Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 55 «Долина знаний» Советского района Волгограда»
(МОУ СШ № 55 «Долина знаний»)
Методическая разработка
Комплект интерактивных наглядных пособий
по географии материков и океанов
для 7 класса :
«Путешествие по материкам мира»
Составитель:
учитель географии и биологии
Худякова Марина Алексеевна
Волгоград
2024
Аннотация
Проблематика: на сегодняшний день существует множество наглядных пособий, которые информационный характер, содержащие большое количество фактов или наглядности. Они дают возможность работать с интерактивными картами и рисунками, но информация в них, чаще всего раздроблена на части, содержит много лишнего или наоборот не даёт сформировать полную картину об изучаемом объекте. Такие пособия имеют высокую стоимость, и очень часто просто недоступны для использования на уроках.
Актуальность: заключается в разработке и использовании интерактивных наглядных пособий, которые могут применятся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, использование способствует развитию географической и экологической грамотности, познавательной деятельности, формированию критического мышления и активной жизненной позиции.
Современное образование постоянно совершенствуется и модернизируется, эти изменения отражаются на содержании изучаемых предметов, в том числе и естесвенно-географической направленности, но изменяется не только содержание учебников, но и комплекс методических приемов. Географическое образование сегодня нацелено на активное включение учащихся в исследовательскую деятельность, решение проблем, приближенных к жизни, возможность использовать знания и навыки полученные при изучении других предметов, на уроках географии, реализуя тем самым интегрированный подход в обучении. Обучение с использованием интерактивных методов позволяет решить множество задач: развитие коммуникативных навыков, получение новой информации в доступном для понимания виде, позволяет развивать учебные и умения (постановка целей и задач, анализ источников информации), обеспечивает реализацию воспитательных задач (например, при работе в группе, дает не только возможность взаимодействия с другими, но и уважительного отношения к мнению соратников по команде.
Комплект интерактивных наглядных пособий по географии материков и океанов для 7 класса дает возможность его использования, не только в учебное время, но и при подготовке домашнего задания, когда учащийся находится вне школы. Информация и дополнительные источники (сайты, фильмы, задания), позволяют ребенку использовать данное пособие при подготовке рефератов, докладов, закреплении полученных знаний и навыков. Пособие содержит сведения о материках, позволяет заглянуть на страницы истории исследования материков, изучить рельеф и климатические условия этих территорий, увидеть своими глазами животных и растения далеких стран, заглянуть на страницы национальных природных парков мира и познакомиться с их работой, также здесь представлены задания различного уровня которые направлены на отработку навыков работы с картой и знание фактического материала. Работа с пособием не предусматривает установку дорогостоящих программ или приложений, достаточно обычного смартфона, что дает возможность использовать его не только в рамках урока, но и при подготовке к конкурсам, олимпиадам и экзаменам.
Цели: расширение использования интерактивных методов и приёмов на уроке, способствующих повышению уровня работы учащихся с информацию из различных источников, с использованием поисковой и элементов исследовательской деятельность, развития критического мышления, формирование ответственного отношение к природе, повышение мотивации к изучению географии.
Задачи:
Дополнить, систематизировать, обобщить знания о материках в рамках курса изучения географии «Материки, океаны, народы и страны»
Развить познавательный интерес учащихся к изучению физической географии и началам социально-экономической географии
Способствовать развитью исследовательской деятельности учащихся, навыков работе в группе.
Актуализировать знания в области экологической культуры, бережного отношения к природе и ресурсам.
Воспитывать чувство уважения к своей стране, другим государствам и народам.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, элементы исследовательской деятельности, дискуссия,
Рекомендуемый возраст обучающихся: 12-15 лет
Основная часть:
Комплект интерактивных наглядных пособий по географии материков и океанов для 7 класса: «Путешествие по материкам мира» содержит информацию для учащихся об основных материках: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Каждая брошюра содержит: основные сведения о географическом объекте, данные об исследователях, географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, растительном и животном мире, особо охраняемых природных территориях, населении, крупнейших странах и различные интересные факты, каждый раздел содержит QR-код, перейдя по которому учащийся может ознакомиться с дополнительной информацией по изучаемым объектам, посмотреть обучающие фильмы, выполнить интерактивные задания.
Интерактивные задания, составленные в различных вариациях: в виде тестовых вопросов, работы с картой, интерактивных игр, решения кроссвордов и работы с текстом. Они предназначены для закрепления пройденного материала, контроля знаний и развития пространственного мышления. После выполнения теста система проводит оценку выполнения, определяя ее как «сдал».
Данный комплект окажет неоценимую помощь не только учащимся, но и педагогам, он направлен на сокращение времени по подготовке к занятиям, поиску большого количества дополнительного материала и необходимой наглядности, не приводя к большим материальным и техническим затратам. Пособие является абсолютно универсальным и может использоваться как дополнение к различными учебном-методическими комплектами.
Педагогические технологии:
Технология проблемного обучения- обучение учащихся способами разрешения учебно-воспитательных проблем и задач.
Технология проектного обучения – индивидуальный подход и возможности выполнения качественной проектной деятельности.
Технология интерактивного обучения – применение различных методик в процессе обучения
Ожидаемый результаты:
Предметные.
У учащихся в процессе обучения будут сформированы представления о материки, что способствует развитию навыков работы в описывании закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира, связанные с данной тематикой. Данная методическая разработка поможет лучше выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации.
Межпредметные.
Использование комплекта интерактивных наглядных пособий по географии материков и океанов для 7 класса: «Путешествие по материкам мира» на целено на характеристику существенных признаков географических объектов, процессов и явлений; устанавливание классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; выявление закономерностей и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; выявление дефицита географической информации, данных, необходимых для решения поставленных учебных задач;
Воспитательные:
Методическая разработка в воспитательном плане направлена на проявление интереса к познанию природы, населения, России, своего края, народов России; ценностное отношение к своей Родине, ориентирована на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды
Заключение
В современном мире, учитывая последние тенденции в обучении формировании к компетенции учащихся постоянно изменяется. Главной задачей учителя становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог формирует среду, в которой появляется возможность работы с каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных способностей, определенных умений. Использование интерактивных пособий способствует развитию коммуникативных навыков, при работе с другими участниками образовательного процесса, развитию навыков исследовательской деятельности, работы с различными типами материалов, а также умению синтезировать, обобщать и анализировать полученные данные, формируя эти базовые компетенции мы в результате получаем человека способного решать фактические задачи и применять полученные знания и умения, для достижения необходимых целей.
Список литературы
Дронов, В.П. –География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. М.: Просвещение, 2011.
Душина, И.В. – Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. – М.: Астрель, 2002.
Летягин, А.А. – Современный кабинет географии: метод. пособие /А.А. Летягин. – М.: Дрофа, 2009.
Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
Методика обучения географии в школе: Учебное пособие для студентов географических специальностей высших педагогических учебных заведений и учителей географии / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997.
Андреева, В.Н. Предметная неделя географии в школе / В.Н. Андреева. - М.: Феникс, 2019.
Конкурсные уроки географии. 5-11 классы. Методическое пособие КНИГА+ДИСК. - Москва: Мир, 2015
Снигирев, Валерий Анатольевич Игры на уроках географии. Методическое пособие / Снигирев Валерий Анатольевич. - М.: Владос, 2015.
Федорова, В. А. Раздаточные материалы по географии. 8-9 классы / В.А. Федорова. - М.: Дрофа, 2017
Болотникова, Н. В. Рабочие программы по географии. 8-9 классы / Н.В. Болотникова. - Москва: «Русское слово — учебник», 2020.
Интернет ресурсы
https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа
https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo УЧИ.РУ (образовательный портал на базе интерактивно платформы для обучения детей)
https://geo-oge.sdamgia.ru/ образовательный портал для подготовки к экзаменам и ВПР
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/7/
Интерактивные уроки по географии для 1–9 классов https://education.yandex.ru/geo/lessons/
ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program-7-klass
Internetурок https://interneturok.ru/subject/geografy/class/7
Инфоурок. Видеоуроки и презентации https://iu.ru/video-lessons?utm_source=infourok&utm_medium=videouroki&utm_campaign=redirect&predmet=geografiya&klass=7_klass&nazvanie
Яндекс. Репетитор https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-7/geografiya/
videouroki.net Видеоуроки по географии 7 класс https://videouroki.net/video/geografiya/7-class/
Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com
Презентации к урокам https://www.geomania.net/7-class/
LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений https://learningapps.org/
Русское географическое общество - Официальный сайтhttps://rgo.ru/
РУВИКИ — новая российская интернет-энциклопедия https://ru.ruwiki.ru/wiki/