Обоянский филиал
Областного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Курский колледж культуры»
Комплект
контрольно-оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине
ОГСЭ.01. Основы философии
для студентов 3 курса
очного / заочного отделения
Обоянского филиала областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский колледж культуры»
Специальность: 51.02.03. Библиотековедение
Составитель: преподаватель Л.А. Орлова
Обоянь, 2015
Утверждаю:
Заведующая учебной частью
Обоянского филиала
ОБПОУ «Курский колледж культуры»
Елена Вячеславовна Куляпина
_____________ «____»_________201__ г.
Разработчики:
Обоянский филиал ОБПОУ «Курский колледж культуры»
Преподаватель – Лилиана Анатольевна Орлова
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии П.00 рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии ОГСЭ «_______» __________ 201__г. Протокол заседания ПЦК № __ от «____»____________ 201__ г.
Председатель предметно-цикловой комиссии ОГСЭ И.В. Мальцева _________________
Согласовано с работодателем:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1. Общие положения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) и составляющих его профессиональных и общих компетенций, основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 51.02.03. Библиотековедение.
Формой аттестации по учебной дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии.
Форма проведения зачета – тестирование (письменный опрос)
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии.
КОС включает контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме зачета.
Формы промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Код и наименование дисциплины | Промежуточная аттестация | | |
3 сем. | 4 сем | 5 сем. | 6 сем. | 7 сем. | 8 сем. | 9 сем. | 10 сем. |
Профессиональный цикл ОГСЭ.01дисциплины Основы философии | | | зачет | | | | | |
Таблица 1.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Освоенные умения | Усвоенные знания |
У 1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | З 1. Основные категории и понятия философии |
З 2. Роль философии в жизни человека и общества |
З 3. Основы философского учения о бытии |
З 4. Сущность процесса познания |
З 5. Основы научной, философской и религиозной картин мира |
З 6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды |
З 7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
- Контрольно-оценочные средства для оценивания результатов освоения учебной дисциплины
3.1. Паспорт
Назначение:
КОС предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 01. «Основы философии» по специальности СПО 51.02.03. Библиотековедение
Профессиональные компетенции:
ПК 3.1. Создавать условия для реализации творческих возможностей пользователей, повышать их образовательный, профессиональный уровень информационной культуры.
ПК 3.4. Приобщать пользователей библиотеки к национальным и региональным традициям.
ПК 3.5. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Пакет экзаменатора
Задания для проведения зачета
Инструкция
Внимательно прочитайте формулировку вопросов и заданий, вдумайтесь в их смысл.
При подготовке к ответу вы можете пользоваться программой по дисциплине «Основы философии». По каждому вопросу дайте правильный ответ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
Форма заданий одинакова для всех вариантов.
Выберите правильный вариант ответа
Тема: Что такое философия
1. Основными структурными компонентами мировоззрения являются:
а) методы познания;
б) знания;
в) убеждения;
г) заблуждения.
2. Выделяют следующие типы мировоззрения:
а) религиозное;
б) гуманистическое;
в) мифологическое;
г) философское.
3. К основным функциям философии относятся:
а) управленческая;
б) мировоззренческая;
в) методологическая;
г) адаптационная.
4. Философия обладает следующими характеристиками:
а) стремится к системной целостности знания;
б) подтверждает свои выводы экспериментами;
в) исходит из примата вера над разумом;
г) использует логическую аргументацию.
Тема: Философия бытия
5. Онтология – это философское учение:
а) о познании;
б) бытии;
в) мышлении;
г) человеке.
6. К основным формам бытия относят:
а) бытие вещей (природы);
б) бытие человека;
в) реальное бытие;
г) виртуальное бытие.
7. Классические подходы к пониманию материи характеризуют такие высказывания, как:
а) материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, но существующей независимо от них;
б) материя – это необходимый субстрат (материал), из которого произведены все вещи;
в) материя – это все то, что занимает место в пространстве;
г) материя – это все то, что обладает такими характеристиками, как протяженность, объем, плотность, масса, непроницаемость.
8. Реляционную концепцию пространства и времени отстаивали следующие мыслители:
а) Демокрит;
б) Г. Лейбниц;
в) И. Ньютон;
г) А Эйнштейн.
9. К законам диалектики не относится:
а) закон всеобщей универсальной взаимосвязи;
б) закон взаимоперехода прогрессивных и регрессивных изменений;
в) закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;
г) закон единства и борьбы противоположностей.
10. Термин «природа» в широком смысле слова – это:
а) весь материальный мир, за исключением общества;
б) ноосфера;
в) весь окружающий мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений;
г) географическая среда.
11. Комплексная земная оболочка, охваченная организованной жизнью, называется:
а) биосферой;
б) человеческой средой;
в) общественной средой;
г) ноосферой.
Тема: Философия познания
12. Раздел философии, в котором изучаются проблемы теории познания, называется:
а) диалектикой;
б) онтологией;
в) гносеологией;
г) аксиологией.
13. Термин «агностицизм» обозначает:
а) направление в искусстве XIX в.;
б) учение, отрицающее познаваемость мира;
в) позицию оптимистического познавательного отношения к миру;
г) один из видов политического движения.
14. Истина – это:
а) соответствие наших знаний действительности;
б) знание, полезное для достижения желаемого результата;
в) правда жизни;
г) форма психического состояния личности.
15. Форма развития научного познания, обозначающая достоверное знание о конкретном явлении, - это:
а) проблема;
б) гипотеза;
в) научный факт;
г) вопрос.
16. Форма развития научного познания, означающая особым образом построенную систему взаимосвязанных утверждений, - это:
а) гипотеза;
б) вопрос;
в) проблема;
г) теория.
17. Критериями научности знания являются:
а) системность;
б) логическая обоснованность и непротиворечивость;
в) практическая полезность;
г) воспроизводимость и проверяемость.
Тема: Философия человека
18. Сфера философского знания, обращенная к изучению человека, фундаментальных основ его бытия, - это:
а) гносеология;
б) философская антропология;
в) онтология;
г) аксиология.
19. Антропоцентризм как философский подход в понимании феномена человека характерен для философии:
а) древнего мира;
б) средних веков;
в) эпохи Возрождения;
г) Нового времени.
20. Возникла исторически первой и существует наиболее продолжительное время:
а) эволюционная теория происхождения человека;
б) уфологическая точка зрения;
в) трудовая теория;
г) креационистская (религиозная) концепция.
21. Для деятельности человека, в отличие от поведения животных, характерны:
а) приспособляемость к среде;
б) целесообразность и целеполагание;
в) создание специализированных средств и их использование;
г) преобразование окружающей среды.
22. Первую системную научную попытку объяснить происхождение человека предпринял:
а) Н. Коперник;
б) Ч. Дарвин;
в) Д. Менделеев;
г) И. Ньютон.
Тема: Философия общества
23. Общество в широком смысле слова – это:
а) государство;
б) обособившаяся от природы часть материального мира;
в) этап человеческой истории;
г) народ.
24. В философии сложились следующие подходы к объяснению общества и общественных отношений:
а) натуралистический;
б) культурно-исторический;
в) трудовой;
г) психологический.
25. Тезис «Основой общественных отношений являются материальные производственные отношения» характеризует следующий подход к объяснению общества:
а) натуралистический;
б) культурно-исторический;
в) диалектико-материалистический;
г) психологический.
26. Материалистическое понимание истории характерно:
а) для утопического социализма;
б) всех форм материализма;
в) марксизма;
г) позитивизма.
27. Марксизм признает основой производственных отношений:
а) отношения распределения;
б) отношения собственности;
в) отношения обмена;
г) отношения потребления.
28. Элементами социальной структуры общества являются:
а) политические партии и общественные движения;
б) органы государственного управления;
в) социально-исторические общности;
г) взаимосвязи и отношения внутри социально-исторических общностей и социальных ячеек.
29. Теорию социальной стратификации характеризуют следующие высказывания:
а) общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов;
б) при определении социальной структуры нужно учитывать многие критерии;
в) единственным основанием расслоения общества является обладание собственностью;
г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны.
30. Социальная страта – это:
а) положение человека в социальной структуре общества;
б) элемент социальной структуры общества, выделяемый по ряду признаков;
в) один из слоев атмосферы;
г) один из слоев земной коры.
31. Исторические формы этнической общности людей – это:
а) род;
б) класс;
в) государство;
г) нация.
32. Вариант, где историческая последовательность развития человеческих этносоциальных общностей расположена верно, - это:
а) род – племя – народность – нация;
б) племя – род – нация – народность;
в) нация – народность – племя – род;
г) народность – нация – род – племя.
33. Согласно марксизму, классы – это большие группы людей, которые различаются:
а) национальным самосознанием;
б) отношением к средствам производства;
в) ролью в общественной организации труда;
г) способами получения и размерами доходов.
34. Сущность теории общественного договора при объяснении происхождения государства состоит в следующем:
а) два государства договорились между собой о создании третьего;
б) два государства договорились между собой о слиянии в одно большее государство;
в) завоеватели договорились о создании на завоеванной территории подчиненного государства;
г) члены одного человеческого сообщества договорились между собой об учреждении «над собой» государства.
35. Форма государственного правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (королю, царю, императору и т.д.) и передается, как правило, по наследству, - это:
а) республика;
б) федерация;
г) монархия;
д) диктатура.
36. Политический режим – это:
а) национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер отношений между его составными частями, органами власти;
б) совокупность способов и методов осуществления политической власти в обществе;
в) совокупность и взаимодействие всех политических институтов в обществе, регулирующих политическую жизнь;
г) порядок образования и способ организации высших органов политической власти.
37. Среди приведенных трактовок понятия «свобода» голландскому философу XVII в. Бенедикту Спинозе принадлежит следующее:
а) свобода – это отсутствие всяких препятствий к действию;
б) свобода – это действие на основе осознания альтернатив и их последствий;
в) свобода – это когда я могу делать все, что хочу;
г) свобода — это осознанная необходимость.
38. Термин «культура» происходит от латинского:
а) благочестие, святыня;
б) ценность, сокровище;
в) наследие, завещание;
г) возделывание, обрабатывание.
39. Термин «цивилизация» в истории социального познания употреблялся французскими философами просветителями:
а) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка;
б) ступень исторического развития человечества, следующая за варварством;
в) синоним культуры;
г) общество, основанное на началах разума и справедливости.
40. Понятия, характеризующие цивилизационный подход к изучению общественного развития – это:
а) способ производства;
б) общечеловеческие ценности;
в) социокультурная общность;
г) культура.
41. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, называется:
а) цивилизацией;
б) общественно-экономической формацией;
в) надстройкой;
г) базисом.
42.Совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, - это:
а) надстройка;
б) способ производства;
в) общественно-экономическая формация;
г) базис.
43. В марксистской концепции смена общественно-экономических формаций объясняется:
а) наличием конфликта между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями;
б) воздействием духовного фактора в истории;
в) указанием особой роли социальной революции;
г) наличием в обществе великих исторических личностей.
44. Проблемы, от решения которых зависят социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, - это:
а) экономические проблемы;
б) глобальные проблемы;
в) социальные проблемы;
г) политические проблемы.
45. Исторический период, который характеризуется процессом глобализации, - это:
а) переход от аграрного общества к индустриальному;
б) переход от феодализма к капитализму;
в) переход от доиндустриального общества к индустриальному;
г) переход от индустриального общества к постиндустриальному.
За правильный ответ на вопросы или верное решение задачи выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или неверное решение задачи выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации: бланк для ответов, ручка.
Разработчик: Орлова Лилиана Анатольевна.
4.1. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине Основы философии.
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием письменного зачета. Оценка освоения дисциплины предусматривает выполнение тестовых заданий и сдача зачета.
Назначение: КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины Основы философии по специальности СПО 51.02.03. Библиотековедение.
У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
З 1. Основные категории и понятия философии.
З 2. Роль философии в жизни человека и общества.
З 3. Основы философского учения о бытии.
З 4. Сущность процесса познания.
З 5. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
З 6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
З 7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
Уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Знать: Основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
4.2. Условия выполнения задания
Место выполнения задания – кабинет ОГСЭ (аудитория № 14)
Количество заданий для студентов – 45
Время выполнения задания – 1 час. 15 мин.
Источники информации, разрешенные к использованию на зачете: рабочая программа по дисциплине «Основы философии»; Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии». Сост. Л.А. Орлова.
Литература для обучающегося:
Основная учебная литература:
Кохановский, В. П. Основы философии [Текст] : учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев, Л.Ф. Жаров; под ред. В.П. Кохановского. – 13-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2012. – 240 с. – (Для среднего профессионального образования).
.Горелов, А. А. Основы философии [Текст] : учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Академия, 2005. - 255 с.
Гуревич, П. С. Основы философии [Текст] : П.С. Гуревич. - Москва, 2003.
Спиркин, А. Г. Философия [Текст] / А.Г. Спиркин. - Москва, 2005.
Философия [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов на Дону, 2011. – Гл. 2.
Философия [Текст] : учебник / под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
Дополнительная учебная литература:
Грядовой, Д. И. Основы философских знаний [Текст] : учебник, 3-е издание, перераб. и доп. / Д.И. Грядовой. – М.: «Профессиональный учебник», 2007. - 303 с.
Философия [Текст] : учебник / под редакцией Лавриненко, В.Н., Ратниковой, В.П. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 635 с.
Алексеев, П. В. Социальная философия [Текст] : учеб. пособие. – М.: ООО "ТК Велби", 2003. - 256с.
Хрестоматия по философии [Текст] : учебное пособие / отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. – 416 с.
Грядовой, Д. И. История философии. Древний мир. Античность. [Текст]: Книга 1. Учебник / Д.И. Грядовой. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 463 с.
Грядовой, Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время [Текст]: Книга 2. Учебник / Д.И. Грядовой. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 455 с.
Грядовой, Д. И. История классической философии. Новое время. Европейское просвещение ХVIII в. [Текст] : Книга 3. Учебник / Д.И. Грядовой. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 483 с.
Ильин В. В. Философия в схемах и комментариях [Текст] / В.В. Ильин. - М., 2005.
Рузавин, Г. И. Методология научного познания [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Рузавин. – М.: Юнити-Дана, 2009. - 287 с.
Канке, В.В. Основы философии [Электронный ресурс] / В.В. Канке. – М.: Логос, 2008. – 288с. Режим доступа: htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m
Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс] / С. Хантингтон. Режим доступа: htfp: //www. poIistudies/ru
Методические пособия: Комплект КОС по учебной дисциплине ОГСЭ.01. Основы философии; методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы философии». Сост. Л.А. Орлова.
Этапы выполнения экзаменационных заданий:
- ознакомление с заданием;
- рациональное распределение времени на выполнение задания;
- подготовка продукта;
- рефлексия выполнения задания и коррекция подготовленного продукта перед сдачей.
Критерии оценки
4.3.1. Оценка освоения теоретического курса учебной дисциплины ОГСЭ. 01. Основы философии (Критерии оценивания заданий)
Предметом оценки освоения дисциплины является сформированность элементов компетенций (знаний и умений).
Критерии оценки:
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется; научно-понятийным аппаратом; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное и логичное изложение ответа (в устной или письменной форме) на практико-ориентированные вопросы, обоснование своего высказывания с точки зрения известных теоретических положений.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания на практике, грамотно излагает ответ (в устной или письменной форме), но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении теоретических и практических знаний; не умеет доказательно обосновать свои суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания по дисциплине, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.