М
инистерство образования и науки
Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Стахановский политехнический колледж»
Разработала: Поветкина Т.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин,
преподаватель высшей категории, старший преподаватель
2022
Комплект миникоспектов разработан в соответствии с рабочей программой по ОДБ.13 Физическая культура для обучающихся среднего профессионального образования. Предназначен для самостоятельного освоения обучающимися основных приемов и методов игры волейбол. Может использоваться в ходе дистанционного обучения.
Волейбол является частью комплексной программы по физическому воспитанию и одной из основных дисциплин учебного плана физической культуры.
1. Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Передача мяча, подача
мяча 6
2. Правила соревнований по волейболу. Стойка волейболиста. Приём мяча после подачи 19
3. Перемещение игроков по площадке. Подача мяча - нижняя боковая подача. Приема мяча после подачи 26
4. Основы техники и тактики игры в волейбол 30
5. Передача на точность. Тактика нападу. Тактика нападения. Нападающий удар 34
6.Тактика защиты: индивидуальные действия, групповые действия 40
7. Правила игры в волейболе. Тактика нападения. Нападающий удар. Подвижная игра с элементами волейбола 43
8. Техника защиты: индивидуальные действия, групповые действия 49
9. Правила игры. Блокирование нападающего удара. Приём, отбивание мяча 54
10. Двостороння навчальна гра.Судьи и судейство в игре. «Секреты» игры. Примерные упражнения при подготовке волейболиста 59
Техника подачи мяча по зонам. Приёма мяча после подачи. Приём мяча. Отбивание мяча. Блокирование нападающего удара. Приём мяча. Отбивание мяча. Блокирование нападающего удара. Приём мяча. Отбивание мяча. Блокирование нападающего удара. Приём мяча. Отбивание мяча. Блокирование нападающего удара. Учебная играЗаключение 69
.
В процессе прохождения учебного раздела программы «Волейбол» планируется, что обучающиеся научатся лучше владеть техникой передачи, подачи, приёма мяча, основами техники и тактики игры в волейбол. Будут знать правила безопасного поведения и профилактику травматизма во время занятий волейболом.
Приобретут дополнительные знания о истории и происхождения волейбола. Также предполагается, что обучающиеся научатся лучше взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности. Сформируют знания и умения по организации самостоятельных занятий по волейболу. Усовершенствуют многие необходимые в жизни двигательные и морально-волевые качества.
I. Общие требования безопасности
К занятиям по волейболу допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
Опасность возникновения травм:
- при падении на твердом покрытии;
- при нахождении в зоне удара;
- при блокировке мяча;
- при наличии посторонних предметов на площадке и вблизи.
У преподавателя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
Обучающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.
Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.
II. Требования безопасности перед началом занятий
Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.
Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов на площадке и вблизи.
Провести физическую разминку всех групп мышц.
Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в волейбол.
Коротко остричь ногти.
III. Требования безопасности во время занятий
Во время занятий вблизи игровой площадки не должно быть посторонних лиц.
При выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять приёмы само страховки.
Соблюдать игровую дисциплину, особенно во время игры.
Не вести игру влажными руками.
При температуре воздуха +10 град. одевать спортивный костюм.
Пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.)
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом преподавателю.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся преподавателю.
Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.
V. Требования безопасности по окончании занятий
Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.
Снять спортивную форму и спортивную обувь.
Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить преподавателю.
1896 г. - профессор Альфред Хальстед после демонстрации новой игры на конференции руководителей физического воспитания ИМКА предложил дать новинке иное название - Волейбол (летающий мяч), т. к. основная идея игры заключалась в том, чтобы «ударять руками по мячу, заставляя его перелетать через сетку».
1923 г.- 28 июля в Москве проведен первый волейбольный матч между мужскими командами.
1954 г - Международный Олимпийский комитет признал волейбол олимпийским видом спорта.
1980 г - сборные СССР второй раз после Олимпиады-68 сделали «золотой» дубль, выиграв олимпийские игры в Москве.
1999 г - изменена система подсчета очков - игра в первых 4 партиях до 25 очков, а в пятой партии до 15 по системе «тай-брейк», введена функция защитника «Либеро».
ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ДОЛЖЕН:
Верхняя передача чаще всего используется у сетки для нападающего удара как второе касание мяча. Это требует от игроков своевременного, точного выхода к мячу и принятие удобной стойки: ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, руки согнуты и выставлены вперед, кисти отведены назад, развернуты друг к другу и находятся на уровне плеч.
- это доведение до автоматизма движений спортсмена в зависимости от его положения и ситуации на поле.
- это умения и разумная организация всех действий игроков с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делятся на две категории: защитные и нападающие действия.
1. Несвоевременный и неправильный разбег (направление, ритм и темп).
2. Большая глубина приседа и медленное отталкивание.
3. Несвоевременная и неправильная работа руки и туловища при замахе.
4. Недостаточная сила удара, удары согнутой рукой.
Комплекс общеразвивающих упражнений с теннисным мячом.
Комплекс общеразвивающих упражнений с гантелями
1 кг
Упражнения для улучшения функциональности плечевого пояса.
Р
егла Торрес
Спортсменка из Кубы – трехкратная олимпийская чемпионка по волейболу.
Мировая федерация волейбола признала Реглу лучшим игроком прошлого века.
Кроме трех Олимпийских наград,
Торрес два раза становилась
чемпионкой мира, а также является
обладательницей Кубка мира.
К
арч Кирай
Американский игрок в волейбол, который среди прочих наград и регалий, является единственным игроком в мире, который взял олимпийское золото, как в классической игре, так и в пляжном волейболе. Международная федерация волейбола выбрала Кирая как лучшего игрока 20-го века среди мужчин.
С
ергей Тетюхин
Спортсмен из России, чемпион
Олимпийских игр 2012 года,
а также призер трех других Олимпиад.
Имеет множество других наград и званий.
А
на Ибис Фернандес
Волейболистка из Кубы, играющая на позиции центральной блокирующей. Карьера в сборной Кубы стартовала в 1991 году. В этом сезоне команда выиграла континентальный чемпионат. В следующем году спортсменка выиграла Олимпийское золото на Играх в Барселоне. На протяжении восьми лет Ана Ибис Фернандес не покидала кубинскую сборную.
М
аксим Михайлов
Спортсмен из России, один из главных
игроков казанского Зенита, волейболист
национальной сборной.
Свою профессиональную карьеру
на поле, начал с игры в национальной сборной,
где команда одержала победу
над сильной сборной Южной Кореи. После этой игры спортсмена включили в список участников Олимпиады 2008 года, где он стал лучшим игроком внутри команды и вторым на первенстве, уступив лишь американцу.
Ллой Болл
Американский волейболист, который является единственным игроком сборной Соединенных Штатов, принимавший участие в четырёх олимпийских состязаниях
Д
анте Амарал
Бразильский волейболист, занимающий позицию доигровщика. Послужной список спортсмена 1980 года впечатляет: трижды выигрывал чемпионат мира, один раз Олимпиаду 2004 года, а также дважды становился призером (в 2008 и 2012 годах).
Г
рбич Владимир
Игрок Югославии и Сербии, обладатель
олимпийского золота 2000 года
в Австралии. Ему принадлежат призы
различных престижных международных
соревнований, он нес знамя на открытии
Олимпиады в Сиднее. Кроме этого,
Владимир является вице-президентом
Волейбольного союза Сербии.
Г
амова Екатерина
Двукратная чемпионка мира, лучшая спортсменка России.Уже в 15 лет в составе команды Метар, девушка выиграла свой первый титул – Кубок России. В составе национальной сборной волейболистка стала двукратным призером Олимпиад, два раза становилась чемпионкой Европы и мира, а также она многократный призер национальных и международных первенств.
Ш
ашкова Любовь
Заслуженный мастер спорта России,
является выдающей спортсменкой, участницей, а также победительницей международных первенств наивысшего мирового уровня по волейболу.
Любовь является двукратной чемпионкой
мира 2006 и 2010 годов. Плюс к этому
Шашкова получила серебряную медаль на олимпийских играх 2000 и 2004 годов.
Станций 8 . Работают на них по 3 — 4 мин.
Станция 1. Передачи мяча через сетку в парах.
Станция 2. Игра у стенки. Верхняя передача мяча в стенку. Заранее оговаривается число непрерывно сделанных передач. Если позволяют условия, упражнение выполняют одновременно все игроки группы.
Станция 3. Игра у стенки. Нижняя передача в стенку.
Станция 4. Верхняя передача мяча над собой с последующим отскоком мяча от пола.
Станция 5. Нижняя передача мяча перед собой.
Станция 6. Учащиеся выстраиваются полукругом с интервалом 1,5 м друг от друга. Перед полукругом произвольно стоят два игрока. Первый из них, приняв передачу со стороны полукруга, пасует мяч партнеру, который выполняет передачу в полукруг. Желательна непрерывная передача мяча, в ходе которой происходит замена центральных игроков.
Станция 7. Построение такое же, как на станции 6, но в центре располагается один человек. Игрок, выполнивший передачу центральному, занимает его место, а тот, передав мяч в полукруг, перебегает на место сменившего его партнера. Желательна непрерывная передача мяча.
Станция 8. Попадание верхней передачей мяча с указанного расстояния в баскетбольный щит.
Волейбол одно из активных средств укрепления здоровья, физического и умственного развития (быстрота мышления, умение принимать решения в быстро меняющих ситуациях ), повышение работоспособности и улучшения настроения. Занятие волейболом компенсирует дефицит двигательной активности, способствует гармоническому развитию обучающихся. Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях. Популярность волейбола делает его значительным средством пропаганды физической культуры и спорта.
Источники сайтов:
https://infourok.ru/voleybol-gruppovie-i-individualnie-uprazhneniya-v-peredachah-v-sochetanii-s-razlichnimi-peremescheniyami-1133485.html;
https://helperia.ru/a/sovershenstvovanije-fizicheskoj-podgotovki-volejbolistov;
https://infourok.ru/voleybolnie-pravila-viderzhki-dlya-studentov-spo-2466000.html;
https://multiurok.ru/blog/volieibol-sodierzhaniie-i-pravila-ighry.html;
https://bukmekeri.ru/articles/pravila/pravila-igry-v-volejbol-kratko-po-punktam/;
https://otherreferats.allbest.ru/sport/00619994_0.html;
https://infourok.ru/volejbol-taktika-i-tehnika-igry-5141339.html;
https://pandia.ru/text/79/046/13101.php;
https://kaskad.chao.sportsng.ru/media/2018/10/25/1220838625/RPV_3.pdf;
https://www.professionalsport.ru/blog/2016/03/09/tehnika-priyoma-myacha-v-voleybole; https://urok.1sept.ru/articles/550018;
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/terball/2959318.html;
https://cyberpedia.su/14x91bd.html;
https://blog.decathlon.ru/sovety/kakie-podachi-est-v-voleibole-i-kak-ih-ispolnat.html;
https://tvou-voleyball.ru/obuchenie/podacha-v-volejbole/;
http://fivb.narod.ru/pd2.html; https://volleybolist.ru/attacks-in-volleyball.html
https://infourok.ru/metodika-obucheniya-i-sovershenstvovaniya-napadayushego-udara-i-blokirovaniya-v-volejbole-4267384.html;
https://studopedia.ru/9_185212_taktika-igri-v-napadenii-individualnie-komandnie-deystviya.html;
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/03/17/obuchenie-tehniki-napadayushchego-udara-i-blokirovaniya;
https://helperia.ru/a/tehnika-i-taktika-volejbola-teorija