СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
по учебной дисциплине ОПД.10 «Метрология, стандартизация и сертификация»
по специальности
22.02.06 Сварочное производство
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Стахановский машиностроительный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
в форме дифференцированного зачета
по учебной дисциплине ОПД.10 «Метрология, стандартизация и сертификация»
по специальности
22.02.06 Сварочное производство
РАССМОТРЕН И СОГЛАСОВАН
цикловой комиссиейспециально-технических дисциплин
Протокол № 1 от 30.08.2018г.
Председатель цикловой комиссии_______________ И.Н.Гнатюк
Разработан на основе Государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
22.02.06 Сварочное производство по направлению 22.00.00 Технологии материалов;
УТВЕРЖДЕН
Заместителем директора по учебно-производственной работе
_______________ И.В.Ганзенко
Составители::
Новикова Е.П., преподаватель специальных дисциплин ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум»;
СОДЕРЖАНИЕ
1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств | |
2 Оценивание уровня освоения учебной дисциплины | |
3 Задания для оценивания уровня освоения учебной дисциплины | |
3.1 Задания для текущего контроля | |
3.1.1 Вопросы для проведения устного опроса | |
3.1.2 Задания для практических работ | |
3.2 Задания для промежуточной аттестации | |
4 Условия проведения промежуточной аттестации | |
5 Критерии оценивания для промежуточной аттестации | |
Список литературы | |
| |
1 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» обучающийся должен обладать предусмотренными ГОС СПО ЛНР по специальностям:22.02.06 Сварочное производство следующими
умениями:
У1.Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
У2.Применять документацию систем качества;
У3.Применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
знаниями:
З1.Документацию систем качества;
З2.Единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
З3.Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
З4.Основы повышения качества продукции
общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2 Оценивание уровня освоения учебной дисциплины
предметом оценивания служат умения и знания, предусмотренные ГОС СПО ЛНР по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
Таблица 1
Контроль и оценивание уровня освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины | Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | ||
Раздел 1. Основы стандартизации |
|
| | | |
Тема 1.1 Система стандартизации. | Устный опрос Самостоятельная работа | У1,У2,З2,З3, ОК1,ОК5, | |
| |
Тема 1.2. Основные методы стандартизации | Устный опрос | У1,У2,З2,З3, ОК1,ОК5, | |
| |
Тема 1.3 Международная стандартизация | Устный опрос Самостоятельная работа | У1,У2,З2,З3, ОК1,ОК5, | |
| |
Тема 1.4. Категории и виды стандартов. | Устный опрос
| У1,У2,З2,З3, ОК1,ОК5, | |
| |
Тема 1.5. Системы стандартов обеспечения качества продукции. | Устный опрос
| У1,У2,З2,З3, ОК1,ОК5, | |
| |
Раздел 2. Стандартизация основных форм взаимозаменяемости |
|
| |
| |
Тема 2.1. Основные сведения о взаимозаменяемости. | Устный опрос | У1,У2,З2,З3, ОК3,ОК5, | |
| |
Тема 2.2. Взаимозаменяемость и точность размеров. | Устный опрос | У1,У2,З2,З3, ОК3,ОК5, | |
| |
Тема 2.3. Допуски и посадки. | Устный опрос Практическая работа №1 Практическая работа №2 Практическая работа №3 Практическая работа №4 Самостоятельная работа | У1,У2,З1,З2, ОК2, ОК3,ОК5, | |
| |
Раздел 3. Основы метрологии |
|
| |
| |
Тема 3.1. Общие сведения о метрологии | Устный опрос Самостоятельная работа | У1,У2,З2,З3, ОК4,ОК5, | |
| |
Тема 3.2. Качество измерений и способы его достижения | Устный опрос | У1,У2,З2,З3, ОК4,ОК5, | |
| |
Тема 3.3. Средства, методы и погрешность измерения | Устный опрос Самостоятельная работа | У1,У2,З2,З3, ОК4,ОК5, | |
| |
Тема 3.4. Универсальные измерительные средства. | Практические занятия Самостоятельная работа | У1,У2,З2,З3, ОК4,ОК5, | |
| |
Тема 3.5. Шероховатость поверхности. | Практические занятия Самостоятельная работа | У1,У2,З2,З3, ОК4,ОК5, | |
| |
Раздел 4. Основы сертификации. |
|
| |
| |
Тема 4.1.Основные цели и объекты сертификации. | Устный опрос Самостоятельная работа | У1,З2, ОК5,ОК7,ОК8 | |
| |
Тема 4.2.Области применения сертификации. | Устный опрос Самостоятельная работа | У1,З2, ОК5,ОК7,ОК8 | |
| |
Тема 4.3.Правила и порядок проведения сертификации. | Устный опрос | У1,З2, ОК5,ОК7,ОК8 | |
| |
Тема 4.4. Аккредитация и взаимное признание сертификации. | Устный опрос | У1,З2, ОК5,ОК7,ОК8 | |
| |
Раздел 5. Управление качеством продукции. |
|
| |
| |
Тема 5.1 Сущность управления качеством | Устный опрос Самостоятельная работа | У2,У3,З1,З4, ОК5,ОК6,ОК9 | |
| |
Тема 5.2. Качество продукции и защита прав потребителей. | Устный опрос | У2,У3,З1,З4, ОК5,ОК6,ОК9 | |
| |
Промежуточная аттестация | | | Дифференцированный зачет | У1-У4,З1-З4, ОК1-ОК10 |
3.1 Задания для текущего контроля
Текущий контроль по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» проводится в форме фронтального устного опроса, практических занятий, которые проводятся в форме семинарских занятий и практических работ.
Практическое занятие
Тема: Основные методы стандартизации.
Цель: Рассмотреть основные методы стандартизации
План:
1. Метод стандартизации
2. Упорядочение объектов стандартизации
3. Параметрическая стандартизация
4. Унификация продукции
5. Агрегатирование
6. Комплексная стандартизация
7. Опережающая стандартизация
Практическое занятие
Тема: Международная стандартизация.
Цель: Ознакомиться с основами международной стандартизации
План:
Международная стандартизация
Международная организация по стандартизации
Международные стандарты систем экологического менеджмента ISO 14000
Практическое занятие
Тема: Категории и виды стандартов.
Цель: Изучить категории и виды стандартов
План:
1. Классификация категорий и видов стандартов
2. Государственные стандарты (ГОСТ)
3. Отраслевые стандарты (ОСТ)
4. Технические условия (ТУ)
5. Стандарты предприятий (СТП)
6. Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО)
7. Международный стандарт (ИСО)
Практическое занятие
Тема: Системы стандартов обеспечения качества продукции.
Цель: Рассмотреть основные системы стандартов обеспечения качества продукции.
План:
1. Единая система конструкторской документации (ЕСКД)
2. Единая система технологической документации (ЕСТД)
3. Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП)
4. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Практическое занятие
Тема: Основные сведения о взаимозаменяемости.
Цель: Приобрести основные сведения о взаимозаменяемости.
План:
1. Взаимозаменяемость
2. Внешняя взаимозаменяемость
3. Внутренняя взаимозаменяемость
4. Уровень взаимозаменяемости
5. Совместимость
Практическое занятие
Тема: Общие сведения о метрологии.
Цель: Получить общие сведения о метрологии.
План:
1. Метрология
2. Главная задача метрологии
3. Основные задачи метрологии
4. Главными единицами физических величин в СИ
5. Кратные и дольные единицы
6. Средства измерений (СИ)
7. Единообразие средств измерений
Практическое занятие
Тема: Универсальные измерительные средства.
Цель: Ознакомиться с универсальными измерительными средствами.
План:
1. Механические измерительные приборы и инструменты
2. Пневматические измерительные приборы
3. Электрические приборы
Практическое занятие
Тема: Шероховатость поверхности.
Цель: Научиться определять параметры шероховатости поверхности.
План:
1. Шероховатость
2. Виды шероховатости
Практическое занятие
Тема: Основные цели и объекты сертификации.
Цель: Освоить основные цели и объекты сертификации.
План:
1. Сертификация
2. Сертификат соответствия
3. Система сертификации
Практическое занятие
Тема: Области применения сертификации.
Цель: Изучить области применения сертификации.
План:
1. Обязательная сертификация
2. Добровольная сертификация
Тема: Сущность управления качеством.
Цель: Приобрести навыки управления качеством продукции.
План:
1. Качество продукции
2. Эксплуатация, обслуживание, утилизация
3. Интерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР)
3.1.1 Вопросы для проведения устного опроса
1. Этапы развития метрологии, стандартизации, сертификации.
2. Структурные элементы метрологии.
3. Основные термины и определения метрологии.
4. Классификация единиц физических величин.
5. Эталоны единиц физических величин.
6. Шкалы измерений.
7. Виды измерений.
8. Методы измерений.
9. Средства измерений.
10. Метрологические характеристики средств измерений.
11. Классификация погрешностей средств измерений.
12. Сущность различных видов погрешностей.
13. Классы точности средств измерений.
14. Государственная система обеспечения единства измерений.
15. Государственная поверочная схема.
16. Субъекты метрологии.
17. Законодательно-нормативная база метрологии.
18. Государственный метрологический контроль и надзор.
19. Утверждение типа СИ.
20. Поверка, калибровка, лицензирование СИ.
21. Структурные элементы стандартизации.
22. Стандартизация. Цели и задачи.
23. Методы стандартизации.
24. Основные общероссийские классификаторы.
25. Стандарты межотраслевых систем.
26. Обозначение различных категорий стандартов.
27. Принципы стандартизации.
28. Субъекты стандартизации.
29. Структурные элементы сертификации.
30. Основные термины и определения сертификации.
31. Формы оценки соответствия.
32. Субъекты сертификации.
33. Формы сертификации.
34. Цели и принципы сертификации.
3.1.2 Задания для практических работ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
ТЕМА: Посадки с зазором
ЦЕЛЬ: Научиться определять значение предельных размеров детали , допуски на размер и определять характер посадки за заданным предельными отклонениями размеров деталей
ЗАДАНИЕ:По приведенным данным рассчитать посадку с зазором; определить номинальные и предельные размеры; предельные и средние отклонения; предельные зазоры, допуски отверстия, вала и посадки. Построить схемы полей допусков.
№ варианта | Dн =dн, мм | ES, мкм | EI, мкм | еs, мкм | еi, мкм |
1 | 2 | +14 | 0 | -20 | -34 |
2 | 4 | +16 | +4 | 0 | -8 |
3 | 10 | +22 | 0 | -25 | -40 |
4 | 16 | +27 | +16 | 0 | -8 |
5 | 150 | +100 | 0 | -43 | -143 |
6 | 180 | +150 | 0 | -30 | -120 |
7 | 195 | +355 | +170 | 0 | -185 |
8 | 270 | +52 | 0 | -17 | -49 |
9 | 320 | +740 | +600 | 0 | -89 |
10 | 460 | +40 | 0 | 0 | -27 |
11 | 540 | +960 | +520 | 0 | -440 |
12 | 18 | +11 | 0 | -6 | -14 |
13 | 20 | +17 | +6 | 0 | -8 |
14 | 25 | +14 | 0 | -20 | -34 |
15 | 40 | +16 | +4 | 0 | -8 |
16 | 60 | +22 | 0 | -25 | -40 |
17 | 80 | +27 | +16 | 0 | -8 |
18 | 100 | +100 | 0 | -43 | -143 |
19 | 120 | +150 | 0 | -30 | -120 |
20 | 140 | +355 | +170 | 0 | -185 |
21 | 200 | +52 | 0 | -17 | -49 |
22 | 220 | +740 | +600 | 0 | -89 |
23 | 250 | +40 | 0 | 0 | -27 |
24 | 30 | +960 | +520 | 0 | -440 |
25 | 50 | +11 | 0 | -6 | -14 |
26 | 90 | +17 | +6 | 0 | -8 |
27 | 110 | +100 | 0 | -43 | -143 |
28 | 160 | +150 | 0 | -30 | -120 |
29 | 240 | +355 | +170 | 0 | -185 |
30 | 280 | +52 | 0 | -17 | -49 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
ТЕМА: Посадки с натягом
ЦЕЛЬ: Научиться определять значение предельных размеров детали , допуски на размер и определять характер посадки за заданным предельными отклонениями размеров деталей
ЗАДАНИЕ:По приведенным данным рассчитать посадку с натягом; определить номинальные и предельные размеры; предельные и средние отклонения; предельные натяжения, допуски отверстия, вала и посадки. Построить схемы полей допусков.
№ варианта | Dн =dн, мм | ES, мкм | EI, мкм | еs, мкм | еi, мкм |
1 | 160 | -85 | -125 | 0 | -25 |
2 | 24 | +13 | 0 | +31 | +22 |
3 | 40 | -60 | -99 | 0 | -39 |
4 | 600 | +110 | 0 | +520 | +450 |
5 | 710 | -175 | -255 | 0 | -80 |
6 | 950 | +230 | 0 | +600 | +300 |
7 | 200 | -157 | -186 | 0 | -20 |
8 | 82 | +54 | 0 | +312 | +258 |
9 | 105 | -41 | -76 | 0 | -22 |
10 | 135 | +25 | 0 | +110 | +92 |
11 | 120 | -85 | -125 | 0 | -25 |
12 | 30 | +13 | 0 | +31 | +22 |
13 | 60 | -60 | -99 | 0 | -39 |
14 | 400 | +110 | 0 | +520 | +450 |
15 | 500 | -175 | -255 | 0 | -80 |
16 | 700 | +230 | 0 | +600 | +300 |
17 | 160 | -157 | -186 | 0 | -20 |
18 | 100 | +54 | 0 | +312 | +258 |
19 | 140 | -41 | -76 | 0 | -22 |
20 | 170 | +25 | 0 | +110 | +92 |
21 | 50 | -85 | -125 | 0 | -25 |
22 | 70 | +13 | 0 | +31 | +22 |
23 | 130 | -60 | -99 | 0 | -39 |
24 | 300 | +110 | 0 | +520 | +450 |
25 | 450 | -175 | -255 | 0 | -80 |
26 | 800 | +230 | 0 | +600 | +300 |
27 | 350 | -157 | -186 | 0 | -20 |
28 | 90 | +54 | 0 | +312 | +258 |
29 | 115 | -41 | -76 | 0 | -22 |
30 | 145 | +25 | 0 | +110 | +92 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
ТЕМА: Переходные посадки
ЦЕЛЬ: Научиться определять значение предельных размеров детали , допуски на размер и определять характер посадки за заданным предельными отклонениями размеров деталей
ЗАДАНИЕ:По приведенным данным рассчитать переходную посадку; определить номинальные и предельные размеры; предельные и средние отклонения; предельные зазоры и натяжения, допуски отверстия, вала и посадки. Построить схемы полей допусков.
№ варианта | Dн =dн, мм | ES, мкм | EI, мкм | еs, мкм | еi, мкм |
1 | 5 | +5 | 0 | +5 | +1 |
2 | 8 | -4 | -10 | 0 | -4 |
3 | 28 | +9 | 0 | +3 | -3 |
4 | 48 | +7 | -18 | 0 | -16 |
5 | 71 | +46 | 0 | +50 | +20 |
6 | 100 | -10 | -45 | 0 | -22 |
7 | 180 | +25 | 0 | +33 | +15 |
8 | 250 | +22 | -50 | 0 | -46 |
9 | 280 | +52 | 0 | +52 | +20 |
10 | 340 | +18 | -18 | 0 | -36 |
11 | 18 | +11 | 0 | +9 | +1 |
12 | 10 | +5 | 0 | +5 | +1 |
13 | 15 | -4 | -10 | 0 | -4 |
14 | 35 | +9 | 0 | +3 | -3 |
15 | 55 | +7 | -18 | 0 | -16 |
16 | 80 | +46 | 0 | +50 | +20 |
17 | 110 | -10 | -45 | 0 | -22 |
18 | 190 | +25 | 0 | +33 | +15 |
19 | 260 | +22 | -50 | 0 | -46 |
20 | 300 | +52 | 0 | +52 | +20 |
21 | 380 | +18 | -18 | 0 | -36 |
22 | 25 | +11 | 0 | +9 | +1 |
23 | 20 | -4 | -10 | 0 | -4 |
24 | 40 | +9 | 0 | +3 | -3 |
25 | 60 | +7 | -18 | 0 | -16 |
26 | 90 | +46 | 0 | +50 | +20 |
27 | 130 | -10 | -45 | 0 | -22 |
28 | 220 | +25 | 0 | +33 | +15 |
29 | 350 | +22 | -50 | 0 | -46 |
30 | 230 | +52 | 0 | +52 | +20 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
ТЕМА: Графическое изображение полей допусков
ЦЕЛЬ: Научиться строить поля допусков и отклонений
ЗАДАНИЕ:По приведенным данным построить схему полей допусков и найти величины допусков вала и отверстия, предельных зазоров и натяжений, предельные размеры вала и отверстия, а также определить характер посадки
№ варианта | Dн =dн, мм | ES, мкм | EI, мкм | еs, мкм | еi, мкм |
1 | 25 | +22 | 0 | +5 | -5 |
2 | 26 | +20 | -5 | +20 | +10 |
3 | 27 | 0 | -20 | +27 | -27 |
4 | 28 | +10 | -10 | -10 | -30 |
5 | 29 | -20 | -25 | 0 | -15 |
6 | 30 | -10 | -15 | +25 | +5 |
7 | 31 | +5 | -5 | -15 | -25 |
8 | 32 | +8 | -12 | -10 | -30 |
9 | 33 | +20 | +10 | +5 | -15 |
10 | 34 | +25 | +5 | 0 | -20 |
11 | 35 | -15 | -25 | +5 | -15 |
12 | 36 | +27 | -27 | 0 | -32 |
13 | 37 | -10 | -30 | +22 | 0 |
14 | 38 | 0 | -15 | +10 | -10 |
15 | 39 | +5 | -15 | -20 | -25 |
16 | 25 | +22 | 0 | +5 | -5 |
17 | 26 | +20 | -5 | +20 | +10 |
18 | 27 | 0 | -20 | +27 | -27 |
19 | 28 | +10 | -10 | -10 | -30 |
20 | 29 | -20 | -25 | 0 | -15 |
21 | 30 | -10 | -15 | +25 | +5 |
22 | 31 | +5 | -5 | -15 | -25 |
23 | 32 | +8 | -12 | -10 | -30 |
24 | 33 | +20 | +10 | +5 | -15 |
25 | 34 | +25 | +5 | 0 | -20 |
26 | 35 | -15 | -25 | +5 | -15 |
27 | 36 | +27 | -27 | 0 | -32 |
28 | 37 | -10 | -30 | +22 | 0 |
29 | 38 | 0 | -15 | +10 | -10 |
30 | 39 | +5 | -15 | -20 | -25 |
Пример выполнения практического задания
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: Графическое изображение полей допусков
ЦЕЛЬ: Научиться строить поля допусков и отклонений
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Козловский Н.С. Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски и технические измерения. - М: Машиностроение, 1982
Козловский Н.С., Ключников В.Н. Сборник примеров и задач из курса «Основы стандартизации, допуски и технические измерения». - М: Машиностроение, 1983
Допуски и посадки. Справочник (под ред. Мягкова В.Д.). - М: Машиностроение, 1978
Порядок выполнения практической работы:
Ознакомиться с основными принципами графического изображения допусков отдельных деталей
Выучить типичные примеры графического изображения допусков и отклонений отверстий и валов
Построить упрощенные схемы расположения полей допусков и отклонений отверстий и валов
Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
По каким принципам выполняются графические изображения допусков отдельных деталей?
Что называют нулевой линией?
Как определить поле допуска размера?
Какие есть правила графического изображения допусков деталей?
Теоретические сведения
Графический способ изображения допусков и отклонений, которые устанавливают на размеры деталей и их соединений, обладает высокой наглядностью. Этот метод позволяет быстро определить характер соединения
Рис. 1
деталей и облегчает выполнение различных расчетов, связанных с точностью деталей и соединений. Рассмотрим принцип графического изображения допусков отдельных деталей (рис. 1).
На рис. 1, а показано сопряжение оси с корпусом. У всех годных деталей, поступающих на сборку, размеры сопрягаемых поверхностей (рис. 1, б) находятся в пределах от Dmax до Dmin для отверстия (корпус) и от dmax до dmin для вала (вал). При графическом изображении допусков детали, для которых строятся схемы допусков, не вычерчивают, вместо деталей на схемах
Рис. 2
дают условные изображения отверстий и валов без соблюдения масштаба (рис. 1, б, в и г),
Нулевая линия — линия, положение которой соответствует номинальному размеру. Or нее откладывают отклонения при графическом изображении допусков и посадок; положительные — в одну сторону (например, вверх), а отрицательные — в другую (вниз).
На схемах указывают номинальныйD и предельные Dmax. Dmin, dmax, dmin) размеры, предельные отклонения
(ES, EI, es, ei) поля допусков и другие параметры.
Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поле допуска определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поля допусков показывают зонами, которые ограничены двумя линиями, проведенными на расстояниях, соответствующих верхнему и нижнему отклонениям (см. рис 2, а).
Положение поля допуска относительно номинального размера или нулевой линии определяется одним из двух отклонений — верхним или нижним, которое называют основным. В системе допусков и посадок СЭВ за основное отклонение принято меньшее из двух отклонений по абсолютному значению, т. е. ближайшее к нулевой линии. Для схемы, показанной на рис. 2, а, основными отклонениями являются: для поля допуска — отверстия — нижнее отклонениеЕІ;для поля допуска вала — верхнее отклонение es.
Предельные отклонения откладывают от нулевой линии, а их численные значения вполне определяют величину и положение поля допуска относительно этой же линии. Это обстоятельство позволяет применить более простой способ графического изображения полей допусков — через одни отклонения (рис. 2, б) На таких упрощенных схемах не указывают номинальные и предельные размеры. Положение нулевых линий всегда соответствует концу вектора номинального размера, который условно направляют снизу вверх. Благодаря этому упрощенные схемы можно вычерчивать в масштабе; они получаются более наглядными, простыми и компактными, чем схемы на рис. 2, а.
ЗАДАЧА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
По приведенным данным построить схему полей допусков и найти величины допусков вала и отверстия, предельных зазоров и натяжений, предельные размеры вала и отверстия, а также определить характер посадки
Исходные дани за вариантами брать из таблицы
№ варіанта | Dн =dн, мм | ES, мкм | EI, мкм | еs, мкм | еi, мкм |
1 | 25 | +22 | 0 | +5 | -5 |
2 | 26 | +20 | -5 | +20 | +10 |
3 | 27 | 0 | -20 | +27 | -27 |
4 | 28 | +10 | -10 | -10 | -30 |
5 | 29 | -20 | -25 | 0 | -15 |
6 | 30 | -10 | -15 | +25 | +5 |
7 | 31 | +5 | -5 | -15 | -25 |
8 | 32 | +8 | -12 | -10 | -30 |
9 | 33 | +20 | +10 | +5 | -15 |
10 | 34 | +25 | +5 | 0 | -20 |
11 | 35 | -15 | -25 | +5 | -15 |
12 | 36 | +27 | -27 | 0 | -32 |
13 | 37 | -10 | -30 | +22 | 0 |
14 | 38 | 0 | -15 | +10 | -10 |
15 | 39 | +5 | -15 | -20 | -25 |
16 | 25 | +22 | 0 | +5 | -5 |
17 | 26 | +20 | -5 | +20 | +10 |
18 | 27 | 0 | -20 | +27 | -27 |
19 | 28 | +10 | -10 | -10 | -30 |
20 | 29 | -20 | -25 | 0 | -15 |
21 | 30 | -10 | -15 | +25 | +5 |
22 | 31 | +5 | -5 | -15 | -25 |
23 | 32 | +8 | -12 | -10 | -30 |
24 | 33 | +20 | +10 | +5 | -15 |
25 | 34 | +25 | +5 | 0 | -20 |
26 | 35 | -15 | -25 | +5 | -15 |
27 | 36 | +27 | -27 | 0 | -32 |
28 | 37 | -10 | -30 | +22 | 0 |
29 | 38 | 0 | -15 | +10 | -10 |
30 | 39 | +5 | -15 | -20 | -25 |
Образец выполнения практической работы №2
Даны размеры соединения оси с корпусом: диаметры оси (вала) Ø ; и отверстия в корпусе Ø
. Построить схему полей допусков через предельные размеры.
Решение.
1. Определяем параметры отверстия и вала по формулам:
D =10 мм; Е1 = 0; ES = TD =0,015 мм = 15 мкм;
Dmax — 10,015 и Dmin—10 мм.
2. Определяем параметры вала:
D =10 мм; es = —0,005 мм = —5 мкм;
ei = —0,014 мм = —14 мкм; Td = 9 мкм;
dmах = 9,995 и dmin = 9,986 мм.
3. Определяем основные отклонения: для отверстия
Е1 = 0; для вала es = —0,005 мм.
4. Строим схему графического изображения полей допусков, указывая значения расчетных параметров.
Темы рефератов:
1. Определение метрологии как науки. История развития метрологии, стандартизации и сертификации.
2. Взаимосвязь метрологии, стандартизации и сертификации и их роль в повышении качества, безопасности и конкурентоспособности продукции (услуг), укрепление международных, региональных и национальных связей и их значение в развитии науки, техники и технологии.
3. Основные термины и понятия метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, физическая величина, количественные и качественные проявления свойств объектов измерений и их отображения на шкалы измерений.
4. Виды шкал и их особенности: шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений. Единица величины, основной принцип измерения, результат измерения, погрешность результата измерения.
5. Истинное и действительное значение измеряемой величины. Основные понятия, связанные со средствами измерения (СИ): классификация СИ, классификация математических моделей аналоговых СИ (статическая и динамическая характеристики и их влияние на характер измерения).
6. Математические модели СИ. Погрешность воспроизведения СИ размера единицы. Метрологические характеристики СИ. Концепция оценивания неопределенности в измерениях.
7. Единицы величин, их эталоны и классификация измеряемых величин. Принципы разделения величин на основные и производные. Система единиц СИ: основные и дополнительные единицы и их определения.
8. Кратные и дольные единицы. Формирование единиц и размерностей производных единиц. Классификация измеряемых величин. Эталоны и стандартные образцы.
9. Элементы теории качества измерений. Основные источники погрешностей: несовершенство СИ (погрешность воспроизведения размера единицы измеряемой величины и инерционные свойства); отклонения условий измерения от номинальных, несовершенство метода измерения.
10. Структурная схема измерения и формирования погрешности. Классификация погрешностей: методические, инструментальные, личные, мультипликативные и аддитивные, систематические и случайные, грубые, в статическом и динамическом режиме измерения, основные и дополнительные.
11. Алгоритмы определения составляющих и суммарной погрешности. Законы распределения результатов и погрешностей измерений. Экспериментальные способы определения составляющих и суммарной погрешности в статическом режиме измерения. Способы исключения и уменьшения систематических и случайных погрешностей.
12. Основы обработки результатов измерений. Формы представления результатов измерений. Использование априорной и апостериорной информации для оценивания погрешностей измерений.
13. Алгоритмы обработки многократных измерений постоянной величины: некоррелированных равноточных и неравноточных и коррелированных равноточных.
14. Алгоритм обработки независимых многократных измерений переменной измеряемой величины. Интервальная оценка измеряемой величины при обработке многократных измерений. Точечная и интервальная оценка дисперсии результата многократных измерений.
15. Обработка результатов совместных измерений на основе метода наименьших квадратов.
16. Обработка результатов косвенных измерений.
17. Основы метрологического обеспечения. Понятие метрологического обеспечения единства измерений. Воспроизведение и передача размеров единиц физических величин.
18. Научные организационные и технические основы метрологического обеспечения контроля качества.
19. Установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров (величин) и норм точности измерений. Разработка и аттестация методик выполнения измерений.
20. Установление номенклатуры средств измерений. Организация и обеспечение метрологического обслуживания средств измерений.
21. Метрологическая экспертиза проектов нормативно-технической, конструкторской и технологической документации.
22. Экономические проблемы метрологического обеспечения.
23. Правовые основы обеспечения единства измерений. Основные понятия, используемые в Законе РФ ''Об обеспечении единства измерений'': метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, сертификат о калибровке, лицензия на изготовление средств измерений. Задачи и структура Метрологической службы.
24. Задачи, сфера деятельности и правовые основы Государственного контроля и надзора. Важнейшие нормативные документы по метрологии и метрологическому обеспечению.
25. Контрольно-измерительные технологии. Понятие о контрольно-измерительной технологии. Общие сведения о технических измерениях и техническом контроле.
26. Измерение и контроль линейных угловых размеров, технология измерения механических величин, теплотехнические, акустические, электрические, радиационно-физические, электромагнитные измерения, измерения состава и свойств жидкостей и газов.
27. Метрология в глобализации мировой экономики и торговле. Глобализация мировой экономики и торговли и их влияние на метрологию.
28. Соглашения ВТО по ТБТ. Глобальная система измерений и роль международных и национальных метрологических организаций.
29. Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) и программа МОЗМ. Международная организация Метрической конвенции и ее программа.
30. Международная кооперация по аккредитации лабораторий (ИЛАК). Деятельность
31. Международной организации по стандартизации (ИСО) в области метрологии.
32. Международная конфедерация по измерительной технике (ИМЕКО) и ее программа. Анализ основных элементов национальных служб метрологии.
33. Гармонизация законодательной метрологии в Европе. Применение международного опыта и разработок в отечественной системе обеспечения единства измерений.
34. Влияние метрологии на национальную экономику и международную торговлю.
35. Основные цели, задачи и объекты стандартизации. Объекты стандартизации. История развития стандартизации и пути ее развития в России.
36. Основные направления формирования стандартизации как научного направления.
37. Стандартизация в условиях развитых рыночных отношений и ее экономические, социальные и коммуникативные функции.
38. Роль стандартизации в повышении качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, становлении научно-технического и экономического сотрудничества и развития торговых связей.
39. Научно-методические основы стандартизации.
40. Математические модели и методы, применяемые в теории стандартизации. Система предпочтительных чисел, теория параметрических рядов.
41. Особенности выбора линейных размеров. Ряды нормальных линейных размеров основного применения, дополнительные размеры.
42. Ряды Е, особенности образования и область применения. Задачи оптимизации одномерных и многомерных параметрических рядов.
43. Статистические и вероятностные методы, экономико-математическое моделирование и прогнозирование развития объектов стандартизации.
44. Система методов оценки качества и оптимизации параметров объектов стандартизации.
45. Основные цели, объекты и методы классификации и кодирование в стандартизации.
46. Международная и межгосударственная стандартизация. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК), состав, структура и методология деятельности.
47. Технические директивы ЕЭС и евростандарты. Национальные системы стандартизации в некоторых промышленно развитых странах.
48. Концепция развития стандартизации с учетом требований ВТО и ГАТТ.
49. Основополагающие документы, определяющие деятельность в области стандартизации, метрологии и сертификации стран – участниц межгосударственной стандартизации. Основные направления работ в области межгосударственной стандартизации.
50. Межгосударственные стандарты, их правовой статус.
51. Социально-экономические основы стандартизации. Нормативно-технические вопросы производственных отношений производителей и потребителей между собой и органами хозяйственного регулирования по поводу потребительских стоимостей объектов, создаваемых творческим научно-техническим трудом исследователей и многократно воспроизводимых и (или) используемых в любой общественной сфере.
52. Социальная и народнохозяйственная экономическая эффективность стандартизации. Научная классификация общественно-необходимых объектов стандартизации по экономическим критериям и виды норм, целесообразные для установления в стандартах.
53. Система социально-экономической стандартизации. Государственная система стандартизации.
54. Основные положения государственной системы стандартизации (ГСС). Категории и виды стандартов. Классификация и обозначение государственных стандартов.
55. Характеристика, содержание и построение основных видов стандартов. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов стандартов. Технические условия.
56. Разработка, согласование и утверждение технических условий. Государственные органы и службы стандартизации, их задачи и направления работы. Технические комитеты по стандартизации. Службы стандартизации в отраслях и на предприятиях.
57. Правовые основы стандартизации. Основные положения Закона РФ ''О стандартизации''.
58. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.
59. Нормоконтроль технической документации и нормативная экспертиза нормативной продукции.
60. Основные цели, задачи и объекты сертификации. Цель сертификации – подтверждение соответствия продукции определенным требованиям нормативных документов (стандартов, ТУ).
61. Роль сертификации в обеспечении качества продукции и защите прав потребителя. Обязательная и добровольная сертификация.
62. Сертификация систем качества предприятий, организаций и учреждений на соответствие требований международных стандартов серии ИСО 9000. Основные принципы организации работ по сертификации систем качества.
63. Задачи сертификации с точки зрения межгосударственных, политических, торгово-экономических и социальных экономических отношений. Объекты сертификации – продукция (услуги), процессы, системы качества производства, квалификация персонала.
64. Обязательная и добровольная сертификация. Основная цель осуществления обязательной сертификации – установление по результатам испытаний безопасности продукции и окружающей природы.
65. Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Цель добровольной сертификации - определение по результатам испытаний соответствия показателей функционирования установленным требованиям.
66. Схемы и системы сертификации. Схема сертификации по классификации ИСО. Системы сертификации однородной продукции, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты, правила и одинаковые процедуры.
67. Структура системы сертификации. Схемы сертификации продукции и схемы сертификации услуг.
68. Сертификация услуг. Система сертификации услуг и ее особенности. Обязательная и добровольная сертификация услуг.
69. Сертификация систем качества. Международные стандарты серии ИСО 9000 по системам обеспечения качества. Руководящие указания ИСО по проверке систем качества.
70. Аккредитация органов по сертификации систем качества. Инспекторский контроль за деятельностью органа. Программа проверки систем качества. Методика аттестации производства.
71. Плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и аттестованными производствами.
72. Основы сертификационных испытаний. Основные методы оценки соответствия при сертификации. Особенности измерений, испытаний и контроля продукции.
73. Классификация видов контроля, применяемых при сертификации, в зависимости от объекта контроля, средств контроля, от характера и метода контроля. Классификация видов контроля по типу проверяемых параметров, физических, механических, химических свойств, микро- и макроструктур.
74. Классификация основных видов испытаний в зависимости от стадии жизненного цикла продукции. Государственные, межведомственные и ведомственные испытания.
75. Технические и организационные основы обеспечения единства испытаний. Нормативно-методические основы процесса испытаний. Методики испытаний, применяемые для целей сертификации.
76. Оценка соответствия функциональных показателей продукции условиям эксплуатации, способности к воздействию внешних факторов и критериям надежности. Органы по сертификации и испытательные лаборатории.
77. Организация деятельности органов по сертификации. Требования к органу по сертификации и его функции.
78. Нормативно-техническая документация органа по сертификации (руководство по качеству, положение об органе по сертификации). Испытательные лаборатории и предъявляемые к ним требования.
79. Аккредитация органов по сертификации испытательных лабораторий. Основные требования к аккредитуемым органам – беспристрастность, независимость и техническая компетентность органов по сертификации и испытательных лабораторий.
80. Деятельность органов по аккредитации. Контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации испытательных лабораторий. Государственный контроль и надзор. Надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.
81. Понятие о Государственном Реестре. Информационное обслуживание по данным Реестра. Роль Государственного Реестра в проведении технической политики и управлении сертификацией продукции.
82. Экономические отношения при сертификации. Финансовые отношения при сертификации и аккредитации, инспекционный контроль за аккредитованными органами и надзор за сертифицированной продукцией.
83. Роль стандартов и сертификатов на товарных биржах.
84. Сертификация и внешняя торговля. Международная деятельность в области сертификации. Виды международных систем сертификации.
85. Международные и европейские организации в области сертификации. Опыт ведущих экономических держав в области управления качеством и сертификации.
Вопросы по самостоятельной работе
В чем заключается единство измерений? Что такое качество измерений?
Что такое поверка средств измерений и какими способами она может проводиться?
Расшифруйте понятия коррелированных и некоррелированных случайных величин.
В чем заключается нормирование метрологических характеристик СИ?
Что такое испытание и чем оно отличается от измерения?
Что такое контроль и чем он отличается от измерения? Какие виды контроля существуют?
Каковы основные функции Государственной метрологической службы?
В чем состоит государственный метрологический надзор и контроль?
Назовите основные принципы государственных испытании средств измерений.
В чем заключается метрологическая экспертиза нормативно-технической документации?
Перечислите основные стандарты ГСС. Объясните основные цели ГСС.
Перечислите основные цели и задачи Госстандарта России.
Какие основные функции выполняют технические комитеты Госстандарта РФ?
Какие службы по стандартизации функционируют на предприятиях?
Какие нормативные документы разрабатывают службы стандартизации на предприятиях?
Какие документы в области стандартизации разрабатывают организации, не производящие продукцию?
Перечислите основные межотраслевые системы стандартов. Что такое стандарт предприятия?
Какова основная цель Глобальной концепции по сертификации и испытаниям?
Объясните задачи Госстандарта РФ в области сертификации.
Что такое система сертификации? Дайте определение сертификата соответствия.
В чем заключаются обязанности органов по сертификации и испытательных лабораторий?
Что может являться объектом сертификации? Дайте определение схемы сертификации.
В каких случаях происходит приостановление или отмена действия сертификата соответствия?
Каково назначение стандарта QS 9000 и его отличия от серии ИСО 9000?
Что регламентируют стандарты серии ИСО 14000?
В чем заключается назначение стандартов серии ИСО 10011?
Каковы основные функции органа по сертификации?
В чем заключаются функции апелляционной комиссии и комиссии по сертификации органа по сертификации?
Чем определяется техническая компетентность органа по сертификации?
Перечислите документы, требуемые при заявке на аккредитацию органа по сертификации.
Назовите основные функции органа по сертификации персонала.
Каким критериям должна соответствовать испытательная лаборатория при проведении сертификации?
Какая информация должна быть отражена в протоколе испытаний?
Какие группы нормативной документации должны быть в аккредитованной испытательной лаборатории?
Что такое аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий?
3.2 Задания для промежуточной аттестации
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет
Содержание заданий к зачету отвечает требованиям к уровню подготовки обучающихся, предусмотренным ГОС СПО ЛНР. Дифференцированный зачет по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» проводится с использованием материалов в виде индивидуальных заданий.
Студенту необходимо ответить на контрольные и тестовые вопросы.
Контрольные вопросы
Что называется измерениями?
Метрология как наука об измерениях
Методы измерений
Методы измерений в зависимости от способа получения результата
Методы сравнения
Единица физической величины
Международная система СИ
Основные единицы электрорадиоизмерений
Погрешности измерений
Классификация погрешностей в зависимости от способа возникновения
Абсолютная и относительная погрешности
Приведенная погрешность
Классификация погрешностей в зависимости от эксплуатации приборов
Средства измерений (СИ)
Измерительные преобразователи (Пр) как средства измерений
Измерительные установки и измерительные информационные системы
Дольные и кратные приставки
Отсчетное устройство (шкала и стрелка)
Виды шкал
Цена деления
Чувствительность прибора
Класс точности средств измерения
Обработка прямых равноточных многократных измерений одной и той же величины
Классификация средств измерений
Классификация СИ в зависимости от устойчивости к механическим воздействиям
Поверка средств измерений
Операции поверки средств измерений
Методы поверки средств измерений
Тестовые вопросы №1
1. Укажите цель метрологии:
1) обеспечение единства измерений с необходимой и требуемой, точностью;
2) разработка и совершенствование средств и методов измерений повышения их точности
3) разработка новой и совершенствование, действующей правовой и нормативной базы;
4) совершенствование эталонов единиц измерения для повышения их точности;
5) усовершенствование способов передачи единиц измерений от эталона к измеряемому объекту.
2. Укажите задачи метрологии:
1) обеспечение единства измерений с необходимой и требуемой точностью;
2) разработка и совершенствование средств и методов измерений; повышение их точности;
3) разработка новой и совершенствование действующей правовой и нормативной базы;
4) совершенствование эталонов единиц измерения для повышения их точности;
5) усовершенствование способов передачи единиц измерений от эталона к измеряемому объекту;
6) установление и воспроизведение в виде эталонов единиц измерений.
3. Охарактеризуйте принцип метрологии «единство измерений»:
1) разработка и/или применение метрологических средств, методов, методик и приемов основывается на научном эксперименте и анализе;
2)состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы;
3) состояние средства измерений, когда они проградуированы в узаконенных единицах и их метрологические характеристики соответствуют установленным нормам.
4. Какие из перечисленных способов обеспечивают единство измерения:
1) применение узаконенных единиц измерения;
2) определение систематических и случайных погрешностей, учет их в результатах измерений;
3) применение средств измерения, метрологические характеристики которых соответствуют установленным нормам;
4) проведение измерений компетентными специалистами.
5. Какой раздел посвящен изучению теоретических основ метрологии:
1) законодательная метрология;
2) практическая метрология;
3) прикладная метрология;
4) теоретическая метрология;
5) экспериментальная метрология.
6. Какой раздел рассматривает правила, требования и нормы, обеспечивающие регулирование и контроль за единством измерений:
1) законодательная метрология;
2) практическая метрология;
3) прикладная метрология;
4) теоретическая метрология;
5) экспериментальная метрология.
7. Укажите объекты метрологии:
1) Ростехрегулирование;
2) метрологические службы;
3) метрологические службы юридических лиц;
4) нефизические величины;
5) продукция;
6) физические величины.
8. Как называется качественная характеристика физической величины:
1) величина:
2) единица физической величины;
3) значение физической величины;
4) размер;
5) размерность
9. Как называется количественная характеристика физической величины:
1) величина;
2) единица физической величины;
3) значение физической величины;
4) размер;
5) размерность.
10. Как называется значение физической величины, которое идеальным образом отражало бы в качественном и количественном отношениях соответствующую физическую величину:
1) действительное;
2) искомое;
3) истинное;
4) номинальное;
5) фактическое.
Ключ к тесту | |
Вопросы | Правильный ответ |
1 | 1 |
2 | 2,3,4,5,6 |
3 | 2 |
4 | 1,3 |
5 | 4 |
6 | 1 |
7 | 4,6 |
8 | 5 |
9 | 4 |
10 | 3 |
4 Условия проведения промежуточной аттестации
Форма промежуточной аттестации –дифференцированный зачет
Дифференцированный зачет по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» проводится за счет учебного времени, выделяемого ГОС СПО ЛНР.
К сдаче зачета допускаются студенты, имеющие выполненные, оформленные, проверенные и защищенные на положительную оценку практические работы, а также конспект лекций по всем темам.
5 Критерии оценивания для промежуточной аттестации
Зачетная работа оценивается в баллах. Результаты дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» признаются удовлетворительными в том случае, если обучающийся получил за ответ отметку не ниже «3» по пятибалльной шкале.
Уровень учебных достижений | Показатели оценки результата |
«Отлично» | Студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает теорию с практикой. При этом студент не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с заданиями, вопросами и другими видами контроля знаний, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических заданий. |
«Хорошо» | Студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и заданий, владеет необходимыми приемами их выполнения. |
«Удовлетворительно» | Студент имеет знания только основного материала, но не усвоил его детали, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических заданий. |
«Неудовлетворительно» | Студент не усвоил значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большим затруднением выполняет практические задания. |
Список литературы:
Основные источники:
Аристов, А.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.И. Аристов. - М.: Academia, 2019. - 224 c.
Дехтярь, Г.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие / Г.М. Дехтярь. - М.: Инфра-М, 2018. - 16 c.
Зайцев, С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник / С.А. Зайцев. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
Иванов, И.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / И.А. Иванов, С.В. Урушев и др. - СПб.: Лань, 2019. - 356 c.
Колчков, В.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / В.И. Колчков. - М.: Форум, 2017. - 288 c.
Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: Форум, 2017. - 128 c.
Степанов, А.М. Метрология, стандартизация и сертификация. / А.М. Степанов. - М.: АСВ, 2016. - 248 c.
Шишмарев, В.Ю. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / В.Ю. Шишмарев. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 64 c.
Дополнительные источники:
Ильянков, А.И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практиум: Учебное пособие / А.И. Ильянков, Н.Ю. Марсов, Л.В. Гутюм. - М.: Academia, 2019. - 320 c.
Красовская, В.М. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум: Учебное пособие / В.М. Красовская. - СПб.: Лань, 2015. - 368 c.
Кувшинов, М.С. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум (для СПО) / М.С. Кувшинов. - М.: КноРус, 2013. - 176 c.
Пухаренко, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Интернет-тестирование базовых знаний: Учебное пособие / Ю.В. Пухаренко, В.А. Норин. - СПб.: Лань, 2019. - 308 c.
Хрусталева, З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. практикум (для спо) / З.А. Хрусталева. - М.: КноРус, 2019. - 448 c.
http://www.xumuk.ru/ssm/ сертификация и метрология. Г.Д.Крылов.
7. http://revolution.allbest.ru/manufacture/ Стандартизация и сертификация.