СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект "Контрольные и проверочные работы по русскому языку в 5 классах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные и проверочные работы по русскому языку в 5 классах

Просмотр содержимого документа
«Комплект "Контрольные и проверочные работы по русскому языку в 5 классах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Шайдулова Гельназ Алиевна,

учитель русского языка и литературы


Методическая разработка

Контрольные и проверочные работы по русскому языку в 5 классах

 №

Темы контрольных и проверочных работ.

Источник

Количество

часов

1

Контрольная работа № 1. Стартовая диагностическая контрольная работа (тест).

 Приложение 1

 1 ч.

2

Контрольная работа № 2. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

 Приложение 2

 1 ч.

3

Контрольная работа № 3.Диктант с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис простого предложения».

 Приложение 3

 1 ч.

4

Контрольная работа № 4.Диктант с грамматическим заданием по теме: «Синтаксис и пунктуация».

 Приложение 4

 1 ч.

5

Контрольная работа№ 5. Тестирование по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

 Приложение 5

 1 ч.

6

Контрольная работа № 6. Тестирование по теме: «Лексика. Культура речи».

 Приложение 6

 1 ч.

7

Контрольная работа № 7. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Морфемика. Орфография».

 Приложение 7

 1 ч.

8

Контрольная работа № 8 . Диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное».

 Приложение 8

1ч. 

9

Контрольная работа № 9 . Диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательно».

Приложение 9

1ч.

10.

Контрольная работа № 10. Диктант с грамматическим заданием по теме: «Глагол».

Приложение 10

1 ч.

11.

Контрольная работа № 11. Итоговая контрольная работа (тестирование).

Приложение 11

1 ч.




11 часов








Приложение 1.

Стартовая диагностическая контрольная работа (тестирование). _____________________________________________________________________________Часть А.

А 1. В каком слове звуков меньше, чем букв?

1.Пригорок 2. Капель 3. Верблюд 4. Якорь

1

2

3

4

____________________________________________________________________

А 2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1.Километр 2. Магазин 3. Досуг 4. Диалог

1

2

3

4

___________________________________________________________________

А 3. Выберите слово, в котором есть приставка:

1.Сел 2. Съел 3. Стол 4. Село

1

2

3

4

___________________________________________________________________

А 4. Выберите слово, в котором есть проверяемая безударная гласная:

1.К…рова 2. Р…дная 3. К…рзина 4. Т…традь

1

2

3

4

____________________________________________________________________

А 5. Выберите слово, в котором пишется буква З:

1.Зале…ть 2. Матро… 3. Ми…ка 4. Па…ть

1

2

3

4

__________________________________________________________________________

А 6. В каком слове нет непроизносимой согласной?

1.Лес…ница 2. Чу…ство 3. Ус…ный 4. Вкус…ный

1

2

3

4

____________________________________________________________________



А 7. В каком слове нет Ь (мягкого знака)?

1.Помощ… 2. Чертёж… 3. Глуш… 4. Реч…

1

2

3

4

____________________________________________________________________

А 8. В каком существительном пишется окончание И?

1.На площад… 2. В деревн… 3. На стул… 4. О счасть…

1

2

3

4

____________________________________________________________________

А 9. В каком прилагательном в окончании пишется И?

1.В син…м (небе) 2. На горяч…м (песке) 3. Поздн…м (вечером) 4.С вечерн…й (прогулки)


1

2

3

4


___________________________________________________________________________

А 10. В каком глаголе в окончании пишется Е?

1.Он слыш…т 2. Он стро…т 3. Она кле…т 4. Она танцу…т


1

2

3

4

_____________________________________________________________________________

Часть В.

Выполните задания по данному предложению. Ответы записывайте на строчке словами.


Зелёная крона деревьев укрывает птиц жуков бабочек.


В 1. Над всеми словами в предложении надпишите, какими частями речи они являются. Названия частей речи можно писать сокращённо.


В 2. Выпишите из предложения существительное в винительном падеже. Если их несколько,

выпишите все через запятую.

_____________________________________________________________________________

В 3. Выпишите из предложения прилагательное. Определите и запишите его род, число, падеж.

_____________________________________________________________________________

В 4. Выпишите из предложения грамматическую основу, подчеркните подлежащее и сказуемое.

_________________________________________________________________________


В 5. Поставьте в предложении запятые, если нужно.

Часть С.

Расположите предложения так, чтобы получился связный текст. Впишите в клеточки буквы в том порядке, в котором должны стоять предложения в полученном связном тексте. Придумайте заглавие, запишите его на указанной строчке. Запиши продолжение текста

Заглавие: «___________________________________________».

А. Родились они в снежном облаке высоко над землёй.

Б. Жили – были снежинки.

В. Все они были похожи друг на друга, но у каждой был свой наряд.

Г. Одна снежинка была совсем как звёздочка с шестью лучами.







Приложение №2.

Диктант.

Лосёнок.

Дело было в мае. Пошёл Витя вечером в лес. Погода была ненастная. Дул резкий ветер. Мальчик услышал журчание ручья и пошёл к воде. Вдруг до него донёсся писк.

Витя посмотрел по сторонам и увидел большую голову и длинные ноги. Да это ж лосёнок! Лежит бедняжка мокрый в кустах, дрожит. Весь съёжился от холода. Обхватил его Витя руками и вытащил на дорогу.

Пошёл Витя, а лосёнок за ним идёт, не отстаёт. Уложил его мальчик в уголок и накормил лосёнка вкусным молоком из бутылки. Так и остался лосёнок жить у Вити до осени.

Грамматическое задание.

1.Выполнить синтаксический разбор второго предложения.

2.Морфемный разбор слов: резкий, вкусный, шубкой, дрожит.



Приложение №3.

Диктант.

Лисёнок.

На маленькой полянке росли цветы: ромашки, лютики, васильки. Здесь жил лисёнок.

У него была мама и брат с сестрой. Лисята были пушистые, рыженькие. Грудки у них были беленькие, а глазки чёрненькие.

Однажды лиса ушла на охоту, а лисята остались дома. Лисёнок высунул мордочку из норы, но ничего опасного не увидел. Вдруг зашуршало в траве. Кто это? Это был ёж. Лисята бросились к нему, но укололись.

На ветке сидел ворон, он полетел к лисёнку. Берегись, малыш! Прибежала лиса. Она увидела, что лисятам грозит беда. Лиса прыгнула, и ворон улетел. Лиса принесла добычу, и вскоре малыши были сыты и веселы.

Грамматическое задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

На маленькой полянке жил лисёнок.

2.Выполнить синтаксический разбор словосочетаний:

На маленькой полянке, на полянке жил.




Приложение №4

Диктант.

Улетают журавли.

Наступила осень. На опушке леса ещё много грибов: подосиновиков, сыроежек, подосиновиков.

Воздух чист и прозрачен. Многие птицы уже улетели на юг. Зима-тяжёлое время для них.

Готовятся к отлёту журавли. Покружили они над родным болотом и потянулись в тёплые страны. Через леса, через моря, через шумные города летели журавли. В глухом лесу останавливались они на отдых. Но вот над лесом всходит весёлое солнце, и с высокого неба льются прощальные голоса журавлей.

Мы машем птицам рукой и кричим: «До свидания, журавли !»

Грамматическое задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения: Над лесом всходит весёлое солнце. 2.Выполнить синтаксический разбор словосочетаний из этого предложения.


Приложение №5

Тест по теме: «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения звуков и ударения в словах называется

А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика

2. Раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется

А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика

3. Раздел науки о языке, который изучает начертания букв и их виды, называется

А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика

4. Раздел науки о языке, который изучает правописание слов, называется

А) орфография Б) фонетика В) орфоэпия Г) графика

5.Из скольких букв состоит русский алфавит?

А) 30 Б)28 В)31 Г)33

6.Сколько гласных звуков в русском языке?

А) 10 Б) 6 В) 8 Г) 7

7.Какая группа звуков является сонорными?

А) [М],[Р],[К],[Х],[Ж]. Б) [Л],[М], [Н],[Р],[Й]. В) [Й],[Б],[Ш],[З],[Г]. Г) [Л],[Б],[В],[Г],[Д].

8.Для его необходимо знать расположение букв в алфавите?

А) Нужно знать, чтобы получать пятёрки.

Б) Нужно знать, чтобы больше знать.

В) Нужно знать, чтобы точно знать количество букв.

Г) Нужно знать, чтобы легко найти информацию в словарях и справочниках.

9.Найдите слово, где все согласные глухие.

А) рюкзак Б) футбол В) хоккей Г) песок

10.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

А) юг Б) пахать В) подъезд Г) йод

11.Укажите слово, которое в ряду нарушает алфавитный порядок.

А) вдвоём Б) втроём В) вьюга Г) въезд

12.Укажите слово, в котором безударную гласную нельзя проверить ударением.

А) насл..ждаться Б) б..гряный В) ..довитый Г) уд..вительно

13.Укажите, в каком слове надо писать Ь.

А) камен..щик Б) печ..ка В) вос..милетний Г) ноч.ник

14.Укажите слово с правильным ударением в слове.

А) кухОнный Б) килОметр В) алфавИт Г)прИнять

15.Найдите слово,в котором все согласные глухие.

А) творог Б) белка В) стук Г) зубок

16.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

А) юбка Б) терраса В) пьют Г) опасный

17.Укажите, какое слово в ряду нарушает алфавитный порядок.


А) удочка Б) филин В) чемодан Г) хромосомы

18. Укажите слово, в котором безударную гласную нельзя проверить ударением.

А) к..ртофель Б) зв..нок В) ув..жение Г) позн..вать

19. Укажите, в каком слове надо писать Ь.

А) одуван..чик Б) бан..тик В) бан..щик В) пис..менный

20. Укажите слово с неправильным ударением в слове.

А) тОрты Б) килОметр В) музЕй Г) досУг

21.Какое слово состоит из четырёх слов?

А) як Б) ёж В) лёд Г) вою

22.Выполните фонетический разбор слова ёж.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение № 6.

Тест по теме: «Лексика. Культура речи».

1. Словарный состав языка – это

а) фонетика; б) лексика; в) морфемика; г) синтаксис.

2. Слово, имеющие несколько Л.З., называют

а) омонимы; б) синонимы; в) многозначные;   г) антонимы.

3. Слова одной и той же части речи, близкие по Л.З.

а) омонимы;   б) антонимы;   в) синонимы;   г) многозначные слова.

4. Словарный запас одного человека – это

а) лексикон; б) монолог; в) диалог; г) лексика.

5. Определите лексическое значение слова изморось:

а) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;

б) морозные узоры на стекле; в) очень мелкий дождь.

6. Укажите, какое из слов является однозначным (смотри словарь):

   а) бежать;  б) айсберг; в) кабинет; г) земля

7. Определите, где выделенное слово имеет переносное значение:

а) строить дом; б) дети бегут; в) острый нож; г) убить время;

8. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»:

а) отвага, отчаяние, бесстрашие, гордость;

б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г) подвиг, бессмертие, доброта, гордость.

9. Выберите пару антонимов:

а) смелый – грубый; б) весёлый – глупый;

в) щедрый – скупой; г) далёкий – дальний;

10.Л.З. слова изучается в

а) фонетике; б) лексикологии; в) синтаксисе; г) морфологии.

11.Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

а) многозначные; б) синонимы; в) омонимы;    г) антонимы.

12.Определите лексическое значение слова озимь:

а) всходы, посевы озимых культур; б) первые дни зимы;

в) вьюга, во время которой дует низовой ветер.

13.Укажите слово, которое являются многозначным (смотри словарь):

а) жюри; б) сувенир; в) цикада; г) число; д) кроссворд

14.Определите, в каком примере выделенное слова имеет прямое значение:

а) железная воля; б) бегут ручьи;

в) горят костры; г) море пшеницы;

д) золотое сердце.

15.Укажите пару антонимов:

а) угрюмый – веселиться; б) великан– карлик;

в) робкий – трусливый; г) холодный -- прохладный;

д) благородный — вежливый; е) скромный — хитрый.

16.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по ЛЗ:

а) синонимы; б) антонимы; в) многозначные; г) омонимы.

17.Наука, изучающая словарный состав языка-это

а) лексикон; б) лексикология; в) грамматика; д) морфология.

18.Укажите неверное утверждение:

а) Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

б) Слова в словарях располагаются по алфавиту.

в) То, что обозначает слово, есть его лексическое значение.

г) Лексическое значение слова можно узнать в «Орфографическом словаре».

д) Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.


Приложение № 7.

Диктант.

Встреча в тайге.
Набрел я на маленькую поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины. Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.
Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. 
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с её сыночком?  (99 слов)
(По В. Бианки)

Грамматическое задание: 
1. Синтаксический разбор первого предложения текста диктанта.
2. Разберите слова по составу: маленькую, лесную, глазки, заросли.


Приложение № 8.

Диктант.

Лесное путешествие.

1.Ласково смотрит летнее солнце с синего неба.2. Лёгкий ветерок медленно гонит белые облака. 3.Хорошо дышится в лесу!

4.Берёзы - пионеры леса. 5.Они первые заселяют новые места, а под ними прячутся маленькие ёлочки. 6.Ты огибаешь березняк, и перед тобой встают сосны. 7.Сосны занимают в лесу свои пространства, взбираются на горы, покоряют пески.

8.Что там за дерево манит тебя резными листьями? 9. Дуб растёт, он отважно борется с ветрами.

10.В чаще леса ты увидишь ель. 11. В голодную зиму её семенами кормятся белки, дятлы, клёст. 12.Ты слышишь, как разговаривают с лесом осинки? 13. У реки ивы склоняются низко к воде и смотрятся в чистую гладь.

Грамматическое задание.

1.Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

2.Выполнить морфологический разбор слова солнце.

3.Выполнить морфемный разбор слов: летнее, встают, ветерок.


Приложение № 9

Диктант.

Зимняя ночь в лесу.

1. Лунной ночью светло в березовом лесу. 2. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. 3. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

4. В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса.

5. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

6. Наступает ночь. 7. Полная тишина. 8. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещали сухие ветки. 9. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. 10. Да это лоси! 11. Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

12. Разгуляется непогода, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах.

13.Убаюкает медведя колыбельная песня вьюги. 14. Сладко дремлется ему в берлоге.

15. Март — последний месяц спячки лесного хозяина (109 слов).

      (По Д. Зуеву)

Грамматическое задание.

1.Выпишите словосочетания с прилагательными из предложения № 1 (№15.)

2.Выполните морфологический разбор слов лапы, передние (№ 11).

3.Укажите номера сложных предложений.


Приложение № 10.

Диктант.

Русский лес.

(1) Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

(2) В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

(3) Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

(4) Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь.

(5) Тает снег. (6) Все больше слышатся в лесу голоса птиц. (7) На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. (8) На кочках видишь крепкие листочки брусники.

(9) Многое услышишь в весеннем лесу. (10) На вершине высокой ели распевает дрозд. (11) Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. (12) Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание.

1.Выполните синтаксический разбор предложения № 10

2.Укажите номера сложных предложений.

3.Выполните морфологический разбор слова распевает ( №10)


Приложение № 11.

Итоговая диагностическая работа по русскому языку.

Для заданий с выбором ответа А1-А10 обведите номер правильного ответа.


А-1Укажите слово, в котором ударение падает на последний слог:


1)торты


2) алфавит

3)

понял

4)

банты


А-2 В каком ряду во всех словах пишется буква З?

1) ко…ьба, бли…кий, берё…ка

2) пол…ти, у…кий, поло…ка,

3) замер…ший (в холод), про…ьба, вя…кий

4) у..кий,ни..кий, ре…кий


А-3 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется Ъ:

1)от…езд, с…ябедничать, вороб…и

2)об…единение, об…ём, под…езд

3)под…ём, солов…и, в...юга,

4)об…явление, обез…яна, сер…ёзно


А-4 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква З:

1)бе…чувственный, …делать, во…петь

2)чере…чур, бе…печный, бе…брежный

3)бе…зубый, бе…граничный, бе…ветренный

4)в…помнить, ни…вергаться, ...шить


А-5 Укажите строчку, в которой на месте пропуска везде пишется буква И:

1)трава в ине…, отдыхать на Кавказ…, упрекать в равнодуши…

2)отдыхать в санатор…, жить в Евпатори.., написать Мари.…

3)выставка в галере…, находиться в восхищени…, найти в магазин…

4)играть на роял…, кричать в отдалени…, в легком плать…


А-6 В каком слове следует писать букву И?

1)

ц..плёнок

2)

ц..ган

3)

сестриц…

4)

акац…я


А-7 В каком случае НЕ пишется слитно?

1)

(не)здоровится

2)

(не)буду

3)

(не)могли

4)

(не)видеть

А-8 Укажите предложение с ошибкой при постановке знаков препинания:

1) В городе есть магазины и водокачки.

2) Вокруг полянки пышно росли береза, осина и ольха.

3) Мама обняла Серёжу и приложила горячую щеку к его голове.

4) Бабочки летали вокруг лампы, стукались об неё, и падали вниз.


А-9 Укажите сложное предложение:

1) В магазинном окне кукла улыбалась, а медведи сидели на барабане.

2) Тётя Паша заклеила рамы, между рамами положила вату и поставила стаканчики с солью.

3) На фотографиях были виды приморских городов, банановые рощи, древние постройки.

4) И почти на всех снимках было синее море и голубое небо.


А-10 В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?

А) Началась сильная гроза

Б) Большая серая туча затянула небо.

В) День стоял солнечный, тёплый.

Г) К вечеру погода испортилась.


1) А, Г, Б, В 2) В, Б, А, Г 3) В, А, Г, Б 4) В,Г,Б,А


Часть 2

Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания

(В1-В6) на основе прочитанного текста.

 1) Несколько дней шёл холодный дождь. 2) В саду шумел мокрый ветер. 3) В четыре часа мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит всё дальше и дальше. 4) Был конец ноября – самое грустное время в деревне. 5) Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная дождевая вода хлестала в окна. 6) Лучше всего было по вечерам. 7) Мы затапливали печи. 8) Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. 

В-1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3.

Ответ: ___________________________. 

В- 2. Определите стиль речи.

Ответ: ___________________________. 

В-3. Из предложения №2 выпишите грамматическую основу.

Ответ: ___________________________. 

В-4. Определите, какое из приведённых сочетаний слов не является словосочетанием.

В ответе укажите только букву, под которой оно указано. 

А) холодный дождь   Б) шумел огонь   В) шумел в саду   Г) затапливали печи

Ответ: ___________________________. 

В-5. В предложении 3 найдите глагол, который состоит из приставки, корня,

Двух суффиксов и окончания, и запишите его в ответе.

Ответ: ___________________________. 

В-6. Выпишите из текста имя существительное, которое является

Именем собственным.

Ответ: ___________________________.

 

С-1. Придумайте продолжение текста, записав 3-4 предложения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!