КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО
22.02.06 Сварочное производство
(базовый уровень подготовки)
г. Волгоград
2017
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство (базовый уровень подготовки)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
Рассмотрено на заседании ЦМК Заместитель директора по УР
Протокол №_________ ___________Н.Ю. Новикова
от__________________ 20 г «____»____________20___г
Председатель ЦМК________
Организация –разработчик: ГБПОУ «Волгоградский социально-экономический техникум»
Разработчик: Галанина Л.В. – преподаватель профессиональных дисциплин
Эксперты/рецензенты:
Гущин К.Н., главный инженер АО «Промстройконструкция»
Поляков А.А., начальник производственно-технического отдела ЗАО «Завод металлоконструкций»
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств......................... 4
Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке ................6
Оценка освоения учебной дисциплины
Формы и методы оценивания...........................................................8
3.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины........16
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине ................................................................................................33
1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
В результате освоения учебной дисциплины Материаловедение обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальностям СПО 22.02.06 Сварочное производство базовый уровень подготовки следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
У1 распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
У2 определять виды конструкционных материалов;
У3 выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
У4 проводить исследования и испытания материалов;
З1 закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
З2 классификацию и способы получения композиционных материалов;
З3 принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве;
З4 строение и свойства металлов, методы их исследования;
З5 классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения
ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6 работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине "Материаловедение" является экзамен.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине "Материаловедение" осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата |
Уметь: | |
У1 Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам | Выбор наиболее оптимальных материалов для выплавки сталей, чугунов и сплавов цветных металлов. Распознавание характерных признаков и свойств материалов Использование различных источников информации для сравнения образца: фотографии, микрошлифы, справочные материалы, образцы. |
У2 определять виды конструкционных материалов; | Определение видов и свойств конструкционных материалов по маркировке и характеристикам. Определение марки материала, исходя из условий работы аналогичных деталей и узлов машин и механизмов. Использование справочной и технической литературы, ГОСТ для определения вида материала. |
У3 выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; | Рациональный выбор конструкционных материалов, исходя из их свойств, для работы в различных условиях. Осуществление выбора по техническим характеристикам материалов, исследованиям аналогов в определенных условиях Использование справочной и технической литературы, ГОСТов для определения вида материала, способного работать в заданных условиях эксплуатации |
У 4проводить исследования и испытания материалов; | Определение количественных характеристик свойств материалов с использованием испытательного оборудования. Грамотный подбор оборудования для испытания материалов изделий. Овладение информацией о современных способах и методах исследований свойств материалов. Изучение конструкций и области применения современного испытательного оборудования. Способность выполнять испытания в команде Развитие навыков принятия решения, выдачи задания и отчетности за работу |
Знать: | |
З1.Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, условия их термообработки, способы защиты металлов от коррозии | Рациональный выбор вида термообработки металлов и сплавов по заданным условиям |
З2 Классификацию и способы получения композиционных материалов; | Рациональный выбор композиционных и конструкционных материалов, исходя из потребностей и условий эксплуатации деталей машин и оборудования на производстве |
З3.Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве | Рациональный выбор конструкционных материалов, исходя из их свойств, для работы в различных условиях. |
З4. Строение и свойства металлов, методы их исследования | Выбор оптимальных способов защиты от коррозии, исходя из структуры и свойств металлов и сплавов |
З5 Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения | Рациональный выбор конструкционных материалов, исходя из их свойств, для работы в различных условиях. |
Общие компетенции: | |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | производит обзор информации по Интернет-ресурсам, в сообщениях СМИ, научно - популярных статьях. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | своевременное выполняет задания, отчеты и проекты, и прочее; организация собственной деятельности в стандартной ситуации |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | умеет организовывать деятельность в стандартной ситуации; доказывает и аргументирует при ответах на вопросы. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | умеет отбирать качественную информацию, раскрывающую проблему проекта; ясно излагает сформированных идей |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | умеет организовывать работы со всеми видами информации,владеет информационными технологиями. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | владеет способностью следовать этическим и правовым нормам, толерантность, способность к социальной адаптации, умеет работать в коллективе, подчиняться руководящим указаниям. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Умеетпринимать решения и нести ответственность за них; целеустремленность, решительность, инициативность, организаторские способности. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | способен выстраивать и реализовать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, и профессионального саморазвития и самосовершенствования; стремление к повышению квалификации; |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | обладает настойчивостью в достижении цели, выносливостью, способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменяет при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; |
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине "Материаловедение", направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Технология оценки знаний и умений по дисциплине увязана со спецификой дисциплины. Обучающийся должен иметь допуск к экзамену – он должны выполнить все практические работы, сдать по ним отчёт. Приветствуется наличие проектной деятельности, исследовательской работы, реферата, доклада.
Таблица 2.
Результаты обучения по учебной дисциплине | Текущий и рубежный контроль | Промежуточная аттестация по УД | Итоговая аттестация по УД |
Тестирование | Самостоятельная работа | Лабораторные работы | Практические работы | Устный опрос | Подготовка докладов, презентаций, проектов | Контрольные работы | Экзамен | Дифференцированный зачет | Экзамен | Дифференцированный зачет |
Основные | | | | | | | | | | | |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | производит обзор информации по Интернет-ресурсам, в сообщениях СМИ, научно - популярных статьях. | | | | | | + | | | | | |
ОК 2. Организовывать собственную деятель- ность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | своевременное выполняет задания, отчеты и проекты, и прочее; организация собственной деяте-льности в стандар-тной ситуации | | | | ПР 1- ПР 4 | | + | | | | + | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Умеет организо-вывать деятельность в стандартной ситуации; доказывает и аргументирует при ответах на вопросы. | | | | ПР1-ПР4 | Т 1 Т 2 Т 3 Т 4 | + | | | | + | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использо-вание информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессиона-льного и личностного развития | умеет отбирать качественную информацию, раскрывающую проблему проекта; ясно излагает сформированных идей | | | Т 1 Т 2 Т 3 Т4 | ПР1-ПР4 | | + | | | | + | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | умеет организовывать работы со всеми видами информации,владеет информационными технологиями. | | | | ПР1-ПР4 | | + | | | | + | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | владеет способностью следовать этическим и правовым нормам, толерантность, способность к социальной адаптации, умеет работать в коллективе, подчиняться руководящим указаниям. | | | | ПР1-ПР4 | | + | | | | + | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Умеетпринимать решения и нести ответственность за них; целеустремленность, решительность, инициативность, организаторские способности. | | | | ПР1-ПР4 | | + | | | | + | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | способен выстраивать и реализовать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, и профессионального саморазвития и самосовершенствования; стремление к повышению квалификации; | | | | ПР 1- ПР 4 | | | | | | + | |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | обладает настойчивостью в достижении цели, выносливостью, способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменяет при необходимости профиль своей профессиональной деятельности; | | | | ПР1-ПР4 | | | | | | + | |
Вспомогательные | | | | | | | | | | | | |
Уметь
| У1 Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам. | | | | ПР 1 ПР 3 | | | | | | + | |
| У2. Определять виды конструкционных материалов |
| | | ПР 1 | | | | | | + | |
| У3. Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации | | | | ПР 1 ПР3 ПР4 | | | | | | + | |
| У4. Проводить исследования и испытания материалов | | | | ПР2 | | | | | | | |
Знать | З1.Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, условия их термообработки, способы защиты металлов от коррозии | Тест | | | | Т 1 | + | | | | + | |
| З2 Классификацию и способы получения композиционных материалов; | Тест | | | | Т 2 Т 3 | + | | | | + | |
| З3.Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве | Тест | | | | Т 2 Т4 | + | | | | + | |
| З4. Строение и свойства металлов, методы их исследования | тест | | | | Т 1 | + | | | | + | |
| З 5 Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения | тест | | | | Т 4 | + | | | | + | |
3.2 Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1.Заданияв тестовой форме
Тест № 1
Выберите правильный вариант ответа:
1. Способность материала сопротивляться разрушению под действием нагрузки – это..
а) упругость;
б) прочность;
в) твердость;
2. Способность металла при нагревании поглощать определенное количество тепла – это…
а) конвекция;
б) теплоемкость;
в) теплопроводность;
3. Способность металла изменять форму под действием нагрузки и восстанавливать ее после прекращения действия нагрузки – это…
а) упругость;
б) прочность;
в) твердость;
4. Способность металла передавать тепло от более нагретых к менее нагретым участкам тела – это…
а) конвекция
б) теплоемкость
в) теплопроводность
5. Свойство материала противостоять усталости – это..
а) выносливость
б) коррозия
в) ударная вязкость
тест № 2
Выберите правильный вариант ответа:
1. Назвать тип кристаллической решетки кубическая металла (см.рис.1)
а) объемно центрированная
б) гранецентрированная кубическая
в) гексагональная плотноупакованная
2. Какой дефект кристаллической решетки является точечным?
а) граница зерен
б) дислокация
в) вакансии
3. Неодинаковость свойств металла в разных кристаллографических направлениях называется …
а) аллотропия;
б) анизотропия;
в) полиморфизм;
4. Как называется переход металла из твердого состояния в жидкое?
а) рекристаллизация;
б) плавление;
в) кристаллизация;
5. Возможна ли 100-процентная концентрация растворяемого компонента в решетке растворителя?
а) Возможна в системе неограниченных твердых растворов.
б) Нет.
в) Возможна в системе механических смесей.
Тест № 3
Выберите правильный вариант ответа:
1. Какое количество углерода содержится в доэвтектоидных сталях?
а) от 0,8% до 2,14%
б) от 0,02% до 2,14%
в) от 0,02% до 0,8%
2. Какая линия на диаграмме «железо-цементит» соответствует выделению первичного цементита ?
а) линия CD
б) линия SE
в) линия PQ
3. Какое превращение происходит в точке С на диаграмме «железо – цементит» ?
а) эвтектоидное
б) эвтектическое
в) полиморфное
4. В каких координатах строят диаграммы фазового равновесия?
а) концентрация – время
б) температура – время
в) температура - концентрация
5. Какая из структурных составляющих железоуглеродистых сплавов обладает наибольшей твердостью?
а) аустенит.
б) цементит.
в) феррит.
Тест № 4
Выберите правильный вариант ответа:
1. Как называется склонность (или отсутствие таковой) аустенитного зерна к росту?
а) отпускная хрупкость;
б) наследственная или природная зернистость
в) аустенизация
2. Какой вид химико-термической обработки называют нитроцементацией ?
а) газовое цианирование
б) жидкостное цианирование
в) газовая цементация
3. Какие сплавы системы А-В могут быть закалены?
а) любой сплав.
б) сплавы, лежащие между Е и Ь.
в) ни один из сплавов.
г) сплавы, лежащие между а и Е.
4. Какую скорость охлаждения при закалке называют критической?
а) максимальную скорость охлаждения, при которой еще протекает распад аустенита на структуры перлитного типа.
б) минимальную скорость охлаждения, необходимую для получения мартенситной структуры.
в) минимальную скорость охлаждения, необходимую для фиксации аустенитной структуры.
г) минимальную скорость охлаждения, необходимую для закалки изделия по всему сечению.
5. Что означает точка Ас3?
а) температуру критической точки, выше которой при неравновесном нагреве доэвтектоидные стали приобретают аустенитную структуру
б) температурную точку начала превращения аустенита в мартенсит.
в) температуру критической точки перехода перлита в аустенит при неравновесном нагреве.
Тест № 5
Выберите правильный вариант ответа:
1. Какой из перечисленных элементов лишний?
а) марганец
б) ниобий
в) кислород
2. Какие из перечисленных элементов наиболее сильно повышают твердость стали?
а) марганец
б) хром
в) титан
3. Выберите правильную маркировку, соответствующую данному описанию: высококачественная легированная сталь содержит 0,30 % углерода, до 1 % хрома, марганца, кремния и до 2 % никеля.
а) 30Х2Н4А
б) 30ХГСА
в) 30ХГСН2А
4. Чем насыщают цементируемые стали?
а) кислородом
б) водородом
в) углеродом
5. Избыточные карбиды в составе стали способствуют:
а) хрупкому разрушению
б) увеличению прокаливаемости
в) снижают теплостойкость
Тест № 6
Выберите правильный вариант ответа:
1. Основным и распространенным конструкционным материалом является:
а) сталь
б) чугун
в) бронзы
2. Каково назначение легирования?
а) позволяет повысить технологические свойства
б) позволяет повысить химические свойства
в) позволяет повысить механические свойства
3. Основное требование к автоматным сталям:
а) хорошая обрабатываемость резанием
б) хорошая свариваемость
в) повышенная пластичность и вязкость
4. Основное требование к строительным сталям:
а) хорошая обрабатываемость резанием
б) хорошая свариваемость
в) повышенная пластичность и вязкость
5. Склонность стали к образованию горячих и холодных трещин зависит:
а) от резкого охлаждения
б) от содержания углерода
в) от содержания легирующих элементов
Тест № 7
Выберите правильный вариант ответа:
1. Влияние фосфора на литейные свойства чугуна.
а) ухудшает
б) улучшает
в) не меняет
2. Укажите, какова форма графита в сером чугуне?
а) хлопьевидная
б) шаровидная
в) пластинчатая
г) в сером чугуне графита нет
3. Какой чугун называется белым?
а) чугун, в котором весь углерод или часть его содержится в виде графита
б) чугун, в котором весь углерод находится в химически связанном состоянии
в) чугун, в котором металлическая основа состоит из феррита
г) чугун, в котором наряду с графитом содержится ледебурит
4. Расшифровать марку чугуна ВЧ 35-22.
5. Укажите, какова форма графита в ковком чугуне?
а) хлопьевидная
б) шаровидная
в) пластинчатая
г) В ковком чугуне графита нет
Тест № 8
Выберите правильный вариант ответа:
1. Какой элемент в составе стали понижает ее коррозионную стойкость?
а) углерод
б) сера
в) марганец
2. Коррозия – это …
а) физико-химическое взаимодействие различных металлов между собой
б) процесс разрушения металла под действие воды, масла
в) самопроизвольное физико-химическое разрушение и превращение полезного металла в бесполезные химические соединения.
3. Как влияют легирующие элементы в борьбе с коррозией?
а) не влияют
б) повышают антикоррозионную стойкость
в) уменьшают антикоррозионную стойкость
4. Химический элемент, применяемый для легирования коррозионно-стойких сталей
а) Cr
б) W
в) Cu
5. Фосфатирование – это…
а) получение на изделии поверхностной пленки из нерастворимых солей железа или марганца
б) получение на изделии пленки путем обработки сильным окислителем
в) воронение стали
Тест № 9
Выберите правильный вариант ответа:
1. К какой группе металлов принадлежит медь и ее сплавы?
а) к благородным металлом
б) к цветным
в) к легким
г) к редкоземельным
2. Что такое латунь?
а) сплав меди с цинком
б) сплав железа с никелем
в) сплав меди с оловом
г) сплав алюминия с кремния
3. Как называются сплавы меди с элементами (кремний, алюминий, олово, бериллий и др.)?
а) бронзы
б) латуни
в) инвары
г) баббиты
4. Дюралюмины – это…
а) сплав железа с углеродом
б) сплавы алюминия с медью в) сплавы алюминия с кремнием
г) сплав алюминия с цинком
5. Силумины – это …
а) сплав свинца с углеродом
б) сплав алюминия с цинком
в) сплавы алюминия с кремнием
г) сплавы алюминия с медью
Тест № 10
Выберите правильный вариант ответа:
1. Термопластичные полимеры имеют структуру …
а) линейную; б) сферолитную; в) фибрилярную; г) сетчатую;
2. Термореактивные полимеры имеют структуру…
а) разветвленную; б) линейную 4 в) сферолитную; г) пространственную (сшитую)
3. Процесс самопроизвольного необратимого изменения свойств полимера в процессе его хранения или эксплуатации называется…
а) деструкцией; б) старением; в) абляцией
4. К термопластам относятся…
а) полипропилен; б) стеклотекстолит в) гетинакс в) эпоксидная смола
5. Для защиты пластмасс от старения в их состав вводят…
а) отвердитель б) наполнитель в) стабилизатор г) пластификатор
6. Наибольшую теплостойкость имеют пластмассы на основе..
а) полиэтилена б) фенолформальдегидных смол в) полиамидов г) кремнийорганических полимеров
7. Для повышения прочности и износостойкости в состав резин вводят…
а) стабилизаторы б) наполнители в) пластификаторы г) регенерат
8. Ухудшение свойств резин при эксплуатации и хранении называется …
а) деградацией б) коррозией в) деструкцией г) старением
9. Наполнителем в текстолите является…
а) древесная мука б) хлопчатобумажная ткань в) хлопковые очесы г) бумага
10. Композиционным называется материал…
а) состоящий из различных полимеров
б) в состав которого входят различающиеся по свойствам нерастворимые друг в друге компоненты, разделенные ярко выраженной границей
в) макромолекулы которого состоят из неорганических элементов, сочетающихся с органическими радикалами.
11. Неметаллическим проводниковым материалом является…
а) графит б) железо в) кремний г) сера
12. Наиболее часто применяемым жидким диэлектриком является …
а) трансформаторное масло б) растительное масло в) фторорганическая жидкость г) кремний органическая жидкость
13. Какие вещества называются полимерами?
а) вещества, полученные полимеризацией низкомолекулярных соединений
б) высокомолекулярные соединения, основная молекулярная цепь которых состоит из атомов углерода.
в) высокомолекулярные соединения, молекулы которых состоят из большого числа мономерных звеньев
14. Какой из наполнителей пластмасс: слюдяная мука, асбестовые волокна, стеклянные нити является полимерным материалом?
а) ни один из названных наполнителей не является полимером
б) асбестовые волокна и слюдяная мука
в) все названные наполнители - полимеры
15. Какие материалы называют пластмассами?
а) материалы органической и неорганической природы, обладающие высокой пластичностью
б) высокомолекулярные соединения, молекулы которых состоят из большого числа мономерных звеньев
в) материалы, получаемые посредством реакций полимеризации или поликонденсации
г) искусственные материалы на основе природных или синтетических полимерных связующих
Эталоны ответов
вопрос | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест 5 | Тест 6 | Тест 7 | Тест 8 | Тест 9 | Тест 10 |
1 | Б | А | В | Б | В | А | В | Б | А | А |
2 | В | В | А | А | Б | Б | В | В | А | Б |
3 | А | Б | Б | В | В | А | Б | Б | Г | Б |
4 | В | В | В | Б | Б | Б | Высокопрочный чугун | А | Б | В |
5 | А | А | Б | А | А | В | А | А | В | В |
6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Г |
7 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | А |
8 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Г |
9 | | - | - | - | - | | - | - | - | Б |
10 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Б |
11 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | А |
12 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | А |
13 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | В |
14 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | В |
15 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Г |
Критерии выставления оценок по тестам в зависимости от процента выполнения
Процент выполнения | Оценка уровня подготовки |
балл | вербальный аналог |
90-100% | 5 | отлично |
75-89% | 4 | хорошо |
50-74% | 3 | удовлетворительно |
менее 50% | 2 | неудовлетворительно |
3.2.2 Практические занятия
(см. методические рекомендациидля выполнения ПЗ по учебной дисциплине "Материаловедение" для обучающихся заочной формы обучения)
Практическая работа № 1 "Выбор и применение металлов и сплавов"
Практическая работа № 2 " Виды и режимы термообработки. Расшифровка маркировки стали и сплавов"
Практическая работа № 3 "Расшифровка маркировки чугунов и неметаллических материалов"
Практическая работа № 4 "Расшифровка обозначения марок сплавов цветных металлов"
Критерии оценок практических работ
Оценка «5» (отлично) ставится в следующем случае: работа выполнена полностью; сделан перевод единиц всех физических величин в СИ, все необходимые данные занесены в условие, студент дает точное определение и истолкование основных понятий при защите практической работы.
Оценка «4»(хорошо) ставится в следующем случае: работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки; ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов определений.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в следующем случае: работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; студент обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится в следующем случае: работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания); студент показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей
3.2.3 Устный опрос
Тема 1. Строение металлов. Механические свойства металлов и сплавов
Ответьте на следующие вопросы:
1. Назовите основные свойства металлов.
2. Какими свойствами характеризуются металлы?
3. Что является основными характеристиками механических свойств металлов?
4. Что называется технологическими свойствами материалов?
5. Какие существуют технологические пробы металлов?
Тема 2. Железо и его сплавы.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Каким образом классифицируются стали?
2. Как подразделяются стали по своему назначению?
3. Какие существуют группы углеродистых сталей?
4. С какой целью осуществляется легирование сталей?
5. Как классифицируют конструкционные легированные стали?
6. Какое количество углерода содержат цементуемые легированные конструкционные стали?
7. Какие требования предъявляются к конструкционным сталям?
8. Конструкционные улучшаемые легированные стали. Группы, марки, свойства, термообработка. Критерии при выборе марки стали?
Тема 3. Термическая обработка стали
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что называется термической обработкой металлов?
2. Назовите виды термической обработки стали.
3. Какие структурные превращения происходят при термической обработке стали?
4. С какой целью проводится термическая обработка сталей? Какая структура обеспечивает высокий комплекс механических свойств стали после термической обработки?
5. Что называется отжигом стали?
6. Что называется закалкой сталей?
7. Назовите способы закалки сталей
8. Что называется отпуском стали?
9. В чем заключается термомеханическая обработка стали?
10. Какие свойства обеспечивает поверхностная закалка сталей?
11. Назовите виды химико-термической обработки сталей.
12. Какие виды брака изделий могут возникнуть в результате нарушения технологии термической обработки сталей?
Тема 4. Цветные металлы и сплавы на их основе.
Неметаллические материалы.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Каким образом классифицируются алюминиевые сплавы?
2. Что называется силумином?
3. Что называется бронзой?
4. Какие сплавы используют в качестве антифрикционных материалов?
5. С какой целью используются припои?
1. Какие полимеры называют термопластичными? Приведите примеры.
2. Какие полимеры называют термореактивными? Приведите примеры.
3. В чем сущность старения полимерных материалов?
4. Из чего состоят пластмассы
5. Каковы основные недостатки пластмасс?
6. Что такое термопласт?
7. Перечислите основные виды термопластов.
8. Почему реактопласты не подвергают повторной переработке?
9. Что называется резиной? Каковы ее состав и назначение отдельных компонентов?
10. Какое строение имеет стекло? Что входит в состав стекла?
11. Какими свойствами обладает стекло?
Критерии оценки устного ответа:
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ обучающегося полный, самостоятельный, правильный, изложен в определенной логической последовательности;
Оценка "4" ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности, которые легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
Оценка "3" ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Оценка "2" ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
Оценка "1" ставится в следующем случае: ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов:тестирование, устный опрос, практические работы, самостоятельная работа.
Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение экзамена.
КОМ предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины по специальностям СПО 22.02.06 Сварочное производство (уровень подготовки базовый).
Умения
У1 распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
У2 определять виды конструкционных материалов;
У3 выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
У4 проводить исследования и испытания материалов;
знания
З1 закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
З2 классификацию и способы получения композиционных материалов;
З3 принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве;
З4 строение и свойства металлов, методы их исследования;
З5 классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения
Экзамен включает: 3 теоретических вопроса для устного ответа 4.1. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
Контроль проверки теоретических знаний
Инструкция для обучающихся:
Внимательно прочитайте задание. Вам предлагается 3 теоретических вопроса и 1 практическое задание.
Время выполнения задания – 30 минут.
Критерием освоения данного вида деятельности является не только правильность, но и время выполнения задания.
Итогом экзамена является оценка, полученная за ответы.
4.3. Выполнение заданий
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Механические свойства металлов и методы испытания
2. Способы закалки, закалочные среды.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 10ХСНД, СЧ 00, БрОЦ4-3
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Типы сплавов. Значение диаграмм состояния.
2. Влияние легирующих элементов на свойства конструкционных сталей.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 35ГС, СЧ 12-28, БрОЦС4-4-4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Понятие о стали углеродистой и легированной
2. Неметаллические неорганические материалы (керамика, стекло, ситаллы).
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 30ХН3М2ФА, СЧ 15-32, БрОЦСН3-7-5- 1
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Физические, химические, механические, технологические и эксплуатационные свойства.
2. Термореактивные и термопластичные полимеры
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 38Х2НМФ, СЧ 18-36, БрО10
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Цели применения термической и химико - термической обработки стали и их виды.
2. Производство чугунов. Классификация и структура чугунов.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 30Х13Н7С2, СЧ 21-40, БрОФ10-1
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Диаграммы состояния сплавов, линии, точки, структуры, свойства
2. Виды отпуска и свойства материалов после отпуска.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 20Г13Н4Г6, СЧ 24-44, БрОФ4-0,25,
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Понятие о сплаве, компоненте, фазе, системе
2. Алюминиевые сплавы, свойства, применение марки
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 08Х22Н6Т, СЧ 32-52, БрОЦС5-5-5
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Клеящиеся материалы и герметики
2. Определение по диаграмме состояния температур плавления, затвердевания, химического состава фаз и структурных составляющих
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 30ХГСН2А, СЧ 40-60, БрОФ6,5-0,4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Влияние углерода и примесей на свойства углеродистой стали
2. Сплавы на основе меди: латуни, бронзы и их свойства
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: Х6ВФ, АЧС-1, БрАЖ9-4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Технологические свойства металлов
2. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 75ХМ, АЧС-2, БрКМц3-1
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Коррозионная стойкость. Коррозионно-стойкие стали и сплавы.
2. Порошковые материалы
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 10Г2БС, АЧС-3, БрМц5,
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Классификация и область применения полимерных материалов.
2. Выбор и назначение режимов термической обработки стали
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 25Г2С, ВЧ 38–17, БрБ2
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Углеродистые инструментальные стали, маркировка
2. Отжиг и нормализация стали.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 20ХГСА, ВЧ 42–12, БрАЖ9-4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Виды коррозии, методы защиты от коррозии.
2. Пластмассы и их основные свойства.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 30ХН3А, ВЧ 45–5, БрАЖ9-4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Понятие о термической обработке стали
2. Титан, магний и их сплавы. Свойства, марки, область применения
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 08Х22Н6Т, ВЧ 50–7, ЛЖМц59-1-1
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №16
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Влияние термической обработки на структуру и свойства сталей.
2. Резиновые материалы. Их свойства и применение.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 20Г13Н4Г6, ВЧ 100–2, ЛС80-3
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Керамические материалы. Их свойства и применение.
2. Виды отжига. Область применения.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: Х6ВФ, ВЧ 120–2, ЛА77-2
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Чугуны: серый, белый, ковкий, высокопрочный. Механические, технологические, эксплуатационные свойства, область применения
2. Лакокрасочные материалы. Их классификация и применение.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 12Х2МФСР, КЧ 35–10, АЛ8
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Клеи. Их основные свойства и применение.
2. Закалка и отпуск доэвтектической стали.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: 08Х14Н28В3Т3ЮР, КЧ 37–12, ЛАЖ60-1-1
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20
Дайте устный ответ на вопросы:
1. Композиционные материалы, основные свойства, состав, классификация
2. Классификация и маркировка сталей.
Выполните практическое задание:
Расшифруйте марки материалов: ХН77ЮР, КЧ 60-3, МА14
Критерии оценки экзамена
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
правильные ответы на вопросы и верное решение практического задания | 5 | отлично |
частично неправильный ответ и верное решение практического задания | 4 | хорошо |
правильный ответ и неполное решение практического задания | 4 | хорошо |
недостаточно правильный ответ и неполное решение практического задания | 3 | удовлетворительно |
неправильный ответ и неправильное решение практическогозадания | 2 | неудовлетворительно |
4.2 ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Количество вариантов каждого задания / пакетов заданий для экзаменующегося: - 20
Количество билетов в наличии в соответствии с количеством экзаменующихся обучающихся. В каждом билете 3теоретических вопроса и 1 практическое задание.
Время выполнения задания – 30 мин.
Оборудование: учебные столы, стулья
4.2 ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Количество вариантов каждого задания / пакетов заданий для экзаменующегося: - 20
Количество билетов в наличии в соответствии с количеством экзаменующихся обучающихся. В каждом билете 3 теоретических вопроса и 1 практическое задание.
Время выполнения задания – 30мин.
Оборудование: учебные столы, стулья
Экзаменационные вопросы
1. Механические свойства металлов и методы испытания
2. Способы закалки, закалочные среды.
3. Типы сплавов. Значение диаграмм состояния.
4. Влияние легирующих элементов на свойства конструкционных сталей.
5. Понятие о стали углеродистой и легированной
6. Неметаллические неорганические материалы (керамика, стекло, ситаллы).
7. Физические, химические, механические, технологические и эксплуатационные свойства.
8. Термореактивные и термопластичные полимеры
9. Цели применения термической и химико - термической обработки стали и их виды.
10. Производство чугунов. Классификация и структура чугунов.
11. Диаграммы состояния сплавов, линии, точки, структуры, свойства
12. Виды отпуска и свойства материалов после отпуска.
13. Понятие о сплаве, компоненте, фазе, системе
14. Алюминиевые сплавы, свойства, применение марки
15. Клеящиеся материалы и герметики
16. Определение по диаграмме состояния температур плавления, затвердевания, химического состава фаз и структурных составляющих
17. Влияние углерода и примесей на свойства углеродистой стали
18. Сплавы на основе меди: латуни, бронзы и их свойства
19. Технологические свойства металлов
20. Жаростойкие и жаропрочные стали и сплавы.
21. Коррозионная стойкость. Коррозионно-стойкие стали и сплавы.
22. Порошковые материалы
23. Классификация и область применения полимерных материалов.
24. Выбор и назначение режимов термической обработки стали
25. Углеродистые инструментальные стали, маркировка
26. Отжиг и нормализация стали.
27. Виды коррозии, методы защиты от коррозии.
28. Пластмассы и их основные свойства.
29. Понятие о термической обработке стали
30. Титан, магний и их сплавы. Свойства, марки, область применения
31. Влияние термической обработки на структуру и свойства сталей.
32. Резиновые материалы. Их свойства и применение.
33. Керамические материалы. Их свойства и применение.
34. Виды отжига. Область применения.
35. Чугуны: серый, белый, ковкий, высокопрочный. Механические, технологические, эксплуатационные свойства, область применения
36. Лакокрасочные материалы. Их классификация и применение.
37. Клеи. Их основные свойства и применение.
38. Закалка и отпуск доэвтектической стали.
39. Композиционные материалы, основные свойства, состав, классификация
40. Классификация и маркировка сталей.
5 ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ
Ручка, карандаш, линейка, чистые листы бумаги формата А4.
6