Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи в основном общем образовании
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Исполнитель:
Черданцева К.Ю.,
студент 4и группы
Руководитель:
Мохирев К.В.,
преподаватель
Камышлов, 2023
Комплект наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи в основном общем образовании / сост. К.Ю. Черданцева. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Руководитель: Мохирев К.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» высшей квалификационной категории
Рецензент: Мутли А.Г., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж» высшей квалификационной категории
Предлагаемый комплект наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи посвящен проблеме нехватки наглядных пособий для использования учителями изобразительного искусства на уроках изучения техники акварельной живописи. Комплект включает в себя инструктивные и справочные таблицы, ориентированные на изучение понятий техника и приёмы акварельной живописи, а также поэтапность выполнения пейзажного мотива с применением той или иной техники.
Материалы комплекта предназначены для педагогов, обучающихся старших классов, а также студентов педагогических направленностей.
© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023
Пояснительная записка
Современные нормативные документы в области образования предъявляют конкретные требования, к деятельности учителя изобразительного искусства и черчения:
Согласно настоящей должностной инструкции учителя изобразительного искусства в школе разработанной на основе Профессионального стандарта: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» с дополнениями от 5 августа 2016 года, в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 17 февраля 2023 года); ФГОС НОО и ООО, утвержденных соответственно Приказами Минпросвещения России №286 и №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года), ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года); с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем. Должен обладать определенными знаниями, к числу которых относятся: основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронной почтой и браузерами; средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания ИЗО и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов изобразительного искусства.
А также, должен обладать определенными умениями, одни из которых являются: использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования; использовать информационные источники, следить за последними открытиями и новостями в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры, знакомить с ними обучающихся на уроках.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО) закрепляется в разделе 5.9. Предметные результаты по предметной области «Искусство» должны обеспечивать. 45.9.1. По учебному предмету «Изобразительное искусство» [_]: Сформированность системы знаний в области основ изобразительной; о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; сформированность умений строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции; воспроизводить предметы и явления окружающей реальности по памяти и представлению; выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла; создавать творческие работы в различных художественных материалах.
Благодаря тому что учитель изобразительного искусства владеет ТСО он способен разрабатывать для занятий изобразительного искусства необходимые по содержанию наглядные демонстрационные материалы, которые позволяют обеспечить формирование предметных результатов у учащихся, в процессе образовательной деятельности.
Исходя из этого в рамках дипломного проекта были разработан комплект наглядных пособий по изобразительному искусству по применению по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи.
Цель комплекта наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи: Развитие у учащихся, основного общего образования, умения различать традиционные и нетрадиционные техники живописи, понимать и осознавать разницу между понятием техники и приёма в процессе взаимодействий с комплектом наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи в основном общем образовании.
Задачи комплекта наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи
-
Разработка содержания наглядных пособий систематизирующих информации по видам техник и приёмам живописи, направленная на формирование представлений и различий, у учащихся, между традиционные и нетрадиционными приёмами и техниками живописи;
-
Систематизация таблиц по группам в соответствии со значением;
-
Разработка и создание макета наглядных пособий по теме «Пейзаж» направленных направленная на формирование представлений и различий, у учащихся, между традиционные и нетрадиционными приёмами и техниками живописи.
Комплект наглядных пособий включает в себя девять таблиц, четыре справочных и пять инструктивных:
-
Понятие приёма и техники живописи;
-
Традиционные техники и приёмы акварельной живописи (лессировка, алла-прима, заливка);
-
Нетрадиционные техники и приёмы акварельной живописи (монотипия, кляксография, набрызг);
-
Нетрадиционные техники и приёмы акварельной живописи («сухая кисть», «письмо точками»);
-
Нетрадиционная техника акварельной живописи – монотипия;
-
Нетрадиционная техника акварельной живописи – кляксография;
-
Нетрадиционная техника акварельной живописи – набрызг;
-
Нетрадиционная техника акварельной живописи – «сухая кисть»;
-
Нетрадиционная техника акварельной живописи – «письмо точками».
Главным достоинством данных наглядных пособий является то, что можно применять на занятиях, где изучаются техники и приёмы акварельной живописи, при выполнении пейзажей в технике акварели, при актуализации знаний о приёмах и техниках в различных ступенях образования. А также как использование в электронном, так и в печатном виде.
Разработанные наглядные пособия направлены на помощь учителю в формировании для учащихся понятий техники и приёма живописи, поэтапность выполнения работ в той или иной технике акварельной живописи на примере пейзажного мотива.
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи в основном общем образовании(справочные)
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Камышлов, 2023
Наименование таблицы: Понятие приёма и техники живописи;
Размер таблицы: 80 см. по ширине, 60 см. в высоте;
Формат: горизонтальный;
Описание содержания таблицы: Таблица содержит в себе два блока информации посвященных определению понятия техника и приёмы живописи.
Слева находится блок информации, посвященный понятию техника живописи, и сопровождается иллюстрацией работы выполненной в технике монотипии.
Справа расположен блок информации посвященный понятию приём и сопровождается фотографиями приёмов, используемых в технике монотипии. К перечисленным приёмам относятся: слева сверху продемонстрирован приём создания оттиска – основан на создании отпечатка, при помощи штампа (лист бумаги, пластик, поролон и т.д.) жидкой краски на поверхности (бумаги, картон и т.п); слева снизу продемонстрирован приём смачивания бумаги, который основан на распыление или разбрызгивании воды на поверхность бумаги, для создания подтеков краски; справа посередине расположен приём лессировка, который позволяет детализировать работу в технике монотипии для создания образа пейзажного мотива. В таблице используются работы Крючкова (Логинова) Ольга.
Наименование таблицы: Традиционные техники и приёмы акварельной живописи (лессировка, алла-прима, заливка);
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на три блока информации о техниках лессировка, алла-прима и заливка.
Первый блок информации посвящен традиционной технике и приёму акварельной живописи – лессировка. Слева располагается информация с пояснением приёма лессировки и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Фотография была взята с сайта Анастасии Кустовой. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике лессировки. Автор пейзажа Бриджит Остин;
Второй блок информации посвящен традиционной технике и приёму акварельной живописи – алла-прима. Слева располагается информация с пояснением приёма алла-прима и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Фотография была взята с YouTube канала oksusha2000. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, алла-прима. Автор пейзажа Херри Арифин;
Третий блок информации посвящен традиционной технике и приёму акварельной живописи – заливка. Слева располагается информация с пояснением приёма заливка и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Фотография была взята с сайта lectoroom.com. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, заливка. Автор пейзажа. Кирясова Каролина.
Наименование таблицы: Нетрадиционные техники и приёмы акварельной живописи (монотипия, кляксография, набрызг);
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на три блока информации о техниках монотипия, кляксография и набрызг.
Первый блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – монотипия. Слева располагается информация с пояснением приёма монотипии и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Фотография была взята с сайта vjazaniemaster.ru. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, монотипия. Автор пейзажа Яшан Ирина;
Второй блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – кляксография. Слева располагается информация с пояснением приёма кляксографияи и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, кляксография. Автор пейзажа и процесса выполнения приёма - Черданцева Кристина;
Третий блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – набрызг. Слева располагается информация с пояснением приёма набрызга и сопровождается фотографией выполнения данного приёма. Фотография была взята с сайта letsgophotos.ru. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, набрызг. Автор пейзажа. Неизвестен.
Наименование таблицы: Нетрадиционные техники и приёмы акварельной живописи («сухая кисть», «письмо точками»);
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на два блока информации о техниках «сухая кисть», «письмо точками».
Первый блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – «сухая кисть». Слева располагается информация с пояснением приёма «сухой кисти» и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Фотография была взята с сайта papik.pro. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, «сухая кисть». Автор пейзажа Дэвид Адамс;
Второй блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – «письмо точками». Слева располагается информация с пояснением приёма «письма точками» и сопровождается фотографией выполнения данного приёма. Автор фотографии Коротун Елена. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, «письмо точками». Автор пейзажа. Ипполит Петижан.
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект наглядных пособий для уроков изобразительного искусства по применению нетрадиционных приёмов и техник живописи в основном общем образовании(инструктивные)
54.02.06 Изобразительное искусство и черчение
Камышлов, 2023
Наименование таблицы: Нетрадиционная техника акварельной живописи – монотипия
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см. по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на два блока информации о технике акварельной живописи - монотипия. Блоки таблицы ясно читаются так как отличаются цветом. Для рамки, второго блока информации, выбран зеленый цвет, так как необходимо привлечь и сконцентрировать внимание зрителя именно на этапах выполнения пейзажного мотива.
Первый блок информации, находящийся на белом фоне, посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – монотипия. Слева располагается информация с пояснением приёма монотипии и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Фотография была взята с сайта vjazaniemaster.ru. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, монотипия. Автор пейзажа Яшан Ирина;
Второй блок, находящийся на зеленом фоне, демонстрирует 6 этапов выполнения пейзажного мотива в технике монотипии, автором данных иллюстраций является автор дипломного проекта - Черданцева Кристина.
1 этап -Выбор формата (размер и положение);
2 этап -Нанесение цветовых пятен на черновик;
3 этап – Создание оттиска посредством прикладывания черновика к чистовику;
4 этап – Поиск художественного образа основываясь на отпечатке красок;
5 этап – Проработка объема в художественном образе, распределение планов в композиции
6 этап -Детализация и завершение работы.
Наименование таблицы: Нетрадиционная техника акварельной живописи – кляксография;
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на два блока информации о технике акварельной живописи - кляксография. Блоки таблицы ясно читаются так как отличаются цветом. Для рамки, второго блока информации, выбран зеленый цвет, так как необходимо привлечь и сконцентрировать внимание зрителя именно на этапах выполнения пейзажного мотива.
Первый блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – кляксография. Слева располагается информация с пояснением приёма кляксографияи и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, кляксография. Автор пейзажа и процесса выполнения приёма - Черданцева Кристина;
Второй блок, находящийся на зеленом фоне, демонстрирует 6 этапов выполнения пейзажного мотива в технике кляксографии, автором данных иллюстраций является автор дипломного проекта - Черданцева Кристина.
1 этап -Выбор формата (размер и положение);
2 этап -Нанесение кляксы и последующее её раздувание/растекание для создания образа;
3 этап – Создание общей целостности изображения;
4 этап –Проработка объема в кляксовом изображении, распределение планов в композиции;
5 этап – Детализация
6 этап – Завершение работы
Наименование таблицы: Нетрадиционная техника акварельной живописи – набрызг;
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на два блока информации о технике акварельной живописи - набрызг. Блоки таблицы ясно читаются так как отличаются цветом. Для рамки, второго блока информации, выбран зеленый цвет, так как необходимо привлечь и сконцентрировать внимание зрителя именно на этапах выполнения пейзажного мотива.
Первый блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – набрызг. Слева располагается информация с пояснением приёма набрызга и сопровождается фотографией выполнения данного приёма. Фотография была взята с сайта letsgophotos.ru. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, набрызг. Автор пейзажа. Неизвестен.
Второй блок, находящийся на зеленом фоне, демонстрирует 6 этапов выполнения пейзажного мотива в технике набрызга, автором данных иллюстраций является автор дипломного проекта - Черданцева Кристина.
1 этап -Выбор формата (размер и положение);
2 этап -Создание эскиза трафаретов;
3 этап – Вырезание трафаретов и распределение их по слоям;
4 этап – С помощью трафаретом и приема набрызга зубной щеткой задаем цвета в работе;
5 этап – Проработка объема и пространства;
6 этап -Детализация и завершение работы.
Наименование таблицы: Нетрадиционная техника акварельной живописи – «сухая кисть»;
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на два блока информации о технике акварельной живописи - «сухая кисть». Блоки таблицы ясно читаются так как отличаются цветом. Для рамки, второго блока информации, выбран зеленый цвет, так как необходимо привлечь и сконцентрировать внимание зрителя именно на этапах выполнения пейзажного мотива.
Первый блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – «сухая кисть». Слева располагается информация с пояснением приёма «сухой кисти» и сопровождается фотографией выполнения данного приема. Фотография была взята с сайта papik.pro. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, «сухая кисть». Автор пейзажа Дэвид Адамс;
Второй блок, находящийся на зеленом фоне, демонстрирует 6 этапов выполнения пейзажного мотива в технике «сухой кисти», автором данных иллюстраций является автор дипломного проекта - Черданцева Кристина.
1 этап -Выбор формата (размер и положение);
2 этап -Создание общей идеи;
3 этап – Усиление цвета и поплановый разбор;
4 этап – Проработка элементов 1,2 плана;
5 этап –Детализация;
6 этап - и завершение работы.
Наименование таблицы: Нетрадиционная техника акварельной живописи – «письмо точками»;
Размер таблицы: 60 см. по ширине, 80 см по высоте;
Формат: вертикальный;
Описание содержания таблицы: Таблица поделена на два блока информации о технике акварельной живописи - «письмо точками»;. Блоки таблицы ясно читаются так как отличаются цветом. Для рамки, второго блока информации, выбран зеленый цвет, так как необходимо привлечь и сконцентрировать внимание зрителя именно на этапах выполнения пейзажного мотива.
Первый блок информации посвящен нетрадиционной технике и приёму акварельной живописи – «письмо точками». Слева располагается информация с пояснением приёма «письма точками» и сопровождается фотографией выполнения данного приёма. Автор фотографии Коротун Елена. Справа располагается пейзаж, выполненный в технике, «письмо точками». Автор пейзажа. Ипполит Петижан.
Второй блок, находящийся на зеленом фоне, демонстрирует 6 этапов выполнения пейзажного мотива в технике «письма точками», автором данных иллюстраций является автор дипломного проекта - Черданцева Кристина.
1 этап -Выбор формата (размер и положение);
2 этап -Создание идеи пейзажного мотива;
3 этап – Проработка 2 плана;
4 этап – Проработка 3 плана;
5 этап – Проработка объема и пространства в работе;
6 этап -Детализация и завершение работы.
25