________________Т.А. Лаврёнова
образовательной программы среднего профессионального образования ППССЗ по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
2020 г.
Комплект контрольно – измерительных материалов учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения разработана на основе ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 12.12.2016. №1565 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 43.02.15 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 №44828).
СОСТАВИТЕЛЬ – И.В. Ясинская, преподаватель, ГБПОУ ВЛАТТ, 1 кв. категории.
а. Условия.
б. Критерии оценки.
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Психология общения
КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования.
КИМ разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Психология общения
1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины:
Форма промежуточной аттестации при освоении ОГСЭ. 05–дифференцированный зачет.
1.2.1. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины:
Итоговый контроль освоения умений и усвоенных знаний ОГСЭ.05 Психология общения осуществляется на дифференцированном зачете.
Дифференцированный зачет проводиться письменно по вариантам в форме тестирования. Каждый обучающийся выполняет один вариант, по содержанию которого можно оценить все знания и умения.
| Задания | Эталон ответов | Уровень усвоения |
1 | Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии? а) психологии б) медицине в) политологии г) все варианты верны | а | 1 |
2 | Конфликт – это: а) борьба мнений; б) спор, дискуссия по острой проблеме; в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений; | в | 1 |
3 | Противоборство – это: а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу; б) столкновение интересов; в) нанесение взаимного ущерба; г) борьба мнений; | в | 1 |
4 | Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются: а) наличие у них противоположных суждений или … мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим; б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними; в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций; | б | 1 |
5 | Конфликтная ситуация – это: а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия; б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними; в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений. | б | 1 |
6 | Причина конфликта – это: а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия; б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт; в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его. | в | 1 |
7 | Образ конфликтной ситуации – это: а) то, из-за чего возникает конфликт; б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта; в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту; | б | 1 |
8 | Инцидент – это: а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта; б) истинная причина конфликта; в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; | а | 1 |
9 | Стороны конфликта – это: а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих; б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта; в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта; | а | 1 |
10 | Тип конфликтогенов: приказание, угроза, замечание, критика, сарказм, насмешка? a) Стремление к превосходству; б) Проявление агрессии; в) Проявление эгоизма. | а | 2 |
11 | Если конфликт неизбежен, то необходимо: a) Уйти от конфликта. б) Направить его в нужное русло. в) Смягчить последствия конфликта. | б | 2 |
12 | В общем случае, развитие конфликта можно выделить в следующих этапах: a) Зарождение, развитие, спад. б) Возникновение, развитие, обострение, завершение. в) Зарождение, развитие, разрешение. | в | 2 |
13 | Управление конфликтами – это: a) Снижение напряженности между конфликтующи. б) Целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих. в) Перевод его в рациональное русло, для желаемых целей. | в | 2 |
14 | Стратегии поведения руководителей в условиях конфликта: a) Соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление б) Компромисс; критика; борьба; избегание, приспособление; убеждение. в) Уступка; уход; сотрудничество; борьба; убеждение; консенсус; соглашение. | а | 2 |
15 | Руководителю лучше начать анализ конфликта с: а) Различий в характере конфликтующих; б) Фактических причин, вызвавших конфликт; в) Суждений окружающих; | б | 2 |
16 | Какие существуют способы управления конфликтной ситуацией. a) Структурные и межличностные. б) Конструктивные и деструктивные. в) Комплексные и межличностные. | а | 2 |
17 | Укажите основной позитивный метод разрешения конфликтов. a) Спор; б) Сопереживание; в) Переговоры. | в | 2 |
18 | Стиль разрешения конфликта, удовлетворяющий обе стороны? a) Сглаживание; б) Компромисса; в) Приспособление; | б | 2 |
19 | По последствиям конфликты бывают: a) Опасными и безопасными; б) Конструктивные и деструктивные; в) Кратковременные и долговременные; | б | 2 |
20 | Какие конфликты в организации являются самыми опасными и не предсказуемыми? a) Скрытые б) Горизонтальные в) Вертикальные | а | 2 |
21 | Этика – это: А) учение о морали, нравственности; Б) наука о психике и ее закономерностях; В) наука, изучающая взаимоотношения между людьми. | А | 1 |
22 | Деловое общение – это: А) формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личность собеседника; Б) когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; В) когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем личностные расхождения. | В | 1 |
23 | Основная задача делового общения – А) получение достоверной информации; Б) отстаивание своей точки зрения; В) продуктивное сотрудничество. | В | 1 |
24 | Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного? А) эффективное несет большую смысловую нагрузку; Б) эффективное отличается четко поставленной целью; В) эффективное достигает поставленную цель. | В | 1 |
25 | Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному деловому общению? А) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию; Б) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте; В) добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. | А | 1 |
26 | «Золотое правило» этики общения гласит: А) «нет лучшего собеседника, чем слушающий других»; Б) «относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам»; В) «в общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями». | Б | 1 |
27 | Нормы этикета требуют делать замечания человеку… А) оставшись один на один; Б) желательно при всех; В) не имеет значения. | А | 2 |
28 | Общение «по горизонтали» - это: А) общение между руководителем и подчиненным; Б) общение между людьми одного возраста; В) общение между коллегами. | В | 2 |
29 | ''Язык телодвижений'' - это: А) двигательная реакция человека на обстоятельства общения; Б) средство целенаправленного воздействия на собеседника; В) получение и передача информации с помощью жестов, поз, мимики. | В | 2 |
30 | Если на планерке выяснилось, что план не выполнен, то руководителю следует: А) попросить подчиненных внести свои предложения; Б) поставить их в известность о намеченных мерах по выправлению положения; В) уволить наиболее отстающих. | Б | 2 |
31 | Чтобы побудить человека сделать что-либо, необходимо прежде всего: А) создать условия для выполнения работы; Б) убедить его захотеть сделать это; В) проявить доброту и дружеский подход. | А | 2 |
32 | Руководитель, заметивший, что подчиненный выказывает то или иное стремление (например, активно стремится общаться с окружающими), должен: А) наказать его; Б) поместить в условия, затрудняющие общение; В) поместить в условия, где подобное поведение входит в процесс работы. | В | 2 |
33 | Скрытое внедрение в психику делового партнера установок, намерений, желаний, которые ему внутренне не присущи, характерно для… А) убеждающего делового общения; Б) манипулятивного делового общения; В) информационного делового общения. | Б | 2 |
34 | Партнерское деловое общение - это общение ... субъектов А) равнозначных; Б) равностатусных; В) равноправных. | В | 2 |
35 | Найдите правильный вариант завершения утверждения – дистанция, на которой разговаривают собеседники,… А) очень символична и зависит от многих факторов; Б) не имеет значения; В) зависит только от национальных особенностей. | А | 2 |
36 | Общение – это: А) сложный процесс взаимодействия людей, при котором происходит обмен опытом, информацией; Б) способность человека представить, как он воспринимается другим; В) уподобление себя другому человеку. | А | 1 |
37 | Коммуникативная сторона общения проявляется в: А) взаимном понимании и оценке людьми друг друга. Б) взаимном обмене не только знаниями, но и действиями; В) взаимном обмене информацией между партнерами; | В | 1 |
38 | Через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга проявляется: А) коммуникативная сторона общения; Б) интерактивная сторона общения; В) перцептивная сторона общения | В | 1 |
39 | Императивное общение – это: А) авторитарная форма воздействия на партнера; Б) контакты людей в группах или парах; В) общение через посредника. | А | 1 |
40 | Множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью СМИ называется: А) непосредственным общением; Б) массовым общением; В) диалогическим общением. | Б | 1 |
41 | Оказание воздействия на партнера по общению, когда достижение своих намерений осуществляется скрытно, - это основная цель: А) косвенного общения; Б) примитивного общения; В) манипулятивного общения. | В | 1 |
42 | Общение с помощью жестов, мимики, пантомимики – называется... А) вербальным; Б) невербальным; В) косвенным. | Б | 1 |
43 | В процессе формального общения… А) не учитываются индивидуальные особенности собеседника; Б) используются манипулятивные техники; В) учитываются индивидуальные особенности собеседника. | А | 1 |
44 | Партнерское деловое общение – это общение… субъектов. А) равнозначных; Б) равностатусных; В) равноправных. | В | 1 |
45 | Общение через посредника – основной признак: А) массового общения; Б) конструктивного общения; В) косвенного общения. | В | 1 |
46 | Именно в процессе развития человека и становления его как личности проявляется: А) прагматическая функция общения; Б) формирующая функция общения; В) функция подтверждения. | Б | 1 |
47 | Назовите сензитивный тип темперамента: А) холерик; Б) сангвиник; В) флегматик; Г) меланхолик. | Г | 2 |
48 | Назовите уравновешенные типы темперамента: А) холерик, сангвиник Б) сангвиник, флегматик В) флегматик, холерик Г) меланхолик, сангвиник. | Б | 2 |
49 | Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота смены настроения, работоспособность, склонность к лидерству характеризует... А) холерика; Б) сангвиника; В) флегматика; Г) меланхолика. | А | 2 |
50 | Назовите пластичные типы темперамента: А) холерик, сангвиник; Б) холерик, флегматик; В) меланхилик,флегматик; Г) сангвиник, меланхолик. | А | 2 |
51 | Что из нижеперечисленного не наследуется и не является постоянным? А) темперамент; Б) характер. | Б | 2 |
52 | Основой характера является: А) воля; Б) эмоции; В) способности. | А | 2 |
53 | Индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в конкретной сфере и являются условием успешной работы в ней, характеризуют: А) темперамент; Б) способности; В) волю. | Б | 2 |
54 | Относительной устойчивостью и постоянством обладают: А) чувства; Б) эмоции. | А | 2 |
55 | Человек со своеобразным набором физических, физиологических, психологических и социальных качеств и свойств называется… А) гражданином; Б) индивидуальностью; В) личностью. | Б | 2 |
| Задания | Эталон ответов | Уровень усвоения |
1 | 1. Конфликт – это………. А) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор. Б) это принятие противоположностями друг друга в тех или иных свойствах и взаимодействиях. В) процесс формализации социальных отношений, переход от неформальных отношений, и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с иерархией власти. | А | 1 |
2 | 2. По сфере проявления конфликты бывают: А) конструктивные, деструктивные Б) социальные, экономические, политические, духовно-идеалогические В) слабые, средние, сильные | Б | 1 |
3 | 3. Под глобальными конфликтами понимают: А) конфликты между регионами Б) конфликты, связанны с природными катастрофами В) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации | В | 1 |
4 | 4. …………… - возникающее у людей столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. А) групповой конфликт Б) межличностный конфликт В) межгрупповой конфликт | Б | 1 |
5 | 5. Внутриличностный конфликт – это ……… А) это противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой. Б) это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. В) возникающее у людей столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. | Б | 1 |
6 | 6. Политические конфликты по сфере распространения конфликты бывают: А) экономические, социальные, культурные Б) слабые, средние, сильные В) внутриполитические, внешнеполитические, межгосударственные | В | 1 |
7 | 7. Состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов – это….. А) межличностный конфликт Б) внутриличностный конфликт В) межгрупповой конфликт | Б | 1 |
8 | 8. По способам разрешения конфликты бывают: А) разрушительные, компромиссные, кооперативные Б) пассивные, активные В) силовые, мирные | А | 1 |
9 | 9. Назовите конфликт разногласий между личностью и группой, вызванный различиями интересов. А) межличностный конфликт Б) внутригрупповой конфликт В) внутриличностный конфликт | Б | 1 |
10 | 10. Термин, который характеризует противоборство, в котором участвует часть персонала, рабочих или служащих конкретного крупного предприятия либо конкретного региона. А) локальный конфликт Б) эмоциональный конфликт В) административный конфликт | А | 2 |
11 | 11. Конфликт, в котором принимают участие много сторон. А) расширенный Б) масштабный В) мультиполярный | В | 2 |
12 | 12. Термин, характеризующий массовое собрание людей, с целью урегулирования коллективных трудовых споров и социальных конфликтов. А) митинг Б) совещание В) заседание | А | 2 |
13 | 13. Разновидность конфликтов, которые можно отнести к внешнеполитическим. А) классовые Б) межгосударственные В) межличностные | Б | 2 |
14 | 14. По силе воздействия конфликты бывают: А) затяжные, постоянные Б) сильные, слабые В) деструктивные, конструктивные | Б | 2 |
15 | 15. Две основные функции конфликта: А) функция социализации, защитная функция Б) конструктивная функция, деструктивная функция В) регулятивная функция, интегративная функция | Б | 2 |
16 | 16. Назовите тип конфликта между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда. А) противоречие Б) коллективный трудовой спор В) межличностный конфликт | Б | 2 |
17 | 17. Тип модели поведения личности в конфликтной ситуации, в ходе которой проявляется пассивность, склонность к уступкам в оценках и суждениях, непоследовательность. А) деструктивная модель поведения Б) продуктивная модель поведения В) конформистская модель поведения | В | 2 |
18 | 18. Деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и устранение проблемы. А) принятие соглашения Б) разрешение конфликта В) уклонение | Б | 2 |
19 | 19. Процесс противоборства субъектов права с целью изменения своего статуса и юридического состояния. А) правовой конфликт Б) классовый конфликт В) социальный конфликт | А | 2 |
20 | 20. Слово, действие (или бездействие), которое может привести к конфликту. А) конфликтоген Б) конфликтная ситуация В) спор | А | 2 |
21 | Императивное общение – это: А) формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личность собеседника; Б) авторитарный стиль общения, здесь используются указания, приказы, распоряжения; В) когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем личностные расхождения. | Б | 1 |
22 | Этика – это: А) учение о морали, нравственности; Б) наука о психике и ее закономерностях; В) наука, изучающая взаимоотношения между людьми. | А | 1 |
23 | Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного? А) эффективное несет большую смысловую нагрузку; Б) эффективное отличается четко поставленной целью; В) эффективное достигает поставленную цель. | В | 1 |
24 | «Золотое правило» этики общения гласит: А) «нет лучшего собеседника, чем слушающий других»; Б) «относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам»; В) «в общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями». | Б | 1 |
25 | Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному деловому общению? А) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию; Б) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте; В) добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. | А | 1 |
26 | Общение «по вертикали» - это: А) общение между руководителем и подчиненным; Б) общение между людьми одного возраста; В) общение между коллегами. | А | 1 |
27 | ''Язык телодвижений'' - это: А) двигательная реакция человека на обстоятельства общения; Б) средство целенаправленного воздействия на собеседника; В) получение и передача информации с помощью жестов, поз, мимики. | В | 2 |
28 | Если на планерке выяснилось, что план не выполнен, то руководителю следует: А) попросить подчиненных внести свои предложения; Б) поставить их в известность о намеченных мерах по выправлению положения; В) уволить наиболее отстающих. | Б | 2 |
29 | Чтобы побудить человека сделать что-либо, необходимо прежде всего: А) создать условия для выполнения работы; Б) убедить его захотеть сделать это; В) проявить доброту и дружеский подход. | А | 2 |
30 | Руководитель, заметивший, что подчиненный выказывает то или иное стремление (например, активно стремится общаться с окружающими), должен: А) наказать его; Б) поместить в условия, затрудняющие общение; В) поместить в условия, где подобное поведение входит в процесс работы. | В | 2 |
31 | Нормы этикета требуют делать замечания человеку… А) оставшись один на один; Б) желательно при всех; В) не имеет значения. | А | 2 |
32 | Партнерское деловое общение - это общение ... субъектов А) равнозначных; Б) равностатусных; В) равноправных. | В | 2 |
33 | Основная задача делового общения – А) получение достоверной информации; Б) отстаивание своей точки зрения; В) продуктивное сотрудничество. | В | 2 |
34 | Скрытое внедрение в психику делового партнера установок, намерений, желаний, которые ему внутренне не присущи, характерно для… А) убеждающего делового общения; Б) манипулятивного делового общения; В) информационного делового общения. | Б | 2 |
35 | Найдите правильный вариант завершения утверждения – дистанция, на которой разговаривают собеседники,… А) очень символична и зависит от многих факторов; Б) не имеет значения; В) зависит только от национальных особенностей. | А | 2 |
36 | Деловое общение – это: А) оказание воздействия на партнера путем скрытых манипуляций; Б) общение, обеспечивающее успех какого-либо дела и создающее условия для сотрудничества людей; В) общение, связанное с использованием специальных средств и орудий. | А | 1 |
37 | Основная задача делового общения – А) получение достоверной информации; Б) отстаивание своей точки зрения; В) продуктивное сотрудничество. | В | 1 |
38 | Какую функцию общения называют «диалогом с самим собой»? А) внутриличностную; Б) прагматическую; В) функцию поддержания межличностных отношений. | А | 1 |
39 | Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение. А) примитивное Б) закрытое В) ролевое Г) открытое | Г | 1 |
40 | Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект … А) незавершенного действия Б) проекции В) новизны Г) ореола | Г | 1 |
41 | Форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств, называется … А) рефлексия Б) аттракция В) гипноз Г) идентификация | Б | 1 |
42 | Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс … А) идентификации Б) эмпатии В) рефлексии Г) атрибуции | А | 1 |
43 | Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это … А) экспрессия Б) рефлексия В) эмпатия Г) аттракция | В | 1 |
44 | Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры. А) эмоциональные Б) смысловые В) физические Г) культурные | Б | 1 |
45 | Устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности – это А) темперамент; Б) характер; В) воля; Г) эмоции | А | 2 |
46 | Черты личности: скромность ,самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности: А) к другим людям Б) к деятельности В) к себе Г) к общественной и личной ответственности | В | 2 |
47 | Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для: А) флегматика Б) сангвиника В) холерика Г) меланхолика | Б | 2 |
48 | Невысокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна... А) сангвинику Б) холерику В) флегматику Г) меланхолику | Г | 2 |
49 | Понятие об экстраверсии и интроверсии было разработано: А) 3. Фрейдом Б) К. Юнгом В) А. Адлером Г) К. Роджерсом | Б | 2 |
50 | Возможно ли изменить тип темперамента? А) Да; Б) Нет; В) Нужно приложить много усилий; Г) Возможно, в раннем возрасте. | Б | 2 |
51 | Тип темперамента, что характеризуеться вспыльчивостью и поспешностью в действиях, - это А) холерик Б) сангвиник В) флегматик В) меланхолик | А | 2 |
52 | Чуствительная реакция в ответ на силу внешнего воздействия является показателем... А) реактивности; Б) сензитивности; В) активности; Г) пластичности и ригидности. | Б | 2 |
53 | Аккуратность, бережливость и щедрость — это: А) черты, что проявляются по отношению к другим; Б) система отношений человека к самому себе; В) черты, характеризующие отношение личности к вещам; Г) черты, проявляющие отношение к деятельности. | В | 2 |
54 | Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств — это А) аффект; Б) страсть; В) чувство; В) настроение. | А | 2 |
55 | Основой характера является: А) воля; Б) эмоции; В) способности. | А | 2 |
А. Условия
Дифференцированный зачет проводится одновременно для всей группы обучающихся в форме тестирования. Время для выполнения задания до 45 минут.
В. Критерии оценки
За правильный ответ на вопрос выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопрос выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Требования охраны труда: соблюдение санитарных норм и правил пожарной безопасности в учебной аудитории, на рабочем месте обучающегося.
Оснащение: бумага, шариковая ручка.