысл текста, увидеть существующие связи. Это стремление уже сформировано, определено предыдущими занятиями. Обязательность выявления идеи, её раскрытия при системной работе над текстом к седьмому классу складывается у большинства учащихся.
Нередко ученический анализ текста начинается именно с указания на идею, чтобы в дальнейшем подтверждать различными фактами правильность этой точки зрения, уточнять и расширять её.
Тип речи семиклассники воспринимают в большей мере безошибочно, если его признаки проступают достаточно чётко. Восприятие языковых средств у семиклассников становится обострённым до придирчивости. В речи своих товарищей они отмечают различные неточности. Употребление языковых средств ученики седьмого класса осознанно связывают с идейным содержанием текста. По-прежнему учащимся нравится выразительная лексика и те слова, которые в речи школьников употребляются редко: зеркальная вода, раннее утро, крошечные листочки; острым, пронизывающим взглядом. В текстах товарищей семиклассники отмечают использование сложных предложений, что приближает их к речи взрослых. Усложнённая синтаксическая структура текста, однако, привлекает учащихся именно «взрослостью», а не возможностями передавать мысль более точно. По крайней мере, этот мотив в их объяснениях не возникает, а сам процесс усложнения речи идёт в значительной степени стихийно.
По итогам года у семиклассников заметно стремление воспринимать текст всесторонне, профессионально, на основе полученных сведений о нем, его признаках и особенностях.
Технология опыта
В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся можно использовать:
анализ лингвистического текста;
лингвистический анализ художественного текста;
лексический анализ текста;
типологический анализ;
стилистический анализ текста;
комплексный анализ текста.
Работа с лингвистическим текстом
Чтобы добиться успеха в работе с лингвистическим текстом, необходимо целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки. Ученики должны:
понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
осознавать содержание текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу, предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия;
заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста;
использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).
Обучающая значимость лингвистического анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность художественного текста, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку, гордость за него.
Работа с художественным текстом.
Параллельно с развитием навыков чтения - понимания научной информации - идёт работа с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. На уроках уместно использование разных видов работы с текстом:
нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы;
восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов;
выделение в тексте опорных слов; составление планов (картинного, словесного);
наложение готового плана на текст;
определение темы текста;
определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи);
озаглавливание;
анализ авторского заголовка;
сравнение разных планов к одному тексту;
выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки);
сочинение по данному тексту;
дописывание концовки текста;
сочинение по опорным словам;
составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.
Цель работы с текстом – научить обучающихся чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка. Важно научить школьников правилам, технологии построения текста на примере классической литературы. Классический текст – единое целое, где каждый элемент его на месте. Для комплексного анализа подбираются тексты таких авторов, у которых есть чему поучиться. На занятиях обучающиеся работают с текстами выдающихся мастеров слова. Исследование художественных текстов предполагает работу с различной справочной литературой, Интернетом.
Изучая текст, дети должны обогащать свой культурный багаж, формировать собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствовать нравственное чувство. Анализируя текст, обучающиеся воспринимают язык как единое целое, у них развивается орфографическая и пунктуационная зоркость, мобилизуются теоретические знания по языку.
Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определенными качествами. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чем говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено. Способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения. Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру.
Если текст на уроке русского языка создает развивающую речевую среду, способную приобщать читающих к национальной культуре, то значимым в тексте и в том, как организована работа с ним, становится абсолютно все. Например, нельзя давать задание, связанное с выразительным чтением, если предлагается текст с пропущенными буквами или без знаков препинания. В процессе работы с текстом ученик должен ощутить гармонию смысла, содержания и графического облика текста. Именно в этом случае усиливается эстетическое воздействие текста как явления культуры. На уроках русского языка необходимо работать с разными по характеру и «исполнению» текстами: и прозаическими, и стихотворными. Именно внимание к языку художественных произведений – как раз то, что помогает воспитать у детей любовь к слову, передать им красоту и гармонию языковой системы и тем самым пробудить интерес к изучению языка.
Говоря о критериях отбора текстов культуроведческой направленности, необходимо для работы использовать тексты разных стилей. Особенно важна работа с публицистическими текстами: они служат для учеников образцом того, как при анализе произведений искусства (музыки, живописи, литературы) можно выражать не только мысли, но и чувства. Они дают ученику возможность проявить себя при этом как личность, наделенную даром не только видеть, понимать, чувствовать, но и с помощью слова по-своему это восприятие выразить.
Интересной для учащихся является работа по членению текста на предложения (отработка такого категориального признака, как членимость). Для этого предлагаются:
тексты без точек и заглавных букв;
упражнения на выделение в тексте абзацев;
монтаж текста из данных отдельных предложений;
упражнения на нахождение средств межфразовой связи в данном тексте;
выбор необходимых языковых средств для связи частей данного текста;
упражнения на осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно созданном текстовом фрагменте;
упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком;
упражнения на определение функционально - смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение);
упражнения, раскрывающие особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения.
Все эти виды упражнений помогают выработать у школьников умения реализовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, адресность, завершённость.
Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Пристальное внимание необходимо уделять и развитию навыков говорения. В этих целях учебник предусматривает широкий материал – это и эпиграфы к разделам и темам, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам деятельности – языковому анализу, размышлению на лингвистические темы.
Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязи восприятия и воспроизведения высказывания, обусловленных ситуацией общения. Созданная на уроке речевая среда становится стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов. В этой деятельности формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний.
Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органичного единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся?
Тексты, используемые на уроках русского языка, имеют ряд особенностей:
в ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка;
в тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста;
представлены некоторые виды разборов;
тексты являются образцовыми в идейно - тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка;
тексты имеют пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе работы.
Таким образом, система работы с лингвистическим и художественным текстами на уроках русского языка необходима, так как она обеспечивает качественную подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Приложение №1
Комплексный анализ текста. 5 класс
Муравей и голубка.
Муравей спустился к руч..ю, захотел напит(?)ся. Волна захле(сн, стн)ула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела – муравей тонет(?) и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник ра(с,сс)тавил сеть на голу(б,п)ку и хотел захлопнуть. Муравей по(т,д)полз, к охотнику (?) и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голу(б,п)ка в(з.с)порхнула (?) и улетела.
(Л.Н. Толстой)
Задания к тексту.
Прочитайте текст выразительно, то есть с паузами и смысловыми ударениями на отдельных словах, соблюдая нормы произношения. Можно ли данный текст озаглавить иначе – «Долг платежом красен»? Докажите.
Определите его стиль и тип речи.
Определите главную мысль текста.
Выпишите и сгруппируйте из текста слова на следующие
орфограммы:
Правописание безударной проверяемой гласной;
Слова с орфограммами согласных в корне
Правописание Ь в словах
Правописание приставок в русском языке
Подберите синонимы к словам: захлестнула, охнул.
Приложение № 2
Комплексный анализ текста. 6 класс
По тёплому морю проплыва..т корабль. Вдруг моряки видят впереди странный остров (голубовато) зелёного цвета. Этот остров (не) обозначается на картах! Сразу по радио передаёт..ся срочное сообщение На морском пути заметили айсберг!
Айсберг огромная плавучая ледян..ая гора. Моряки знают с давних пор, что встреча с таким островом может обернут..ся (корабле)крушением. А пр..плывают эти ледя..ые острова из Антарктиды. Медленно сполза..т лёд с береговых склонов и с грохотом обламыва..тся. Взлетают вверх фонтаны брызг, вздымают..ся волны. Это ещё один айсберг отправляет..ся в плавание.
(Из книги «Почемучка»)
Задания к тексту
Определить тему и основную мысль текста.
Озаглавить текст.
Выписать глаголы с пропущенными орфограммами, объяснить написание.
Выписать сложные существительные и прилагательные, объяснить написание.
Списать 4 и 5 предложения, объяснив и поставив знаки препинания.
Определить вид и переходность глаголов.
Найти глагол по его морфологическим признакам:
А) несовершенный вид, переходный, 2 спряжения, в настоящем времени, 3 лица, множественного числа.
Б) совершенный вид, переходный, 2 спряжения, в прошедшем времени, множественного числа.
8. Разобрать по составу слова: заметили, плавание.
9. Произвести морфологический разбор слова (по) тёплому.
Приложение № 3
Комплексный анализ текста. 7 класс.
1. Вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Раскрой скобки:
(1) Бывает, поздней осенью вернётся лето и зацепит уходящ… осень огне…ым хвостиком. (2) И осень раста…т, разнеж…тся и пр..тихн..т. (3) И тогда лес запахн..т прощальным ар..матом палой листвы рубиновыми плодами шиповника и янтарём барбариса белым грибом (н..)кем (не)тронутым уже разваливш..мся пропита…ым водой но всё ещё паху…м напоминающ…м о прошлых погодах; и потеч…т по лесу улыбч…вый добрый дух от сосны к берёзе, от берёзы к дубу а тот ответит могуч…ми запахами силы крепости и вечности.
(4) В запахах леса есть что(то) вечное и (не)истребимое, особо ощутимое в последние дни уходящ…й осени; она уже освободилась от нудных дождей злючих наскоков зазимья: всё ушло всё в прошлом. (5) И будто осень засыпая видит сон о лете а нам показывает свои божестве….ые видения во всём величии… одухотворё…ой красоты и в животворящ…х ар…матах земли. (6) Благо тому кто сумел впитать всё это с детства и пронёс через жизнь(не)расплёскивая н… капли дарова….ого природой сосуда спасения души!
(Г. Троепольский)
2. Смысловой тип данного текста – это:
А) повествование
Б) описание
В) рассуждение
3. Текст относится к следующему стилю:
А) официально-деловому
Б) публицистическому
В) научному
Г) художественному
4. Какое сочетание слов служит грамматической основой в 1 предложении?
А) вернётся лето
Б) захватит осень
В) вернётся лето и захватит
5. Среди 1-4 предложений найди предложение, которое связано с предыдущим с помощью повтора слов и союза. Укажи номер.___
6. Какие из указанных средств выразительности использованы в тексте?
а) метафора г) эпитет
б) сравнение д) олицетворение
Выпиши по 1-2 примера
а)___________ в) _____________
б) ___________ г)_____________
7. Напиши сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему «Осенью в лесу».
Приложение № 4
Комплексный анализ текста. 8 класс.
Искусство живописи пр..шло на Русь из Византии (в) месте с христианской религией. Первые иконы были пр..везен..ы готовыми. Это бес.порно. В числе их икона «Владимирская Божья матерь» хранящаяся ныне в Третьяковской галере.. . Писал ее, по преданию или по л..генде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону пр..везли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Пр..везен..ые иконы можно было размножить для все новых и новых церквей развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для п..сания фресок. Ж..сткая, суровая, аскетическая м..нера письма постепен..о см..гчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. (В) место сухого канона и догмы появилось живое чу..ство (не) посредствен..ости, первородство восприятия, радость открытия, торжество умения. После Куликовской битвы к этому присоединилось так (же) могуч.. чу..ство самос..знания.
(По В. Солоухину)
Задания к тексту
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Тема текста.
4. Основная мысль текста.
5. Стиль текста (докажите свое мнение).
6. Тип текста (докажите свое мнение).
7. Расставьте всего два недостающих знака препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Произведите фонетический разбор слова ее;
9. Определите лексическое значение слов: фреска, аскетический.
10. Докажите, являются ли слова догма и канон синонимами.
Определите лексическое значение данных слов.
11. Выпишите из текста слова с приставкой при -, объясните условие
выбора данной орфограммы.
12. Найдите в тексте краткое причастие и произведите его морфологический разбор.
13. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2; 2 и 3; 3 и 4
14. Подчеркните в тексте несогласованные определения и приложения как
члены предложения.
15.Выпишите из текста последнее предложение и сделайте его
синтаксический разбор.
Приложение № 5
Комплексный анализ текста. 9 класс.
В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубовка Березовка. Тут все ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять задаваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..) когда селом правил барин Орлов. С возр.стом инт..рес к такого рода исследованиям (не) проп..дает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всем что к.салось села. Я обнаружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) удалось док..паться. Иногда (не) надо много усилий что (бы) докопаться до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. скопилось много любопытных названий.
(По В. Пескову.)
Задания к тексту
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Тема текста
4. Основная мысль текста
5. Стиль текста (докажите свое мнение).
6. Тип текста (докажите свое мнение).
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.
9. Произведите фонетический разбор слова конечно.
10. Найдите в тексте 2—3 многозначных слова. В каких значениях они
употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова
выступают в других значениях.
11. Произведите морфологический разбор слова Орлово.
12. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2; 2 и 3
13. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.
14. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с при даточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их.
15. Кратко расскажите о том, что вам известно о тайне названия своего города (села).
Литература:
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
2. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
3. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ. – 1993, №3. – С.31-38.
4. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
5. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.