СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины "География"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОСы по ОУД.16 "География" по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины "География"»



Министерство образования Тверской области

ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж»






Комплект

контрольно-оценочных средств

учебной дисциплины

ОУД. 16 География

основной образовательной программы (ОПОП)

по направлению подготовки (профессии)

38.01.02 Продавец, контролер-кассир


















Вышний Волочек


2018


1.Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «География».

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета

КОС разработаны на основании положений:

основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки (профессии); 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» программы учебной дисциплины «География».


2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

Знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;


Знать понятия «география»; традиционные и новые методы географических исследований, виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Знание способов и форм получения географической информации

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Формулировка понятий: «географическая среда»; «ресурсы», «ресурсообеспеченность».

Характеристика природных ресурсов Земли, их классификация и размещение.

Формулировка понятий: «воспроизводство населения», «демография», «демографический кризис и взрыв», «демографическая политика», «индекс человеческого развития», «миграции», «урбанизация».

Характеристика численности и размещения населения мира; структуры (составов) населения; типов воспроизводства населения, видов миграций, уровней и темпов урбанизации.

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Формулировка понятий: «мировое хозяйство», «отрасли мирового хозяйства», «международное географическое разделение труда», «отрасль международной специализации», «международная интеграция».

Знание характеристики отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,;ведущих отраслей мирового хозяйства и их размещение и отраслей международной специализации ;

классификации глобальных проблем человечества

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Экономико-географическое положение России в мировом хозяйстве, отрасли международной специализации России; положение в международной торговле и других формах внешних экономических связей.

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;



Умение «читать» географическую информацию.

Составление сравнительной характеристики отдельных стран и регионов мира, используя источники географической информации

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Определение обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов, их размещение.

Объяснение особенностей урбанизации отдельных стран и регионов мира

Сравнение состава и структуры населения разных регионов мира

Объяснение различий в естественном и механическом движении населения стран и регионов мира

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Определение политико-географического положения страны

Выполнение заданий в контурных картах, применяя различные источники географической информации

Выполнение сообщений, докладов, рефератов

Составление таблиц

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;


Умение составлять характеристику стран и регионов мира.

Выполнение заданий в контурных картах, составление таблиц и диаграмм по отдельным регионам и странам мира

сопоставлять географические карты различной тематики

Умение составлять сравнительную характеристику регионов и стран мира, пользуясь различными источниками: картами атласа (анализ и чтение карт учебника и атласа и т.д.)




3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля



Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация


У1 определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

У2 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

У3 применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;


У4 составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;


У5 сопоставлять географические карты различной тематики


З1 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

З2 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

З3 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;


З4 особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;


+




+





+





+




+



+



+







+





+




+




+










+




+



+



+







+



4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.


Содержание

учебного материала

по программе УД

Тип контрольного задания

З1

З2

З3

34

У1


У2

У3

У4

У5

У6

Введение

Уо









Пр


Раздел 1. Тема 1.1. Источники географической информации


Уо


Пр



Пр2



Уо




Пр


Раздел 2. Тема.2.1. Современная политическая карта мира


Кр1

Кр1

Уо

Пр


Пр

Дз2



Пр

Т




Раздел 3. Тема 3.1. Численность и воспроизводство населения.

Кр1

Пр




Пр

Уо

Т



Пр


Раздел 3. Тема 3.2. Состав (структура) и размещение населения. Миграции


Пр

Т



Пр

Пр

Т




Пр


Раздел 3. Тема 3.3. Городское и сельское население

Кр1

Пр

Т



Пр

Пр

Т



Пр


Раздел 4. Тема 4.1. Взаимодействие общества и природы

Кр1

Уо





Пр

Т


Пр2



Раздел 4. Тема. 4.2. Мировые природные ресурсы

Кр1

Пр



Пр

Пр

Т




Пр


Раздел 4. Тема 4.3. Загрязнение и охрана окружающей среды

Кр1


Пр

Кр1



Пр

Уо

Т




Пр


Раздел 5. Тема 5.1. НТР


Уо






Уо





Раздел 5. Тема 5.2. Мировое хозяйство




Уо



Пр




Уо



Пр


Раздел 5. Тема 5.3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства



Уо


Пр



Уо




Раздел 5. Тема 5.4. Факторы размещения



Уо



Пр


Уо


Уо




Раздел 5. Тема 5.5. География промышленности


Пр

Пр






Пр


Пр


Раздел 5. Тема 5.6. География сельского хозяйства


Пр

Пр






Пр


Пр


Раздел 5. Тема 5.7. География транспорта


Пр

Пр






Пр


Пр


Раздел 5. Тема 5.8. Всемирные экономические отношения


Уо


Уо






Уо




Раздел 6. Тема 6.1. Общая характеристика Зарубежной Европы

Кр2

Пр








Пр


Пр


Раздел 6. Тема 6.1.1 Субрегионы и страны Зарубежной Европы


Пр







Пр


Пр


Раздел 6. Тема 6.2. Общая характеристика Зарубежной Азии

Кр2

Пр






Пр



Пр


Пр


Раздел 6. Тема 6.2.1 Страны Зарубежной Азии


Пр







Пр


Пр


Раздел 6. Тема 6.3. Австралия и Океания

Кр2

Пр

Кр2







Пр


Пр


Раздел 6. Тема 6.4. Общая характеристика Африки

Кр2


Пр







Пр


Пр


Раздел 6. Тема 6.4.1. Субрегионы Африки









Пр



Раздел 6. Тема 6.5. Общая характеристика Северной Америки

Кр2

Кр1

Пр




Пр




Пр


Пр


Раздел 6. Тема 6.6. Характеристика Латинской Америки

Кр2

Кр1

Пр




Пр



Пр


Пр


Раздел 7. Тема 7.1. Россия на политической карте мира


Пр


Пр







Раздел 7. Тема 7.2. Россия в мировом хозяйстве


Уо



Пр




Пр




Раздел 7. Тема 7.3 Участие России в международной торговле




Уо








Раздел 8. Тема 8.1. Глобальные проблемы человечества



Пр



Пр


Пр



Пр


Раздел 8. Тема 8.2 Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты



Уо









Раздел 8. Тема 8.3. Стратегия устойчивого развития



Уо


Пр



Пр





Условные обозначения:


Уо – устный ответ; Пр – практическая работа; Т – тестирование; Кр – контрольная работа

5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.


Содержание

учебного материала

по программе УД

Тип контрольного задания

З1

З2

З3

34

У1


У2

У3

У4

У5

У6

Введение

з


з







з

Раздел 1. Тема 1.1. Источники географической информации


з



з









Раздел 2. Тема.2.1. Современная политическая карта мира



з

з





з


з


з


Раздел 3. Тема 3.1. Численность и воспроизводство населения.


з




з





Раздел 3. Тема 3.2. Состав (структура) и размещение населения. Миграции


з




з






Раздел 3. Тема 3.3. Городское и сельское население

з





з





Раздел 4. Тема 4.1. Взаимодействие общества и природы


з



з






Раздел 4. Тема. 4.2. Мировые природные ресурсы

з






з



з


Раздел 4. Тема 4.3. Загрязнение и охрана окружающей среды


з










Раздел 5. Тема 5.1. НТР




з



з





Раздел 5. Тема 5.2. Мировое хозяйство



з






з




Раздел 5. Тема 5.3. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства



з



з





Раздел 5. Тема 5.4. Факторы размещения


з

з



з





Раздел 5. Тема 5.5. География промышленности


з

з



з







Раздел 5. Тема 5.6. География сельского хозяйства


з

з



з







Раздел 5. Тема 5.7. География транспорта


з

з



з






Раздел 5. Тема 5.8. Всемирные экономические отношения


з


з



з





Раздел 6. Тема 6.1. Общая характеристика Зарубежной Европы


з

з





з


з


з


Раздел 6. Тема 6.1.1 Субрегионы и страны Зарубежной Европы


з

з





з


з


з


Раздел 6. Тема 6.2. Общая характеристика Зарубежной Азии


з

з





з



з


з


Раздел 6. Тема 6.2.1 Страны Зарубежной Азии


з

з





з


з


з


Раздел 6. Тема 6.3. Австралия и Океания


з

з










Раздел 6. Тема 6.4. Общая характеристика Африки


з

з





з


з


з


Раздел 6. Тема 6.4.1. Субрегионы Африки


з

з





з


з


з


Раздел 6. Тема 6.5. Общая характеристика Северной Америки


з

з





з


з


з


Раздел 6. Тема 6.6. Характеристика Латинской Америки


з

з





з


з


з


Раздел 7. Тема 7.1. Россия на политической карте мира

з



з







Раздел 7. Тема 7.2. Россия в мировом хозяйстве

з


з










Раздел 7. Тема 7.3 Участие России в международной торговле

з



з







Раздел 8. Тема 8.1. Глобальные проблемы человечества


з






з





Раздел 8. Тема 8.2 Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты

з


з








Раздел 8. Тема 8.3. Стратегия устойчивого развития



з


з










6. Структура контрольного задания

6.1.Текст задания

Задание 1

Ответьте на вопросы по плану:

1. Столица

2. Географическое положение

3. Уровень социально-экономического развития

4. Форма правления

5. Форма административно-территориального устройства

Страны: Дания, Болгария, Испания, Албания, Греция, Монголия, Вьетнам, Португалия, Китай, Швейцария, Франция, Италия, Нигерия, Ирландия, Швеция, Венгрия, Нидерланды, Норвегия, Ирак, Турция, Израиль, Кувейт, Иран, Индия, Мексика, Канада, США, Бразилия, Япония, Нигер.



6.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка _______2__ мин.;

выполнение ___ часа ___40__ мин.;

оформление и сдача____3_ мин.;

всего______ часа_____45_ мин.



Задания по теме «География населения мира»

6.1.Текст задания

Задание 1



Из представленного списка выберите страны:

  1. воспроизводство населения, которых характеризуется понятием «демографический кризис»;

  2. которые проводят политику на сокращение рождаемости;

  3. воспроизводство населения, которых характеризуется формулой 43 – 13 = 30;

  4. воспроизводство населения, которых характеризуется формулой 12 – 10 = 2;

  5. где доля детей во всём населении в среднем составляет 23%, а доля пожилых людей – 15%;

  6. которые входят в десятку крупнейших стран мира по численности населения;

  7. имеющие города с населением свыше 10 млн. человек.





Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4

1. Великобритания 1. Испания 1. Франция 1. Швейцария

2. Китай 2. Бельгия 2. Алжир 2. Япония

3. Италия 3. Россия 3. Дания 3. Кения

4. Аргентина 4. Индонезия 4. Индия 4. Китай

5. Финляндия 5. Австрия 5. Бразилия 5. Аргентина

6. Кения 6. Заир 6. Монголия 6. Канада

7. Индонезия 7. Мексика 7. Япония 7. Норвегия

8. Нет такой страны 8. Нет такой страны 8. Нет такой страны 8. Нет страны



Задание 2

Назовите термин или ответьте на вопрос:

8) наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, состав населения

9) быстрый рост населения в странах второго типа воспроизводства во второй половине ХХ в.



10) система мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение (прежде всего на рождаемость населения в желательном для себя направлении

11) высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности

12) совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление населения и смену людских поколений

13) рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире, возникновение и развитие сложных сетей и систем городов

14) Для современного этапа урбанизации особенно характерен переход от «точечного» города к

15) К какому типу воспроизводства населения относится формула: 16 – 9 = 7?

16) К какому типу воспроизводства населения относится формула: 27 – 9 =18?

17) В каких из перечисленных ниже стран большая часть населения исповедует католицизм:

а) Украина, б) Нидерланды, в) Италия, г) Греция, д) Филиппины, е) Индонезия, ж) Судан, з) Аргентина?

18) Где находятся центры католицизмаи, ислама?

19) Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков:

китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы, американцы США, англичане?

20) В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются ___________________ государства.

21) Перемещение населения из одного места в другое

22) К какому уровню урбанизации относятся страны, где доля городского населения свыше 50%? Приведите примеры стран.

23) Самая крупная городская агломерация в мире?

24) В какой части света находятся слабоурбанизированные страны?

25) Территориальные группировки городских и сельских поселений

26) Какова средняя плотность населения Земли?

27) Приведите примеры однонациональных, двунациональных и многонациональных стран

28) Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере

29) Каково соотношение мужчин и женщин в мире?

30) Население Земли составляет … (млрд. чел.)

31) Естественное движение населения – это _______________________

32) В какой части света больше всего людей пожилого возраста?

33) Данные о численности населения Земли получают в результате ______________________________ .

34) В какой стране самый высокий в мире показатель ожидаемой средней продолжительности жизни?

35) Какой язык относится к сино-тибетской языковой семье?

36) Какая национальная религия исповедуется в Израиле?

37) Переманивание высококвалифированных специалистов

38) Виды миграций

39) Ветви христианства

40) Какой язык относится к афразийской языковой семье?

Эталоны ответов



вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1)

1, 3, 5

1, 2, 3, 5

1, 3, 7

1, 2, 6, 7

2)

2, 4, 6, 7

4, 6, 7

2, 4, 5, 6

3, 4, 5

3)

6

6

2

3

4)

1, 3, 5

1, 2, 5

1, 3

1, 7

5)

1, 3, 5

1, 2, 3, 5

1, 3, 7

1, 2, 6, 7

6)

2, 7

3, 4

4, 5, 7

2, 4

7)

2, 4

7

4, 5, 7

2, 4, 5



8) демография

9) демографический взрыв

10) демографическая политика

11) демографический взрыв

12) воспроизводство населения

13) урбанизация

14) городским агломерациям

15) демографический кризис

16) демографический взрыв

17) Италия, Филиппины, Аргентина

18) Италия – Ватикан (Рим); Саудовская Аравия – Мекка и Медина

19) хиндустанцы, русские, бразильцы, американцы США, англичане

20) межнациональные государства

21) миграции

22) высокоурбанизированные страны: США, Канада, Бразилия, Аргентина, Великобритания, Бельгия

23) Токийская

24) Африка, Зарубежная Азия

25) городские агломерации

26) 47 чел. на 1 кв. км

27) Болгария (1); Канада (2); США (многонациональная)

28) экономически-активное население

29) поровну

30) более 7 млрд. чел.

31) воспроизводство населения

32) Зарубежной Европе

33) переписи населения

34) в Японии

35) китайский

36) иудаизм

37) внешние миграции «утечка умов»

38) внутренние и межгосударственные (внешние): «утечка умов» и трудовые миграции («утечка мускулов»)

39) православная, католическая, протестантская

40) арабский





6.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ___5______ мин.;

выполнение ___ часа ___70__ мин.;

оформление и сдача__10___ мин.;

всего______ часа____85__ мин.


Контрольная работа №1 по части 1 «Общая характеристика мира»

Контрольная работа по географии №1 Контрольная работа по географии №1

ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

1. Сколько стран на современной политической карте мира? 1. К конституционным монархиям относятся страны:

1) 150 1) Франция, Китай, Иран

2) 230 2) Япония, Норвегия, Великобритания

3) 500 3) Италия, Индия, Канада

4) 530 4) Армения, Латвия, Египет

2. Какое утверждение верно? 2. Регион – главная горячая точка мира:

1) Великобритания – конституционная монархия, федеративное государство 1) Европа

2) Индия – конституционная монархия, федеративное государство 2) Южная Америка

3) США – республика, федеративное государство 3) Ближний Восток

4) Бельгия – республика, федеративное государство 4) Африка

3. Выбрать строку, где все государства обладают богатыми лесными ресурсами: 3. Страны наиболее богатые минеральными ресурсами:

1) Россия, Канада, Бразилия 1) Россия, США, Канада, Австралия, Китай

2) Россия, Украина, США 2) Япония, Швейцария, Великобритания

3) Россия, США, Аргентина 3) Страны Ближнего Востока

4) Бразилия, Япония, Китай 4) ЮАР, Канада, Австралия

4. Главный путь решения водной проблемы: 4. Главная причина обострения водной проблемы человечества:

1) Уменьшение водоемкости производственных процессов 1) Неравномерное распределение водных ресурсов на планете

2) Транспортировка айсбергов 2) Рост потребления при неизменном объёме водных ресурсов

3) Опреснение морской воды 3) Загрязнение морской воды

4) Перераспределение речного стока 4) Опреснение морской воды

5. Мужское население преобладает в странах: 5. Наибольшей численностью пожилых людей (старше 60 лет) отлича-

1) России и Иране ются страны:

2) Иране и Катаре 1) СНГ

3) Канаде и Германии 2) Западной Европы

4) Франции и Германии 3) Латинской Америки

6. «Демографический взрыв» характерен для стран: 4) Северной Америки

1) Восточной Европы 6. Данные о численности населения Земли получаются в результате

2) Западной Европы 1) Опроса населения

3) Азии, Африки и Латинской Америки 2) Переписи населения

4) Австралии и Океании 3) Анкетирование

7. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым 4) Сбора подписей

1) Рудные полезные ископаемые 7. Укажите страны, которые наиболее обеспечены водными ресурсами:

2) Топливные полезные ископаемые 1) Канада, Германия

3) Водные ресурсы 2) Кувейт, Канада

4) Энергетические ресурсы Мирового океана 3) Афганистан, Германия

8. По карте национального состава населения мира можно определить: 4) Египет, Мексика

1) Народы и языковые семьи 8. Можно ли по плотности населения судить об уровне экономического

2) Мировые религии развития страны?

3) Плотность населения 1) Да

4) Городское и сельское население 2) Нет

9. Установите соответствие 3) Да, только в развивающихся странах

Типы развивающихся стран Страны 4) Да, только в развитых странах

  1. Ключевые а) Тайвань, Гонконг, Сингапур 9. Установите соответствие

  2. Отсталые б) Непал, Чад, Гаити Типы развивающихся стран Страны

в) Индия, Бразилия, Мексика 1) Страны-экспортёры нефти а) Египет, Бразилия, Нигерия

10. Дополните определение: 2) Новые индустриальные б) Кувейт, Катар, Иран

«Процесс роста городов и распространение городского образа жизни называют страны в) Республика Корея, Сингапур

называют ___________» 10. Дополните определение:

«Политически независимое государство, обладающее самостоятель-

ностью во внутренних и внешних делах, называется_______________»

11. По данным таблицы определите величину естественного прироста 11. По данным таблицы определите величину естественного прироста

населения страны за год и тип воспроизводства населения страны за год и тип воспроизводства



Год

Рождаемость,

тыс. человек

Смертность,

тыс. человек

Эмиграция,

тыс. человек

Иммиграция,

тыс. человек

Население,

млн. человек

Год

Рождаемость,

тыс. человек

Смертность,

тыс. человек

Эмиграция,

тыс. человек

Иммиграция,

тыс.человек

Население,

млн. человек

1991

40

25

2

4

1098

2000

7

15

150

10

20000

















Контрольная работа по географии №1 Контрольная работа по географии №1



ВАРИАНТ 3 ВАРИАНТ 4

1. Примером объединения стран в одно содружество могут служить: 1. Наибольшее число абсолютных монархий расположено:

1) Югославия 1) В Африке

2) Россия 2) В Зарубежной Азии

3) Чехословакия 3) В Зарубежной Европе

4) Германия 4) В Латинской Америке

2. Показатель высокого уровня экономического развития: 2. Большинство новых индустриальных стран расположено:

1) Численность населения 1) В Южной Америке

2) ВВП на душу населения 2) В Юго-Восточной Азии

3) Плотность населения 3) В Западной Европе

4) Цены на газеты и журналы 4) В Америке

3. Доля пресной воды в мировых водных ресурсах составляет: 3. К исчерпаемым природным ресурсам относятся:

1) 50% 1) Минеральные и водные

2) 10% 2) Водные и лесные

3) 2,5% 3) Лесные и минеральные

4) 24% 4) Энергия ветра и минеральные

4. Высокая доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда 4. Главный путь решения проблемы загрязнения окружающей среды:

характерна для регионов: 1) Строительство очистных сооружений

1) Зарубежная Европа 2) Сохранение объёмов использования природных ресурсов при более

2) Зарубежная Азия глубокой их переработке

3) Северная Америка 3) Вынос «грязных» производств за пределы страны

4) Южная Америка 4) Опреснение пресной воды

5. Основной показатель уровня урбанизации страны: 5. Для первого типа воспроизводства населения характерна:

1) Количество крупных городов 1) Высокая рождаемость

2) Соотношение городского и сельского населения 2) Низкая рождаемость

3) Наличие городских агломераций 3) Высокая смертность

4) Образование мегаполисов 4) Высокий естественный прирост

6. Христианство исповедует главным образом население: 6. Какое утверждение верно?

1) Европы и Азии 1) Высокая доля детей в возрастной структуре населения развитых стран

2) Европы, Америки и Австралии 2) Высокая доля женщин в половой структуре населения развитых стран

3) Западной Европы и Южной Азии 3) Все страны Азии исповедуют ислам

4) Америки, Африки, Южной Азии 4) Высокая доля пожилых в возрастной структуре развивающихся стран

7. Укажите страны, которые наиболее обеспечены водными ресурсами 7. Низкую ресурсообеспеченность и высокий уровень развития имеет:

1) Афганистан, Германия 1) Германия

2) Германия, Канада 2) Япония

3) Египет, Мексика 3) Канада

4) Кувейт, Канада 4) Италия

8. Самый большой рост численности наблюдается: 8. Почему в Индии средняя плотность населения выше, чем в Афгани-

1) В развитых странах с высоким уровнем жизни стане?

2) В странах, где не осуществляется планирование рождаемости 1) В Индии больше крупных городов

3) В странах с высоким уровнем развития медицины 2) В Индии более благоприятные природные условия

4) В странах с территориями нового освоения 3) В Индии традиционно многодетные семьи

9. Установите соответствие 4) Площадь Индии меньше площади Афганистана

Форма правления Страны 9. Установите соответствие

1) Монархия а) Испания, Бельгия, Япония Форма правления Страны

2) Республика б) Марокко, Франция, Непал 1) Монархия а) Франция, Италия, Португалия

в) Гвинея, Либерия, Турция 2) Республика б) Япония, Испания, Греция

10. Дополните определение: в) Великобритания, Нидерланды, Бельгия

«Государство, которое имеет такую форму административно-территориального 10. Дополните определение:

устройства, при которой в стране существует единая законодательная и испол- «Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его

нительная власть, называется _____________» численность, структуру, естественный прирост называется _________»



11. По данным таблицы определите величину естественного прироста 11. По данным таблицы определите величину естественного населения страны за год и тип воспроизводства прироста населения страны за год и тип воспроизводства



Год

Рождаемость,

тыс. человек

Смертность,

тыс. человек

Эмиграция,

тыс. человек

Иммиграция,

тыс. человек

Население,

млн. человек

Год

Рождаемость,

тыс. человек

Смертность,

тыс. человек

Эмиграция,

тыс. человек

Иммиграция,

тыс. человек

Население,

млн. человек

2000

202

89

110

20

1260

2000

45

20

200

100

60000

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ



ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ 3 ВАРИАНТ 4

1 1 2 4 2

2 3 3 2 2

3 1 1 3 3

4 1 2 1 2

5 2 2 2 2

6 3 2 2 2

7 4 1 2 2

8 1 2 2 2

9 1в, 2б 1б, 2в 1а, 2в 1в, 2а

10 урбанизация суверенное унитарное демография

11 15, II -8, I 113, II 25, II

демографический демографический демографический демографический

взрыв кризис взрыв взрыв





6.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка __2___мин.;

выполнение ___ часа ___40__ мин.;

оформление и сдача__3__ мин.;

всего______ часа____45__ мин.



Задания по теме «Мировое хозяйство»

6.1.Текст задания

Расшифруйте следующие аббревиатуры:

СНГ; НТР; АТР; ЕС; АТЕС; НАФТА; ЛАИ; ОПЕК; АСЕАН; АС; ТНК; ООН; НАТО; НИС; ШОС.

6.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка __2___мин.;

выполнение ___ часа ___15__ мин.;

оформление и сдача__3__ мин.;

всего______ часа____20__ мин.



Контрольная работа №2

Заполните таблицу по части 2 «Региональная характеристика мира»; в 1,2,4,5 столбцах привести не менее 5 примеров стран, их столицы и назвать недостающие регионы.

Зарубежная Европа


Северная Америка


Африка


1.

2.

3.

4.

5.






Малайзия



Чили












6.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ___3___мин.;

выполнение ___ часа ___37__ мин.;

оформление и сдача__5__ мин.;

всего______ часа____45__ мин.





Дифференцированный зачет по части 2 «Региональная характеристика мира»

Включает тест по вариантам и составление характеристики отдельной страны

Вариант 1

  1. Определите абсолютную монархию среди перечисленных стран:

А) Дания Б) Оман

В) Марокко Г) Нидерланды

  1. Установите соответствие:

Вид продукции Страна-производитель

1) Алюминий А) Греция

2) Бумага Б) Швейцария

3) Оливковое масло В) Норвегия

4) Сыр Г) Финляндия

  1. Укажите главную отрасль промышленности Зарубежной Европы:

А) Топливная промышленность Б) Черная металлургия

В) Машиностроение Г) Легкая промышленность

  1. Главный морской порт Зарубежной Европы

А) Лондон Б) Гамбург

В) Роттердам Г) Вена

  1. Определите, к какой стране относится следующее описание:

«Это крошечное государство – теократическая монархия – расположено на территории одной из стран НАТО. Оно интересно тем, что за всю его историю ни один гражданин этого государства не родился на его территории»

Вариант 2

  1. Лидер химической промышленности в Европе:

А) Германия Б) Франция

В) Великобритания Г) Бельгия

  1. Установите соответствие

Животные Страны-лидеры

1) Крупный рогатый скот А) Россия

2) Свиньи Б) Австралия

3) Овцы В) Китай

Г) Индия

  1. Наибольшее количество абсолютных монархий расположено:

А) В Африке Б) В зарубежной Азии

В) В Зарубежной Европе Г) В Латинской Америке

  1. Первое место в мире по добыче и экспорту нефти принадлежит:

А) России Б) США

В) Саудовской Аравии Г) Канаде

  1. Определите, о какой стране Зарубежной Европы идет речь: «Островное государство – родоначальник футбола. Государственный язык – самый распространенный в мире. Любимая тема разговора островитян – погода».

Вариант 3

  1. Общие черты у Великобритании, Швеции и Норвегии – это:

А) Члены ОПЕК Б) Члены НАТО

В) Монархии Г) Республики

  1. Крупнейшие в мире производители кукурузы и сои:

А) Россия Б) Китай

В) США Г) Индия

  1. Установите соответствие:

Сельскохозяйственная культура Страна-производитель

1) Рис А) Индия

2) Кукуруза Б) Малайзия

3) Чай В) США

4) Гевея Г) Китай

  1. Укажите город, который называют «автомобильной столицей» США:

А) Детройт Б) Хьюстон

В) Лос-Анджелес Г) Чикаго

  1. Определите страну по её краткой характеристике: «Это древняя страна-монархия расположена на архипелаге, входит в «большую семерку стран Запада». Страна бедна природными ресурсами. Основная отрасль промышленности – многоотраслевое, высокотехнологичное машиностроение, продукция которого преобладает в структуре экспорта страны».

Вариант 4

  1. Обозначьте три страны – производителя чая:

А) Кувейт Д) Тунис

Б) Китай Е) Монголия

В) Индия Ж) Мексика

Г) Бразилия З) Шри-Ланка

  1. Установите соответствие:

Страны Структура хозяйства

1) Япония А) аграрная

2) Польша Б) индустриальная

3) Сенегал В) постиндустриальная

  1. Установите соответствие

Минеральные ресурсы Страны

1) алмазы А) Россия

2) нефть Б) США

3) природный газ В) Австралия

4) золото Г) Саудовская Аравия

  1. К конституционным монархиям относятся страны:

А) Франция, Китай, Иран Б) Япония, Норвегия, Великобритания

В) Италия, Индия, Канада Г) Армения, Латвия, Египет

  1. Определите страну по её краткой характеристике: «Обладает выгодным экономико-географическим положением: граничит с высокоразвитой страной и имеет выход к двум океанам. Столица – один из самых древних городов Нового Света, на территории которого сохранились очаги древней цивилизации. По уровню развития экономики относится к «ключевым» странам».


Вариант 5

1. Определите страну, специализирующуюся на экспорте кофе и не относящуюся к странам Латинской Америки:

А) Мексика Б) Колумбия

В) Марокко Г) Бразилия

2. Наибольшее число республик расположено:

А) в Африке Б) в Зарубежной Европе

В) в Зарубежной Азии Г) в Латинской Америке

3.В какой из перечисленных стран столица не является крупным промышленным центром:

А) Франция Б) Германия

В) США Г) Япония

4. Установите соответствие:

Страна Подотрасль

1) Финляндия А) Рыболовство

2) Исландия Б) Молочное скотоводство

3) Польша В) Картофелеводство

4) Греция Г) Садоводство

5.Определите, к какой стране относится следующее описание: «Это страна одна из крупнейших высокоразвитых стран «большой семёрки» (имеет морские колонии). Важнейшая черта хозяйства – около ¾ всей электроэнергии производится на АЭС»

Вариант 6

  1. Примерами старых промышленных районов в Европе могут быть:

А) БАМ Б) Рур, Верхняя Силезия

В) Альпы Г) Дельта реки Волги

  1. Выберите сельскохозяйственные продукты, экспортируемые из Западной Европы:

А) Цитрусовые, оливковое масло, вино Б) Зерно, мясные продукты, молочные продукты

В) Шерсть, сахар, рыбопродукты Г) Мясные продукты, чай, фрукты

  1. Установите соответствие:

Производственные столицы США Город

1) Автомобильная А) Хьюстон

2) Авиакосмическая Б) Нью-Йорк

3) Нефтехимическая В) Лос-Анджелес

4) Финансовая Г) Детройт

  1. Монархия в Африке – это:

А) Египет Б) Марокко

В) Нигерия Г) Намибия

  1. Определите, к какой стране Зарубежной Европы относится следующее описание: «… – это страна унитарная, монархическая; богатая природным газом, знаменита цветоводством, густой сетью каналов и крупнейшим по грузообороту морским портом мира»


Вариант 7

  1. Установите соответствие:

Минеральные ресурсы Страны

1) алмазы А) США

2) нефть Б) ОАЭ

3) газ В) ФРГ

4) каменный уголь Г) ЮАР

  1. Определите страну, которая не является республикой:

А) США Б) ФРГ

В) Канада Г) Мексика

  1. Какая из европейских стран уступает Японии и США по производству автомобилей:

А) Великобритания Б) Швеция

В) Германия Г) Украина

  1. Основной сбор пшеницы приходится на страны и регионы:

А) США, Канаду, Австралию, Россию, Казахстан, Украину

Б) Юго-Восточную Азию

В) Латинскую Америку

Г) Австралию и Новую Зеландию

5. Определите, о какой стране Зарубежной Азии идет речь: « Это страна абсолютная теократическая монархия – королевство, священное место мусульман; занимает первое место в мире по добыче нефти»

Вариант 8

  1. Установите соответствие:

Страна Подотрасль

1) Канада А) автомобилестроение

2) Исландия Б) зерновое хозяйство

3) США В) шелководство

4) Китай Г) рыболовство

  1. Определите монархию среди перечисленных стран:

А) Франция Б) Италия

В) Греция Г) Испания

  1. В какой из стран рис является главной зерновой культурой:

А) Австралия Б) Индия

В) Бразилия Г) Намибия

  1. В Африке наиболее велики запасы:

А) руд Б) нефти и газа

В) лесных ресурсов Г) рыбных ресурсов

5. Определите страну по её краткой характеристике: «Эта страна – республика, член НАТО, на её территории находятся две монархии, одна из которых является центром каталицизма»

Вариант 9

  1. «Чайные» ландшафты типичны для:

А) Японии, Индии, Китая Б) Монголии, Республики Корея, Сингапура

В) Шри-Ланки, Индонезии, Малайзии Г) Японии, Малайзии, Сингапура

  1. Установите соответствие:

Страна Отрасль специализации

1) Алжир А) Добыча нефти

2) Замбия Б) Производство черных и цветных металлов

3) Эфиопия В) Производство сельскохозяйственных продуктов

4) Ливия

  1. Выберите страну, в которой автомобилестроение – отрасль международной специализации:

А) Нигерия Б) Судан

В) Швеция Г) Колумбия

  1. Определите республику среди перечисленных стран:

А) Норвегия Б) Бельгия

В) Финляндия Г) Дания

  1. Определите, о какой стране Зарубежной Азии идет речь: « Эта страна – федеративная республика, полуостровное государство, занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота»


Вариант 10

  1. Установите соответствие:

Субрегионы Страны

1) Северная Европа А) Польша

2) Западная Европа Б) Греция

3) Южная Европа В) Ирландия

4) Восточная Европа Г) Норвегия

  1. Укажите столицу страны, входящую в состав «большой семерки»:

А) Вена Б) Вашингтон

В) Варшава Г) Вильнюс

  1. Наибольшими лесными ресурсами в Зарубежной Европе обладают:

А) Швеция и Финляндия Б) Финляндия и Греция

В) Греция и Португалия Г) Португалия и Гвинея

  1. По числу занятых и по стоимости продукции в структуре мировой промышленности ведущее место занимает:

А) электроэнергетика Б) химическая промышленность

В) машиностроение Г) металлургия

  1. Определите страну по её краткой характеристике: «Это страна входит в «большую семерку» и является лидером химической промышленности в Европе»

6.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ___2___мин.;

выполнение ___ часа ___40__ мин.;

оформление и сдача__3__ мин.;

всего______ часа____45__ мин.





6.3. Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований

Знать понятия «география»; традиционные и новые методы географических исследований, виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Знание способов и форм получения географической информации

1



1




1



1

З.2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Формулировка понятий: «географическая среда»; «ресурсы», «ресурсообеспеченность».

Характеристика природных ресурсов Земли, их классификация и размещение.

Формулировка понятий: «воспроизводство населения», «демография», «демографический кризис и взрыв», «демографическая политика», «индекс человеческого развития», «миграции», «урбанизация».

Характеристика численности и размещения населения мира; структуры (составов) населения; типов воспроизводства населения, видов миграций, уровней и темпов урбанизации.

1



1


1


1


1

1

1



1

1

З.3. географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Формулировка понятий: «мировое хозяйство», «отрасли мирового хозяйства», «международное географическое разделение труда», «отрасль международной специализации», «международная интеграция».

Знание характеристики отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,;ведущих отраслей мирового хозяйства и их размещение и отраслей международной специализации ;

классификации глобальных проблем человечества

1


1


1

1

3


3



1


З.4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Экономико-географическое положение России в мировом хозяйстве, отрасли международной специализации России; положение в международной торговле и других формах внешних экономических связей.

3

1


1



У.1. определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Умение «читать» географическую информацию.

Составление сравнительной характеристики отдельных стран и регионов мира, используя источники географической информации

1


3

У.2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Определение обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов, их размещение.

Объяснение особенностей урбанизации отдельных стран и регионов мира

Сравнение состава и структуры населения разных регионов мира

Объяснение различий в естественном и механическом движении населения стран и регионов мира

3



3


3


1



У.3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Определение политико-географического положения страны

Выполнение заданий в контурных картах, применяя различные источники географической информации

Выполнение сообщений, докладов, рефератов

Составление таблиц

1


3



3


1


За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1 балл, за правильное выполнение практической работы – 3 балла.

За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.

Шкала оценки образовательных достижений


Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


6.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации


Основные источники:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – М., 2016

  2. Евразия справочник 2016

  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2015.

  4. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2017.

  5. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». – М., 2015.

  6. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2016.

  7. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2018

  8. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2017.

Атлас и контурные карты 10 класс 2018


Дополнительные источники:

Учебное электронное пособие «Экономическая и социальная география мира» 10 класс

Е.В. Баранчиков Тесты по географии к учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (М.: Просвещение), 2017


Интернет-ресурсы

www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло-

педии).

www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной

организации при ООН (ФАО).

www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

Горохов С.А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горохов С.А., Роготень Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16421.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Любецкий В.В. Экономическая география зарубежных стран (в таблицах и схемах) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Любецкий В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2016.— 103 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26253.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Горбанёв В.А. Общественная география зарубежного мира и России [Электронный ресурс]: учебник/ Горбанёв В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 487c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18178.— ЭБС «IPRbooks», по паролю