СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предметы материального мира подвержены старению и разрушению. Музейные предметы, как предметы материального мира, к сожалению, тоже. В этом смысле свойство музейных предметов стареть и разрушаться находится в вопиющем противоречии с задачей музея – сохранить такой предмет навечно. Замедлить процессы старения и разрушения, по возможности прекратить их или даже повернуть вспять (обновить предмет в процессе реставрации) призвано такое направление музейной работы, как хранение музейных фондов. Хранение музейных фондов – направление научно-фондовой работы, осуществляемое на основе режима хранения и системы хранения с целью обеспечения физической сохранности и доступности для использования предметов музейного фонда режим хранения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1Комплектование,учет и хранение музейных фондов
1.1Комплектование музейных фондов………………..…......................................................................................6
1.2 Учет музейных фондов……………………………..……………………….7
1.3Хранение музейных фондов…………………………………………………9
Глава 2 Научно-фондовая работа в музее
2.1Осуществление научно-фондовой работы в музее…..……………………15
Заключение…………………………………………………………………….…23
Приложение А…………………………………………………………………....26
Приложение Б…………………………………………………………………....28
Приложение В…………………………………………………………………....29
Приложение Г…………………………………………………………………....30
Приложение Д…………………………………………………………………....31
Приложение Е……………………………………………………………...….....33
Приложение Ж…………………………………………………………..…….....34
Список использованных источников……………………………………..….…36
Введение
Актуальность темы
Предметы материального мира подвержены старению и разрушению. Музейные предметы, как предметы материального мира, к сожалению, тоже. В этом смысле свойство музейных предметов стареть и разрушаться находится в вопиющем противоречии с задачей музея – сохранить такой предмет навечно. Замедлить процессы старения и разрушения, по возможности прекратить их или даже повернуть вспять (обновить предмет в процессе реставрации) призвано такое направление музейной работы, как хранение музейных фондов. Хранение музейных фондов – направление научно-фондовой работы, осуществляемое на основе режима хранения и системы хранения с целью обеспечения физической сохранности и доступности для использования предметов музейного фонда режим хранения.
Температура и влажность – факторы, которые в состоянии существенно повлиять на ускорение старения предметов. Сила этого воздействия зависит от материала, из которого изготовлен предмет; сохранности предмета на момент включения в коллекцию; особенностей среды, из которой предмет извлекли в процессе комплектования. Органические материалы (дерево, ткань, кожа, бумага) – гигроскопичны, портятся и при повышенной, и при пониженной влажности: деформируются, химически изменяются и т.д. Повышенная влажность опасна для металлов, стекла.
Цель исследования: изучение комплектования учета и хранения музейных фондов
Архивы служат задаче поддержания той части исторической памяти, которая одновременно является информацией, позволяющей верховной власти, позднее - государству выполнять свои функции. Поэтому они всегда испытывали определенную заботу государства, но находились под его строгим контролем (в нашей стране даже в системе органов внутренних дел), деятельность архивов регламентировалась и регулировалась законодательно и инструктивно. Понятно, что порядка и определенности в их работе больше, чем в работе музеев и библиотек. И даже на сегодняшней крутой волне реформ и реорганизаций никто не собирается лишать государственной поддержки, закрывать или приватизировать архивы. Однако последние, на протяжении всего периода своего существования расширявшие поле деятельности, тем не менее никогда не брали на себя задачу сохранения всей значимой для общества исторической информации. Например, личные фонды еще в XIX в. формировались в основном в библиотеках. А произведения искусства, являющиеся результатом творческого акта и зафиксировавшие чувства, отношения, эмоции как современников, так и предшественников, сохранялись в музеях и частных коллекциях. Музеи появились тогда, когда человечеству для поддержания исторической памяти оказалось недостаточно сохранять информацию, когда возникла потребность прикоснуться к памятникам прошлого, представить себе прошлое наглядно, зримо, предметно, эмоционально пережить прошлые трагедии и победы. Письменные памятники не всегда могли удовлетворить эту потребность. Музеи формировались как многофункциональные, но противоречивые по самой своей природе учреждения. Архив должен прежде всего и во что бы то ни стало хранить. А музей должен и хранить, и демонстрировать. Но одна задача порой противоречит другой. Сколько посетителей может принять дом-музей, расположенный в деревянном особняке конца XIX в., чтобы не нарушился температурно-влажностный режим и выдержали хрупкие, изначально не рассчитанные на многотысячные посещения конструкции? Понятно, что в целях сохранности объекта посетителей не должно быть много. Но музейные работники часто нарушают нормативы, идя навстречу желанию общества ознакомиться с мемориальным объектом.
Каждый исследователь, работавший в архиве, получал отказы («документ находится на микрофильмировании», «фонд заштабилирован», «документ не выдается в силу ветхости»).
Объект исследования: архив музея Барнаульского торгово-экономического колледжа.
Задачи:
1.Изучить теорию вопроса.
2.Раскрыть особенности комплектования учета и хранения музейных фондов
В работе использовались следующие методы: анализ опыта создания музеев образовательных учреждений в педагогической теории и практике;
методы изучения системы комплектования учета и хранения музейных фондов на примере музея БТЭК
Данная исследовательская работа состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Глава 1 Комплектование, учет и хранение музейных фондов
Комплектование музейных фондов
Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним. вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль.
Комплектование фондов - это выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса. Комплектование - это отбор, собирательская работа, которая предполагает выборочность. В связи с этим в музееведении важно такое понятие, как тезаврирование - определение ценности предмета. Комплектование осуществляется в соответствии с профилем музея и конкретными задачами: изучение определенной археологической культуры, эпохи, памятника и т.д.
Комплектование включает в себя следующие основные этапы:
1. выделение проблемы;
2. определение объектов изучения;
3. выявление предметов музейного значения;
4. приобретение и превращение в музейный предмет.
Источники комплектования могут быть как определенными в ходе плановых исследований, так и случайными. С ними неразрывно связаны методы комплектования, которые разрабатываются и применяются в музеях: от простого приема до розыска, в ходе которого ведутся наблюдения за определенными кругами источников. Приобретенные предметы образуют ядро музейного собрания и являются фундаментом всей деятельности музея.
Формирование фондовой документации очень важно, т.к. информация в ней содержащаяся послужит в дальнейшем основанием планирования музейной работы и управления музейными фондами. При отборе предметов для экспозиционной и выставочной работы фондовая документация используется для отбора предметов, создания экспозиционных комплексов, составления этикетажа, подготовки экскурсий и т.д. Фондовая документация – основа проводимых музеем исследований по истории музейного дела, музейному источниковедению, профильным и вспомогательным дисциплинам. Она позволяет сделать анализ фондов, выявить направления научно-фондовой работы, которые должны вестись с наибольшей интенсивностью, выявить направления дальнейшего комплектования фондов, рассчитать исходя из этого необходимые штаты и материальные затраты. Это важно как для самого музея, так и для органов, управляющих музейной сетью в целом.
Понятие фондовой документации шире понятия учетная документация. К последней относят только те документы, которые призваны обеспечить юридический статус и юридическую охрану фондов музея.
- хранение музейных предметов и музейных коллекций;
- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
- изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.
Государственное значение музеев состоит в том, что они отражают историю нации. Музей может активно участвовать в формировании лучших человеческих качеств – нравственности, порядочности, совестливости, ответственности, милосердия, которых очень недостает нашему обществу, и которые всегда ценились человеком.[4]
Учет музейных фондов
Учет музейных фондов – направление фондовой работы, которое закрепляет определенный юридический статус (принадлежность к всемирному, национальному и т.п. достоянию, принадлежность к определенной форме собственности, принадлежность конкретному учреждению) за отобранными предметами, обеспечивает юридическую охрану музейного собрания и прав музея на полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций научные данные о них.
Первым делом учет определяет принадлежность каждого предмета к той или иной части музейных фондов: фонду музейных предметов или к фонду научно-вспомогательных материалов.
Научно-вспомогательные материалы – объекты, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав фондов, т.к. необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов. К научно-вспомогательным материалам относят: воспроизведения музейных предметов (копии, репродукции, слепки, модели, муляжи, голограммы, научные реконструкции); макеты, диаграммы, схемы, планы, карты, таблицы, графики. При поступлении в музей объекты оформляются в специальной книге учета научно-вспомогательных материалов. Иногда в связи с тем, что требования к хранению научно-вспомогательных материалов менее жесткие, некоторые музеи включают в этот фонд материалы, которые следовало бы отнести к фонду музейных предметов, но сложности их сохранения заставляют музей «перестраховываться». В практике Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева, Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова в фонд научно-вспомогательных материалов включают старые, угасающие фотографии.
Воспроизведения музейных предметов – объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:
копию – предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем – к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в., выполненную с применением современных технологий);
реконструкция – научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;
муляж – предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;
репродукция – воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;
новодел – точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX – XX вв.);
макет – объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);
модель – копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;
голограмма – объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.
В отдельных случаях научно-вспомогательные материалы могут переводиться в разряд музейных предметов: при утрате подлинников или невозможности получения их заменяют копии. Выполненные меморируемой личностью научно-вспомогательные материалы приобретают значение музейных предметов.
Деление на фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов – общепринятое, выделение остальных составляющих музейных фондов – вопрос дискуссионный, поэтому в практике отдельных музеев ниже описанные части музейных фондов могут не выделяться или выделяться иначе.
Хранение музейных фондов
|
Предметы материального мира подвержены старению и разрушению. Музейные предметы, как предметы материального мира, к сожалению, тоже. В этом смысле свойство музейных предметов стареть и разрушаться находится в вопиющем противоречии с задачей музея – сохранить такой предмет навечно. Замедлить процессы старения и разрушения, по возможности прекратить их или даже повернуть вспять (обновить предмет в процессе реставрации) призвано такое направление музейной работы, как хранение музейных фондов. Хранение музейных фондов – направление научно-фондовой работы, осуществляемое на основе режима хранения и системы хранения с целью обеспечения физической сохранности и доступности для использования предметов музейного фонда. |
|
Режим хранения – совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания. Включает в себя температурно-влажностный режим, световой режим, мероприятия по защите от загрязнителей воздуха, биологический режим, мероприятия по защите от механических повреждений; защиту фондов в экстремальных ситуациях. Температура и влажность – факторы, которые в состоянии существенно повлиять на ускорение старения предметов. Сила этого воздействия зависит от материала, из которого изготовлен предмет; сохранности предмета на момент включения в коллекцию; особенностей среды, из которой предмет извлекли в процессе комплектования. Органические материалы (дерево, ткань, кожа, бумага) – гигроскопичны, портятся и при повышенной, и при пониженной влажности: деформируются, химически изменяются и т.д. Повышенная влажность опасна для металлов, стекла. Температура также является важным фактором сохранности предметов: олово при t ниже + 13С заболевает «оловянной чумой», т.е. в нем происходят необратимые химические изменения. Изделия из воска при t выше + 25С необратимо деформируются. Температура и влажность рассматриваются в комплексе, поскольку они на самом деле взаимосвязаны (вспомните формулу давления из школьного курса физики). Для решения вопроса о подходящем именно данному предмету температурно-влажностном режиме необходимо учитывать не только материал, из которого изготовлены предметы, но и их устройство, сочетание материалов, структуру и сохранность. Например, хранение картин, натянутых на подрамник без крестовин и скосов, в условиях повышенной влажности более опасно, чем картин, подрамники которых имеют крестовины и скосы, т.к. последние менее подвержены деформации. Наличие трещин, сколов усиливает негативное воздействие температуры и влажности. Важно учесть и среду, из которой извлекли предмет (это касается археологических коллекций). Резкая смена среды бытования металлов, дерева, стекла, цветного камня способна привести к резкому старению и разрушению предметов. Стекло, металл, извлеченные при археологических работах, следует хранить при пониженной влажности; дерево – при повышенной. В отечественном музееведении разработаны критерии оптимальной температуры и влажности для разных групп материалов |
Своевременная консервация и реставрация играют важную роль для сохранности музейного предмета.
Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета. В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.) При классификации музейные предметы делятся на группы по признаками родства или различия, по определённому основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.Группировка предметов но основании принятых в музее классификаций (в картотеке или на электронном носителе) является систематизацией предметов, на основе которой создается система каталогов музейных фондов. Результаты атрибуции, классификации и систематизации позволяют дать интерпретацию музейных предметов как источников знаний и установить его подлинность, достоверность, репрезентативность и другие свойства, присущие музейному предмету.
Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т.д.
Источники комплектования могут быть как определенными в ходе плановых исследований, так и случайными. С ними неразрывно связаны методы комплектования, которые разрабатываются и применяются в музеях: от простого приема до розыска, в ходе которого ведутся наблюдения за определенными кругами источников. Приобретенные предметы образуют ядро музейного собрания и являются фундаментом всей деятельности музея.
Хранение музейных фондов является важнейшей задачей музея. В целом можно сказать, что хранение осуществляется в 2-х направлениях - юридическое хранение и физическое хранение. Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведения музейной документации. Весь комплекс музейной документации отражает существование предмета в музейных фондах. Он предусматривает закрепление принадлежности предметов данному музею, его отдельной коллекции. Документация учета, система бумажных и электронных каталогов, шифров и условных обозначений позволяет организовать контроль за состоянием музейных фондов, изменениями, происходящими в них, следить за перемещением и изменением физического состояния предметов, а также помогает осуществлять исследования в области соответствующих дисциплин. В частности, использование электронных многоуровневых каталогов в музеях обеспечивает оперативный многоаспектный поиск и облегчает доступ к информации о музейных предметах.
Физическое хранение направлено на создание оптимальных условий, предотвращающих физико-механические и химические изменения музейных предметов. Соблюдение режима хранения (температурно-влажностного, светового, биологического и др.) позволяет защитить предметы от воздействия окружающей среды и замедлить процессы их естественного старения.
Изучение музейных предметов имеет самостоятельное значение, а также помогает осуществлять функции комплектования и хранения. Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их - значит изучить вещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания объекта.
Атрибуция предмета - это определение его основных признаков. Системный подход к изучению вещи предполагает рассматривать следующие основные ее свойства: морфологию, технологию, материал, функцию. При атрибуции музейного предмета определяются хронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты истории бытования вещи. Например, атрибуция археологического предмета - это определение, в первую очередь, его вещественных свойств, а также принадлежности к определенному хронологическому периоду, археологической культуре. В работе по атрибуции предметов музееведам помогают различные каталоги, определители, справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям, посуде и т.д.). В работе с археологическими предметами необходимо знание археологических культур, отдельных видов памятников, использование специальной литературы для поиска аналогий. Для упорядочения всего объема информации о предметах в музее проводится классификация предметов. В отдельных научных направлениях и дисциплинах существует большое количество классификаций - систем соподчиненных совокупностей предметов (или понятий), объединенных по определенным признакам (например, в биологии). В музейном деле классификация предметов необходима, прежде всего, как система обеспечения хранения предметов и поиска информации о них. Общая классификация музейных предметов делит их по типам источников - например, письменные и вещественные. Существуют более сложные классификации, основанные на хронологических, географических, технологических и других признаках предметов. Например, в фондах археологического музея предметы могут разделяться по географическому признаку - происхождению из того или иного археологического памятника. Далее классификация предметов может проводиться на основании их материала (керамика, стекло, металл и т.д.), функции (посуда, украшения, оружие) и т.д.
Интерпретация - это истолкование предмета как источника знаний и эмоций. Восстанавливается история бытования предмета. Для археологических предметов часто совмещаются атрибуция и интерпретация. Изучение музейного предмета также включает в себя такую важную сторону, как выяснение подлинности предмета, определение его музейной ценности.
Подлинность доказывается сопоставлением всех признаков предмета. У неподлинных предметов единство признаков нарушено, что и доказывается исследователем.
Глава 2 Научно-фондовая работа в музее
2.1 Осуществление научно-фондовой работы в музее
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит своё отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности и работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования [9, 5]. А также ведёт к созданию музеев. В Алтайском крае в каждом районе создано огромное количество музеев, в том числе и музеев образовательных учреждений.
Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами-музеологами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между образовательными учреждениями и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной [18, 3].
К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность [8, 2].
Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленные материалы требуют размещения.
Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат Поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданской зрелости учебного заведения [4, 144].
В соответствии с приказом по Барнаульскому торгово-экономическому колледжу от 24.04.2007 г. №01-05/32 по основной деятельности организован музей колледжа (Приложение А). К этому шли целых четыре года. На торжественном открытии музея с уникальными экспонатами – фотографиями, книгами, документами и наградами – присутствовали студенты, преподаватели, ветераны педагогического труда – выпускники Барнаульского торгово-экономического колледжа (Приложение Б).
Свою историю Барнаульский торгово-экономический колледж начал в 1958 году, как филиал Московского заочного техникума советской торговли (ФМЗТСТ) – учебно-консультационный пункт (УКП). Работа начиналась с обучения специальностям: ”Товароведение и организация торговли промышленными товарами”, “Товароведение и организация торговли продовольственными товарами”, “Бухгалтерский учет” и “Организация общественного питания”.
УКП по подготовке товароведов располагался в помещении горпромторга на ул. Л. Толстого, 32 в небольшой комнате.
Идея создания музея одного из старейших учебных заведений области оформилась в ноябре 2006 года. 24 апреля 2007 года Совет колледжа принял решение о создании общественного музея истории учебного заведения. На принятие данного решения повлияли следующие факторы:
наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения; потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств студентов и преподавателей;
социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.
Рабочая группа, возглавляемая Делендой Раисой Фоминичной, составила перспективный план-проект создания музея на 2007–2008 год. Он состоял из трёх основных этапов.
I этап: 2007–2008 г.
Операция «Поиск».
Организационно-правовая деятельность.
Выборы Совета музея, распределение обязанностей.
Организация учёбы по хранению и учёту экспонатов.
II этап: 2008–2009 г.
Регистрация, изучение, систематизация экспонатов.
Проектирование музейной экспозиции (определение тематической структуры экспозиции, составление тематико-экспозиционного плана).
Операция «Поиск».
III этап: сентябрь – декабрь 2009 г.
Технический монтаж экспозиции.
Декабрь – открытие музея истории учебного заведения.
В рамках организационно-правовой деятельности в сентябре 2004 года было разработано Положение о музее, а в октябре – Положение о Совете музея. 27 октября данные положения и сам «План-проект создания музея» были утверждены на Совете колледжа. Была также проведена работа по ознакомлению педагогического коллектива и научно-методического совета колледжа с данными положениями.
Научно-фондовая и экспозиционная работа, проводимая на втором этапе создания музея, включала в себя:
регистрацию собранных экспонатов в книге основного и вспомогательного фондов (октябрь 2007 г. – февраль 2008 г.). Музейные предметы оформлялись в инвентарной книге основного и вспомогательного фондов. Каждый музейный предмет имел свой номер (ТПК о/ф №4, ТПК в/ф №5), краткое описание, фиксировался материал, из которого сделан предмет, размеры предмета, короткая информация об истории поступления.
систематизацию экспонатов, формирование музейных коллекций (октябрь 2007 г. – февраль 2008 г.);
тематико-экспозиционный план, включающий задачи экспозиции, ведущие темы, тематические комплексы (сентябрь 2007 г. –январь 2008 г.);
создание именной картотеки (октябрь 2007 г. – май 2008 г.).
На третьем этапе осуществлялась работа по оформлению экспозиции:
выделение помещения, соответствующего требованиям российского законодательства по обеспечению сохранности музейных коллекций;
создание материальной базы музея;
оформление экспозиции;
открытие музея.
фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;
экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.
В рамках фондовой работы были проведены следующие мероприятия: 23 октября 2007 года была проведена учёба по учёту музейных экспонатов.
Музейный экспонат – это памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания благодаря способности характеризовать историю и культуру определённого общества [7, 13]. Среди музейных экспонатов выделяют раритеты – редкие предметы, сохранившиеся в ограниченном количестве; и реликвии – вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то выдающемся человеке или событии [7, 14].(Приложение В, Г).
В ноябре – декабре 2007 года был проведён учёт музейных экспонатов и проведена их систематизация. В феврале – апреле 2008 года была проведена работа по составлению именной картотеки.
Работа по направлению научно-исследовательская и поисковая деятельность включала в себя выбор и утверждение заданий для поисковых групп. Студенты работали в архивах с архивными документами, писали письма, обрабатывали воспоминания, оформляли собранный материал. Благодаря операции «Поиск» удалось уточнить списки выпускников через Алтайский архив, отыскать сведения об учащихся по группам, документы, рассказывающие о материальной базе колледжа ещё в 70-е годы, материалы об участии студентов в общественной работе города.
Что касается экспозиционной работы, то в основе её лежит экспозиция – индивидуальное лицо музея, и в представлении большинства людей музей ассоциируется именно с ней. Экспозиции различают по форме представления: стационарная и временная; по принципам структурной организации: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая. Отбор экспозиционных материалов – это определение состава экспонатов будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы [7, 40].
Экспозиция музея в Барнаульском торгово-экономическом колледже построена по принципу историзма и хронологии, она носит монографический характер и состоит из тематико-экспозиционных комплексов, размещённых на стендах.
Экспозицию дополняют две боковые угловые витрины, где размещены учебники, учебные пособия, авторские книги и четыре горизонтальные витрины с персональными вещами преподавателей, творческими работами студентов.Музей истории учебного заведения в Барнаульском торгово-экономическом колледже – это результат организованной, целенаправленной поисково-исследовательской деятельности, как преподавателей, так и студентов данного образовательного учреждения. В качестве основной социальной функции выделяется функция образования и воспитания, которая основывается на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, и направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно-воспитательных, эстетико-воспитательных задач.
Музей истории Барнаульского торгово-экономического колледжа работает по плану (Приложение Д), который утверждает Совет колледжа, но главным органом в управлении музеем является Совет музея. Он состоит из 2-х секций: секции ветеранов педагогического труда -7 человек и секции студентов и преподавателей – 12 человек. Работает он по следующим направлениям:
комплектование фондов;
экспозиционно-выставочная и экскурсионная деятельность;
научно-просветительская деятельность.
Работа по комплектование фондов, т.е. сбор, обработка, изучение, регистрация и систематизация музейных предметов проводилась и проводится с целью создания музейного собрания, комплексно отражающего историю учебного заведения. Проходит оно по следующим направлениям:
учебное заведение в разные годы его существования;
фотографии преподавателей, студенческих групп;
свидетельства жизни учебного заведения как процесса (расписания, отчёты администрации, планы кураторов, планы педагогических практик, планы работы кружков, занятий индивидуальной музыкой);
атрибуты жизни учебного заведения разного времени (учебники, тетради, письменные принадлежности, мебель);
творческие работы (поделки, рисунки);
воспоминания выпускников разных лет.
Выделены критерии отбора предметов в фонд музея истории учебного заведения:
информативность, т.е. свойство предмета давать информацию, быть источником знаний;
экспрессивность, т.е. способность музейного предмета оказывать на человека эмоциональное воздействие;
репрезентативность, т.е. способность предмета наиболее полно отражать событие, явление, процесс;
физическая возможность хранения предмета в музее.
Общее число единиц хранения в музее на 1 сентября 2009 года составляло – 464. Из них основного фонда – 198, научно-вспомогательного – 266. В основной фонд входят вещественные памятники, фотоматериалы, письменные источники. А научно-вспомогательный фонд включает в себя цветные фотографии, ксерокопии, вырезки из газет и другое. Наиболее ценными экспонатами основного фонда являются книги из библиотеки Барнаульского торгово-экономического колледжа, аттестат об окончании Барнаульского торгово-экономического колледжа Некрасовой М.С., выданный 22 июня 1963 года, воспоминания (рукописный журнал) Величутина Э.В., выпускника 1968 года.
Для расширения экспозиционно-выставочной деятельности периодически пополняется существующая экспозиция: в неё включаются новые экспонаты, новые средства показа (мультимедийные презентации, турникеты).
Тематика выставок определяется:
юбилейными датами в истории учебного заведения, датами в судьбах лиц, внёсших вклад в историю учебного заведения, в истории развития народного образования Алтайского края;
наличием в собрании музея тематических коллекций музейных предметов;
поступлением в музей новых материалов по истории учебного заведения.
Расширение экспозиционной деятельности позволяет увеличить музейную аудиторию, включить в культурный оборот музейные предметы, хранящиеся в фондах музея.За 2008–2009 учебный год в музее истории учебного заведения в Барнаульском торгово-экономическом колледже было проведено 3 выставки:
«Наши достижения»;
«Выставка-бенефис одного предмета»;
«Слово – добро есть».
Советом музея составлена программа экскурсий:
– обзорная экскурсия (разработан маршрут осмотра, текст);
– тематические экскурсии-беседы:
«Учитель учителей» (о директоре Барнаульского торгово-экономического колледжа В.Ф. Косиновой).
Только за 2007–2008 учебный год в музее Барнаульского торгово-экономического колледжа было проведено 39 экскурсий (Приложение Е),
(Приложение Ж).
Материалы музея используются для научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Исследования на базе музея – это деятельность студентов по получению новых исторических знаний об истории учебного заведения, истории образования; средство организации образовательного процесса будущих учителей, социальных педагогов; способ удовлетворения потребности в познании. Материалы фондов музея – это уникальный первоисточник, служащий основой для курсовых и выпускных квалификационных работ.
Работа музея истории учебного заведения в Барнаульском торгово-экономическом колледже по перечисленным направлениям является нужной и востребованной, что подтверждает хотя бы то, что с сентября 2007 года экскурсии, беседы, встречи с выпускниками, музейные уроки, выставки, проводимые в стенах нашего музея, посетило уже 7286 человек.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что музей колледжа, с его особой, неповторимой средой, является условием и средством успешности психического и социокультурного развития учащихся. Принципы организации музейной педагогики позволяют использовать методы интерактивного освоения окружающего мира, что дает возможность наиболее эффективно стимулировать желание студентов по-другому видеть, слышать, чувствовать, где искусство и история выступают в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры, развитию ценностных ориентаций. И все вышесказанное нами, подтверждает, что музей колледжа по своей природе и полномочиям отражает общество. Музей Барнаульского торгово-экономического колледжа стремится к тому, чтобы вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества и его подрастающего поколения.
Заключение
"Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
Д.С.Лихачёв
Музей образовательного заведения является замечательным средством преодоления такого губительного равнодушия.
В фондах музея сейчас находится около 1000 единиц хранения, включая документы, фото- и видеоматериалы, книги, газеты, журналы, предметы быта учебного заведения, мебель, различные произведения изобразительного искусства, выполненные студентами и преподавателями колледжа разных лет. Актив музея ведёт постоянную поисково-исследовательскую работу, работу по созданию новых экскурсий и спектаклей, поддерживает связь с преподавателями колледжа, вышедшими на заслеженный отдых и с администрацией учреждений занимающих в данный момент бывшие здания колледжа. Проводя исследование по теме данной работы, можно установить, что представляет собой музей образовательного учреждения и чем он отличается от обычного музея: выявили особенности, функции музея образовательного учреждения, указали задачи по созданию и развитию музея. Установлены факторы, повлиявшие на создание музея истории учебного заведения в Барнаульском торгово-экономическом колледже:
наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;
потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств преподавателей средствами музейной педагогики;
социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.
Помимо факторов, повлиявших на создание музея, в работе отражены основные этапы создания музея и содержание деятельности общеколледжевской рабочей группы. Работала она по следующим направлениям:
фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;
экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.
Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат поисково-исследовательской деятельности [4, 144].
Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, приобщившись к ним душой. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своего края [9, 3].
Специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, располагает музейная педагогика [11, 5].
Деятельность музея истории учебного заведения в Барнаульском торгово-экономическом колледже имеет воспитательное, нравственное, культурно-образовательное значение.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Критерии оптимальной температуры и влажности для разных групп материалов
Материал (группа материалов) | Температура (в °С) | Влажность (в %) |
1 | 2 | 3 |
Металлы | +18 – +20 | до 50 |
Стекло, эмаль, керамика | +12 – +20 | 55–65 |
1 | 2 | 3 |
Поделочные камни | +15 – +18 | 50–55 |
Дерево | +15 – +18 | 50–60 |
Ткань | +15 – +18 | 55–65 |
Кожа, пергамен, мех | +16 – +18 | 50–60 |
Кость, рог, черепаха | +14 – +15 | 55–60 |
Бумага | +17 – +19 | 50–55 |
Масляная живопись | +12 – +18 | 60–70 |
Черно-белая фотография | +12 | 40–50 |
Цветная фотография | +5 | 40–50 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Утверждаю:
Директор ГОУ СПО «БТЭК»
«__» __________ 2007 г.
___________ В.Ф. Косинова
План по созданию музея колледжа
№ п/п | Мероприятия | Срок | Ответственные |
1 | Разработка проекта музея |
| Кривошеев П.А. |
2 | Ремонт музея |
| Грибанов О.Ю. Косинова В.Ф. |
3 | Создание Совета музея | 01.05.07 | Глубокова Л.Г. Камышникова Н.Г. |
4 | Организация сбора материалов по истории БТСТ и колледжа по направлениям: |
| Совет музея |
4.1 | Развитие структуры управления техникумом, колледжем по периодам 10-15 лет с момента создания до наших дней (основные документы, развитие материальной базы и др) |
| Совет музея |
4.2 | Организация поиска архивных документов о: - создании УПК и техникума советской торговли; - создании торговой школы в г. Барнауле; - систематизация архивных документов, имеющихся в колледже. |
| Совет музея Киселева Е.А. гр. Д-51 |
4.3 | История зарождения и развития специальностей БТСТ и БТЭК: |
|
|
| - экономика и бухгалтерский учет |
| Алымова Н.Н. кураторы гр. Б-61, Б-51, Б-71 |
| - Менеджмент, маркетинг, ДОУ |
| Калашникова Г.А., кураторы гр.М-61, М-62, М-51, М-52, Д-51, Д-61, Ма-61, Ма-51 |
| - Товароведение, коммерция, экспертиза качества потребительских товаров |
| Иванютина Л.В., кураторы гр. Тв-61, Тв-51, К-61, К-51, Э-61 |
| - Технология, организация обслуживания |
| Захарьева Т.И., кураторы гр. Т-61, Т-62, Т-51, Т-52, Ту-61, У-51, У-61 |
| - Правоведение |
| Балакирева Л.А., кураторы гр. П-61, П-62, П-51, П-52 |
| - Реклама, парикмахерское искусство |
| Янголова Н.Г., гр. Пр-61, Пр-51 |
4.4 | Подготовка материалов по Совету ветеранов |
| Язовская А.А. |
4.5 | Преподаватели-выпускники и династии студентов, обучающихся в колледже |
| Совет музея, зав. отделениями |
4.6 | Выпускники-отличники по годам |
| Архивариус Зав. отделением |
4.7 | Директора и административные работники БТЭК и БТСТ |
| Совет музея |
4.8 | Достижения спорта (лучшие спортсмены, награды, фото, физическое воспитание) |
| Совет музея, Малюк П.П. |
4.9 | Творческие работы студентов |
| Председатели ПЦК, преподаватели |
4.10 | Выпускники и базы практики по периодам. Наши социальные партнеры |
| Быструшкина Л.А. |
4.11 | Почетные работники, имеющие отраслевые награды, информация о преподавателе года. Педагогический коллектив (фото по годам, списки преподавателей) |
| Совет музея, Дедяева И.Б. |
4.12 | Наши достижения по годам в области научно-исследовательской деятельности |
| Дедяева И.Б. Совет музея |
4.13 | Информация о БТСТ и БТЭК в СМИ |
| Библиотека |
5 | Обработка и систематизация материала в соответствии с проектом музея. |
| Совет музея |
6 | Создание виртуального музея на сайте. |
| Янголова Н.Г. |
Председатель Совета музея /Камышникова Н.Г./
Зам. директора по УВР /Глубокова А.О./
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ОТЧЁТ
о выполнении плана работы музея
За 2007-2008 учебный год
В соответствии с приказом по Барнаульскому торгово-экономическому колледжу от 24.04.2007 №01-05/32 по основной деятельности организован музей колледжа. Указанным приказом создан совет музея в составе 9 человек, в т.ч. двух студентов. Общее руководство за организацией и деятельностью музея возложено на директора колледжа.
Разработано Положение о музее колледжа, которое чётко определяет цели и задачи музея, его функциональные обязанности.
В целях выполнения приказа и положения о музее составлен план работы музея. Распоряжением по колледжу от 19.02.2008 №4 назначены ответственные за подготовку мероприятий к открытию музея с указанием сроком исполнения. Отвественные своевременно выполнили задания Бонарёвой Н.Д., разработав презентацию к открытию музея. Активное участие в которой приняла Рубашанова Е.А. и студентка группы Д-71 Былина Д.
29 февраля состоялось торжественное открытие музея. Присутствовали сотрудники Администрации Ленинского района.
В музее на хранении находятся:
1. Видеокассеты – 2 шт.
2. Фотодокументы – 55 шт.
3. Дипломы – 59 шт.
4. Свидетельства – 4 шт.
5. Благодарности – 55 шт.
6. Медали золотые (большие и малые) – 10 шт.
7. Нагрудные знаки – 2 шт.
8. Книги почёта – 2 шт.
9. Книги отзывов и предложений – 1 шт.
10. Альбомы ПЦК – 6 шт.
11. Ключ сувенирный – 1 шт.
Состав, хранящихся в музее архивных документов обусловлен историей его формирования.
Для дальнейшего функционирования музея написана заявка на приобретение необходимого инвентаря и канцелярских принадлежностей.
Руководитель музея Н.Ф. Деленда 19.05.2008 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Список использованных источников и литературы
«Алтайская правда» №229 от13.10.99.,стр3.
«Алтайская правда» №26 (24273)от 30.01.03.,стр3.
«Алтайская правда» №211(24464) от 6.08.03.,стр3.
«Вечерний Барнаул» №121(1843) от 13.08.03.,стр2.
«Вечерний Барнаул» №7(1930) от 30.01.04.,стр2.
Интервью с директором клуба-музея «Горизонт»
Казакова С.Ф. «Научное комплектование фондов музеев».,М-2002г.
Каулен М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
«Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002г.
Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
13.Юренева Т.Ю. «Музееведение»., Академический Проект., М-2003г.
14.План по созданию музея колледжа «БТЭК» от15.02.2007 пр.№01-05/32
15.Приказ о назначении руководителя музея колледжа №01-05/03от 04 февраля 2008 г.
.Распоряжение №04 от 19 февраля2009 года.
17.Должностная инструкция руководителя музея от 2 июня 2009 года.
18.Положение о музее от 25 марта 2008 г.
19.Отчет о выполнении работы музея колледжа за 2007-2009 год.
37