2. Проверка готовности рабочих мест Задача: Подготовка необходимых инструментов к работе | – Проверьте вашу готовность к уроку. Проверяем глазками, все ли у вас есть на столе. Для этого надо отгадать следующие загадки: 1 загадка: Два конца, два кольца. Посредине — гвоздик. (Ножницы) 2 загадка: Ты закрой меня скорей, Ведь я очень липкий...(Клей) 3 загадка: Вдруг на нём в конце урока появились волны, море. Пять медуз, два осьминога, лодка в голубом просторе. А с утра был бел и чист Ваш «мольберт» – альбомный ... (лист) 4 загадка: Разноцветные листы, вырезай и клей их ты. Аппликации, картинки, серебристые снежинки. Можешь сотворить и флаги из листов ... (цветной бумаги) – У вас на столах должны лежать: лист белой бумаги, листы цветной бумаги, ножницы, клей. | Отвечают на вопросы учителя, | Регулятивные: оценивают ответы одноклассников. Познавательные: отгадывают загадки Логические: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: слушают и слышать одноклассников, высказывают собственное мнение. |
3. Актуализация знаний. Введение в тему урока Устный счет | - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. В один урок у нас объединились сразу три урока. Это урок математики, окр. мира и технологии. - А тему урока мы с вами не знаем. Для того, чтобы ее узнать, вы будете выполнять задание в парах. Задание написано на листочке. Прочитайте его. - Что нужно сначала сделать? - А потом? - Что значит «в порядке убывания»? 6+4= Т 1+6= Г 10-1= А 9-5= А 8-5 = М 5+3= Н 4+2 = Р - Проверим. - Что вы можете сказать об ответах в этих выражениях? - Какое слово получилось? - Верно. Танграм – это тема нашего урока. Слышали вы когда-нибудь это слово? - Что означает слово «головоломка»? - Давайте посмотрим в словаре. -Как думаете, чем мы на уроке будем заниматься? | Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке убывания. Сосчитать. Расположить в порядке убывания. От большого числа до маленького. Числа | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 4 | 3 | Буквы | Т | А | Н | Г | Р | А | М | Танграм Это головоломка. Это непростая задача, для решения которой требуется сообразительность, а не специальные знания Узнаем значение слова танграм, попробуем сложить фигуру | Регулятивные: оценивают ответы одноклассников. Познавательные: отгадывают загадки Логические: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: слушают и слышать одноклассников, высказывают собственное мнение. Личностные: развивать у учащихся мотивационно-ценностное отношение к учению. |
4. Изучение нового материала | 1)- Слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складываются определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. - Существует несколько легенд о создании головоломки. Сегодня я вам расскажу одну из них. Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику нравилось целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов: математика, художника, философа (мыслителя). Он повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру. - Ребята, скажите мне, пожалуйста, где была изобретена игра? - Для кого? Физкультминутка (музыкальная) 2)Работа с танграмом - Для того, чтобы собрать нам фигуру, что нужно сделать? - Повторим правила работы с ножницами . Правила техники безопасности – Какие правила безопасной работы надо соблюдать при работе с ножницами? - Разрежьте квадрат на таны. - Сколько всего геометрических фигур получилось? - На какие две группы можно разделить фигуры - Еще можно разделить на группы? - Сколько больших треугольников? - Средних? - Маленьких? - На какие группы можно разделить четырехугольники? - Найдите один квадрат. Второй называется параллелограмм. 3)Игра «Сложи фигуру» - Поупражняемся в складывании фигурок. Из двух больших (маленьких) треугольников получите квадрат, параллелограмм, большой треугольник. - Какой вывод можно сделать? - Итак, складывая фигуры по-разному, мы получаем новые контуры. - На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется, это сложить из деталей фигуру. Однако, задача только кажется легкой. У каждой игры есть свои правила. Прочитайте их. - Из этих танов мы с вами сделаем много силуэтных фигур животных. Сегодня мы будем составлять с вами первую фигурку, а какую, вы узнаете, отгадав загадку. – Для того чтобы узнать тему нашего урока, надо отгадать еще одну загадку. Отгадку можете назвать хором: У большой и мягкой кочки, Под зелененьким листочком Притаилась попрыгушка Пучеглазая … – Конечно, лягушка. (Слайд 2) – Какую лягушку, мы будем делать на уроке, вы узнаете чуть позже. А сейчас, давайте немного поговорим о лягушках. Что вы знаете о лягушках? (Ответы детей) – Как зовут детеныша лягушки? (Лягушонок). – Где начинает свою жизнь лягушонок? (В воде) – Как появляются они на свет? (Откладывают икру, появляются головастики, превращаются в лягушат) (Слайды 3,4) – Чем лягушки питаются? (Комарами, мухами, стрекозами, пауками, … ) – А как эти животные называются одним словом? (Насекомые) – Почему их так называют? (У них на теле есть различные насечки – это полоски на теле. Отсюда и название отряда животных – насекомые) – Кто знает, как лягушка охотится за насекомыми? (Языком) (Слайд 5) Сообщение учителя: Лягушки еще питаются улитками. А улитки относятся к моллюскам. А также лягушки способны питаться мальками рыб – детенышами рыб. Крупные лягушки могут лакомиться птенцами птиц, молодыми змеями. Чаще всего ужатами. – А кто питается лягушками? (Ответы детей) Лягушками питаются болотные, озерные птицы, хищные рыбы, млекопитающие. Млекопитающие – это животные, питающиеся молоком. К озерным млекопитающим относятся: бобры, выдры. Вывод – Кто может сделать вывод из всего сказанного? (Лягушки – удивительные животные. Они земноводные. Могут жить и в воде, и на суше. Рождаются в воде). Сообщение ученика: У лягушек очень интересный язык: длинный и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо нее насекомое, она выбрасывает язык вперед, жертва прилипает к нему и лягушка быстро проглатывает эту прилипшую добычу. (Слайд 6) Распространенный вид лягушек – зеленый вид. (Слайд 7) – Ребята, как вы думаете, лягушки нужны природе? (Они уничтожают насекомых вредителей). Физминутка Отрывок из мультфильма – Сегодня мы создадим вот такую зеленую певицу и в конце урока споем вместе с ней веселую песенку. 4. Изучение нового материала Анализ образца – Ребята, из чего сделана лягушка? (Из танов) – Какие принадлежности вам понадобятся? (Клей, альбомный лист) – Как вы думаете, как расположим танграм? Сколько частей- танов? – Какое главное правило для успешного выполнения работы должно выполняться на уроке? (Главное правило – работай дружно!) 5. Практическая работа Пока вы наклеиваете танграм, послушайте весеннее пение лягушек – А теперь давайте мы украсим свою лягушку.–Как можно украсить свою лягушку? (Дорисовать корону, стрелу, бабочку, цветок, воздушный шарик, сумочку) (Слайд 15) 6. Итог урока – Понравилась вам своя работа? Как вы себя оцените? (Оценка по волшебной линейке) Лягушка готова, теперь можно и песенку спеть. – О чем наша песня? (О веселых лягушатах) Поем песню и танцуем около своей парты. (Приложение 4) Уборка рабочих мест. (Слайд 17) | В Китае Для сына императора Разрезать на фигуры, таны Работай ножницами только на своем рабочем месте. Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперед. Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу. 7 По форме: четырехугольники и треугольники. По размеру: большие, средние, маленькие. 2 3 2 Квадраты и неквадраты. Из двух фигур можно получить знакомую фигуру, но уже другую (было два треугольника – получили квадрат, сложили по-другому – параллелограмм или еще больший треугольник. 1.В каждую собранную фигуру должны входить все 7 элементов. 2.При составлении фигур таны не должны налегать друг на друга. 3.Таны должны примыкать один к другому. 4.Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника. не отвлекаться во время работы; работать осторожно, аккуратно; в рот ножницы не брать; концами вверх ножницы не держать; клей не оставлять открытым; рабочее место содержать в порядке. Танграм приклеивают в середину листа На озере две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались Полотенцем растирались Ножками топали Ручками хлопали Вправо, влево наклонились И обратно возвратились. Вот здоровья в чем секрет Всем друзьям физкультпривет! | Регулятивные: оценивают ответы одноклассников. Познавательные: отгадывают загадки Логические: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: слушают и слышать одноклассников, высказывают собственное мнение. Личностные: развивать у учащихся мотивационно-ценностное отношение к учению. |