СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Комплект
контрольно-измерительных материалов
ОДБ.07 Физика
по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»
Комплект
контрольно-измерительных материалов
ОДБ.07 Физика
по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
Б. Болдино, 2023 год
Разработчик:
ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум» | Преподаватель | Е.А. Ямушева |
| | |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
Рассмотрен
На заседании Ц(П)К ОУД и профессионального обучения
Протокол № _ от «__»________202_г.
I. Паспорт комплекта контрольно - измерительных материалов ………………...4
1.1. Область применения ……………………………………………………………4
1.2. Система контроля и оценки освоения программы программы ОДБ.07 Физика ........................................................................................................................4
1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы ОДБ.07 Физика... 11
2 Комплект материалов для оценки результатов обучения по дисциплине
ОДБ.07 Физика …………………………………………………………………….12
2.1 Перечень вопросов для дифференцированного зачета по ОДБ.07Физика .. 13
2.2 Пакет преподавателя …………………………………………………………..17
2.3 Тестовый материал…………………………………………………...………..18
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения общеобразовательной дисциплины ОДБ.07 Физика по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (Профессионалитет).
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплиныОсваиваемые результаты обучения общие:
В части трудового воспитания:
-готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
-готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
-интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
-самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
-устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
-определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
-выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
-вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
-развивать креативное мышление при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
-анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
-уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
-уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
-выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
способность их использования в познавательной и социальной практике.
В области ценности научного познания:
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
-осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
-Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
-владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
В области духовно-нравственного воспитания:
-сформированность нравственного сознания, этического поведения;
-способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
-осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
-ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация:
-самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
-составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
-давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
-эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
-готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
-принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
-осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей:
-принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
В области эстетического воспитания:
-эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке;
-способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
-убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение:
-осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
В области экологического воспитания:
-сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
-планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
-умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности на основе знаний по физике.
Осваиваемые результаты обучения дисциплинарные:
-сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку
рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов.
-уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач.
- владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний - овладеть (сформировать представления) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся).
- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы.
- уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность.
- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования.
Осваиваемые общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
OK 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
OK 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в коллективе и команде
OK 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Профессиональные компетенции осваиваются в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование при реализации профессионально-ориентированного содержания.
Осваиваемые личностные результаты:
1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма; ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских учёных в области физики и технике; 3) духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности учёного; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке; 5) трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни; 6) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; Расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике; 7) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
1.2 Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
Форма промежуточной аттестации при освоении ОДБ.07 Физика - дифференцированный зачет
1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы ОДБ.07 ФизикаФорма промежуточной аттестации при освоении ОДБ.07 Физика - дифференцированный зачет. Обучающиеся выполняют тестовое задание.
Физика и методы научного познания |
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. |
Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела. |
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. |
Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения. |
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. |
Работа силы тяжести и силы упругости. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. |
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. |
Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы |
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. |
Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. |
Второе начало термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы. |
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. |
Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела |
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. |
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов. |
Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов |
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. |
Параллельное и последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. |
Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. |
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. |
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников. |
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. |
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури. |
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. |
ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. |
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник. |
Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение |
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии. |
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Опыты Г.Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн. |
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное отражение. Линзы. |
Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы. |
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. |
Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений |
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики |
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. |
Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта |
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. |
Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. |
Солнечная система: планеты и малые тела. |
Система Земля—Луна. |
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной. |
Форма промежуточной аттестации при освоении ОДБ.07 Физика
- дифференцированный зачет.
Дифференцированный зачет проводится одновременно во всей группе.
Обучающиеся выполняют тестовое задание.
Условия
Дифференцированный зачет проводится одновременно со всеми обучающимися.
Критерии оценок
1. Выполнение задания
Блок А: 1 балл за каждый правильный ответ.
Блок Б: 2 балла за правильный ответ с пояснениями
или 1 балл за правильный ответ без пояснений.
Блок В: 3 балла за правильно оформленную и решенную задачу.
Максимальное количество баллов — 40 баллов
Оценка «5» 40- 36 баллов
Оценка «4» 35- 29 баллов
Оценка «3» 28- 21 баллов
Оценка «2» меньше 21 балла.
Время проведения дифференцированного зачета:
2 урока по 45 минут.
Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите правильный вариант ответа или дополните предложение или установите соответствие. В блоке В решите задачу, напишите ответ.
Эталон правильных ответов:
| 1 | 2 | 3 | 4 |
А1 | В | Г | В | В |
А2 | Б | Г | Г | Б |
А3 | А | В | Г | А |
А4 | В | В | Г | В |
А5 | Анизотропия | Изотропия | Поликристаллом | Монокристаллом |
А6 | А | Б | А | А |
А7 | А | А | А | А |
А8 | Б | В | В | В |
А9 | Г | Г | В | Г |
А10 | Б | А | Б | В |
А11 | А | А | А | В |
А12 | Б | Г | В | Г |
А13 | В | Г | А | А |
А14 | В | А | А | В |
А15 | Г | В | Г | В |
Б1 | А | А | В | А |
Б2 | А | Б | Б | Г |
Б3 | В | Г | Г | Б |
Б4 | 1-Г, 2-В, 3-Б. | 1-А, 2-Б, 3-Г. | 1-Б, 2-А, 3-В. | 1-Б, 2-В, 3-А. |
Б5 | 1-Г, 2-Б, 3-А. | 1-В, 2-А, 3-Г. | 1-Б, 2-В, 3-А. | 1-А, 2-Г, 3-В. |
В1 | 2,2•10-2 м | 4•10-4 м | 2,97•10-3 м | 800 кг/м3 |
В2 | 40% | 40% | 70% | 25% |
В3 | 0,2 мкКл | 0,47 м | 1012 | 5•10-3 м |
В4 | 2•10-5 Н | 600 Н/Кл | 1,8 кН/Кл | 4•104 Н/Кл; 4•10-5 Кл |
В5 | 0,1 Дж | 5нКл | 5мкФ | 10-2 Дж |
Тестовый материал
Дифференцированный зачет по физике
I – Вариант.
А1. В сосуде находится 0,5 моль водорода. Сколько примерно молекул водорода в сосуде?
А. 0,5•1023 Б. 1023 В. 3•1023 Г. 6•1023
А2. Опытным обоснованием существования промежутков между молекулами является…
А. броуновское движение Б. диффузия
В. испарение жидкости Г. наблюдение с помощью оптического микроскопа
А3. Жидкости трудно сжимаются. Причина трудной сжимаемости жидкости объясняется…
А. силами взаимодействия между молекулами. Б. движением молекул.
В. существованием молекул. Г. явлением диффузии.
А4. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории имеет вид…
1) P=1/3 m_0 n¯V2 2) P=m/VM RT 3) P=2/3 n¯E 4) P=F/S
А. 1 Б. 2 В.1 и 3 Г. 4
А5. Зависимость физических свойств от направления внутри кристалла…
А6. Если среднюю квадратичную скорость молекул увеличить в 3 раза (при n=const), то давление идеального газа увеличится в…
А. 9 раз Б. 3 раза В. 6 раз Г. не изменится
А7. Давление насыщенного пара при постоянном объеме с ростом температуры…
А. увеличивается Б. уменьшается
В. не изменяется Г. ответ неоднозначный
А8. Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул идеального газа при увеличении абсолютной температуры газа в 3 раза увеличится в…
А. 2 раза Б. 3 раза В. 9 раз Г. 6 раз
А9. Изменение внутренней энергии происходит
1. при совершении работы над телом без изменений его скорости
2. при осуществлении теплопередачи от тела
3. при изменении скорости движения тела
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 1 и 2
А10. По формуле "η=" (|Q_1 |-|Q_2 |)/(|Q_1 |) рассчитывается
А. количество теплоты Б. коэффициент полезного действия
В. работа Г. внутренняя энергия
А11. Как изменяется температура кипения воды в открытом сосуде при повышении атмосферного давления?
А. повышается Б. понижается
В. остается неизменной Г. может либо повыситься, либо понизиться
А12. Электрическое поле – это
А. физическая величина, характеризующая способность тел к электрическим взаимодействиям
Б. вид материи, главное свойство которого – действие на заряды с некоторой силой
В. физическая величина, характеризующая силу, действующую на заряд в данной точке
Г. физическая величина, характеризующая работу по перемещению заряда
А13. Водяная капля с электрическим зарядом +q соединилось с другой каплей, обладавшей зарядом –q. Каким стал электрический заряд образовавшейся капли?
А. -2q Б. –q В. 0 Г. +2q
А14. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух небольших заряженных шаров при увеличении заряда каждого из шаров в 2 раза, если расстояние между ними остается неизменной?
А. увеличится в 2 раза Б. уменьшится в 4 раза
В. увеличится в 4 раза Г. уменьшится в 2 раза
А15. Как изменится электроемкость конденсатора при удалении из него диэлектрика с диэлектрической проницаемостью ε = 2?
А. увеличится в 4 раза Б. увеличится в 2 раза
В. уменьшится в 4 раза Г. уменьшится в 2 раза
Б1. Определите величину работы, совершенной газом, при переходе из состояния 1 в состояние 2.
А. 2 кДж Б. 3 кДж
В. 1 кДж Г. 0,5 кДж
Б2. Какое направление имеет вектор напряженности в точке С электростатического поля двух одинаковых точечных электрических зарядов.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б3. Какое направление имеет вектор кулоновской силы, действующей на отрицательный точечный заряд помещенный в точку С предыдущего рисунка?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б4. Установите соответствие
Физическая величина Единица измерения (СИ)
1) А (работа) А) моль
2) V (объем) Б) кг/моль
3) М (молярная масса) В) м3
Г) Дж
Б5. Установите соответствие
Температура по шкале Абсолютная температура (Т, К)
Цельсия (t, oC) А) 0
1) 30 Б) 263
2) -10 В) 546
3) -273 Г) 303
В1. В спирт опущена трубка. Диаметр ее внутреннего канала равен 0,5 мм. На какую высоту поднимется спирт в трубке? Плотность спирта 800 кг/м3.
В2.Тепловая машина за цикл получает от нагревателя количество теплоты 100 Дж и отдает холодильнику 60 Дж. Чему равен КПД машины?
В3.Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1 Н. Расстояние между зарядами равно 6 м. Найти величину этих зарядов.
В4. Найти силу, действующую на заряд 10-7Кл в электрическом поле с напряженностью 2•102 Н/Кл.
В5. Найти энергию конденсатора емкостью 5 мкФ и напряжение на обкладках 200 В.
Дифференцированный зачет по физике
II – Вариант.
А1. В сосуде находится 2 моль гелия. Сколько примерно атомов гелия в сосуде?
А. 1023 Б. 2•1023 В. 6•1023 Г. 12•1023
А2. Опытным обоснованием непрерывного хаотического движения молекул является…
А. сжимаемость веществ Б. смачивание
В. наблюдения с помощью точного микроскопа. Г. диффузия.
А3. Дробимость твердых веществ является доказательством:
А. существования сил взаимодействия между молекулами. Б. движения молекул.
В. существования самих молекул. Г. броуновского движения.
А4. Состояние идеального газа описывается уравнением
1. PV= m/M RT 2. P=1/3 m_0 n¯V2
3. PV=νRT 4. P=2/3 n¯E
А. 1 Б. 2 В. 1 и 3 Г. 4
А5. У аморфных тел физические свойства одинаковы по всем направлениям. Это свойство называется…
А6. Если среднюю кинетическую энергию молекул увеличить в 3 раза, то давление идеального газа увеличится в
А. 9 раз Б. 3 раза В. 6 раз Г. 12 раз
А7. При нагревании идеального газа средняя кинетическая энергия теплового движения молекул увеличилось в 2 раза. При этом абсолютная температура газа увеличилась в
А. 2 раза Б. 3 раза В. 4 Раза Г. 1,5 раза
А8. Давление насыщенного пара при Т=const с увеличением объема
А. увеличивается Б. уменьшается
В. не изменяется Г. ответ неоднозначный
А9. Изменение внутренней энергии происходит
1) при изменении потенциальной энергии
2) при совершении телом работы
3) при осуществлении теплопередачи телу
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 2 и 3
А10. Формула работы при изотермическом расширении газа имеет вид
А. p(V2-V1) Б. P∆h В. pS Г. pS∆V
А11. Электрический заряд – это
А. физическая величина, характеризующая способность тел к электрическим взаимодействиям
Б. вид материи, главное свойство которого – действие на заряды с некоторой силой
В. физическая величина, характеризующая силу, действующую на заряд
Г. физическая величина, характеризующая работу по перемещению заряда
А12. Единица измерения напряженности является
А. фарада (Ф) Б. вольт (В) В. кулон (Кл) Г. ньютон/кулон (Н/Кл)
А13. Нейтральная водяная капля разделилась на две. Первая из них обладает электрическим зарядом +q. Каким зарядом обладает вторая капля?
А. +2q Б. +q В. 0 Г. –q
А14. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух небольших заряженных шаров при уменьшении заряда каждого из шаров в 2 раза, если расстояние между ними остается неизменным?
А. уменьшится в 4 раза Б. уменьшится в 2 раза
В. увеличится в 2 раза Г. увеличится в 4 раза
А15. Как изменится электроемкость воздушного конденсатора при уменьшении расстояния между пластинами в 2 раза?
А. уменьшится в 2 раза Б. уменьшится в 4 раза
В. увеличится в 2 раза Г. увеличится в 4 раза
Б1. Определите величину работы, совершенной газом, при переходе из состояния 1 в состояние 2.
А. 600 Дж Б. 900 Дж В. 400 Дж Г. 300 Дж
Б2. Какое направление имеет вектор напряженности в точке С электростатического поля двух одинаковых точечных электрических зарядов.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б3. Какое направление имеет вектор кулоновской силы, действующей на отрицательный точечный заряд помещенный в точку С предыдущего рисунка?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б4. Установите соответствие Единица измерения (СИ)
Физическая величина А) Дж (джоуль)
1) Q (количество теплоты) Б) м3 (метр3)
2) V (объем) В) Н (ньютон)
3) Т (абсолютная температура) Г) К (кельвин)
Б5. Установите соответствие Примеры
Физические понятия А) электризация янтаря при трении
1) физическая величина Б) электрометр
2) физическое явление В) электрический заряд
3) физический закон Г) электрический заряд всегда кратен
(закономерность) элементарному заряду
В1. Керосин поднялся по капиллярной трубке на 15•10-3 м. Определите радиус трубки, если коэффициент поверхностного натяжения керосина 24•10-3 Н/м, а его плотность 800 кг/м3.
В2. Оцените максимальное значение КПД которое может иметь тепловая машина с температурой нагревателя 227о С и температурой холодильника 27о С.
В3. На каком расстоянии друг от друга надо расположить два заряда по 5•10-6 Кл, чтобы в керосине сила взаимодействия между ними оказалась равной 0,5 Н? Диэлектрическая проницаемость керосина равна 2.
В4. Металлическому шару радиусом 30 см сообщен заряд 6 нКл. Определите напряженность электрического поля на поверхности шара. Изобразите графически линии напряженности поля на поверхности шара.
В5. Конденсатор имеет электроемкость 5 пФ. Какой заряд находится на каждой из его обкладок, если разность потенциалов между ними равна 1000 В?
Дифференцированный зачет по физике
III – Вариант.
А1. Масса газообразного гелия в сосуде равна 4 г. Сколько примерно атомов гелия находится в сосуде?
А. 1023 Б. 4•1023 В. 6•1023 Г. 12•1023
А2. Опытным обоснованием наличия сил взаимодействия между молекулами является…
А. диффузия Б. наблюдения с помощью оптического микроскопа
В. делимость веществ Г. смачивание
А3. Процесс распространения запахов в воздухе объясняется …
А. силами взаимодействия между молекулами. Б. движением молекул.
В. существованием молекул. Г. диффузией.
А4. Запись первого закона термодинамики имеет вид…
1. ∆U=3/2 m/M R∆T 2. ∆U=Q+A
3. Q=∆U+A‘ 4. U=3/2 m/M RT
А. 1 Б. 2 В. 4 Г. 2 и 3
А5. Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называют…
А6. Средняя квадратичная скорость теплового движения молекул идеального газа при увеличении абсолютной температуры газа в 4 раза увеличится в
А. 2 раза Б. 4 раза В. 6 раз Г. 16 раз
А7. При увеличении абсолютной температуры газа в 3 раза (при n=const) давление идеального газа увеличится в
А. 3 раза Б. 6 раз В. 9 раз Г. 12 раз
А8. Давление насыщенного пара при Т=const с уменьшением объема
А. увеличивается Б. уменьшается
В. не изменяется Г. ответ неоднозначный
А9. В отсутствии теплопередачи объем газа увеличился. При этом
А. температура газа уменьшилась, а внутренняя энергия не изменилась
Б. температура газа не изменилась, а внутренняя энергия увеличилась
В. температура и внутренняя энергия газа уменьшились
Г. температура и внутренняя энергия газа увеличились
А10. Обязательным признаком любого аморфного тела является свойство
А. анизотропности Б. изотропности
В. пластичности Г. твердости
А11. Выделяется или поглощается теплота при конденсации водяного пара?
А. выделяется
Б. поглощается
В. не выделяется и не поглощается
Г. процесс может идти как с выделением так и с поглощением теплоты
А12. Напряженность электрического поля – это
А. физическая величина, характеризующая способность тела к электрическим взаимодействиям
Б. вид материи, главное свойство которого – действие на заряды с некоторой силой
В. физическая величина, характеризующая силу, действующую на заряд
Г. физическая величина, характеризующая работу по перемещению заряда
А13. Нейтральная водяная капля соединилась с каплей обладавшей электрическим зарядом +2q. Каким стал электрический заряд образовавшейся капли?
А. +2q Б. +q В. 0 Г. -2q
А14. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух небольших заряженных шаров при увеличении заряда каждого из шаров в 3 раза, если расстояние между ними остается неизменным?
А. увеличится в 9 раз Б. увеличится в 3 раза
В. уменьшится в 3 раза Г. уменьшится в 9 раз
А15. Как изменится электроемкость воздушного конденсатора при увеличении площади пластин в 2 раза и одинаковом расстоянии между ними?
А. уменьшится в 2 раза Б. уменьшится в 4 раза
В. увеличится в 4 раза Г. увеличится в 2 раза
Б1.На рисунке показан переход газа из состояния 1 в состояние 2. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему при этом сообщено 400 Дж теплоты.
А. 600 Дж Б. 700 Дж В. 400 Дж Г. 1000 Дж
Б2. Какое направление имеет вектор напряженности в точке С электростатического поля двух одинаковых точечных электрических зарядов.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б3. Какое направление имеет вектор кулоновской силы, действующей на отрицательный точечный заряд помещенный в точку С предыдущего рисунка?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б4. Установите соответствие Единица измерения (СИ)
Физическая величина А. кг/м3 (килограмм/метр3)
1) ¯Е (средняя кинетическая энергия) Б. Дж (джоуль)
2) ρ (плотность вещества) В. Па (паскаль)
3) Е (модуль упругости Юнга) Г. Н (ньютон)
Б5. Установите соответствие
Температура по шкале Абсолютная температура (Т,К)
Цельсия (t, oC) А. 373
1) -173 Б. 100
2) 103 В. 376
3) 100 Г. 173
В1. Каким должен быть диаметр капиллярной трубки, чтобы вода поднималась в ней на 10-2 м?
В2. Оцените максимальное значение КПД, которое может иметь тепловая машина с температурой нагревателя 727 оС и температурой холодильника 27 оС.
В3. Два тела, имеющие равные отрицательные электрические заряды, отталкиваются в воздухе с силой 0,9 Н. Определить число избыточных электронов в каждом теле, если расстояние между зарядами 2 см.
В4. Металлический шар, заряд которого -8•10-9 Кл, помещен в керосин с диэлектрической проницаемостью 2. Определить напряженность электрического поля на поверхности шара, если его радиус равен 20 см. Изобразите линии напряженности шара.
В5. Напряжение на обкладках конденсатора 200 В, его энергия 0,1 Дж. Найти емкость конденсатора.
Дифференцированный зачет по физике
IV – Вариант.
А1. Масса газообразного водорода в сосуде равна 2 г. Сколько примерно молекул водорода находится в сосуде?
А. 1023 Б. 2•1023 В. 6•1023 Г. 12•1023
А2. Опытным обоснованием существования промежутков между молекулами является…
А. броуновское движение Б. наблюдения с помощью оптического микроскопа
В. испарение жидкости Г. смачивание
А3. Причина трудной сжимаемости твердых тел объясняется …
А. силами взаимодействия между молекулами. Б. движением молекул.
В. существованием молекул. Г. диффузией.
А4. Какая из приведенных формул выражает закон Гука?
1) F ⃗=ma ⃗ 2) F=-kx 3) σ=E|ε| 4) F=k (|q_1 |•|q_2 |)/r^2
А. 1 Б. 2 В. 2 и 3 Г. 4
А5. Одиночные кристаллы называют…
А6. Если средняя кинетическая энергия молекул увеличивается в 2 раза (при n=const), то давление идеального газа увеличилось в
А. 2 раза Б. 4 раза В. 6 раз Г. 9 раз
А7. При увеличении абсолютной температуры газа в 5 раз (при n=const), давление идеального газа увеличится в
А. 5 раз Б. 10 раз В. 15 раз Г. 20 раз
А8. Давление насыщенного пара при Т=const с увеличением объема
А. увеличивается Б. уменьшается
В. не изменяется Г. ответ неоднозначный
А9. Внутренняя энергия идеального газа при увеличении его давления в 2 раза и уменьшении объема в 2 раза
А. увеличится в 2 раза Б. увеличится в 4 раза
В. уменьшится в 2 раза Г. не изменится
А10. Выражение ∆U=A+Q является
А. основным уравнением молекулярно-кинетической теории
Б законом Гука
В. первым законом термодинамики
Г. уравнением состояния идеального газа
А11. Напряжение – это физическая величина, характеризующая
А. способность тел к электрическим взаимодействиям
Б. силу, действующую на заряд
В. работу по перемещению заряда
Г. энергию электрического поля
А12. Как изменится по модулю напряженность электрического поля точечного заряда при уменьшении расстояния от заряда в 5 раз?
А. уменьшится в 25 раз Б. уменьшится в 5 раз
В. увеличится в 5 раз Г. увеличится в 25 раз
А13. От водяной капли обладавшей электрическим зарядом +q, отделилась капля с электрическим зарядом –q. каким стал электрический заряд оставшейся капли
А. +2q Б. +q В. 0 Г. -2q
А14. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух небольших заряженных шаров при уменьшении каждого заряда в 3 раза, если расстояние между ними остается неизменным?
А. увеличится в 3 раза Б. увеличится в 9 раз
В. уменьшится в 9 раз Г. уменьшится в 3 раза
А15. Как изменится электроемкость воздушного конденсатора, если его опускают в керосин с диэлектрической проницаемостью ε=2?
А. уменьшится в 2 раза Б. увеличится в 4 раза
В. увеличится в 2 раза Г. уменьшится в 4 раза
Б1.Определите величину работы, совершенной газом, при переходе из состояния 1 в состояние 2.
А. -2 кДж Б. 3 кДж
В. 1 кДж Г. 0,5 кДж
Б2.Какое направление имеет вектор напряженности в точке С электростатического поля двух одинаковых точечных электрических зарядов.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б3. Какое направление имеет вектор кулоновской силы, действующей на отрицательный точечный заряд помещенный в точку С предыдущего рисунка?
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
Б4. Установите соответствие Единица измерения (СИ)
Физическая величина А. Па (паскаль)
1) U (внутренняя энергия) Б. Дж (джоуль)
2) η (коэффициент полезного действия) В. % (процент)
3) Р (давление) Г. Н (ньютон)
Б5. Установите соответствие
Температура по шкале Абсолютная температура (Т, К)
Цельсия (t, oC) А. 273
1) 0 Б. 236,4
2) 36,6 В. 0
3) -273 Г. 309,6
В1. В капиллярной трубке радиусом 0,5 мм жидкость поднялась на 11 мм. Определите плотность данной жидкости, если ее коэффициент поверхностного натяжения 0,022 Н/м.
В2. Тепловая машина за цикл от нагревателя получает количество теплоты 100 Дж и отдает холодильнику 75 Дж. Чему равен КПД машины?
В3. Два заряда по 3,3•10-8 Кл, разделенные, слоем слюды взаимодействуют, с силой 5•10-2 Н. Определите, толщину слоя слюды, если ее диэлектрическая проницаемость равна 8.
В4. В некоторой точке поля на заряд 10-7 Кл действует сила 4•10-3 Н. Найти напряженность поля в этой точке и определить заряд, создающий поле, если точка удалена от него на 0,3 м.
В5. Емкость конденсатора 2 мкФ, напряжение на обкладках 100 В. Найти энергию конденсатора.
Справочные материалы