СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников»


Комплекс дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников

 

1.     Игра с мячом  «Приготовим сок для мамы»

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

 2.     Игра с мячом  «Скажи наоборот»

Цель:  обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры.  Логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

·        Помидор круглый, а огурец… (овальный).

·        Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

·        Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).

·        Помидор большой, а огурец… (маленький).

 3.     Игра с мячом «Одна семейка»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры.  Логопед задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

·        Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

·        Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

·        Как называется сок из лимона? (Лимонный).

·        Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).

 4.     Игра «Маленькие поварята»

Цель:  активизировать словарь глаголов.

Описание игры.Логопед предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка»  овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

·        Капуста (Можно  резать, мять, тушить, солить).

·        Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

·        Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

·        Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).

 5.     Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.

Цель:  развитие связной речи, мышления.

Описание.  Логопед  помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.

·        Как он называется? Это фрукт или овощ?

·        Где он растет?

·        Какой он по величине?

·        Какой он по цвету?

·        Какой он по форме?

·        Какой он на вкус?

·        Какой он на ощупь?

·        Что из него можно приготовить?

 6.     Игра «Угадай-ка!»

Цель:  Обучение составлению загадок-описаний.

Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.

 7.     Игра «Закончи предложения»

Цель:  развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети  заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

·        Я люблю яблоко,  … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

·        Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).

·        Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).

·        Я не люблю лук, … (потому что он горький)

·        В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

 8.     Игра «Найди место»

Цель:  совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Описание игры.  Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички,  кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.

·        На грядке растет капуста. Предлог на.

·        Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.

·        В огороде много овощей. Предлог в.

·        Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.

·        Кошка спит на крыше. Предлог на.

·        Собака спряталась за домом. Предлог за.

·        Над домом пролетает птица. Предлог над.

 9.     Игра«Погрузи урожай»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Логопед помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей         ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец) . дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.

 10.                       Упражнение «Подскажи словечко»

Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Описание.  Логопед читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

·        Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился…   горох.

 ·        Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее…  капуста.

 ·        А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зеленые хитрецы,

Молодые…  огурцы.

 ·        Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем… кабачок.

 11.                        Упражнение «Будь внимательным!»

Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.

Описание.  Логопед читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения , дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого  раздаются трафареты фруктов, которые  раскрашиваются детьми.

·        Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

 12.                       Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

Цель:  расширение и уточнение словаря по теме «овощи»; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе.

Описание.  Дети идут по кругу, держась за руки. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

·        С большой корзиной иду в огород.

      На грядках растет разноцветный народ.

      Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

      Румяный редис принакрылся листком,

    Зеленый лучок дружно всходит рядком.

    Как солнышко, желтая репка горит

    И с черною редькой, смеясь, говорит.

    Лиловый атласный висит баклажан.

    Он здесь словно гость из диковинных стран.

    Вот рыжей лисицей крадется морковка,

    А тут чеснока две седые головки.

    И сочный, кудрявый хрустящий салат.

    Все дружно в корзине горою лежат.

  

Список литературы

1.      «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2.     Общеобразовательная  Программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Мозаика-Синтез
Год: 2010.

3.     Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи», М., «Просвещение», 2008.

4.     Нищева Н. В.  «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе детского сада для детей с ОНР» СПб Детство-пресс», 2008

5.     Климентьева О. Л. «Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма» СПб,  Детство-пресс, 2010

6.     Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми» - М.: ВЛАДОС, 1994.

7.     Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

8.     Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (коррекция общего недоразвития речи у дошкольников). – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2001.

 




















РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

В подготовительной группе совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации опре­деленных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппара­та дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Одновременно развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с воп­росительной или восклицательной интонацией (ласково, сер­дито, жалобно, радостно, грустно).

У детей седьмого года жизни продолжается развитие зву­кового анализа слова — умение вычленять в словах или фра­зах определенные звуки, слоги и ударение. Ознакомление с фонетической структурой слова серьезно влияет на воспита­ние интереса к языковым явлениям. Составление детьми за­гадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи и правильно применять в зависимос­ти от ситуации все характеристики речи развивается как в специальных упражнениях, так и при составлении любого высказывания.

Особое внимание надо уделять развитию творческих спо­собностей ребенка, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым: «Где ты, заинька, гулял?» («Под кусточ­ком ночевал».) «Ты, лисичка, с кем играла?» («Я избушку подметала».) «Где ты, Катенька, была?» («Я с друзьями в лес ушла».) «Наш зеленый крокодил... (шляпу новую купил)». Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумывают­ся в звучащее слово и начинают лучше понимать стихотвор­ную речь. Такие упражнения не только развивают интонаци­онную выразительность речи ребенка, но и готовят его к вос­приятию поэтической речи.

В подготовительной группе продолжается обогащение, зак­репление и активизация словаря. Проводится работа над бо­лее точным пониманием значений известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также мно­гозначных слов с прямым и переносным смыслом.

Одна из важнейших задач — формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правиль­но его применить в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического ряда наиболее подходя­щее слово (жаркий день — горячий; жаркий спор — взволно­ванный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мел­кий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники — крупные). Необходимо работать и над более точным понима­нием слов, противоположных по смыслу («Что может быть глу­боким? Мелким? Легким? Тяжелым?»). Использование посло­виц и поговорок («Март зиму кончает — весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому их надо включать в речевые занятия. Ра­бота с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию пере­носного значения слов. Углубленная работа над смысловой сто­роной слова помогает детям точно передавать творческий за­мысел в самостоятельных сочинениях.

При формировании грамматического строя речи происхо­дит обогащение речи детей разнообразными грамматически­ми формами и конструкциями, языковыми обобщениями. Про­должается работа по согласованию существительных и прила­гательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спро­си про уши, хвост, глаза, рот». Даются сочетания с несклоняе­мыми существительными: «пошел в новом пальто», «играл на пианино». Предлагается образовать степень прилагательного (умный — умнее, добрый — добрее, тихий — тише). Даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, при­дать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, тол­стый — толстенный, полный — полноватый).

Проводится дальнейшая работа по правильному употреб­лению «трудных» глаголов: одеть — надеть. При этом вни­мание детей обращается на слова-антонимы: одеть — раз­деть, надеть — снять. Усложняются задания по образова­нию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал — перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из дома; веселый — веселится; грустный — грустит). Обращается внимание детей на то, как подбирается словообразователь­ная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью од­ного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа — школьник, огород — огородник) или на пред­мет (чай — чайник, скворец — скворечник).

Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных в разных случаях (у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, а у жирафа, у носорога?) и наименования предме­тов посуды (сахарница, но солонка).

Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весен­ний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конст­руировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу», «Дрова надо ... (пила)».В развитии связной речи на первый план выступает фор­мирование умения строить высказывания разных типов (опи­сание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложени­ями и частями высказывания. Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (ко­нец). Развитие связности высказываний обеспечивается сис­темой обучения, включающего формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структур­ных частей, умения использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих возрастных группах, — пересказ литера­турных произведений, рассказывание по картине и об игрушке, на темы из личного опыта, творческое сочинение на самостоя­тельно выбранную тему. Однако цели занятий усложняются.

В рассказывании по серии сюжетных картин дети состав­ляют текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются варианты показа картин: сначала детям показы­вается только одна картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ, открывается следую­щая картина, и составляет рассказ другая группа детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют кол­лективный рассказ по всем картинам. Варианты показа кар­тин могут быть и такими: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные. Могут быть открыты 1, 3, 5-я картины. Рас­пределение детей для рассказывания по 1, 2-й или после­дней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такое рассказывание развивает у детей умение договариваться между собой, уступать сверстникам.

Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, они рисуют начало или ко­нец предложенного сюжета. Они могут нарисовать на четырех маленьких листочках и весь задуманный сюжет, а после этого каждый может последовательно рассказать воспитателю свое высказывание. Такие упражнения демонстрируют умение ре-пенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.

Развитие умения детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей осоз­нание структурной организации текста, влияет на их нагляд­но-образное и логическое мышление.