СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Комплект
контрольно-оценочных средств
по
по ПМ. 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС
Министерство образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ветлужский лесоагротехнический техникум»
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО
на заседании МК
технолого-экономического цикла Заместитель директора
Руководитель МК по учебно-производственной работе
________________Т.А. Лаврёнова
подпись __________________Т.Б. Александрова
Протокол № подпись
от « 21 » октября 2020 г. от « »____________________2020г.
Комплект
контрольно-оценочных средств
по
по ПМ. 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС
МДК 03.01 Нормативно – правовая основа социальной работы с лицами из групп риска
МДК 03.02 Технологии социальной работы с лицами из группы риска
МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска
образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа
базовой подготовки
Форма обучения: очно-заочная
СОГЛАСОВАНО:
Директор Государственного казенного учреждения Нижегородской области
«Управление социальной защиты населения Ветлужского района»
«____»______________20___г. М.Г. Бегаев
Ветлужский район, 2020 г.
Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ. 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС, разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и в соответствии с рабочей программой по ПМ. 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС.
Организация-разработчик:
ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»
СОСТАВИТЕЛИ:
И.В. Ясинская, преподаватель ГБПОУ ВЛАТТ, 1 кв. категория;
Ж.П. Киселева, преподаватель ГБПОУ ВЛАТТ, СЗД.
Содержание
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 4
1.1. Область применения 4
1.2. Система контроля и оценки освоения программы ПМ 11
1.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении профессионального модуля 11
1.2.2. Организация контроля и оценки освоения программы ПМ 11
2. Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности 12
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ 13
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА… 30
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ) по специальности СПО 39.02.01. «Социальная работа» в части овладения видом профессиональной деятельности (ВПД): «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС»
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:
1.1.1. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК):
Профессиональные и общие компетенции | Показатели оценки результата | Средства проверки (№№ заданий, место, время, условия их выполнения) |
1 | 2 | 3 |
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска. | осуществлять анализ ситуации лиц из групп риска; выявлять наличие проблем и затруднений; определение возможных вариантов оказания социальной помощи различным категориям лиц из групп риска, оказавшимся в ТЖС; определение права лиц из групп риска на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы; составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС. | Практические работы, выполнение задания производственной практики по МДК 03.01 Нормативно – правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из группы риска
|
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. | выявлять людей из групп риска, оказавшимся в ТЖС; осуществлять сбор документов, необходимых для оказания различных видов помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС; определять права лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС на различные виды социальной помощи; осуществление учета лицам из групп риска в данном микрорайоне (населенном пункте), находящихся в ТЖС; определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС | Практические работы, выполнение задания производственной практики по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из группы риска
|
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). | выявлять лицам из групп риска, нуждающихся в социальном патронате; осуществлять сбор информации о ситуации лицам из групп риска; выявлять наличие проблем и затруднений; определение форм и методов социального патроната к лицам из групп риска и их семьям; оформление необходимой документации для осуществления социального патроната; определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната к лицам из групп риска и их семьям. | Практические работы, выполнение задания производственной практики по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из группы риска, МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска
|
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска. | выявлять людей из групп риска, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации; определение форм и методов социальной работы, необходимых для адаптации и реабилитации лиц из групп риска и их семей; определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС | Практические работы, выполнение задания производственной практик по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из группы риска
|
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. | определять права людей из групп риска на льготы, пособия, социальное обслуживание и иные государственные социальные гарантии; информировать людей из групп риска и членов их семей о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты; определение форм и методов социальной помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС. |
Практические работы, выполнение задания производственной практик по МДК 03.01 Нормативно – правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из группы риска.
Экзамен квалификационный. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| регулярное участие в различных мероприятиях по тематике модуля (олимпиадах, научно-практических конференциях и пр.); создание портфолио студента по тематике профессионального модуля; демонстрация интереса к будущей профессии | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практики, экзамене (квалификационном) |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области составления и использования бухгалтерской отчётности; оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач; определение и применение методов и способов решения профессиональных задач в области планирования технико-экономических показателей и их анализа | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практики, экзамене (квалификационном) |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение стандартных и нестандартных ситуаций в работе организации | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практики, экзамене (квалификационном) |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | демонстрация эффективного поиска необходимой информации; демонстрация использования различных источников, включая электронные | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практики, экзамене (квалификационном) |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологи в профессиональной деятельности. | Демонстрация навыков использования информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном) |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | соблюдение правил внутреннего трудового распорядка в ходе обучения и практик; демонстрация взаимодействия с обучающимися, преподавателями и руководителями производственных подразделений при освоении программы профессионального модуля; успешное выполнение групповых заданий при освоении программ профессионального модуля | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном) |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | понимание и четкое представление того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; умение бесконфликтно общаться в коллективе; соблюдение принципов профессиональной этики; своевременная сдача отчетов по различного рода заданиям | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном) |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | планирование организации самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля; самостоятельный профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и курсовых работ, посещение дополнительных занятий | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном) |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Осведомленность в области нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровня, в области новых технологий в профессиональной деятельности, поиск и реализация новых форм и способов организации профессиональной деятельности. | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном)
|
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий; проявление бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа. | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном) |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | Проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку. | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном) |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Рациональная организация рабочего места; соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических и др. норм; демонстрация знания требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, выполнения курсовой работы, работ на практических занятиях, производственной практике, экзамене (квалификационном) |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Демонстрация навыков здорового образа жизни. | оценка по результатам наблюдения за поведением в процессе освоения профессионального модуля, экзамене (квалификационном) |
1.1.2. Приобретение в ходе освоения профессионального модуля практического опыта
Иметь практический опыт
| Виды работ на производственной практике и требования к их выполнению |
1 | 2 |
диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;
| Осуществление социальной диагностики ТЖС лиц групп риска. Осуществление социального патроната у лиц из групп риска |
создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определённого места жительства, мигрантов, безработных, молодёжи, осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС, лиц страдающими психическими заболеваниями и членов их семей; лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными).
| Выявление ТЖС у лиц из групп риска, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации; осуществление сбора информации о ТЖС у лиц из групп риска,; определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации лиц из групп риска. определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь лицам из групп риска. |
1.1.3. Освоение умений и усвоение знаний:
Освоенные умения, усвоенные знания | Показатели оценки результата | №№ заданий для проверки |
1 | 2 | 3 |
уметь: выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации; проводить анализ ТЖС лиц из групп риска; определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие; осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента; анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях; анализировать и корректировать свою работу; знать: основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска; особенности проблем каждой категории лиц из группы риска; специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС; особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан; организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации.
| Демонстрация знаний: Выявляет лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; строит взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации; проводит анализ ТЖС лиц из групп риска; определяет учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие; осуществляет профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента; анализирует информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях; анализирует и корректировать свою работу; знает основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска; знает особенности проблем каждой категории лиц из группы риска; знает специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС; знает особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан; знает организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации. |
Экспертная оценка на практических занятиях Оценка выполнения задания производственной практики Экзамен комплексный по МДК 03.02 и МДК 03.01 Дифференцированный зачёт по МДК 03.03
Экзамен квалификационный
|
Элементы модуля, профессиональный модуль | Формы промежуточной аттестации |
1 | 2 |
МДК 03.01. Нормативно – правовая основа социальной работы с лицами из групп риска | Комплексный экзамен – 8 семестр 4 курс
|
МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из группы риска | |
МДК 03.03 Социальный патронат лиц из групп риска | Дифференцированный зачёт – 8 семестр 4 курс |
ПП.03. Производственная практика | Дифференцированный зачёт – 8 семестр 4 курс |
ПМ.03 | Экзамен (квалификационный) |
Итоговый контроль освоения вида профессиональной деятельности Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС осуществляется на экзамене (квалификационном). Условием допуска к экзамену (квалификационному) является положительная аттестация по МДК 03.01 Нормативно – правовая основа социальной работы с лицами из групп риска, МДК 03.02 Технологии социальной работы с лицами из группы риска, МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска.
Экзамен (квалификационный) проводится в виде ответов на теоретические вопросы и выполнения практических ситуаций. Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) на экзамене квалификационном является положительная оценка освоения всех профессиональных компетенций по выбранным контролируемым показателям.
При отрицательном заключении хотя бы по одной из профессиональных компетенций принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».
Промежуточный контроль освоения профессионального модуля осуществляется при проведении комплексного экзамена по МДК 03.01 и МДК 03.02, проведении дифференцированного зачёта по МДК 03.03, проведении дифференцированного зачёта по производственной практике.
Предметом оценки по производственной практике является приобретение практического опыта.
Контроль и оценка по практике по профилю специальности проводится на основе аттестационного листа обучающегося с места прохождения практики, составленного и завизированного представителем образовательного учреждения и ответственным лицом организации (базы практики). В аттестационном листе отражаются виды работ, выполненные обучающимся во время практики, качество выполнения в соответствии с технологией или требованиями организации, в которой проходила практика.
2. Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС»
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 1
количество вариантов 22
Оцениваемые компетенции:
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Условия выполнения задания: Для ответа на теоретические вопросы и выполнения практической части требуются учебные столы, ручка.
Вариант 1
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Понятие «гражданин без определенного места жительства (БОМЖ)» в законодательстве РФ. Причины бездомности.
Задание № 2.
Дайте определение понятию «Трудная жизненная ситуация».
Задание № 3.
Понятие и основные задачи патроната.
Задание № 4.
Офицер вооруженных сил, был уволен с военной службы в звании капитана, в связи с сокращением офицеров в рядах вооруженных сил Российской Федерации. После увольнения у мужчины развился психологический стресс, замкнулся в себе, начал выпивать. Его жена на данный момент так же не работает. На иждивении имеют двоих несовершеннолетних детей.
1. Определите основные проблемы семьи?
2.Какие социальные учреждения и специалисты будут задействованы в решении проблем семьи?
3. Нормативно - правовая база, используемая специалистом по социальной работе?
4. Основные технологии социальной работы с данной семьей
Вариант 2
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Региональные социально-экономические особенности, влияющие на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС.
Задание № 2.
Охарактеризуйте два основных аспекта, формирующих ТЖС.
Задание № 3.
Виды патроната, их характеристика.
Задание № 4.
14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
1. Назовите основные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.
3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
4. Какие специалисты должны быть задействованы?
Вариант 3
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Лица группы риска, попавшие в ТЖС как объект социальной работы
Задание № 2.
Дайте определение понятию «Социальная диагностика».
Задание № 3.
Патронатное воспитание. Условия установления патронатного воспитания.
Задание № 4.
Специалист по социальной работе СПИД-центра более года работал с 27-летним К., страдающего наркотической зависимостью на протяжении 5 лет. К. не имеет семьи, его родственники живут в другом городе, присылая деньги. Общение с социальным работником привело К. к тому, что он принял решение пройти курс лечения, о чем заявил в ходе беседы. Однако буквально на следующий день после беседы К. был задержан милицией за ограбление аптеки с целью добыть себе наркотик.
1. Что должен сделать в этой ситуации социальный работник?
2. Законодательная база решения проблем.
3. Должен ли специалист социальной работы СПИД-центра установить контакт со специалистом пенитенциарного учреждения?
4. Каковы дальнейшие действия специалиста социальной работы СПИД-центра.
Вариант 4
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Меры наказания лиц с девиантным поведением, предусмотренные законодательством РФ.
Задание № 2.
Основные проблемы граждан БОМЖ.
Задание № 3.
Условия прекращения опеки (попечительства).
Задание № 4.
Органами Внутренних Дел был задержан подросток 15 лет, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством. Выяснилось, что ребенок сбежал из дома – интерната два месяца назад, живет на вокзале. Мать находится в исправительном учреждении.
Определите социальную проблему.
Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы.
Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблемы?
Какие специалистов будут задействованы в решении проблемы?
Вариант 5
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Виды девиантного поведения и их отражение в законодательстве Российской Федерации.
Задание № 2.
Формы социальной работы с гражданами БОМЖ
Задание № 3.
Постинтернатный патронат. Условия установления постинтернатного патроната.
Задание № 4.
Ученик 9-го класса С. в последнее время периодически пропускает занятия в школе. В связи с этим классная руководительница решила посетить семью ученика, где отца обнаружила в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 9 лет в синяках, из беседы выяснила, что мать 6 месяцев назад умерла от онкологического заболевания,. Учительница обратилась в территориальный отдел социальной политики района и попросила принять меры в отношении детей и их родителей.
Определите проблемы семьи.
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае.
Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы.
Какие меры необходимо оказать.
Вариант 6
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Статус лиц без определенного места жительства. Права человека на место жительство и свободу передвижения. Право на приют и социальную помощь.
Задание № 2.
Перечислите формы социального обслуживания граждан, попавшим в ТЖС.
Задание № 3.
Социальный патронат ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
Задание № 4.
Семья попала в трудную жизненную ситуацию: родители потеряли работу и ведут асоциальный образ жизни, несовершеннолетний ребенок находится, без должного контроля, пропускает занятия в школе. На учете в социальной защите семья не состоит, так как родители за помощью не обращались, но в комиссию по делам несовершеннолетних обратился социальный педагог школы, обеспокоенный судьбой ребёнка. Составьте индивидуальный план оказания помощи в конкретной ситуации.
Вариант 7
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением.
Задание № 2.
Особенности социальной диагностики ТЖС мигрантов и беженцев. Основные проблемы мигрантов и беженцев: жилищные, медицинские, правовые, педагогические и т.д.
Задание № 3.
Фонды, оказывающие помощь лицам групп риска и их семьям.
Задание № 4.
Марина (20 лет) является матерью-одиночкой 2-х годовалого сына Толи. Она проживает в комнате коммунальной квартиры с частичными удобствами (отсутствует отдельная ванная комната, туалет на улице). Соседи по квартире – алкоголики, безработные, за порядком не следят, постоянно устраивают дебоши, не оплачивают коммунальные услуги. У нее нет средств на приобретение другого жилья, близкие родственники, способные ей помочь, отсутствуют. Но жить вместе с соседями больше не может, опасается за здоровье и благополучие сына. Она обратилась в органы опеки и попечительства за помощью.
Составьте индивидуальный план оказания помощи в конкретной ситуации.
Вариант 8
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Особенности миграционной политики России и ее субъектов. Права мигрантов и их отражение в международном и российском законодательстве.
Задание № 2.
Диагностика ТЖС молодежи и ее основные аспекты.
Задание № 3.
Учреждения социальной помощи лицам группы риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: социально-реабилитационные центры.
Задание № 4.
Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент Соколова, родила пятерых детей, но один ребенок умер в возрасте 6 лет, а другой ребенок признан инвалидом. Возраст Соколовой – 51 год. После окончания медучилища она проработала в поликлинике и в больнице в общей сложности 6 лет. В настоящее время работать по состоянию здоровья не может, не имеет средств к существованию, имеет задолженность по оплате ЖКУ, в квартире проживает по договору социального найма.
Составьте индивидуальный план оказания помощи в конкретной ситуации.
Вариант 9
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Молодежь как особая социально-демографическая группа. Государственная молодежная политика в РФ.
Задание № 2.
Технология социальной работы с военнослужащими и членами их семей.
Задание № 3.
Социальный патронат безработных.
Задание № 4.
На прием в Территориальный центр социального обслуживания пришел мужчина с нарушением походки, характерным для ДЦП. Он сказал, что ему 40 лет, что он инвалид 2-й группы и что он БОМЖ, и попросил определить его в дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Каковы должны быть Ваши действия, как социального работника?
Вариант 10
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Основные направления государственной поддержки молодежи в России. Целевые программы, направленные на социальную поддержку молодежи.
Задание № 2.
Технология социальной работы с группами риска по девиантности
Задание № 3.
Социальный патронат осужденных.
Задание № 4.
Инженер Вдовина была уволена с предприятия в связи с его ликвидацией. Она обратилась в центр занятости для регистрации ее в качестве безработной и подыскания подходящей работы. Ей предложили работу в качестве техника по ее специальности. Она отказалась, считая, что место этой работы слишком удалено от ее местожительства (2 часа езды в один конец) и оплата значительно ниже прежней.
Можно ли считать предложенную работу подходящей для Вдовиной?
Какие документы ей надо представить для регистрации в качестве безработной?
Каков порядок высвобождения работников при ликвидации предприятия и каковы их материальные гарантии?
Вариант 11
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Государственная политика в области занятости населения. Государственные гарантии безработным гражданам. Программы содействия занятости населения.
Задание № 2.
Социальные проблемы различных групп военнослужащих и членов их семей.
Задание № 3.
Виды негосударственной социальной помощи лицам из групп риска.
Задание № 4.
Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент бездомный И., проходивший лечение в КГУЗ «Краевая туберкулезная больница №1». Ранее клиент, родившийся в Алтайском крае, проживал в г. Семипалатинске, документы, удостоверяющие личность утрачены.
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
Вариант 12
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством.
Задание № 2.
Девиантное поведение как проблема современного общества.
Задание № 3.
Учреждения социальной помощи лицам группы риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: кризисные центры.
Задание № 4.
Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент - пациент Лебяжинской туберкулёзной больницы Т. Здесь, в больничной палате, он проживаетбольше двух лет. Попав из Казахстана на Алтай, и имея, кроме туберкулёза неврологическое заболевание, он плохо говорит, почти не передвигается, но инвалидность оформить без гражданства не может. Дальним родственникам, которые у него есть, он не нужен.
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
Вариант 13
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Социальные гарантии военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей.
Задание № 2.
Безработные как группа социального риска.
Задание № 3.
Волонтерское движение.
Задание № 4.
Игорь (14) лет единственный ребенок в семье. Родители старались создать максимально благоприятные условия для его обучения и развития. Когда Игорю исполнилось 12 лет из послушного и отзывчивого мальчика он стал замкнутым и резким. На стенах его комнаты появились постеры с фотографиями рок музыкантам, внешний вид которых шокирует родителей.
Изменился и внешний вид Игоря, который стремиться одеваться ввызывающем стиле. К нему приходят друзья соответствующего вида. Мама боится, что Игорь может пристраститься к наркотикам как элемент субкультуры, которая стала для него привлекательной.
Отец не считает ситуацию критичной и игнорирует обеспокоенность своей жены.
1. С какими проблемами столкнулась семья Игоря?
2. Можно ли назвать поведения Игоря девиантным? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие личностные и иные риски для членов семьи кроются в данной ситуации?
4. Определите цель Вашей работы с членами семьи.
5. Предложите алгоритм работы с семьей, учитывая, что к Вам как специалисту обратилась мама Игоря?
6. Какие технологии социальной работы Вы собираетесь реализовать?
Вариант 14
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Документы, направленные на обеспечение прав и интересов молодежи: международные, федеральные, региональные.
Задание № 2.
Технология социальной работы с безработными в службах занятости.
Задание № 3.
Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи и оказание им помощи.
Задание № 4.
Мужчина (46лет) отбывал наказание в местах лишения свободы 4 года. Вернувшись домой, столкнулся с проблемой трудоустройства. Мужчина готов на любую работу.
Укажите нормативно-правовую базу для решения названных проблем.
Имеет ли мужчина право на трудоустройство?
Учреждения, оказывающие помощь клиенту.
Вариант 15
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством.
Задание № 2.
Лица пожилого возраста как группа социального риска.
Задание № 3.
Региональные негосударственные организации, оказывающие социальную помощь лицам из групп риска.
Задание № 4.
Вы – специалист по социальной работе. К Вам обратился инвалид II группы, относящийся к категории лиц без определенного места жительства. Необходимо подобрать учреждения для клиента и определить перечень необходимых документов для трудоустройства или обучения. В чем заключается работа специалиста?
Вариант 16
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Правовое регулирование социальной работы с лицами, страдающими психическими заболеваниями.
Задание № 2.
Технологии социальной работы с ВИЧ-инфицированными и членами их семей.
Задание № 3.
Общественные объединения, оказывающие помощь лицам групп риска и их семьям.
Задание № 4.
Вы – специалист по социальной работе. К Вам обратилась жительница деревни Вялки Раменского муниципального района Г. в интересах одинокого инвалида I группы С., 1980 года рождения, страдающего психоневрологическим заболеванием. Г. сообщала о скитаниях больного инвалида без определенного места жительства. В результате пожара в 2004 году он лишился жилья. Выяснилось, что сгоревший деревенский дом в 2007 году перешел в собственность гражданки Б. по договору купли-продажи. Налицо злоупотребление состоянием больного человека, фактически не способного реально оценивать происходящее и свои действия.
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
Вариант 17
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Организация социальной помощи малообеспеченным гражданам.
Задание № 2.
Технологии социальной работы с алкоголезависимыми семьями.
Задание № 3.
Учреждения социальной помощи лицам группы риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: приюты.
Задание № 4.
Вы – специалист по социальной работе. К Вам обратилась семья беженцев с Украины. Они проживают в Ростовской области, оформили ребёнка в детский сад, оплачивают как граждане России. Но на выплату компенсации им сказали: можете не рассчитывать, этой привилегией пользуются только граждане России, хотя в других садах украинцам часть оплаты за детский сад возвращают как россиянам.
Имеют ли право беженцы с Украины на компенсацию за детсад?
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
Вариант 18
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность специалиста по социальной работе с лицами из группы риска.
Задание № 2.
Технологии социальной работы с наркозависимыми и членами их семей.
Задание № 3.
Сопровождение, как форма патроната к лицам из групп риска.
Задание № 4.
В городском органе занятости доктору Леонову (58 лет), уволенному по несоответствию по состоянию здоровья, предложили досрочно перейти на пенсию по старости, поскольку у него 35 лет трудового стажа. Он от этого предложения отказался и просил зарегистрировать его в качестве безработного и выплачивать ему пособие по безработице.
Правомерны ли предложение органа занятости и отказ от него Леонова?
В течение какого срока он может получать пособие по безработице?
Может ли он, получая это пособие, работать на общественных работах?
Вариант 19
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Социально-правовые гарантии гарантий ВИЧ-инфицированным и членам их семей.
Задание № 2.
Осужденные к лишению свободы как группа социального риска.
Задание № 3.
Опекунство, как форма патроната к лицам из групп риска.
Задание № 4.
На консультацию к социальному работнику пришла журналистка. Она печатается в различных изданиях. После смерти мужа пристрастилась к героину. Вначале она употребляла его для того, чтобы «хорошо и спокойно» спать, затем — чтобы «продуктивно» работать, а потом просто так, потому что это «помогало ей жить». Ни знакомые, ни ее сын не замечали того, что она постепенно превратилась в наркоманку. Так все бы и продолжалось, если бы она не стала периодически терять сознание на улице.
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
Вариант 20
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Современное положение молодежи в России.
Задание № 2.
Социально-реабилитационная работа с инвалидами, лицами, страдающими психическими заболеваниями, и членами их семей.
Задание № 3.
Попечительство, как форма патроната к лицам из групп риска.
Задание № 4.
Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент молодая женщина, которой в этот день врач объявил диагнозы «ВИЧ-инфекция и хронический вирусный гепатит С». Она имеет двух детей 9 и 5 лет от разных отцов. Ее муж, отец младшего ребенка, находится в местах лишения свободы. У них скоро будет трех- дневное свидание. Психолог спросил, когда и как она собирается сказать мужу о своем ВИЧ-статусе, и что ей известно о его результатах теста на ВИЧ, пояснив, что все заключенные подвергаются обязательному тестированию на эту инфекцию. Пациентка ответила, что о его статусе ей 27 ничего неизвестно, и что, если он инфицирован ВИЧ, то ей никогда об этом не скажет. Потом она добавила, что, если она сообщит ему свой диагноз, он ее убьет: «Вы даже не представляете себе, на что он способен. Я ни за что ему не скажу о ВИЧ».
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
Вариант 21
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Основные категории лиц без определенного места жительства. Детская бездомность.
Задание № 2.
Роль персонала социальной организации в работе с клиентами в трудной жизненной ситуации.
Задание № 3.
Функции и этапы технологии социального патронажа.
Задание № 4.
Вы — специалист по социальной работе. Ваш клиент Наталья 52 года. Возраст предпенсионный. Три года назад она стала вдовой. На ее иждивении две дочери- студентки и престарелая мать. Издательство, в котором она работа, закрылось. Работу в ее возрасте найти трудно, специальность у нее только одна, да и та не очень ходовая — редактор. Но Наталья — женщина решительная. Она поставила перед собой цель: найти работу. Однако она понимает, чтобы достичь этой цели, нужно разработать конкретный план действий, разделенных на определенные этапы.
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
Вариант 22
Инструкция
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №1)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №2)
Ответьте на теоретический вопрос (Задание №3)
Выполните практическое задание (Задание №4)
Время выполнения заданий – 40 мин.
Задание № 1.
Права мигрантов на социальное обслуживание, обозначенные в Национальных стандартах.
Задание № 2.
Социальное сопровождение ВИЧ-инфицированных как группы социального риска.
Задание № 3.
Учреждения социальной помощи лицам группы риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: «телефоны доверия».
Задание № 4.
Вы — специалист по социальной работе. Грибов закончил очное отделение экономического факультета Омского государственного университета. По своей специальности он устроился на работу в коммерческой организации и отработал три месяца. Вследствие резкого сокращения объема поставок продукции, в организации произошло существенное сокращение численности персонала. По этому основанию Грибов и многие работники были уволены с выплатой выходного пособия согласно Трудовому кодексу РФ. В течение пяти месяцев Грибов пытался самостоятельно устроиться по специальности, но безрезультатно. Все это время он находился на иждивении своих родителей, получающих трудовую пенсию по инвалидности.
В чем заключается работа специалиста?
Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем?
Какую помощь вы можете предложить?
3. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
А. УСЛОВИЯ
Экзамен проводится поэтапно потоком для всей группы обучающихся.
Количество вариантов задания для экзаменующегося – 22 варианта.
Время выполнения задания – 40 мин.
Оборудование:
бумага, шариковая ручка.
Б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого увязывается теория с практикой (задание №1,2,3,4), правильно обосновывает решение практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, который не допускает существенных неточностей в ответе на задание №1, 2, 3, 4 правильно применяет теоретические положения при решении практических вопроса.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который знает только основной программный материал, но не усвоил его деталей, допускает в ответе неточности, недостаточно правильно формулирует основные правила в ответе на задание №1, 2, 3, 4 затрудняется в выполнении практического вопроса.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки в ответе на задание №1, 2, 3, 4 с затруднениями выполняет практический вопрос.